Списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности
А.А. СЕМЕНЮК,
В.В. ПИМЕНОВ,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
Аннотация
В практической деятельности бюджетных организаций порой возникают сложные вопросы по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности. Так, в бюджетном учете казенного учреждения на счете 30200 "Расчеты по принятым обязательствам" числится дебиторская задолженность. Данная задолженность образовалась в ходе расчетов с физическим лицом в прошлые годы и подлежала взысканию с данного лица на основании судебного решения. В настоящее время исполнительное производство прекращено в связи со смертью должника (наследников у нее нет). Рассмотрим, какими документами и бухгалтерскими записями следует оформить списание данной задолженности.
Списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя казенного учреждения, а также данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и иных оправдательных документов. При этом должен соблюдаться порядок списания, установленный главным администратором доходов бюджета (уведомительный порядок, согласование и т.д.).
При списании нереальная ко взысканию дебиторская задолженность относится на финансовый результат казенного учреждения.
В бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. При этом существенной информацией признается такая информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета (п. 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, (далее - Инструкция N 157н).
Таким образом, работа по своевременному и обоснованному списанию задолженности неплатежеспособных дебиторов должна постоянно осуществляться должностными лицами государственного (муниципального) учреждения. Несвоевременное же списание нереальной ко взысканию дебиторской задолженности может привести к существенному искажению показателей бюджетной отчетности.
Согласно п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. При этом исполнительное производство может быть прекращено судом в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства (п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Таким образом, в рассматриваемой ситуации у казенного учреждения есть все основания для признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета.
Обратите внимание: ни Инструкция N 157н, ни Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), не устанавливают порядок документального оформления списания дебиторской задолженности неплатежеспособных дебиторов. Следовательно, такой порядок должен устанавливаться уполномоченными органами власти. В частности, если речь идет о списании дебиторской задолженности по суммам, которые должны зачисляться в доход бюджета, соответствующие правила могут быть определены главным администратором доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ).
Так, основанием для списания с балансового учета дебиторской задолженности по доходам, признанной нереальной к взысканию, может служить:
- решение руководителя учреждения, принятое в порядке, установленном актом главного администратора доходов бюджета;
- решение руководителя учреждения, принятое по согласованию с главным администратором (администратором) доходов бюджета;
- распоряжение главного администратора доходов бюджета.
В то же время далеко не всегда в распоряжении казенного учреждения есть соответствующий правовой акт, утвержденный главным администратором доходов бюджета. В таких ситуациях порядок списания задолженности неплатежеспособных дебиторов может быть определен учреждением самостоятельно. Такой порядок, конечно же, желательно согласовать с главным администратором (администратором) доходов бюджета.
В данном случае при разработке положений соответствующего локального правового акта казенное учреждение может взять за основу содержание п.п. 77, 78 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Согласно данному документу задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. При этом могут оформляться следующие документы:
- Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0309016) (Приложение N 16 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по причине смерти должника);
- решение инвентаризационной комиссии;
- письменное обоснование решения о списании задолженности;
- приказ руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности.
Обратите внимание: в рассматриваемой ситуации дебиторская задолженность возникла в рамках расчетов по расходам. В то же время в соответствии с положениями действующего бюджетного законодательства в случае ее погашения она должна была быть направлена в доход бюджета. Иными словами, задолженность прошлых лет, учтенная на счете 30200 "Расчеты по принятым обязательствам", по сути, увеличивает задолженность дебитора перед бюджетом (такая дебиторская задолженность подлежит учету на счете 20500 "Расчеты по доходам"). В этой связи специалисты финансового ведомства в подобных ситуациях рекомендуют осуществлять "перевод" дебиторской задолженности со счета 30200 "Расчеты по принятым обязательствам" в состав расчетов по доходам.
Однако в данной ситуации, как следует из вопроса, подобный "перевод" не производился. Более того, в настоящий момент говорить о каких-либо доходах бюджета не совсем корректно. Следовательно, с учетом положений Инструкции N 162н в данном случае списание задолженности может быть отражено проводкой:
Дебет КРБ 040120273 Кредит КРБ 030200660.
Кроме того, во избежание разногласий с органами финансового контроля в соответствии с п. 339 Инструкции N 157н учреждением должен быть организован учет задолженности на счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию и списания с балансового учета для наблюдения в течение пяти лет за возможностью ее взыскания.
В последующем списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности осуществляется:
- по истечении срока наблюдения (пять лет);
- при возобновлении процедуры взыскания задолженности;
- при поступлении средств в погашение задолженности.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
3. Об исполнительном производстве Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
5. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
6. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
7. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.