Организации учета компьютерной техники в бюджетном учреждении
Статья опубликована в журнале "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях" № 8 апрель 2013 г.
Миллиард Мария,
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В бюджетное учреждение в порядке внутриведомственной передачи поступает компьютерная техника. В накладной числятся 10 рабочих станций (системный блок, монитор, источник бесперебойного питания). Каждая станция принимается к учету как единый инвентарный объект.
Можно ли использовать системный блок и монитор, входящие в разные инвентарные объекты? Как данная ситуация отражается в учете учреждения и каков порядок документального оформления хозяйственных операций в этом случае?
На протяжении последних лет написано немало писем уполномоченных органов, статей, в которых рассматриваются вопросы организации бухгалтерского учета компьютерной техники, в том числе вопрос отражения в учете замены отдельных частей ПЭВМ.
Зачастую, рассматривая данные проблемы, специалисты руководствуются исключительно "отвлеченными" методологическими принципами, не принимая во внимание складывающуюся практику организации ведения бухгалтерского учета компьютерной техники, реальные возможности бухгалтерии по формированию в учете полной и достоверной информации о таких основных средствах.
Анализ положений нормативных правовых актов, разъяснений специалистов уполномоченных органов, судебной практики и авторских материалов позволяет выделить следующие подходы к решению рассматриваемого вопроса.
1. Системные блоки и мониторы могут учитываться в качестве самостоятельных объектов основных средств.
2. Мониторы и системные блоки (их части) рассматриваются в качестве запасных (составных) частей компьютеров, являющихся отдельными инвентарными объектами. Если по каким-либо причинам возникает необходимость в замене составных частей компьютера, то в установленном порядке осуществляется ликвидация существующего объекта и в состав материальных запасов поступают запасные части (монитор, системный блок). Из этих и иных запасных частей "собирается" новый компьютер, учитываемый под новым инвентарным номером.
3. Системный блок рассматривается в качестве "базовой" составной части компьютера. Пока он не вышел из строя, продолжает существовать соответствующий инвентарный объект. Замена иных составных частей ПЭВМ (в том числе и монитора) в зависимости от конкретной ситуации рассматривается или в качестве ремонта, или в качестве модернизации инвентарного объекта.
Первый вариант, безусловно, самый удобный с точки зрения его реализации в любой организации - он позволяет организовать работу по формированию в учете полной и достоверной информации об имущественном положении организации с наименьшими трудозатратами. При инвентаризации отдельные мониторы и системные блоки легко могут быть идентифицированы по инвентарным номерам даже в том случае, если несанкционированное перемещение такого имущества в организации носит "массовый" характер.
Новые риски, связанные с уплатой налога на имущество, при таком варианте учета не возникают. При этом порядок определения возможности учета объектов в качестве отдельных основных средств, основанный на критерии "самостоятельности объекта", во многом носит субъективный характер.
Именно поэтому совсем нередко организации учитывают системные блоки и мониторы в качестве самостоятельных объектов основных средств, успешно отстаивая свою позицию в судах в случаях споров с налоговыми органами.
Третий вариант организации учета основан на содержании многочисленных писем финансового ведомства и не менее многочисленных авторских материалах, содержание которых зачастую сводится к компиляции информации, содержащейся в этих письмах.
Безусловно, подобный подход базируется на ряде неоспоримых методологических принципов.
Однако также не подлежит сомнению и то, что он служит источником все новых разногласий с контролирующими органами, предметом многочисленных разъяснений и комментариев. Связано это, в частности, с такими факторами:
1) замена мониторов (иных составных частей) компьютера может квалифицироваться в качестве ремонта компьютера, его модернизации, частичной ликвидации и дооборудования (при этом такая квалификация, по сути, достаточно субъективна);
2) действующие в настоящее время нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат определений таких понятий, как "ремонт", "модернизация", "дооборудование" и т.п.;
3) подобный вариант учета нередко затруднительно качественно реализовать на практике.
Второй вариант учета, по сути, является "компромиссным" - монитор и системный блок учитываются в составе единого инвентарного объекта, однако у организации не возникает необходимости в квалификации осуществляемых операций в качестве ремонта, модернизации, дооборудования и т.п.
Как видим, любой из приведенных вариантов учета компьютерной техники имеет место быть, однако не следует забывать, что в учреждении должен быть сформирован единый подход учета компьютерной техники, закрепить который следует в учетной политике.
Обратите внимание, что в рассматриваемой ситуации Ваше учреждение, по сути, подтвердило, что рассматривает компьютер в качестве единого инвентарного объекта - под одним инвентарным номером были учтены монитор, системный блок и иные составные части компьютера. Несанкционированное перемещение мониторов и системных блоков, составных частей единого инвентарного объекта - компьютера нарушит принятую в учреждении методологию учета компьютерной техники, не будет обеспечивать достоверной информацией пользователей о месте нахождения компьютерной техники, что может подставить под вопрос ее сохранность и, как следствие, может привести к замечаниям со стороны контролирующих органов.
В рассматриваемой ситуации перемену местами мониторов и системных блоков следует соответствующим образом отразить в учете и оформить документально. По нашему мнению, например, может быть произведена разукомплектация объектов.
Необходимо отметить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия "разукомплектация". На практике под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие. Зачастую в результате разукомплектации исходный объект полностью списывается, а вместо него образуется несколько других объектов.
Частичная ликвидация (разукомплектация) объекта (рабочая станция) без его полного списания с балансового учета может проводиться при соблюдении следующих условий:
- наличие принципиальной возможности использования комплектующей (монитора) вне данного объекта;
- разукомплектация объекта не должна нанести ему несоразмерный ущерб;
- частичная ликвидация не должна повлиять на возможность использования объекта по прямому назначению;
- функциональное предназначение комплектующей не является неотъемлемой частью функционирования объекта основных средств как единого обособленного комплекса.
- При отражении же хозяйственных операций, связанных с заменой монитора в рабочих станциях, в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать, что:
- монитор, числящийся в настоящее время в составе рабочей станции, не подлежит списанию и в дальнейшем планируется его эксплуатация в составе другой рабочей станции;
- функциональное предназначение монитора является неотъемлемой частью функционирования рабочей станции как единого обособленного комплекса - после изъятия монитора рабочая станция не может использоваться по прямому назначению.
Соответственно, в данном случае, по нашему мнению, целесообразно отразить в учете полную ликвидацию объекта основных средств, а затем учесть формирование стоимости нового компьютера (с учетом стоимости других (новых) составных частей) и его ввод в эксплуатацию. Фактическая стоимость запасных частей (системный блок, монитор, клавиатура и т.д.), остающихся от выбытия объекта "рабочая станция", может быть определена исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к учету (п. 106 Инструкции N 157н).
При таком подходе в бюджетном учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Списаны с балансового учета рабочие станции в связи с их разукомплектацией:
Дебет КРБ 0 104 00 410 Кредит КРБ 0 101 00 410
- на сумму начисленной амортизации;
Дебет КДБ 0 401 10 172 Кредит КРБ 0 101 00 410
- на сумму остаточной стоимости;
2. Дебет КРБ 0 105 36 340 Кредит КДБ 0 401 10 180
- учтены запасные части (системный блок, монитор, клавиатура и т.д.), полученные при списании объектов "рабочая станция";
3. Дебет КРБ 0 106 00 310 Кредит КРБ 0 105 36 440
- при формировании стоимости новых рабочих станций учтены стоимости монитора, системного блока, клавиатуры и т.д. (оприходованных по рыночной стоимости);
4. Дебет КРБ 0 101 00 310 Кредит КРБ 0 106 00 410
- новые рабочие станции введены в эксплуатацию и учтены в составе основных средств.
Отметим, что данный вариант отражения в учете "перестановки" местами составных частей компьютера не единственный. Второй возможный вариант отражения в учете - учет частичной ликвидации основного средства с дальнейшим изменением его стоимости на стоимость нового монитора (дооборудование) (п. 27 Инструкции N 157н).
Рассмотрим порядок документального оформления хозяйственных операций в том случае, если учреждением будет принято решение о ликвидации числящейся в учете рабочей станции и формировании стоимости новой.
Разукомплектация объекта основных средств может быть осуществлена на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения и оформляется соответствующим актом. Унифицированная форма такого акта не утверждена, поэтому он может быть составлен в произвольной форме с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В акте необходимо указать причины разукомплектации.
Передача ответственным лицам составных частей для комплектования новой рабочей станции оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210).
В свою очередь, новый объект основных средств может быть принят к учету на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001) (п. 6 Инструкции N 157н).
Список литературы
1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ.
2. Приказ от 1 декабря 2010 г. n 157н Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению.
3. Определение ВАС РФ от 12.08.2010 N ВАС-10297/10.
4. Постановление ФАС Московского округа от 04.02.2008 N КА-А40/13427-07-2.
5. Постановление ФАС Московского округа от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08.
6. Постановление ФАС Поволжского округа от 12.02.2008 N А12-8947/07-С42;
7. Постановление ФАС Уральского округа от 03.12.2007 N Ф09-9180/07-С3.
8. Постановление ФАС Уральского округа от 07.06.2006 N Ф09-4680/06-С7.
9. Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008 N 09АП-3318/2008, от 05.06.2008 N 09АП-5837/2008;
10. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2009 N 11АП-8964/2008.
11. Письма Минфина России от 02.06.2010 N 03-03-06/2/110, от 06.11.2009 N 03-03-06/4/95, от 14.11.2008 N 03-11-04/2/169, от 01.04.2005 N 03-03-01-04/2/54, от 01.12.2004 N 03-03-01-04/1/166.
12. Письмо Федерального казначейства от 27.06.2006 N 42-7.1-15/2.2-265.
13. Письмо Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383.
14. п. 2 ст. 257 НК РФ.
15. Письмо Федерального казначейства от 27.06.2006 N 42-7.1-15/2.2-265.
16. Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-03-06/4/95.
17. Письма Минфина России от 01.04.2005 N 03-03-01-04/2/54, от 01.12.2004 N 03-03-01-04/1/166).