Новости и аналитика Аналитические статьи Законодательство о контрактной системе: самые заметные изменения 2016 года

Законодательство о контрактной системе: самые заметные изменения 2016 года

Законодательство о контрактной системе: самые заметные изменения 2016 годаС 1 января 2016 года вступят в силу некоторые положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). Рассмотрим каждое из них и расскажем, к чему должны быть готовы заказчики и поставщики в наступающем году.

 

 Новое в планировании 

 C 1 января 2016 года, помимо ежегодных планов-графиков, все заказчики будут обязаны утверждать и размещать в единой информационной системе (далее – ЕИС) планы закупок на очередной финансовый год и плановый период (ч. 2 ст. 114 Закона № 44-ФЗ). До ввода ЕИС в эксплуатацию, который намечен на 1 января 2016 года, для этих целей должен использоваться официальный сайт для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) (абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок"). 

Напомним, план закупок представляет собой перечень нужд заказчиков, которые должны быть удовлетворены, и включает в себя, помимо прочего, информацию о целях планируемых закупок и их обоснование, а также сведения о средствах, выделенных для их обеспечения. С 1 января 2017 года эта информация по отдельным категориям закупок (их перечень предстоит определить кабмину) будет выноситься на общественное обсуждение, по итогам которого заказчик сможет внести в план закупок изменения (п. 4 ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ). План закупок будет служить основой для формирования плана-графика, представляющего собой перечень мероприятий по реализации плана закупок и содержащий более детальную информацию об условиях осуществления конкурсных процедур.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Решение самых сложных вопросов по госзакупкам узнайте из ответов службы Правового консалтинга ГАРАНТ в разделе "Правовые консультации".

Так, в плане закупок заказчики должны будут указывать цели осуществления закупок, наименования их объектов, сроки совершения закупок, объемы финансового обеспечения и иные сведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ). Планы закупок должны быть утверждены в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчиков лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством. Разместить планы закупок в ЕИС или на официальном сайте необходимо будет в течение трех рабочих дней со дня их утверждения или изменения (ч. 7, ч. 9 ст. 17 Закона № 44-ФЗ). Бюджетные учреждения должны будут утверждать планы закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ч. 8 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Непосредственно порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд закреплен постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552. При этом требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения региональных и муниципальных нужд были ранее утверждены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043. Последнее постановление было принято для реализации положений ч. 24 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, согласно которым регионы и муниципалитеты могли установить обязанность планирования закупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупок и до 2016 года. Необходимым условием для реализации этой нормы было создание в регионе или муниципальном образовании информационной системы в сфере закупок.

ФОРМЫ

План закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд
План закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд

Другие формы

С 1 января будет введен новый порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее – Правила формирования планов-графиков для федеральных заказчиков; утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553). Напомним, что планы-графики на 2014-2016 годы заказчики должны разместить на официальном сайте по правилам, действовавшим до дня вступления в Закона № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ), в соответствии с Порядком размещения на официальном сайте планов-графиков (утв. приказом Минэкономразвития РФ и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20н) и с учетом Особенностей размещения на официальном сайте планов-графиков на 2015-2016 годы (утв. приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н). При этом ранее действовавшие Особенности размещения на официальном сайте планов-графиков на 2014-2015 годы, утв. приказом Минэкономразвития РФ и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н отменены с 25 мая 2015 года.

В соответствии с Правилами формирования планов-графиков для федеральных заказчиков к планам-графикам должны быть приложены обоснования по каждому объекту закупки (п. 11 Правил формирования планов-графиков для федеральных заказчиков).

ФОРМЫ

План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд
План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд

Другие формы

В таком обосновании заказчики должны будут доказать соответствие планируемых закупок целям, указанным в ст. 13 Закона № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). Так, закупки могут осуществляться для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных различными целевыми программами, во исполнение международных обязательств России, а также в целях выполнения функций и полномочий заказчиков (п. 1-3 ст. 13 Закона № 44-ФЗ). Заказчики должны будут обосновать выбор объекта закупки и начальную (максимальную) цену контракта наряду со способом определения поставщика, включая дополнительные требования к участникам закупки (ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ, подп. "а"-"б" п. 3 Порядка обоснования закупок, утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 "Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования").

Кроме этого, с начала будущего года вступят в силу обновленные требования к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для региональных и муниципальных нужд, а также к их форме (далее – Требования к формированию планов-графиков для региональных нужд), а также требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг (далее – Требования к форме плана-графика), утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 554).

ФОРМЫ

Обоснование закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок
Обоснование закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок

Другие формы

Документ пришел на смену постановлению Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044, которое утратило силу 8 июня 2015 года. Новые требования к формированию планов-графиков не претерпели значительных изменения по сравнению с предыдущими, но были приведены в соответствие с вступающими в действие нормами Закона № 44-ФЗ. К примеру, добавились требования о приложениях к плану-графику с обоснованием необходимости приобретения каждого объекта закупки. Также добавилось указание на обязательность соответствия плана-графика плану закупок. Кроме того, в плане-графике каждой закупке заказчики обязаны будут присвоить идентификационный код (п. 13-14 Требований к формированию планов-графиков для региональных нужд, абз. 2 подп. "и" п. 1 Требований к форме плана-графика).

Также с 1 января будут введены в действие Правила размещения планов и планов-графиков в ЕИС (далее – Правила размещения планов и планов графиков, утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1168).

Так, федеральные заказчики будут размещать планы закупок в ЕИС посредством информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Региональные заказчики будут заполнять экранную форму веб-интерфейса ЕИС или размещать планы через региональные или муниципальные информационные системы.

Планы и планы-графики будут размещаться в ЕИС в течение трех рабочих дней со дня их утверждения или изменения и заверяться усиленной электронной подписью (п. 4, подп. "а" п. 5 Правил размещения планов и планов графиков). Перед размещением планов в ЕИС будет производиться автоматическая форматно-логическая проверка информации на предмет соответствия установленным требованиям (п. 7 Правил размещения планов и планов-графиков).

Первые планы закупок и планы-графики, соответствующие новым требованиям, должны быть составлены в 2016 году на 2017 год (для планов закупок – также на соответствующий плановый период) (ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

 

Закупать "золотые ершики" станет сложнее 

С 1 января начнут действовать статьи Закона № 44-ФЗ о нормировании в сфере закупок (ч. 2 ст. 114 Закона № 44-ФЗ). Так, под нормированием понимается установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены, а также затрат на обеспечение функций государственных и муниципальных органов, внебюджетных фондов (ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Нормирование должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров с избыточными потребительскими свойствами (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Во исполнение требований положений Закона № 44-ФЗ о нормировании правительство приняло ряд нормативных актов, вступающих в силу с нового года. Были утверждены общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок (далее – Общие требования к порядку разработки правовых актов о нормировании; утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476). Нормативный акт вступает в силу 1 января. Документ, в частности, предусматривает перечень актов, которые необходимо издать, а также органы, ответственные за это. Так, на правительство возложены полномочия по установлению общих правил определения требований к отдельным закупаемым товарам, работам и услугам (подп. "а" п. 1 Общих требований к порядку разработки правовых актов о нормировании). К слову, такой документ уже принят (утв. постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 926, далее – Правила определения требований). Он обязывает заказчиков вести ведомственный перечень отдельных видов закупаемых товаров (работ, услуг). Заказчики должны указывать сведения о предельной цене товара (работы, услуги) по каждой позиции перечня, его потребительских и иных свойствах (п. 3, п. 7 Правил определения требований). При этом ведомственный перечень должен позволять обеспечивать государственные и муниципальные нужды так, чтобы это не приводило к закупкам товаров (работ, услуг), которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши (п. 8 Правил определения требований).

Согласно Общим требованиям к порядку разработки правовых актов о нормировании государственные органам, органам управления государственными внебюджетными фондами и муниципальным органам необходимо будет разработать нормативные затраты на обеспечение собственных функций и потребностей подведомственных органов и учреждений. Помимо этого распорядители бюджетных средств должны будут утвердить требования к закупаемым ими и подведомственными им учреждениями товарам, работам и услугам (подп. "в" п. 1 Общих требований). Причем последний документ подлежит обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов при соответствующих органах (п. 3 Общих требований к порядку разработки правовых актов о нормировании).

Правительство также определило обязательный перечень отдельных видов товаров, работ и услуг, в отношении которых определяются требования к потребительским свойствам (далее – Обязательный перечень) и сами такие требования (утв. постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927).

К примеру, с 1 января будут введены ценовые ограничения на закупку автомашин и смартфонов. Для министров и их заместителей, а также для руководителей федеральных служб нельзя будет приобрести автомобиль дороже 2,5 млн руб. Для главы агентства, его замов и замов руководителей служб – дороже 2 млн. руб. А для начальников структурных подразделений ведомств – 1,5 млн. руб. Вне зависимости от цены мощность автомобиля в любом случае не должна будет превышать 200 л. с. Максимальные цены на смартфоны установлены в пределах от 5 тыс. до 15 тыс. руб. также в зависимости от должности чиновника, для которого закупается гаджет (п. 4-5 Обязательного перечня).

 

В новом году заработает запрет на закупку для государственных и муниципальных нужд иностранного ПО 

При этом российским, а значит и разрешенным к закупкам, будет признаваться то программное обеспечение, сведения о котором внесены в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Исключение из запрета составят случаи, когда ПО с необходимыми характеристиками отсутствует в реестре российских программ или отечественное ПО не соответствует требованиям заказчика (постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). При этом потребность в иностранном ПО необходимо будет обосновать (абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ). Отдельно подчеркивается, что поставщикам по госконтракту нельзя будет при его исполнении заменять по своему усмотрению ПО, сведения о котором включены в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, на иное ПО.

 

Иные нововведения 

С 1 января вступят в действие и ряд других норм Закона № 44-ФЗ. Так, в ЕИС появится информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, а также о размещаемых заказчиками запросах цен (п. 16 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ).

Также в новом году заказчики обязаны будут указывать идентификационный код закупки при формировании плана закупок, плана-графика, документации о закупке, проекта контракта, а также в тексте контракта и иных документов (ч. 1 ст. 23, п. 1.1 ч. 2 ст. 25 Закона № 44-ФЗ). Порядок формирования идентификационного кода закупки определен приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422 (далее – Порядок формирования идентификационного кода закупки). Код закупки соответствует одной закупке (одному лоту, если закупка осуществляется путем формирования нескольких лотов), за исключением отдельных случаев. Так, например, при закупках у единственного поставщика в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и закупках лекарственных препаратов идентификационный код отдельным лотам может не присваиваться (п. 3 Порядка формирования идентификационного кода закупки).

Код должен быть сформирован заказчиком, он состоит из 36 разрядов и содержит:

Следует отметить, что неуказание при осуществлении закупки ее идентификационного кода или ошибки при его формировании могут быть расценены контролирующими органами как административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ. Так, за неразмещение заказчиком в ЕИС предусмотренных законодательством информации и документов предусмотрена ответственность, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб., и на юридических лиц – 500 тыс. руб.


Участвуете в закупках? Профессиональный сервис "Экспресс Тендер" поможет свести к минимуму затраты на поиск закупок и вероятность пропустить перспективный тендер. Подробнее


Кроме этого, в следующем году у распорядителей бюджетных средств (федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления) появится новая обязанность: определить способ, при помощи которого подведомственные им органы будут осуществлять закупки. Для этого они вправе, в частности, создать отдельный орган или казенное учреждение – так называемого уполномоченного заказчика (ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ). Есть несколько вариантов взаимодействия властных органов и подведомственных им заказчиков. Так, распорядители бюджетных средств могут: 

  • определять контрагентов для подведомственных заказчиков (подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ);
  • планировать и осуществлять закупки для подведомственных заказчиков, включая определение контрагентов, заключение контрактов, контроль их исполнения, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, (подп. "б" ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ);
  • делегировать права на определение контрагентов для подведомственных заказчиков уполномоченным заказчикам (п. 2 ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ);
  • наделить уполномоченных заказчиков полномочиями по планированию и осуществлению закупок, включая определение контрагентов, заключение контрактов, контроль их исполнения, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, для подведомственных заказчиков (п. 3 ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ);
  • разрешить всем подведомственным заказчикам осуществлять полномочия в сфере закупок самостоятельно (п. 4 ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

 

Документы по теме:

Читайте также:

Определен порядок контроля соответствия информации в сфере госзакупок
По мнению ВАС РФ, начало исчисления срока исковой давности должно быть поставлено в зависимость от даты направления претензии должнику.

Разработаны поправки к законопроекту о переводе закупок в электронную форму
В частности, предлагается закрепить понятие "электронные процедуры определения поставщиков" и установить особенности проведения таких процедур.

Указание ориентировочной цены контракта на оказание услуг энергоснабжения неправомерно
К такому выводу пришло Минэкономразвития России, разъясняя отдельные вопросы, связанные с применением закона о госзакупках.

Государственные и регламентированные закупки: отвечаем на вопросы читателей (Часть 23)
Должен ли сотрудник заказчика при проведении экспертизы подтверждать свои познания в определенной области знаний? Подпадают ли под действие Закона № 44-ФЗ закупки за счет пожертвований?