Увеличение уставного капитала - проблемные вопросы
Согласно действующему законодательству уставный капитал акционерного общества не является неизменной величиной. Так, согласно ст. 100 Гражданского кодекса РФ акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или путем выпуска дополнительных акций. Таким образом, увеличение уставного капитала в АО производится двумя путями: либо путем увеличения номинальной стоимости уже существующих (размещенных) акций, либо путем размещения (выпуска) дополнительных акций. В настоящей статье не рассматривается детально весь процесс, связанный с увеличением уставного капитала, так как он четко прописан в действующем законодательстве и не имеется необходимости его повторять. Поэтому в настоящей статье будут проанализированы в основном наиболее проблемные вопросы, возникающие при увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций (проводимой по открытой или закрытой подписке) и приведена соответствующая судебная практика. При этом напомним, что собственно размещение (эмиссия) дополнительных акций может проводиться в обществе тремя способами: - распределение акций среди акционеров общества (т.е. безвозмездно); - конвертация в акции; - подписка, т.е. размещение дополнительных акций на основании гражданско-правовых договоров (например, купли-продажи, мены и т.д.). Именно при проведении эмиссии дополнительных акций общества, размещаемых путем подписки и возникает наиболее количество споров и вопросов. Основными нормативными актами, регулирующими процедуру увеличения уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций являются Гражданский кодекс РФ, ФЗ "Об акционерных обществах" от от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ , ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ, ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ. Детально порядок увеличения уставного капитала определен в подзаконном нормативном акте - "Стандартах эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии", утвержденных Постановлением ФКЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. N 19 (в редакции Постановления ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. N 47). Очень важную роль играет также и судебная практика, которая в необходимых случаях будет упомянута при анализе соответствующего вопроса. Увеличение уставного капитала общества производится последовательно в несколько этапов. Первое, что необходимо сделать при решении вопроса о возможности проведения дополнительной эмиссии акций - это ознакомиться с положениями Устава общества, поскольку согласно ст. 28 ФЗ "Об акционерных обществах" увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций допускается только в пределах количества объявленных акций, установленного Уставом общества. На практике это означает, что если в уставе общества отсутствуют положения об объявленных акциях, то данное общество увеличивать свой уставный капитал вправе только путем увеличения номинальной стоимости акций, для размещения же дополнительных акций необходимо будет вначале квалифицированным большинством (не менее 3/4 голосов) внести изменения в Устав и определить в нем количество и номинальную стоимость объявленных акций. Вместе с тем Закон допускает возможность одновременного принятия решения о размещении дополнительных акций и увеличения количества объявленных акций, если количество последних недостаточно для предполагаемого объема вновь размещаемых акций. Начальным этапом эмиссии дополнительных акций общества является принятие общим собранием акционерного общества решения об увеличении уставного капитала и выпуске дополнительных акций. Согласно ст. 100 Гражданского кодекса РФ увеличение уставного капитала производится только по решению общего собрания акционеров. Между тем, Федеральный закон об акционерных обществах установил, что указанное решение вправе принять и Совет директоров общества, если такое право ему предоставлено в соответствии с Уставом общества или Решением самого общего собрания. При этом необходимо обратить внимание на следующую достаточно распространенную и типичную ошибку. По общему правилу, решения на Совете директоров принимаются простым большинством, однако Уставом общества может быть предусмотрено необходимость большего количества голосов (например, 2/3 или единогласие). На практике весьма часто бывает, что член совета директоров пишет заявление о своем выходе из Совета, оно Председателем Совета визируется (удовлетворяется) и соответственно на заседании Совета решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций принимается уже только оставшимися членами Совета. Между тем, согласно ст. 48 Федерального закона об акционерных обществах вопрос о досрочном прекращении полномочий членов Совета директоров общества относится к исключительной компетенции общего собрания и поэтому до тех пор пока по данному вопросу не будет принято решение общего собрания решение самого члена Совета директоров о выходе из состава Совета не имеет никакого правового значения и его голос должен учитываться и при определении кворума, и при подведении итогов. Таким образом, действующее законодательства об акционерных обществах не допускает добровольного сложения своих полномочий членами наблюдательного совета акционерного общества (кроме случаев выбытия члена совета директоров общества ввиду его смерти). На указанное было обращено внимание в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 мая 2000 года N 6066/99, который признал недействительным решение Совета директоров общества об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций как раз в связи с тем, что при решении указанного вопроса и определении кворума необходимо было учитывать также и голоса тех членов Совета директоров, которые подали незадолго до проведения заседания Совета заявление о своем выходе из него. На практике также весьма часто путают понятия "решение о размещении акций" и "решение о выпуске акций", полагая, что это синонимы. Однако на самом деле "решение о размещении акций" - это решение, принимаемое общим собранием (советом директоров) и являющееся правовым основанием для проведения дополнительной эмиссии. Решение же о выпуске акций является производным документом (решением), принимаемым на основании решения о размещении. И если решение о размещении предоставляется в регистрирующий орган в виде выписки из соответствующего протокола собрания (совета директоров), то форма решения о выпуске строго формализована и приведена в качестве образца к Стандартам эмиссии. Согласно Стандартам решение о выпуске ценных бумаг утверждается только Советом директоров (исключение составляет лишь случай, когда этот орган в АО отсутствует - тогда указанное решение утверждается общим собранием) и именно оно подлежит государственной регистрации. В Стандартах также установлено (п. 7.3 Стандартов), что решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее 6 месяцев с даты принятия решения об их размещении. Необходимо отметить, что дополнительные акции могут размещаться путем "открытой" подписки (среди заранее неограниченного круга лиц) либо путем "закрытой" подписки, когда уже изначально известны конкретные будущие приобретатели акций (они указываются в решении о выпуске акций). В этой связи хотелось бы отметить ряд положений Стандартов эмиссии, которые на практике "открытую" эмиссию превращали фактически в "закрытую". Речь идет о п. 11.20 Стандартов, который гласил, что в решении о выпуске акций, размещаемых путем открытой подписки должна быть определена очередность размещения акций, при этом императивно устанавливалось, что в первую очередь акции подлежат размещению только среди акционеров общества (но не свыше количества, пропорционального количеству принадлежащих им акций). И лишь после этого - среди акционеров и иных лиц (вторая очередь). Между тем, очевидно, что подобное правило по существу необоснованно предоставляло преимущество одним лицам (акционерам) перед другими. Кроме того, согласно Федеральному закону об акционерных обществах только в уставе общества может быть установлено преимущественное право акционеров на приобретение голосующих акций, размещаемых путем открытой подписки (ст. 40 Закона). Если же в Уставе общества подобной записи нет, то никакой очередности и преимущества перед другими лицами акционеры не имеют. Однако вышеназванный пункт Стандартов эмиссии фактически вводил такое преимущество, при этом на уровне всего лишь подзаконного акта. В статье 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" также четко установлено, что при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг запрещается закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцем перед другими, кроме случаев, указанных в данном Федеральном законе. В этой связи неудивительно, что названный пункт, т.е. пункт 11.20 Стандартов, стал предметом обсуждения в Верховном суде РФ. Соответственно Решением Верховного суда РФ от 29 мая 2000 года N ГКПИ 2000-456 данный пункт Стандартов эмиссии (абз. 1, 2 и 3 пункта 11.20 ) был признан недействительным как нарушающий нормы действующего законодательства. Много вопросов вызвала также проблема принятия решения о размещений дополнительных акций в случае, если это была крупная сделка. Так, согласно ст. 78 Федерального закона об акционерных обществах крупной сделкой признается также сделка, связанная с размещением обществом акций, составляющих более 25% ранее размещенных обществом обыкновенных акций. Однако, к сожалению, Закон об акционерных обществах в отношении именно размещения дополнительных акций не установил порядка совершения крупных сделок, - имеется ввиду в первую очередь какой орган должен принимать об этом решение (закон определил лишь порядок принятия решения в отношении сделок с имуществом общества . ст. 79 Закона об акционерных обществах). Образовался пробел, который необходимо было срочно урегулировать. Соответственно в Стандартах эмиссии появился пункт (п. 4.4), согласно которому решение о согласии на совершение крупной сделки, связанной с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих от 25 до 50 % ранее размещенных обыкновенных акций, принимается советом директоров акционерного общества единогласно, без учета голосов выбывших членов совета директоров. В случае, если единогласие совета директоров акционерного общества о согласии на совершение такой сделки не достигнуто, вопрос о согласии на ее совершение может быть вынесен на решение общего собрания акционеров. Решение же о согласии на совершение крупной сделки, связанной с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих свыше 50% ранее размещенных обыкновенных акций, принимается общим собранием акционеров акционерного общества большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, присутствующих на собрании. Однако Верховный суд РФ не согласился с подобной позицией ФКЦБ РФ и своим Определением от 04 июля 2000 года N КАС 00-249 признал данный пункт Стандартов эмиссии недействительным. Поэтому в настоящее время решение о согласии на совершение обществом крупной сделки, связанной с размещением дополнительных акций, во всех случаях вправе давать только Совет директоров, но не общее собрание (в том числе и в случае, когда количество дополнительно размещаемых акций превышает 50% ранее размещенных обыкновенных акций общества). Указанное необходимо учитывать при решении вопроса об увеличении уставного капитала. Следующим основным этапом эмиссии после принятия и оформления решения о размещении акций и решения о выпуске акций является утверждение проспекта эмиссии и государственная регистрация выпуска акций. И если утверждение проспекта эмиссии акций является обязательным лишь в случаях, прямо установленных в Закона о рынке ценных бумаг, то государственная регистраций акций необходима во всех случаях, поскольку совершение каких-либо сделок с акциями, выпуск которых не прошел госрегистрацию, не допускается, в противном случае они будут являться ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ. В настоящее время, по общему правилу, регистрация всех выпусков ценных бумаг на территории РФ осуществляется ФКЦБ РФ или его региональными органами (см. об этом Распоряжение ФКЦБ РФ "Об утверждении перечня регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории РФ" от 28 мая 1997 года N 268-р). Согласно п. 10.8 Стандартов эмиссии все необходимые документы для осуществления государственной регистрации выпуска дополнительных акций должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня утверждения решения об их выпуске. При государственной регистрации выпуска ценных бумаг также встает весьма актуальный и сложный вопрос, вызвавший немало споров между хозяйствующими обществами и органами, осуществляющими государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Так, достаточно часто акционерными обществами в процессе размещения акций допускаются разного рода нарушения требований законодательства о рынке ценных бумаг, - например, размещение части дополнительных акций еще до момента их государственной регистрации. Соответственно возникает вопрос: в случае, если эмитент формально представил в регистрирующий орган все необходимые документы для осуществления регистрации выпуска акций, но тем не менее данный орган обнаруживает какие-либо нарушения в процессе размещения акций - является ли это законным основанием к отказу в регистрации выпуска акций? Внимательный анализ действующего законодательства и новейшей судебной практики позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос - в данном случае выпуск акций должен быть зарегистрирован. Так, в статье 21 ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска акций, поэтому в случае если общество-эмитент допустило нарушение иных требований законодательства, которые в указанной статье Закона отсутствуют, то оснований для отказа в регистрации выпуска акций не имеется. Аналогичная позиция отражена и в новейшей судебной практике. Например, в Информационном письме ВАС РФ от 23 апреля 2001 г. N 63 "Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным" отмечается применительно к конкретной ситуации, что признание недействительными (ничтожными) сделок по размещению обществом части акций до государственной регистрации их выпуска не препятствует, однако, проведению самой регистрации данного выпуска акций для последующего их размещения в установленном законом порядке. После того как закончился очередной этап эмиссии: - выпуск акций прошел государственную регистрацию, становится возможным проведение собственно размещения дополнительных акций, то есть их отчуждение первым владельцам. Соответственно помещается информация о предстоящем выпуске акций, принимаются заявки инвесторов (т.е. их акцепт на предложение общества приобрести акции), определяется перечень этих инвесторов и в дальнейшем с ними заключаются договоры купли-продажи (мены) на дополнительно размещаемые акции. Закон о рынке ценных бумаг установил, что размещение акций должно проводиться в сроки, указанные в решении о выпуске акций, но не более одного года с даты начала эмиссии. Однако, к сожалению, Закон не определил, что считать датой начала эмиссии. Данный пробел был устранен Стандартами эмиссии - в п. 11.1 Стандартов определено, что размещение ценных бумаг путем подписки осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать одного года со дня утверждения решения о выпуске ценных бумаг (т.е. датой начала эмиссии следует считать день утверждения решения о выпуске ценных бумаг) Однако, как представляется, указанный пункт не совсем корректен. Ведь и в Законе о рынке ценных бумаг, да и в самих Стандартах эмиссии установлено, что размещение акций допускается только после их государственной регистрации, а не с момента утверждения решения о выпуске ценных бумаг Советом директоров, которое всегда предшествует государственной регистрации выпуска. В этой связи, логичнее было бы считать датой начала эмиссии не день утверждения решения о выпуске акций Советом директоров общества, а день государственной регистрации этого выпуска в ФКЦБ или ее региональном отделении. Таким образом, суммируя все этапы эмиссии, можно сделать вывод о том, что в течение одного года со дня утверждения решения о выпуске акций Советом директоров акционерное общество (эмитент) обязано зарегистрировать решение о выпуске акций, раскрыть информацию, содержащуюся в решении о выпуске и заключить договоры о реализации дополнительно размещаемых акций с потенциальными инвесторами. Завершающим этапом эмиссии дополнительно размещаемых акций является составление и регистрация отчета об итогах выпуска акций. Отчет об итогах выпуска представляется эмитентом в регистрирующий орган не позднее 30 дней после истечения срока размещения акций. Если же все акции выпуска были размещены до истечения этого срока, то отчет предоставляется в срок не позднее 30 дней после размещения последней акции этого выпуска. В Стандартах эмиссии также содержался пункт (п. 3.4) в котором говорилось, что внесение в Устав общества изменений, связанных с увеличением уставного капитала, допускается только после государственной регистрации отчета о выпуске акций. Между тем, вопросы внесения изменений и дополнений в уставы акционерных обществ и их государственной регистрации регулируются другим законодательством и к компетенции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг не отнесены. Кроме того, анализ норм Закона об акционерных обществах (в частности, ст. 12 этого Закона) свидетельствует о том, что законодательство не связывает внесение изменений в устав общества с фактом государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций. Кроме того, действующим законодательством установлен закрытый перечень документов и оснований, необходимых для внесения изменений в Устав. Ввиду противоречия указанного пункта Стандартов эмиссии нормам действующего законодательства он был признан недействительным Решением Верховного суда РФ от 10 декабря 1999 года N ГКПИ 99-815. Таким образом, в настоящее время внесение изменений в Устав может осуществляться на основании утвержденного Совета директоров отчета об итогах выпуска акций, при этом для регистрации внесенных изменений в Устав теперь не требуется предварительной государственной регистрации в ФКЦБ РФ или ее региональном отделении отчета об итогах выпуска акций. Между тем, по инерции много организаций и по сей день перед внесением изменений в Устав предварительно осуществляют государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций. При анализе основных проблемных вопросов, связанных с увеличением уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, в заключение необходимо упомянуть о ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ. Данный Закон установил следующие основные нововведения: 1) Решение о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров двумя третями голосов, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества. Указанное требование не распространяются на размещение посредством закрытой подписки только среди акционеров акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, если акционеры имеют возможность приобрести размещаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, пропорционально количеству принадлежащих им акций; 2) не допускается отчуждение приобретенных акций до момента их полной оплаты и регистрации отчета об итогах выпуска этих акций в ФКЦБ или ее региональном отделении; 3) и самое главное - Закон установил сокращенные сроки исковой давности по искам о признании недействительными выпуска ценных бумаг. Согласно ст. 5 Закона срок исковой давности по искам о признании недействительным выпуска ценных бумаг устанавливается в один год с даты начала размещения ценных бумаг. При этом следует иметь ввиду, что сокращенный (годичный) срок исковой давности по искам о признании выпуска ценных бумаг недействительным, применяется к искам, предъявленным после вступления Закона о защите прав и законных интересов в силу, то есть с 11 марта 1999 года (п. 12 Информационного письма ВАС РФ от 23 апреля 2001 г. N 63). Максим Смирнов, юрист пресс-службы компании "Гарант" |
Максим Смирнов, юрист пресс-службы компании "Гарант"