Делегация полномочий госзаказчика

В последнее время в редакцию все чаще поступают вопросы, суть которых сводится к следующему: «Имеют ли право подведомственные учреждения делегировать свои функции муниципального заказчика главным распорядителям бюджетных средств»? На вопрос отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Карасевич Л., Кузьмина А.

Вышестоящая организация (уполномоченный орган) вправе выполнять все функции муниципального заказчика (в том числе и выбор победителя). Исключение составляет подписание муниципального контракта. Данное право имеет только сам заказчик – то учреждение, в интересах которого проводятся торги.
Обоснуем данную точку зрения.

Буква закона
Государственными, муниципальными заказчиками могут выступать (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее – Закон № 94-ФЗ):
– государственные органы (в том числе органы государственной власти);
– органы управления государственными внебюджетными фондами;
– органы местного самоуправления;
– учреждения;
– иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов учреждения;
– иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Таким образом, любое учреждение, при закупке товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, наделяется правами государственного (муниципального) заказчика.

Форточка
Любое учреждение при закупке товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд наделяется правами государственного (муниципального) заказчика.

На практике
Как правило, небольшое учреждение не имеет возможность самостоятельно заключать государственные (муниципальные) контракты с соблюдением всех требований к процедуре их заключения, предусмотренных Законом № 94-ФЗ. В таких случаях возможны различные варианты размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд. К примеру, уполномоченные на то вышестоящие учреждения могут осуществлять закупку материальных ценностей централизованно.

Совместные торги (пдз)
Кроме того, два и более заказчика вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов (ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ). Это возможно, когда потребность в закупке товаров, работ, услуг существует как минимум у двух заказчиков или уполномоченных органов. Порядок проведения таких торгов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 631 «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» (далее – Положение). Для проведения совместных торгов необходимо заключение соглашения между всеми заказчиками, в чьих интересах будут проводиться совместные торги. Минимальный перечень сведений, которые должно содержать соглашение, таков (п. 5 Положения):
– сведения о заказчиках и уполномоченных органах, проводящих совместные торги;
– сведения о видах и предполагаемых объемах заказов;
– права, обязанности и ответственность сторон;
– сведения об организаторе совместных торгов, включая перечень функций, передаваемых ему сторонами соглашения;
– порядок и срок формирования конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказа;
– порядок и сроки разработки и утверждения конкурсной (аукционной) документации;
– ориентировочные сроки проведения совместных торгов;
– порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных торгов;
– срок действия соглашения;
– порядок рассмотрения споров и обжалований;
– иная информация, определяющая взаимоотношения сторон.

Внимание
При проведении совместных торгов каждый заказчик самостоятельно заключает договор в форме государственного (муниципального) контракта с победителем торгов.

В письме Минэкономразвития РФ от 1 февраля 2008 г. № Д04-241 указано, что субъектом отношений по размещению заказов может являться уполномоченный орган, имеющий право размещать заказы для государственных или муниципальных заказчиков. Если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных (муниципальных) заказчиков (ч. 2 ст. 4 Закона № 94-ФЗ). Исключение – подписание государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Заметим, осуществлять функции по размещению заказов для муниципальных заказчиков вправе, например, администрация муниципального образования, если она определена решением Думы, как уполномоченный орган. Помимо того, Законом № 94-ФЗ не запрещено создать новый уполномоченный орган по размещению заказа для муниципальных заказчиков соответственно после принятия нового решения о его создании и наделении функциями (письмо Минэкономразвития России от 3 марта 2009 г. № Д05-1077).
В описанной ситуации именно уполномоченный орган создает конкурсную (аукционную) комиссию, разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (документацию об аукционе) с учетом заявок заказчиков, опубликовывает извещение о проведении открытых торгов (направляет приглашение принять участие в закрытых торгах), проводит торги, выбирает их победителя. Заказчик осуществляет только подписание контракта с победителем, выбранным уполномоченным органом по результатам торгов.
Таким образом, для того, чтобы вышестоящая организация могла осуществлять функции по размещению муниципальных заказов в интересах находящихся в ее подчинении учреждений, необходимо принятие соответствующего решения о наделении ее правами уполномоченного органа.

Форточка
Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании уполномоченного органа.

На заметку
Поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, могут осуществляться без заключения государственных (муниципальных) контрактов на основании иных гражданско-правовых договоров (п. 14 части 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).