Государственные и регламентированные закупки: отвечаем на вопросы читателей (Часть 23)
Ольга Пратура,
главный специалист-эксперт учебно-консалтингового центра
ООО "Тендер-Дон", контрактный управляющий
Главный специалист-эксперт учебно-консалтингового центра ООО "Тендер-Дон", контрактный управляющий Ольга Пратура ответила на некоторые злободневные вопросы читателей портала ГАРАНТ.РУ.
Перечень включаемых в реестр контрактов информации и документов содержится в п. 33 Порядка формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Казначейством России в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (утв. приказом Минфина России от 29 декабря 2014 года № 173н; далее – Порядок формирования информации). К примеру, в качестве документов, сведения о которых включаются в реестр, могут выступать акт о приемке товара, товарная накладная, счет-фактура, счет на оплату и т. д. Добавлю, что приложены могут быть и иные документы о приемке товаров, не поименованные в п. 33 Порядка формирования информации.
Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд: |
В то же время, порядок и периодичность внесения в реестр договоров необходимой информации и документов Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ) непосредственно не устанавливает. По мнению Минфина России, заказчики должны самостоятельно определить регламент внесения в реестр договоров информации и документов об исполнении в своем положении о закупке. Например, информация и документы об исполнении (оплате) договора могут размещаться в реестре договоров после каждой приемки (оплаты) товаров, работ, услуг, или же такие информация и документы могут быть размещены после исполнения всех обязательств, предусмотренных договором (письмо Минфина России от 24 апреля 2015 г. № 02-02-08/23847).
Заказчик обязан будет включить эти документы и информацию в реестр в течение 10 календарных дней со дня исполнения контракта или его этапа (подп. "в" п. 10 Правил ведения реестра договоров заключенных заказчиками по результатам закупки).
Заказчики вправе определить НМЦК на основании двух ценовых предложений или при помощи иного метода, к примеру – затратного метода.
В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) действительно рекомендуется использовать не менее трех вариантов цен, из числа предлагаемых различными поставщиками. При этом совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. В таком случае целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах (п. 3.19, п. 3.20.2 Методических рекомендаций применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утв. приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567; далее – Методические рекомендации определения НМЦК).
В то же время, Минэкономразвития России отмечает, что приведенные правила носят рекомендательный характер (письмо Минэкономразвития России от 28 января 2015 г. № Д28и-158 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ"), поэтому заказчики вправе произвести расчет НМЦК и с отклонением от приведенных в нормативном акте инструкций. Так, в случае отсутствия достаточного количества информации о цене, заказчики могут определить НМЦК на основании двух ценовых предложений – в том числе и в случае, когда коэффициент вариации цены превышает 33%.
Добавлю, что если заказчик применяет метод сопоставимых рыночных цен, он вправе пользоваться не только предоставляемой поставщиками информацией о ценах, но и данными, полученными в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе, а также общедоступными сведениями о рыночных ценах товаров, работ, услуг (ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее – Закон № 44-ФЗ).
К общедоступной информации о ценах товаров, которая может быть использована для целей определения НМЦК, относится следующая информация:
- содержащаяся в контрактах, которые были исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени);
- содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
- о котировках на российских и иностранных биржах и т. д. (ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
С учетом того, что Методические рекомендации определения НМЦК носят рекомендательный характер, у заказчиков есть еще один вариант: определить НМЦК при помощи затратного метода с пояснением причин невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен (ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Да, вправе.
По общему правилу контракты могут быть заключены и оплачены только в тех случаях, когда их цена соответствует пределам лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, если цена контракта, определенная методом сопоставимых рыночных цен, превышает размер доведенных до заказчика лимитов, он не вправе осуществлять закупку.
Следовательно, применять метод сопоставимых рыночных цен в таком случае объективно невозможно – а именно это является основанием для использования затратного метода НМЦК (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Добавлю, что в законе не указаны конкретные случаи невозможности применения тех или иных методов обоснования НМЦК. В связи с этим на заказчика возложена обязанность пояснить в обосновании НМЦК невозможность применения метода сопоставимых рыночных цен (ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Заказчик также может уменьшить количество поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и осуществить новое обоснование НМЦК по имеющимся у него данным, которое не превысит объем имеющихся денежных средств.
Кроме того заказчик вправе воспользоваться другими источниками информации о ценах товаров, работ и услуг (ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) и рассчитать такую НМЦК, которая не будет превышать размеры выделенных лимитов.
Нет, закон запрещает замену закупаемого товара на аналогичный.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении возможно лишь в строго определенных Законом № 44-ФЗ случаях – например, при снижении цены контракта или изменении объема закупки не более чем на 10%, если такая возможность предусмотрена условиями контракта (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). При этом закон не предусматривает возможности замены приобретаемого товара, за исключением случая поставки товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с указанными в контракте (ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это же касается замены закупаемого лекарственного препарата другим, даже имеющим одинаковое международное непатентованное наименование (далее – МНН), но производящимся под другой торговой маркой.
Так, индивидуализация лекарственных средств осуществляется не только путем указания их международного непатентованного и (или) торгового наименований, но в том числе и путем указания наименования производителя лекарственного препарата (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; далее – закон о лекарственных средствах). Наименование и адрес производителя, наряду с иной информацией о препарате, указываются в государственном реестре лекарственных средств (подп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 33 закона о лекарственных средствах). Следовательно, лекарственные средства, с совпадающими МНН, но производимые под разными торговыми марками, представляют собой разные товары, а значит, в приведенной ситуации поставка лекарственного препарата, наименование которого совпадает с указанным в контракте, однако который зарегистрирован иным производителем под иным регистрационным номером, по сути, является заменой товара на аналогичный.
В то же время, если характеристики предлагаемого поставщиком препарата будут выше, чем требуемые по условиям контракта, заказчик вправе применить норму ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и заменить приобретаемое лекарство на более качественное.
Нет, не вправе, за исключением ряда случаев.
В соответствии с п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов в пределах доведенных до него лимитов. Одновременно, согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг и оплачиваются в объеме соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Под лимитами бюджетных обязательств законодательство понимает объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Однако федеральный бюджет на 2016 год был утвержден сроком на год и без учета планового периода, поэтому лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования доводятся до заказчиков также на период, равный одному году (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 сентября 2015 г. № 273-ФЗ). Следовательно, заключить контракт по аренде недвижимого имущества сроком на три года заказчик не имеет юридической возможности.
За нарушение порядка принятия бюджетных обязательств предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).
В то же время, в некоторых ситуациях существует возможность заключения долгосрочных контрактов, срок исполнения обязательств по которым превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. К примеру, такие контракты могут быть заключены по исполнение концессионных соглашений, если концедентом по ним выступает Российская Федерация, а правительство приняло решение о реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (п. 2-3 Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд и концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Российская Федерация, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств).
На региональном или местном уровнях также могут быть приняты аналогичные правила, если концедентом является субъект РФ или муниципальное образование (абз. 3 п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).
Нет, неправомерно, за исключением некоторых случаев.
Лимиты бюджетных обязательств были выделены учреждению на один год, следовательно, и контракт должен быть заключен на один год и исполнен в пределах этого года.
Как уже говорилось ранее, заключение контрактов на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств, может быть квалифицировано контролирующими органами как нарушение порядка принятия бюджетных обязательств по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Однако бюджетные казенные учреждения вправе заключать долгосрочные контракты на любой срок, с учетом утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности и решений органов власти, в ведении которых они находятся. При этом решение о заключении долгосрочного контракта может быть принято только в соответствии с установленными федеральными или региональными правилами (п. 3 ст. 72, п. 6 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Нет, работник, привлекаемый заказчиком к проведению экспертизы, не должен подтверждать специальные познания в той или иной сфере.
Нормы ст. 41 Закона № 44-ФЗ, определяющие основные требования к лицам и организациям, проводящим экспертизу, и условия проведения экспертизы результатов исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяются только в том случае, если к проведению экспертизы будут привлечены внешние эксперты и экспертные организации. На это указывают, в частности, упоминание о необходимости заключить с экспертом или экспертной организацией договор на выполнение экспертизы (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ), а также условия о служебной независимости экспертов от заказчика (ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ) – что невыполнимо в случае, если экспертизу проводит работник заказчика.
Следовательно, на проведение экспертизы силами заказчика требования этих статей не распространяются. При этом требования к квалификации штатных сотрудников заказчика при проведении экспертизы собственными силами Законом № 44-ФЗ не установлены.
Такая формулировка может быть расценена контролирующими органами как нарушение требований Закона № 44-ФЗ.
В контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
В то же время в Законе № 44-ФЗ не прописаны требования к порядку определения срока оплаты, поэтому для уточнения содержания этого понятия необходимо обратиться к положениям ГК РФ. Так, помимо указания на конкретную календарную дату или период времени, срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ст. 190 ГК РФ). Очевидно, что поступление денежных средств из бюджета, не может рассматриваться как неизбежное событие.
Таким образом срок исполнения обязательства по оплате, определенный моментом поступления денежных средств из бюджета, не может считаться установленным и, следовательно, должен определяться по правилам, предусмотренным ст. 314 ГК РФ. То есть заказчик обязан удовлетворить требование исполнителя об оплате по контракту в течение семи дней со дня предъявления контрагентом соответствующего требования. Это подтверждается и судебной практикой (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2015 г. № 18АП-6161/15, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2013 г. № 15АП-17120/13, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2014 г. № 15АП-5183/14).
Следовательно, в связи с тем, что ГК РФ и Закон № 44-ФЗ не допускают возможности увязать сроки оплаты по контракту с фактом поступления денежных средств на счет заказчика, заказчик обязан установить в проекте контракта конкретный срок расчета с исполнителем.
Нет, не подпадают.
Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет бюджетных субсидий и иных средств (ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, закон позволяет бюджетному учреждению осуществлять закупки за счет грантов, средств, полученных учреждением при осуществлении им иной приносящей доход деятельности, а также в случае, если оно выступает исполнителем по заключенному контракту в порядке, установленном Законом № 223-ФЗ (п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках Закона № 44-ФЗ предметом закупки могут выступать только товары, работы, услуги, приобретаемые за счет средств соответствующего бюджета.
Очевидно, что собственные денежные средства обучающихся или их родителей к бюджетным субсидиям не относятся. Более того, поступающие от родителей учащихся средства не являются расходными обязательствами заказчика.
Таким образом, закупки, осуществляемые за счет денежных средств родителей учащихся, не могут являться закупками, осуществляемыми в порядке Закона № 44-ФЗ и должны быть реализованы путем заключения прямых договоров с поставщиками.
А если услуги по организации питания финансируются одновременно за счет бюджетной субсидии и за счет средств родителей школьников, в таком случае необходимо и провести закупку в порядке Закона № 44-ФЗ, и заключить прямой договор с поставщиком. При этом осуществляться закупки должны в объеме, пропорциональном используемым средствам, поступившим от из разных источников финансирования. На обоснованность такой точки зрения неоднократно указывали и суды (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2015 г. № 03АП-6313/15, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2015 г. № 19АП-6936/14).
Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.
Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.