Статья: "Бизнес на "Гаранте"
Бизнес на "Гаранте"
Сейчас уже сложно представить компанию, в которой бы не пользовались справочными правовыми системами. Они настолько прочно вошли в бизнес среду, что, кажется, без них и работать невозможно. Но мало кто знает, что этот бизнес появился совсем недавно и буквально 15 лет назад о существовании справочных правовых систем никто и не подозревал. И одной из первых, кто стал предлагать на рынке новый вид услуг, стала компания "Гарант". О том, как же возникла эта идея, мы попросили рассказать Дмитрия Першеева, директора компании.
Система ГАРАНТ была создана в 90 -м году. Время перемен: исчезает одно государство, появляется другое. Как вы сами считаете, возникновение вашего бизнеса именно в то время - это случайность или закономерность?
- Скорее это удивительное сочетание случайного и неслучайного. У нас не было конкретной идеи, не было бизнес-плана, такого, какой присутствует в наше время, когда принимается решение о создании определенного бизнеса. 90-й год был годом перелома в общественно-экономическом устройстве страны. У нас было ощущение какой-то неопределенности и безвременья с одной стороны, и с другой стороны - пришло понимание того, что рассчитывать теперь можно только на себя.
И с чего вы начали?
- Так случилось, что в период работы со студенческим отрядом на практике в Хабаровске мы создали электронный справочник по трудовому законодательству по заказу одной местной компании. И первый же вопрос, который нам задали наши заказчики - как мы собираемся обновлять этот справочник? Ведь трудовое и пенсионное законодательство постоянно меняется и справочник быстро устареет. Для нас это было открытие, ведь мы, по сути, предлагали просто тот же самый кодекс, только в электронном виде, это был просто программный продукт. И тогда нам стало ясно, что людям нужна информация в реальном времени. Второе неожиданное открытие мы сделали, когда задали сами себе следующий вопрос: а почему, собственно справочник только по трудовому законодательству? Ведь в 90 -м году проходили не только трудовые и пенсионные реформы. В тот год сложилась так называемая конкуренция между союзным и российским законодательством. Выходили законы с одинаковым названием, но с разным содержанием. Одни - созданные от имени СССР, другие - от имени Российской Федерации. Никто не понимал, чем пользоваться и тогда мы решили создать специальные программные средства, позволяющие находить все союзные законы, соответствующие какому-либо российскому законодательству, и наоборот. И тогда же у нас появилось самое первое представление о том, что в конечном итоге нужно потребителю.
- Получается, что идею вам подкинул потребитель? И вам не пришлось его убеждать в нужности вашего продукты, как часто бывает, когда бизнес только встает на ноги?
- Ну, не то, чтобы совсем не пришлось. Скорее следует отметить другую проблему. Расскажу пример: в 90-е годы ректор Московского Государственного Университета поехал по обмену в Америку. И спросил там у своего коллеги, сколько в его институте персональных компьютеров? Американский ректор надолго задумался и, в конце концов, ответил: "Не знаю". На что наш ректор тут же назвал ему точную сумму и количество аудиторий, в которых в МГУ стоят персональные компьютеры. Вот поэтому в те далекие от всеобщей компьютеризации годы у нас была другая проблема: не доказывать, что наш продукт необходим всем и каждому, а довести до сознания людей, что компьютер - не только машина, на которой можно играть в компьютерные игры. И нам стоило большого труда объяснять людям не столько: зачем нужен компьютерный справочник по законодательству, сколько: что это вообще такое. Сейчас фразу "гипертекст" мы спокойно вставляем в нашу рекламу, потому что все знают, что это такое. Тогда же мы ее даже не пытались произносить вслух клиентам - нам бы потребовалось слишком много времени объяснить, что это такое и как этот гипертекст выглядит.
Кстати, по поводу рекламы и затрат. Первоначальные инвестиции в бизнес были большими?
- Нет, практически всегда мы жили на свои средства, и никаких заемных средств нам не требовалось. Мы предпочитали обходиться имеющимися в наличии деньгами. И только один раз, когда мы решили увеличить продажи, встала задача - дать рекламу своей продукции. Но, так как это было в самом начале развития бизнеса, денег у нас на это не было, и мы пошли к нашим знакомым бизнесменам с просьбой помочь деньгами. И хотя нам выставили довольно жесткие условия: деньги от продаж до полного возвращения всех инвестиций должны быть отданы инвестору, а прибыль - поделена пополам, мы пошли на этот шаг, так как тогда это был единственно возможный вариант. И, кстати, та реклама себя окупила. А уже в дальнейшем мы развивались только благодаря своим собственным ресурсам и никогда больше не привлекали инвестиций.
Хорошо, с потребителями вы быстро нашли общий язык. Меня интересует, каким образом вы нашли общий язык с нашими госорганами, которые на все новое и неизвестное особо радостно не реагируют?
- Да, это было очень сложно. Достаточно вспомнить ситуацию 90-х годов, когда выражение "частный предприниматель" воспринималось как синоним слова "вор". Так что в то время существовали только одни хорошие предприятия - государственные. Частное же предприятие воспринималось как ненадежное и выпускающее некачественную продукцию. А мы тогда именно так и назывались: ИЧП (индивидуальный, частный предприниматель). Попробуйте представить себе ситуацию, что я, как ИЧП предлагаю Министерству финансов заключить договор о сотрудничестве. Это был бы фонтан эмоций с их стороны: как вы вообще могли нам такое предложить?! Но постепенно, со временем стало понятно, что с нами можно иметь дело, и что продукция, которую мы выпускаем - более чем качественная. Так мы завоевали репутацию надежных партнеров. И уже сегодня с нами работают Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, иные органы исполнительной власти РФ, высшие органы власти Москвы и почти всех субъектов Федерации.
- А как построено сотрудничество с государственными органами?
- Мы работаем на основе заключенных договоров об информационно-правовом сотрудничестве более чем с 70 федеральными органами государственной власти, чем содействуем формированию единого открытого информационного пространства Российской Федерации в области правовой и экономической информации, росту интеллектуального потенциала страны. Ну, а, кроме того, результатом такого сотрудничества стало проведение совместных акций, организация интернет-конференций и интернет-интервью, создание серии совместных разработок, которые можно объединить под общим названием "Информационные технологии для органов государственной власти". Ежегодно эта серия пополняется новыми информационными продуктами.
- Такое тесное сотрудничество наверняка чревато пристальным вниманием к вам со стороны налоговых органов? Вас относят к числу добросовестных налогоплательщиков?
- Безусловно, да. Мы честно платим налоги, и в шутку называем себя - высокопрозрачной компанией. Да и как может быть иначе?! Ведь мы тесно сотрудничаем с органами государственной власти, и являемся неким посредником между государством и обществом. А, следовательно, мы должны подавать пример всем организациям и компаниям. Что у нас вполне неплохо получается.
- Вы все время говорите "мы". То есть те люди, которые начинали с вами бизнес до сих пор работают с вами?
- Нет, сейчас по разным причинам из стартового состава уже никого не осталось. Но в целом, я считаю, что в компании достаточно устойчивая кадровая ситуация. У нас есть замечательная, на мой взгляд, традиция - награждать тех, кто работает с нами более 10 лет, золотыми значками "Гаранта". Такими значками в компании награждены уже 78 человек и мне кажется, что для компании, которой в этом году исполнится 15 лет это очень хороший результат. А почему "мы", да потому, что ни в один период времени я не работал один, это всегда был коллективный труд. Вот и теперь только в центральном офисе работает тысяча человек, а в регионах - более пяти тысяч. "Гарант" - это результат огромного коллективного труда.
- И кто же работает в этом коллективе?
- Несмотря на то, что многие думают, будто в компании работают в основном программисты, это далеко не так. У нас большой штат юристов, которые обрабатывают информацию и выносят свои комментарии законодательной базе. Есть люди, которые занимаются внешними связями, а так же сбытом и обслуживанием пользователей. Так что компания не является исключительно программистской. Хотя здесь и работают очень грамотные специалисты в этой области и их наработки очень серьезны и достойны высоких оценок. Я считаю, что рынок справочных правовых систем в России самый высокотехнологичный в мире. Те задачи, которые могут решать наши базы данных не могут решать базы данных, к примеру, Америки или Франции, у них все-таки более слабые программистские решения.
- То есть на Западе тоже есть аналоги вашему бизнесу?
- Конечно, есть. Хотя на момент создания компании мы вообще не изучали ни российский, ни, тем более, мировой рынок. И мне кажется, что нас это даже как-то спасло. Ведь если бы мы подошли к его созданию традиционным путем - через маркетинговые исследования и тому подобное, мы бы пришли к выводу, что нам нужно очень много средств, сил, да и вообще перспективы развития рынка достаточно сомнительны, если не сказать - плохие. А на Западе фактически в каждой стране есть подобные программы. Но существенное различие между Россией и Западом есть - у нас пользователи выходят на базы данных через программные приложения, организованные в локальных компьютерных сетях, либо на конечном компьютере. А пользователи всего остального мира получают доступ к справочным системам через Интернет.
- Другая компания, которая занимается тем же бизнесом в России, что и вы, долгое время обходила вас по темпам роста и доли рынка. Но в позапрошлом году вам удалось восстановить равновесие. За счет чего это произошло?
- Да, сокращение отставания произошло. Я считаю, что по качеству продукта мы всегда отличались в лучшую сторону, но рыночный результат не всегда зависит от качества продукции - он зависит еще и от маркетинговой стратегии, и от построения сбытовых сетей. В середине 90-х годов наша сбытовая сеть была сосредоточена в основном в Москве, Санкт-Петербурге и немногочисленных крупных городах, а вся страна в целом не была охвачена. Дело в том, что когда мы начинали, у нас была гипотеза, что если в столице "Гарант" знают, то и в Находке его будут покупать. Но реальность оказалось совсем другой. Выяснилось, что в стране существуют локальные рынки, которые очень серьезно изолированы друг от друга. А, значит, если мы не продаем нашу продукцию в Нижнем Тагиле, то там будут покупать ту продукцию, которую продают наши конкуренты. Поэтому, начиная с конца 90-х годов, мы стали вести активную работу по построению сбытовых систем во всех регионах страны и прилагали значительные усилия к созданию всероссийской сети наших партнеров. В конечном итоге это дало огромный эффект: за пределами Москвы за пять лет, с 1999 до 2004 гг., число пользователей системы ГАРАНТ выросло примерно в десять раз. И мы имеем более 250 представительств в 200 городах России.
- Будущее этого рынка в России? Как он будет развиваться?
- Я считаю, что в целом у него достаточно безоблачное будущее: наши услуги очень востребованы. И когда кто-то пытается высказать мнение, что мы сами навязали пользователям потребность в правовых базах, "подсадили" их на это, мы просим вспомнить ситуацию 1998 года. Несмотря на кризис и всеобщую экономию на чем только возможно, наши пользователи не отказывались от нас, хотя они внимательно присматривались к тому, на что тратить деньги и тщательно оценивали целесообразность своих расходов. Поэтому, мы сделали вывод о том, что правовая информация относится к числу таких вещей, без которых ни одна нормальная компания не может существовать. На сегодняшний день справочные правовые системы широко распространены и так называемый незанятый рынок весьма невелик. И, конечно, уже не появятся новые, гигантские конкурирующие компании. Так как для того, чтобы повторить наш путь, нужны десятки миллионов долларов инвестиций только для того, чтобы стать технологически приближенными к нам. Поэтому, просто так новые компании вряд ли появятся - они могут возникнуть разве что при помощи транснациональных корпораций.
А вот наши методы работы с информацией будут развиваться - мы работаем не только "вширь", но и "вглубь", создавая базы данным по комментариям к законам 20-х, 30-х, 40-х годов, проектов законов, настраивая сотрудничество с региональными эмитентами документов, подключая к сотрудничеству судебную систему России и так далее.
- Да и наша власть не оставит без работы.
- Да, государство "работает", принимает новые законы, меняет старые, не позволяя нам останавливаться на достигнутом. К тому же, в последнее время стало понятно, что все больше предприятий работают не по "понятиям", а по законам, а значит им всегда нужно быть в курсе всех изменений, происходящих в законодательной базе. Вот мы и помогаем им в этом.
- Получается, что у вашего бизнеса - социальная направленность?
- Мне кажется, что любой серьезный и качественный бизнес - социально направлен. Возможно, что у нас эта направленность немного больше, ведь у нас даже лозунг компании гласит: "Мы создаем правовую Россию". Получается, что идем в ногу с программой правительства. И, судя по количеству клиентов, делаем нужное и правильное дело.
Ксения Батанова