Новости и аналитика Аналитические статьи Несет ли водитель ответственность, если он не уступил дорогу автомобилю на обочине?

Несет ли водитель ответственность, если он не уступил дорогу автомобилю на обочине?

Несет ли водитель ответственность, если он не уступил дорогу автомобилю на обочине?26 июля 2014 г. Р., управляя автомобилем, решил повернуть налево и совершить разворот. Поток транспортных средств медленно перемещался по встречной полосе в сторону железнодорожного переезда. Водитель грузовика, двигавшийся во встречном направлении, остановился, пропуская Р. Однако по обочине двигалась машина под управлением Я., которого водитель не видел из-за габаритов пропускающего его грузовика. В результате транспортные средства Р. и Я. столкнулись.

Прибывший на место ДТП сотрудник ГИБДД счел, что Р. не выполнил требование уступить дорогу автомобилю Я., пользующемуся преимущественным правом движения (п. 8.8 ПДД). Это послужило основанием для привлечения Р. к административной ответственности с наложением на него наказания в виде предупреждения (ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ).

Водитель был убежден, что им не было допущено нарушение ПДД, так как Я., двигавшийся по обочине, не имел какого-либо преимущества в движении, и потому решил обжаловать вынесенное постановление. В судебном заседании Я., в свою очередь, пояснил, что Р. избрал неверную траекторию движения, не рассчитал радиус разворота, выехав на обочину и не уступив дорогу его автомобилю, двигавшему во встречном направлении, к тому же с правой стороны. Сотрудник ГИБДД, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, подтвердил, что автомобиль водителя Я. двигался во встречном направлении относительно автомобиля водителя Р., а значит, последний действительно нарушил ПДД. Суд обратил внимание на то, что сведения, указанные в схеме ДТП, в совокупности с объяснениями участников происшествия однозначно подтверждают факт нарушения Р. ПДД. Доводы жалобы водителя суд счел несостоятельными, поскольку совершение маневра в виде разворота не предполагает выезд на обочину дороги встречного направления, тогда как Р., не окончив маневра и не встав на полосу встречного движения, совершил съезд на обочину, не убедившись в безопасности этого действия. Вместе с тем в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена ПДД, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа (п. 8.9 ПДД).

О том, при каких условиях по обочине могут передвигаться дети, узнайте в материале "Правила для пешеходов" Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ

В итоге постановление по делу об административном правонарушении было оставлено без изменения (решение судьи Богатовского районного суда Самарской области от 9 сентября 2014 г. по делу № 12-12/2014).

Обжалование постановления и этого судебного акта в вышестоящих судах также не привело к желаемому результату – они были оставлены без изменения (решение судьи Самарского областного суда от 6 ноября 2014 г. по делу № 21-605/2014, постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 4 марта 2015 г. по делу № 4А-128/2015).

Тем не менее, Р. решил отстаивать свои нарушенные, как он считал, права до последнего и обратился с жалобой в ВС РФ, настаивая на отмене вынесенного в отношении него постановления по делу об административном правонарушении и судебных актов, считая их незаконными.

 

Позиция ВС РФ

ВС РФ не согласился ни с постановлением сотрудника ГИБДД о привлечении Р. к административной ответственности, ни с судебными актами нижестоящих судов, оставивших это постановление в силе (Постановление ВС РФ от 4 сентября 2015 г. № 46-АД15-29).

Суд обратил внимание на то, что при привлечении лица к административной ответственности, прежде всего, необходимо выявить причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения (ст. 24.1 КоАП РФ). Кроме того, должна быть установлена вина лица в его совершении (ст. 26.1 КоАП РФ).

При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления (п. 8.8 ПДД). Уступить дорогу – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД). Преимуществом, в свою очередь, признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

То обстоятельство, что Я. осуществлял движение по обочине, подтверждается как его собственными объяснениями, так и показаниями Р, а также фотоматериалами и схемой места ДТП, в которой место столкновения зафиксировано на обочине. С содержанием данной схемы участники происшествия были ознакомлены и согласны. Вместе с тем, по общему правилу, движение транспортных средств по обочинам запрещено (п. 9.9 ПДД).

Обочиной является элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки и используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД (п. 1.2 ПДД).

В данной дорожной ситуации водитель Я., движущийся по обочине, не имел преимущественного права движения, а у Р. при повороте налево на прилегающую территорию вне перекрестка отсутствовала обязанность уступить дорогу движущемуся по обочине во встречном направлении транспортному средству.

За нарушение требований п. 9.9 ПДД Я. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ ("Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона").

Таким образом, вывод должностного лица и судебных инстанций о нарушении Р. п. 8.8 ПДД и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ, является необоснованным. А при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Таким образом, ВС РФ отменил постановление по делу об административном правонарушении, а также судебные акты судов нижестоящих инстанций, и прекратил производство по делу в отношении Р. 

Документы по теме:

Читайте также:

Штрафы за нарушение Правил дорожного движения
С действующими санкциями за каждый вид административного правонарушения в области дорожного движения можно ознакомиться в нашей бизнес-справке.

ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ

ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ
Чтобы повысить грамотность на дороге, знать свои права и обязанности, увереннее чувствовать себя при встрече с сотрудником ГИБДД, вам пригодится ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ. Коротко и в удобном формате, распечатайте и носите с собой.

Для водителей, систематически нарушающих ПДД, может появиться специальная ответственность
Речь идет о водителях, которые три и более раза в течение года совершали нарушения в виде превышения скорости, проезда на красный свет, выезда на перекресток в случае образования затора и т. д.

А вас я попрошу остаться...
Отсутствие у автомобиля повреждений и необходимость посетить врача – уважительные ли это причины для того, чтобы покинуть место ДТП? Свою позицию по этим вопросам разъяснил ВС РФ.