НДФЛ с депонированной зарплаты

НДФЛ с депонированной зарплатыОрганизация выплачивает некоторым своим сотрудникам заработную плату из кассы. Один из таких работников не явился за зарплатой в срок и организация ее депонировала. Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассказали о порядке удержания НДФЛ и перечисления его в бюджет в данной ситуации.

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками НДФЛ (п. 1 ст. 207 НК РФ). Объектом налогообложения для них признается доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ (п. 1 ст. 209 НК РФ). Одним из видов таких доходов, получаемым от источников в РФ, является вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Организации, от которых физические лица получают доходы в виде заработной платы, признаются по отношению к данным лицам налоговыми агентами и обязаны исчислить с полученного налогоплательщиком дохода сумму НДФЛ, удержать ее у налогоплательщика и уплатить в бюджет (п.п. 12 ст. 226пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).
 

Нормативное регулирование удержания НДФЛ

В отношении доходов в виде оплаты труда резидентов РФ НДФЛ исчисляется по налоговой ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Пунктом 2 ст. 223 НК РФ установлено, что датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (за исключением случая прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца).

Следовательно, в общем случае исчисление налоговым агентом НДФЛ с сумм дохода в виде оплаты труда производится в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен указанный доход. До истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен (смотрите, например, письма Минфина России от 01.02.2016 № 03-04-06/4321, от 14.06.2016 № 03-04-06/34463, от 30.06.2016 № 03-04-06/38425, от 25.07.2016 № 03-04-06/43479).

На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Пунктом 6 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня (рабочего дня, то есть дня, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем - п. 6 ст. 6.1 НК РФ), следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Из приведенных норм следует, что при выплате дохода в виде оплаты труда исчисление налога производится в последний день соответствующего месяца, а затем при фактической выплате дохода налоговый агент должен удержать из него исчисленную сумму НДФЛ, которую не позднее следующего рабочего дня следует перечислить в бюджет. Данный порядок исчисления суммы налога, его удержания и перечисления действует независимо от того, в каком порядке выплачивается заработная плата сотруднику (из кассы наличными денежными средствами или путем перечисления денежных средств на расчетный счет сотрудника в безналичном порядке).
 

Когда удерживают НДФЛ с депонированной зарплаты

Специальных норм, регламентирующих порядок исчисления НДФЛ, его удержания и перечисления, для случаев, когда заработная плата сотрудником была из кассы своевременно не получена и в соответствии с п. 6.5 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" депонирована, глава 23 НК РФ не устанавливает. Поэтому для таких случаев действует общий порядок исчисления, удержания и перечисления сумм НДФЛ.

Отметим, что норма п. 6 ст. 226 НК РФ в нынешней ее редакции действует с 01.01.2016 (пп. "г" п. 2 ст. 2ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 113-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2016) налоговые агенты обязаны были перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Опираясь на данный порядок перечисления НДФЛ, налоговые органы указывали на то, что НДФЛ с депонированной заработной платы налоговым агентом должен перечисляться в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату заработной платы.

Причем некоторые суды поддерживали налоговый орган.

Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 16.01.2014 № Ф09-13857/13 по делу № А71-1660/2013, опираясь на п. 6 ст. 226 НК РФ (в ранее действовавшей редакции), суд указал, что обязанность налогового агента по перечислению удержанного НДФЛ связана с днем фактического получения налоговым агентом в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а не с днем фактического получения заработной платы налогоплательщиком; последующее депонирование заработной платы не освобождает налогового агента от обязанности перечислить удержанный НДФЛ в бюджет. Аналогичный вывод суда содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2009 № А21-1998/2008.

Ныне действующая редакция п. 6 ст. 226 НК РФ связывает обязанность налогового агента по уплате удержанного из дохода налогоплательщика НДФЛ с днем выплаты данному налогоплательщику дохода, а не с днем получения денежных средств из банка на выплату дохода.

Поскольку депонированная заработная плата фактически работнику не выплачена, то, по нашему мнению, обязанности удерживать НДФЛ из суммы заработной платы (п. 4 ст. 226 НК РФ) и перечислять его в бюджет (п. 6 ст. 226 НК РФ) у налогового агента не возникает: ни на момент начисления дохода в виде оплаты труда (последний календарный день месяца), ни на дату получения денежных средств из банка на выплату заработной платы, ни на дату ее депонирования. Так как подобные действия не предусмотрены п.п. 46 ст. 226 НК РФ.

Мы полагаем, что обязанность удержать НДФЛ из суммы депонированной заработной платы у организации возникнет только на дату ее фактической выплаты работнику, что прямо указано в п. 4 ст. 226 НК РФ, а перечислить удержанную сумму налога необходимо не позднее рабочего дня, следующего за днем выплаты зарплаты, что также прямо указано в п. 6 ст. 226 НК РФ.

Разъяснениями уполномоченных органов по заданному вопросу мы не располагаем. После изменений, внесенных в п. 6 ст. 226 НК РФ с 01.01.2016, арбитражная практика пока не сложилась.

Отметим, что организации могут воспользоваться правом налогового агента, предусмотренным п. 2 ст. 24пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться в налоговый орган по месту учета или в Минфин России за разъяснением по заданному вопросу. Выполнение налоговым агентом соответствующих письменных разъяснений исключает его вину в совершении налогового правонарушения и позволяет избежать ответственности, предусмотренной НК РФ (ст. 111 НК РФ).
 

Последствия раннего удержания НДФЛ

Если организация удержала НДФЛ и перечислила его в бюджет ранее указанных дат, то может возникнуть ситуация, что налоговые органы будут считать эту сумму ошибочно перечисленной.

Так, по мнению специалистов финансового и налогового ведомств, обязанность по перечислению в бюджет налога возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику.

Если налоговый агент произвел излишнюю уплату в счет НДФЛ в авансовом порядке, произвести зачет ошибочно уплаченных сумм в счет предстоящих платежей по указанному налогу на основании п. 1 ст. 78 НК РФ не представляется возможным, так как такие суммы до удержания их из доходов физических лиц не являются налогом. В таком случае налоговому агенту следует обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ и произвести уплату НДФЛ в установленном порядке в полном объеме, независимо от возврата ранее уплаченных денежных средств (письма Минфина России от 12.11.2014 № 03-04-06/57158, от 16.09.2014 № 03-04-06/46268, ФНС России от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@, от 25.07.2014 № БС-4-11/14507).

Базируется такая позиция на том, что согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Если же при последующей выплате депонированной зарплаты не перечислить НДФЛ в срок, то налогового агента могут оштрафовать на 20% от суммы, подлежащей удержанию (ст. 123 НК РФ). Также за каждый день просрочки будут начислять пени (ст. 75 НК РФ). Такой вывод был сделан заместителем начальника отдела ФНС России Котовым К.В. ("НДФЛ: кардинальных изменений не будет" (интервью с К.В. Котовым, заместителем начальника отдела ФНС России) (С. Последовская, "Актуальная бухгалтерия", № 11, ноябрь 2014 г.)). К аналогичному выводу приходят и некоторые суды (постановления ФАС Уральского округа от 03.12.2013 № Ф09-13260/13 по делу № А60-8314/2013, ФАС Центрального округа от 14.01.2010 по делу № А48-38/2009).

Однако имеются также судебные решения в пользу налоговых агентов.

Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 23.01.2015 № Ф04-14138/14 по делу № А67-6347/2012, проанализировав положения п. 4 ст. 24пп. 1 п. 3 ст. 44ст. 45 НК РФ, с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 27.07.2011 № 2105/11, от 17.12.2002 № 2257/02, относительно досрочной уплаты налога, суд указал, что применительно к налоговому агенту денежные средства, уплаченные с назначением платежа "НДФЛ", могут быть признаны излишне перечисленными в бюджет; если такие суммы превышают суммы налога, удержанного с налогоплательщиков - физических лиц, денежные средства должны быть уплачены за счет собственных средств налогового агента при отсутствии у него соответствующей обязанности по их перечислению.

Применив подход, изложенный в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, и учитывая, что сумма переплаты НДФЛ впоследствии удержана обществом с доходов, выплаченных его сотрудникам, и поступила в бюджетную систему РФ, при этом расходы по ее уплате понесли именно налогоплательщики, а не налоговый агент, суд пришел к выводу, что по смыслу ст. 45 НК РФ налог считается уплаченным и перечисленным, в связи с чем у заявителя отсутствует задолженность по НДФЛ. Довод налоговой инспекции о том, что оплата произошла за счет средств налогового агента, а не за счет средств работников предприятия, был отклонен. Суд исходил из того, что запрет на уплату НДФЛ за счет средств налогового агента, установленный п. 9 ст. 226 НК РФ, не касается зачета переплаты по налогу в счет будущих платежей по НДФЛ, он касается случаев уплаты налоговым агентом НДФЛ за счет собственных средств без удержания налога из доходов налогоплательщика - физического лица при их фактической выплате. Учитывая, что имеющаяся у общества переплата налога не привела к возникновению задолженности перед бюджетом, суд подтвердил отсутствие у налогового органа оснований для начисления пеней налоговому агенту. То есть, в итоге, сумма налога была уплачена в бюджет из средств сотрудников, а не из средств налогового агента. При этом переплата совпала с суммой недоимки. Следовательно, возможные претензии налогового органа и требование повторно уплатить НДФЛ неправомерны.

Приведем также подробно аргументы, приведенные судом в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 № Ф07-9849/13 по делу № А56-16143/2013 (далее - Постановление № Ф07-9849/13), который признал неправомерным привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

Согласно абзацу второму п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный НК РФ. Причем налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. На основании п. 8 ст. 45 и п. 2 ст. 24 НК РФ правило о досрочной уплате налога распространяется и на налоговых агентов.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 № 2105/11 разъяснено, что правило о досрочной уплате налога имеет в виду уплату налога при наличии соответствующей обязанности после окончания налогового (отчетного) периода, когда сформирована налоговая база и определена сумма налога, подлежащая уплате, но до наступления установленного законом срока платежа. Наличие или отсутствие недоимки по НДФЛ должно определяться на основании первичных документов, подтверждающих обстоятельства, с наличием которых ст. 226 НК РФ связывает возникновение обязанности по перечислению НДФЛ, в разрезе каждого физического лица с указанием дат выплат заработной платы.

Суд обратил внимание, что налоговый агент к проверке и в материалы дела представил первичные документы (сведения о доходах физических лиц, справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов 51, 68.1 и 70), позволяющие проверить исчисление и удержание им НДФЛ по каждому работнику. Инспекция в ходе выездной налоговой проверки каких-либо нарушений в части исчисления и удержания сумм налога не установила. Как указано в Постановлении № Ф07-9849/13, налоговый агент по истечении каждого месяца, за который выплачивался доход работникам, исчислял налог, подлежащий удержанию, и перечислял его в бюджет до даты выплаты дохода. По мнению суда, налоговый агент исполнил свои обязательства перед бюджетной системой РФ, поскольку исчислил, удержал и перечислил НДФЛ на соответствующий счет Федерального казначейства. То обстоятельство, что налоговый агент ранее (за один, два дня) до выплаты дохода уплатил НДФЛ, не нарушает законодательство о налогах и сборах и не свидетельствует о наличии у него недоимки по указанному налогу.

Иными словами, по мнению судебного органа, если НДФЛ перечислен после даты фактического получения дохода работниками (последний день месяца, за который был начислен доход), но не позднее дня уплаты налога, нарушение законодательства о налогах и сборах отсутствует. Похожие выводы представлены в постановлениях ФАС Московского округа от 30.04.2014 № Ф05-3637/14 по делу № А41-29659/2013, ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2014 № Ф07-10938/13 по делу № А26-3109/2013.

Применим логику приведенных судебных решений к ситуации, когда налоговым агентом удержан и перечислен НДФЛ с депонированной заработной платы, начисленной за прошедший месяц, до даты фактической ее выплаты сотруднику, например на дату получения денежных средств из банка. На указанную дату доход в виде заработной платы за истекший месяц считается фактически полученным в последний день месяца, за который начислена оплата (п. 2 ст. 223 НК РФ), сумма НДФЛ, подлежащая удержанию и уплате, должна быть исчисленной. Поэтому удержанный из заработной платы перед ее депонированием и уплаченный в бюджет НДФЛ следует признавать досрочно (до даты, указанной в п. 6 ст. 226 НК РФ) уплаченным налогом. Следовательно, при фактической выплате заработной платы обязанности повторно уплатить НДФЛ с депонированных ранее сумм у налогового агента не возникает.

Однако нельзя исключить, что такую позицию организации придется отстаивать в суде.
 

Вахромова Наталья, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Источник: Журнал "Актуальная бухгалтерия"