Статья "Электронное правительство"

- Бизнес-структуры во всем мире очень быстро поняли, что информационно-коммуникационные технологии позволяют оптимизировать корпоративное управление, сокращать транзакционные издержки, повышать качество работы с клиентом. Если рассматривать государственные органы как управляющие структуры, оказывающие специфические государственные услуги, то становится очевидным, что с помощью информационно-коммуникационных технологий они тоже могут повысить эффективность административного управления, как во внутренней (аппаратной) среде, так и в регулировании общественных процессов, эффективнее расходовать бюджетные средства, сократить издержки на содержание государственного аппарата.

У всех государств аналогичные функции, обязанности перед обществом, схожая система государственного управления, так что перспективы создания "электронного правительства" в России ровно такие же, как и в других странах. И проблемы те же. Переход на новые технологии, не имеет значения, говорим мы о бизнесе или о государственных органах, - это в меньшей степени технический или технологический процесс, в большей - процесс "реинжиниринга" управленческих процедур, управленческой культуры, требующий изменения менталитета, а иногда смены всей парадигмы деятельности. А люди не всегда готовы переносить свою деятельность в новую среду, на новые технологии. Даже бизнес сталкивается с инерционностью сложившейся структуры управления, аппарата, культуры и традиций менеджмента - и в этом, кстати, одна из причин краха новой экономики. Поэтому я не думаю, что процесс "электронизации" сферы государственного управления будет быстрым. Скорее всего он пойдет по пути постепенного освоения новых возможностей, через информатизацию отдельных участков деятельности.

У всенародного АО - государства - есть несомненные рыночные преимущества: его услуги уникальны и необходимы всем без исключения

- Что может быть реализовано быстрее: автоматизация отношений и документооборота между ведомствами (G2G), отношения государственных органов и бизнеса, например автоматизация расчетов по налогам или проведение электронных тендеров на поставку оргтехники (B2G), организация обратной связи с гражданами (G2C)?

- Реализовать можно все. Новые технологии уже начинают внедряться в сфере внутренних управленческих задач. Например, в аппарате правительства мы приступили к внедрению электронного документооборота, уже функционирует система внутренней электронной почты. Эти работы инициированы и контролируются руководителем аппарата правительства Игорем Шуваловым.

Если говорить о взаимодействии власти и бизнеса, то применение новых технологий позволяет сделать многие участки взаимодействия государства и бизнеса более прозрачными, что, конечно, снизит возможности для коррупции. Но многое будет зависеть не только от стремления государственных органов быть более открытыми, но и от готовности самого бизнеса работать открыто. Несложно сделать B2G-площадку, на которой будут проводиться тендеры или аукционы, и все там правильно организовать. Но если одна из сторон предпочтет одновременно и "неформальное" общение, позитивного результата не будет.

Что же касается G2C, то пока у нас еще нет серьезной интерактивной инфраструктуры, которая обеспечила бы диалог и взаимодействие государства и граждан. Но высшие должностные лица государства все чаще участвуют в интерактивных онлайновых пресс-конференциях, недавно в таком мероприятии участвовал президент Российской Федерации. "Первичные электронные интерфейсы", которые решают задачи доступа граждан и сообществ к различной государственной информации, есть уже у большинства органов государственной власти. Они, конечно, уступают по качеству коммерческим ресурсам, что связано как с бюджетом, так и с недостаточной заинтересованностью ведомств, о которой я уже упомянул. К тому же у нас нет регулирующего документа, который обязывал бы чиновников обновлять информацию или, скажем, размещать на сайтах ведомств законопроекты. Например, проект закона о электронной цифровой подписи пока не опубликован на сайте правительства, потому что такой практики еще нет.

Нужно еще добавить, что большая часть функциональных сервисов для граждан и бизнеса осуществляется региональными и местными органами власти, и одна из ключевых задач реформ - повышение эффективности их работы, ведь все мы знаем, что неудовлетворенность граждан властью во многом определяется низкой эффективностью именно местных органов.

Но надо понимать, что в любом случае перенос в новую среду взаимодействия между государственным органом и гражданами или между госорганами и бизнесом возможен до известных пределов. Даже проект электронного правительства более продвинутых в этом отношении США предполагает детальную проработку вопросов оптимального соотношения он-лайна и оф-лайна, и рациональное распределение ресурсов на развитие обеих процедур. Можно сделать удобный интерфейс для решения в он-лайне, например, задач налогообложения, но сколько у нас "электронных" физических или юридических лиц? И позволяет ли уровень самих технологий добиться необходимого уровня доверия при взаимодействии, основанном на платежных транзакциях? Здесь пока больше вопросов, чем ответов, и главный вопрос - урегулирование юридических процедур. Пройдет еще много времени, прежде чем электронному документу будут доверять так же, как бумажке с печатью. Вообще нормативная база - один из ключевых факторов в процессе становления электронного правительства. Оно должно быть столь же легитимным, как и традиционное государство, не менее легитимным, чем "электронное" физическое или юридическое лицо.

Хотя практика показывает, что и в существующем правовом поле можно что-то делать. И здесь важно, что в выработке стратегии информатизации у нас уже есть позитивные сдвиги. В феврале председатель правительства Михаил Касьянов подписал распоряжение о разработке федеральной целевой программы "Электронная Россия", которая охватывает все сферы информатизации, в том числе и вопросы "электронного правительства". "Белая Книга информационных технологий", которую готовит экспертный совет под руководством Андрея Илларионова, будет, если хотите, доктринальным документом, имеющим большое значение для всего процесса движения России к информационному обществу. Очень важно было бы сформировать при правительстве совет по внедрению информационных технологий, какие уже есть в развитых странах. Во многих из них введены государственные должности уполномоченного по государственной информации. Этот чиновник отвечает перед обществом за то, как государство исполняет конституционное право граждан на доступ к информации. В Великобритании это "электронный посланник", e-envoy, в США - Chief Information Officer. Сейчас я в полной мере ощущаю себя подобным "посланником" в России, хотя на меня и не возлагали такой ответственности.

- Многие критикуют идею "электронного правительства", полагая, что за всем этим стоят крупные производители компьютерной техники и программного обеспечения, которые пытаются получить госзаказ. Что можно сказать о нынешнем уровне оснащенности техникой государственных органов?

- Для развития информационных технологий необходимы четыре базовых условия: энергия, сети, информация (контент) и образование. "Пентиумы" - не обязательны.

На столах 70 процентов наших госчиновников есть персональные компьютеры, но выход в Интернет имеют только 2 процента из них. Это говорит о том, что компьютеры в госорганах используются в лучшем случае как окно доступа в базу данных или как печатная машинка, а в худшем - просто как элемент интерьера. Чтобы компьютер заработал в полную силу, его надо присоединить к Сети, хотя бы к Интранету. В США одна из успешных компаний малого бизнеса разрабатывает "софт", позволяющий приспособить под Интернет даже 386-е компьютеры. У нас, я уверен, есть умельцы, которые могут создать не менее качественное программное обеспечение.

"Умное железо" нужно для современных компьютерных игр, а для работы вполне хватает и 386-го компьютера. Главная проблема не в оснащенности технологиями, а в человеке, использующем эти технологии. Люди должны постоянно учиться. Сегодня как никогда возрастает роль постдипломного образования - от компьютерного ликбеза до освоения специализированных программ. У нас действует распоряжение, обязывающее всех чиновников, хотя бы год проработавших на руководящих постах, пройти курсы переподготовки. Знаете, какой оно вызывает скрежет зубовный в бюрократической среде?

Конечно, у бюрократа появляются опасения: "если я стану внедрять информационные технологии, вскоре мое место окажется ненужным". И эти опасения, безусловно, оправданны. Онлайновая инфраструктура способна перенести в автоматизированный режим многие государственные сервисы и функциональные задачи, и тогда не потребуется такого количества государственных служащих, как сейчас. Введение систем электронного управления в России позволит минимум на 20 процентов сократить аппарат. А то у нас есть регионы, в которых частный бизнес отсутствует как класс, а есть лишь чиновники. Например, на Соловецких островах все тысячное население состоит на госслужбе.

Однако пока никто не может сказать, на какие вызовы придется отвечать государству. Это живой организм, и мы будем действовать надежно и аккуратно. Мне кажется, новые технологии - не угроза для бюрократии, это предупреждение тем, кто не желает изменять структуру управления. В информационном обществе государство по качеству работы и услуг должно стать столь же конкурентоспособным, как и все остальные общественные или рыночные институты.

Интервью взял Даниил Африн