Новости и аналитика Аналитические статьи Электронные ПТС – новые гарантии для водителей

Электронные ПТС – новые гарантии для водителей

Электронные ПТС - новые гарантии для водителейС 1 июля 2017 года наша страна должна полностью перейти на электронные паспорта транспортных средств (ПТС). Точнее, они будут выдаваться на всей территории ЕАЭС – то есть в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Кыргызии (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов"). Само соглашение ЕАЭС об электронных ПТС было принято в августе 2014 года, а Россия ратифицировала его в июне 2016 года (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 156-ФЗ).

Предполагается, что до июля следующего года владельцы машин и других транспортных средств смогут оформить электронный ПТС добровольно. При этом получить ПТС одновременно и в бумажной, и в электронной форме, нельзя. Правда, пока такой возможности нет – механизм выдачи и использования электронных ПТС еще только разрабатывается. Ответственным за его создание является ОАО "Электронный паспорт", которое входит в структуру госкорпорации "Ростех".

Электронные ПТС: как это будет работать

Оформлять новые ПТС смогут как сами автозаводы, так и ОАО "Электронный паспорт". Первые будут выдавать электронные паспорта в отношении автомобилей, которые сошли с конвеера конкретного автоконцерна (сегодня это правило действует и в отношении бумажных ПТС). Вторая же будет оформлять ПТС для машин, уже выпущенных в обращение, ввозимых на территорию Таможенного союза и т. д. (п. 5 Порядка функционирования систем электронных паспортов; далее – Порядок). В любом случае собственник машины получит выписку из ПТС в электронном виде и при необходимости сможет ее распечатать (п. 9 Порядка).

Кстати, к полной версии электронного ПТС получат доступ только налоговые и правоохранительные органы (подп. "в" п. 12 Порядка). Содержание же выписки будет весьма усеченным. Она включает следующие сведения:

  • идентификационный номер (VIN) транспортного средства или шасси;
  • наименование (в том числе коммерческое), категорию и марку транспортного средства;
  • номера двигателя, шасси и кузова;
  • цвет транспортного средства;
  • год изготовления;
  • данные и двигателе (марка, тип, объем и мощность);
  • экологический класс;
  • максимальная масса транспортного средства;
  • территория, на которой можно зарегистрировать транспортное средство (Приложение № 1 к Порядку).

Как видим, из выписки нельзя будет узнать даже месяц изготовления машины (в отличие от собственно электронного паспорта) – а это может иметь значение при ее продаже: часто автомобили, выпущенные в январе и декабре того же года, имеют разную рыночную цену. Сегодня это можно приблизительно определить по дате оформления ПТС, которая указывается в бумажном паспорте – но в выписке из электронного она не предусмотрена. То же касается страны происхождения машины, данных о которой в выписке также нет (как правило, автомобили с иностранной сборкой ценятся дороже).

Полная версия электронного ПТС содержит помимо указанных сведений подробную информацию об автомобиле с описанием всех его систем: система двигателя, топливная, рулевая, тормозная и т. д. Можно будет даже узнать, какое дополнительное оборудование имеет автомобиль. Наконец, электронный ПТС включает и некоторую административную информацию: собственно номер ПТС и дату его оформления, страну вывоза автомобиля, сведения об уплате утилизационного сбора, таможенные ограничения, статус ПТС (действует он или, например, аннулирован) и т. д. (Приложение № 3 к Порядку).

Отметим отдельно, что данных о собственнике транспортного средства не будет ни в полной версии ПТС, ни в усеченной. Тогда как бумажные паспорта позволяют узнать и текущего владельца, и предыдущих.

Схема использования электронных ПТС такова. При приобретении нового автомобиля электронный ПТС, как и сегодня, покупателю будет оформлять автосалон. Когда владелец автомобиля поставит его на учет, ГИБДД должна будет сообщить об этом ОАО "Электронный паспорт". И та внесет сведения о регистрации в электронный ПТС. Это же касается изменения конструкции или цвета машины, которые тоже подлежат регистрации (подп. "в" п. 23 Порядка).

Первоначально планировалось, что госпошлина за выдачу электронного ПТС составит 800 руб., а за внесение изменений в него – 350 руб. Но пока изменения в НК РФ не разработаны, и предсказать итоговый размер пошлины за эти услуги невозможно. Напомним, сегодня он такой же, как и указанный (абз. 4 подп. 36, п. 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Важно, что все сведения, когда-либо занесенные в электронный ПТС, будут храниться бессрочно. Это относится в том числе к паспортам со статусами "утилизированный" (если транспортное средство было утилизировано), "погашенный" (в отношении автомобиля, на базе которого был создан другой автомобиль) и "аннулированный". Аннулировать электронный ПТС могут по нескольким основаниям. К примеру, когда свидетельство о безопасности конструкции автомобиля, наличие которого станет обязательным при выдаче электронных ПТС на новые автомобили, было признано недействующим. Или когда автоконцерн-изготовитель заявит, что электронный ПТС конкретного транспортного средства содержит недостоверные сведения о годе изготовления или VIN (подп. "г" п. 6 Порядка).

Чем обернется введение электронных ПТС на практике?

С одной стороны, преимущества паспорта нового вида очевидны. Сама ОАО "Электронный паспорт" отмечает, что автовладельцам не нужно будет хранить ПТС (а следовательно, его невозможно потерять). Кроме того, с автоматизацией процесса оформления электронных ПТС должно сократиться влияние человеческого фактора, а за ним и риск ошибок. К плюсам относится и предполагаемое сокращение времени на госрегистрацию автомобиля за счет того, что инспекторы получат доступ к базе данных об электронных ПТС. Помимо этого, сведения о постановке автомобиля на учет (а также об изменении его конструкции или цвета) будут добавлены в эту базу сразу же, что позволит госорганам работать более оперативно.

Наконец, введение электронных ПТС сократит расходы бюджета – как за счет экономии на бланках паспортов, так и за счет того, что не нужно будет администрировать выдачу этих бланков заводам-изготовителям. По данным ОАО "Электронный паспорт" за 2015 год, в России выпускается около 4,5-5 млн бланков в год, каждый из которых стоит около 103 руб. Таким образом, общая ежегодная экономия составит примерно 464-515 млн руб. Правда, пока неизвестно, во сколько обойдутся создание системы электронных паспортов и поддержание ее в рабочем состоянии.

Но одновременно возникает и ряд вопросов по поводу применения электронных ПТС. К примеру, как при покупке автомобиля определить, что предъявитель выписки из электронного ПТС и собственник автомобиля – это одно и то же лицо? Ведь в самой выписке владелец машины не указан. И хотя ее может получить только собственник автомобиля, чисто теоретически этот документ может оказаться в руках злоумышленников. В Госавтоинспекции в ответ на запрос портала ГАРАНТ.РУ посоветовали при приобретении машины изучать свидетельство о регистрации транспортного средства, в котором собственник уже прописан.

Еще один вопрос заключается в том, что в выписке из электронного ПТС не будет указано, кто владел им раньше (в то время как сегодня это отмечается на бумажном ПТС в специальных графах). Таким образом, узнать историю машины, просто изучив документы на нее, уже не получится. Но, по мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, это компенсируется созданием специального сервиса, над которым работает в настоящее время Госавтоинспекция. Он будет размещен на официальном сайте ведомства (gibdd.ru) и позволит проверить, сколько собственников имела машина. "А отсутствие в выписке из ПТС указания на то, кто является владельцем автомобиля – это нормальная международная практика", – поделился специалист.

Существует также риск того, что злоумышленники взломают базу данных электронных ПТС и эти сведения окажутся в руках мошенников. В Госавтоинспекции заверили, что сервисы, содержащие информацию об автомобилях и их собственниках, надежно защищены от стороннего вмешательства и обеспечивают защиту персональных данных граждан. Эксперты также уверены, что поводов для беспокойства не больше, чем сегодня. К примеру, Сергей Канаев считает, что утечке данных может противодействовать и ОАО "Электронный паспорт" как оператор базы данных электронных ПТС, точно знающий, кому был предоставлен доступ к конкретной информации.

Наконец, пока непонятно, каким образом новая форма ПТС повлияет на стоимость кредитов для покупки машины. Дело в том, что в настоящее время банки довольно часто при выдаче автокредита под залог автомобиля требуют передать им ПТС, чтобы обезопасить себя от несогласованной продажи заложенной машины. А кредит на покупку машины без передачи ПТС, как правило, стоит дороже. Электронный же ПТС передать в принципе невозможно. Но и тут специалисты смотрят на ситуацию довольно оптимистично. 

МНЕНИЕ

Сергей Канаев

Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России:

"Введение электронных ПТС скажется на рынке автокредитования только позитивно. Думаю, что следующие изменения, о которых пока мы только догадываемся, но еще не знаем, как раз коснутся банков. Очевидно, в базе данных электронных ПТС будет сделана запись о том, что автомобиль приобретен в кредит и является предметом залога. И пока банк не даст своего разрешения на продажу машины, никто ее купить не сможет. Более того, это предоставит определенные гарантии покупателям. Некоторые из них, купив автомобиль сегодня, через какое-то время обнаруживают, что он находится в залоге у банка".


***

До полного перехода на электронные ПТС еще больше года и, очевидно, многие детали их оформления и использования еще будут прописаны в подзаконных актах. Но эксперты уже сейчас оценивают нововведение положительно и подчеркивают, что с введением ПТС уйдут в прошлое многие мошеннические схемы – например, продажа поддельных ПТС, в том числе через Интернет.

Документы по теме:

Читайте также:

Определена форма электронного ПТС 
То же касается паспортов шасси транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники.

Право на управление автомобилем предлагается предоставить 16-летним гражданам

Право на управление автомобилем предлагается предоставить 16-летним гражданам
Для этого могут быть введены юношеские национальные водительские удостоверения.

 

Не исключено, что средства материнского капитала можно будет направить на детские автолюльки

Не исключено, что средства материнского капитала можно будет направить на детские автолюльки
Также планируется проводить внеплановые проверки производителей детских автокресел.

Вступил в силу новый регламент сдачи экзамена на водительские права

Вступил в силу новый регламент сдачи экзамена на водительские права
А экзаменационные билеты доступны на сайте Госавтоинспекции с июля. 

РСА предлагает урегулировать случаи применения европротокола, когда у участника ДТП нет полиса ОСАГО

РСА предлагает урегулировать случаи применения европротокола, когда у участника ДТП нет полиса ОСАГО
Кроме того, могут быть учтены ситуации разногласия относительно обстоятельств аварии.