Компания и партнеры Компания ГАРАНТ Пресс-центр "Гарант" в СМИ Порядок заключения договоров и размещения заказов на издание учебной литературы государственными заказчика

Порядок заключения договоров и размещения заказов на издание учебной литературы государственными заказчика

Статья опубликована в журнале "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии" № 11 ноябрь 2013 г.

П. ЕРИН, А. БАРСЕГЯН,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности заключения договора авторского заказа, лицензионного договора, а также размещения заказа на издание учебной литературы государственными заказчиками.

Ключевые слова: договор авторского заказа, лицензионный договор, размещение заказа, государственный заказчик, издание учебной литературы.

Как правило, государственные учреждения и министерства обеспечивают учащихся бесплатной учебной литературой. Рассмотрим на конкретном примере особенности заключения договора авторского заказа, лицензионного договора, а также размещения заказа на издание учебной литературы государственными заказчиками

Пример. К настоящему моменту заключен и исполнен договор авторского заказа на разработку учебника (цена договора составила свыше 100 тыс. руб., договор заключен без проведения торгов), заказчиком по которому выступило министерство. В соответствии с договором министерству переходят исключительные права на учебник (министерство становится владельцем рукописи с правом передачи ее в использование). Затем оно заключило лицензионный договор с издательством на издание данного учебника. У министерства существует обязанность обеспечивать учащихся бесплатными учебниками, и оно планирует осуществить закупку этих учебников у издательства. Договором между заказчиком и издательством будет определено количество экземпляров издаваемого учебника.

Каков порядок осуществления данных действий (издание учебника и приобретение его экземпляров министерством) с точки зрения соблюдения законодательства о размещении заказов?

Заключение договора авторского заказа. В первую очередь следует отметить, что как объект гражданских прав учебник представляет собой произведение литературы, являющееся охраняемым результатом интеллектуальной деятельности (ст. 128, подп. 1 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ) в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений (далее – заказы) применяются положения этого федерального закона, в том числе устанавливающие единый порядок размещения заказов.

Особенности размещения заказа на создание произведения литературы установлены гл. 2.1 Закона № 94-ФЗ. Размещение такого заказа осуществляется путем проведения открытого конкурса в порядке, предусмотренном ст. 31.2 – 31.6 Закона № 94-ФЗ.

Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) перечислены в ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Одним из таких случаев, предусмотренным п. 23 ч. 2 этой статьи, является размещение государственным образовательным учреждением заказа на создание литературных произведений у конкретного физического лица или конкретных физических лиц, перечисленных в этой норме, в частности у писателя.

Следовательно, если в рассматриваемой ситуации заказчиком разработки учебника выступил орган исполнительной власти (не государственное образовательное учреждение), заказ должен был быть размещен путем проведения открытого конкурса в порядке, предусмотренном гл. 2.1 Закона № 94-ФЗ. За принятие решения о размещении заказа не путем проведения торгов в случае, если в соответствии с законодательством размещение заказа должно осуществляться путем проведения торгов, должностное лицо заказчика несет ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, для заказчика могут наступить последствия, предусмотренные ст. 301 Бюджетного кодекса РФ.

Заключение лицензионного договора и размещение заказа на издание учебника. В рассматриваемом случае потребность государственного заказчика, для удовлетворения которой планируется заключение договора с издательством, заключается в издании определенного учебного пособия в необходимом количестве экземпляров и приобретении экземпляров этого пособия для осуществления возложенных на него функций. Соответственно, обязанностью издательства, с которым будет заключен договор, предполагается как издание учебника, так и передача его экземпляров в собственность заказчика. На взгляд авторов, при таких обстоятельствах отношения между государственным заказчиком и издательством могут быть урегулированы договором подряда, так как по своему правовому характеру они соотносятся с обязательствами сторон по этому виду договора: обязанностью подрядчика выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику и обязанностью заказчика принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Этот вывод можно подтвердить и судебной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 13.02.2009 № А65-3952/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 07.10.2004 № Ф08-4168/04).

В связи с изложенным следует отметить, что законодательство РФ о размещении заказов основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 94-ФЗ). Государственный или муниципальный контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона № 94-ФЗ (ч. 2 ст. 9 этого федерального закона).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации государственный заказчик вправе разместить заказ на подготовку и издание учебного пособия, по результатам размещения которого с издательством будет заключен государственный контракт на выполнение работ, по своей правовой природе являющийся договором подряда. В силу ранее изложенных норм Закона № 94-ФЗ к такому контракту применяются в том числе общие положения ГК РФ о договоре. Это означает наличие у сторон права заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор) (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Поэтому стороны не лишены права заключить договор, в котором будут содержаться элементы как договора подряда, так и издательского лицензионного договора (ст. 1287 ГК РФ). Стороны также вправе урегулировать в этом договоре иные вопросы, связанные с передачей государственному заказчику результатов выполненных работ, в частности, приобретение им права использования результатов интеллектуальной деятельности, которые будут созданы издательством в ходе выполнения работ (например, дизайна обложки), если такая необходимость возникнет в рассматриваемой ситуации.

Отметим, что, поскольку издательский лицензионный договор предусматривает предоставление правообладателем издательству права использования издаваемого произведения (п. 1 ст. 1287 ГК РФ), заключение такого договора само по себе не связано с потребностями правообладателя в товарах, работах или услугах. Поэтому, если стороны урегулируют свои отношения в связи с предоставлением издательству права использования произведения отдельным договором, заключение такого договора не потребует размещения заказа в соответствии с Законом № 94-ФЗ. Государственный контракт на выполнение подрядных работ потребует соблюдения процедур, предусмотренных названным федеральным законом. Заказ на выполнение таких работ размещается по общим правилам, предусмотренным Законом № 94-ФЗ, в том числе с выбором одного из способов размещения заказа из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ с учетом критериев, содержащихся в этом федеральном законе.

Поскольку способ размещения заказа в этой ситуации будет выбран с учетом требований Закона № 94-ФЗ (что предполагает возможность участия нескольких издательств в торгах на право заключения договора, если заказ будет размещен путем проведения торгов), авторы не видят в изложенной ситуации оснований для вывода о необоснованном ограничении хозяйствующих субъектов в участии в размещении заказа.

Сам по себе не противоречит требованиям Закона № 94-ФЗ и иной способ удовлетворения потребностей государственного заказчика, при котором право собственности на экземпляры произведения после их издания приобретет издательство, а затем они будут переданы заказчику в рамках договора поставки. Поскольку исключительное право использования произведения к издательству не перейдет, договор с издательством как с единственным поставщиком по основанию, предусмотренному п. 19 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, заключен не будет. Заказ на поставку товаров и в этом случае будет размещаться по общим правилам, предусмотренным Законом № 94-ФЗ, что при отсутствии оснований для размещения заказа путем запроса котировок или у единственного поставщика предполагает необходимость проведения торгов. В любом случае начальная (максимальная) цена контракта должна быть обоснована государственным заказчиком по правилам, предусмотренным ст. 19.1 Закона № 94-ФЗ.

Список литературы

1. Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ.

3. Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

5. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.10.2004 № Ф08-4168/04.

6. Постановления ФАС Поволжского округа от 13.02.2009 № А65-3952/2008.