Новости и аналитика Аналитические статьи Последствия пропуска вексельных сроков

Последствия пропуска вексельных сроков

Вексель как ценная бумага является в настоящее время одним из наиболее распространенных объектов гражданских правоотношений. Одновременно с этим практика показывает сложность и неоднозначность вексельного законодательства, что в итоге приводит к многочисленным спорам, в том числе и в судебных инстанциях. Весьма богата и многообразна по вексельной проблематике и практика Высшего арбитражного суда РФ.

Одним из таких спорных и неоднозначных вопросов является проблема пропуска вексельных сроков.

Как свидетельствует практика, у многих организаций очень часто возникает вопрос о том, можно ли взыскать денежные средства по простому векселю, если были пропущены сроки для предъявления этого векселя к платежу либо для совершения протеста. Ввиду нечеткости законодательства и противоречивой судебной практики хозяйствующие субъекты не всегда правильно ориентируются в указанной ситуации, что в итоге приводит к возникновению у них немалых убытков и невозможности своевременной и надлежащей защиты своих нарушенных прав. Попробуем дать четкий и ясный анализ возникшей проблемы.

Согласно ст. 815 Гражданского кодекса РФ и Разделу I Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР No. 104/1341 от 7 августа 1937 г. (далее . Положение о переводном и простом векселе) вексель представляет собой срочное долговое обязательство, поэтому в конечном итоге перед векселедержателем возникает проблема своевременного и надлежащего предъявления векселя к оплате, а в случае отказа плательщика от его оплаты . своевременного совершения протеста. Однако именно на этой стадии вексельных правоотношений и возникает больше всего споров и проблем, так как весьма часто последним векселедержателем не соблюдаются сроки, установленные в законодательстве. Между тем, именно векселедержатель имеет главный интерес в соблюдении сроков предъявления векселя к платежу и протесту, поскольку от этого зависит сама возможность осуществления его права требования по векселю.

Рассмотрим вначале ситуацию, связанную с пропуском срока для предъявления векселя к платежу.

Согласно статье 34 Положения о переводном и простом векселе переводный (или простой) вексель со сроком "по предъявлении" должен быть предъявлен к платежу в течение года со дня его составления. Держатель же переводного (или простого) векселя сроком на определенный день или во столько-то времени от составления или от предъявления должен предъявить переводный (простой) вексель к платежу либо в день, когда он должен быть оплачен, либо в один из двух следующих рабочих дней. Весьма часто векселедатели при указании срока платежа устанавливают, что вексель не может быть предъявлен к платежу ранее определенного срока (например, "по предъявлении, но не ранее."). В подобной ситуации срок для предъявления векселя к платежу будет уже исчисляется именно с указанной даты. Следует также учесть, что согласно ст. 77 Положения о переводном и простом векселе к простому векселю применяются, поскольку они не являются несовместимыми с природой этого документа, правила, относящиеся к переводному векселю, в том числе касающиеся срока платежа по векселю (ст. ст. 33 - 37 Положения). Соответственно возникает вопрос о правовых последствиях пропуска срока для предъявления векселя к платежу.

При этом ввиду отсутствия четких формулировок, часто приходиться сталкиваться с ситуацией, когда организация-векселедержатель пропустив срок для предъявления векселя к платежу полагает, что она потеряла право предъявлять какие-либо требования к плательщику по векселю, а последний соответственно стал просто пустой бумажкой. Обычно при этом ссылаются на нормы Положения о переводном и простом векселе.

Действительно, согласно ст. 53 Положения о переводном и простом векселе по истечении сроков, установленных для предъявления векселя сроком "по предъявлении", векселедержатель теряет свои права против индоссантов, векселедателя и других обязанных лиц, за исключением акцептанта. Таким образом, срок для предъявления векселя к платежу является пресекательным и не подлежит восстановлению. Формально ознакомившись с этой нормой, можно сделать вывод, что пропуск срока для предъявления простого векселя к платежу лишает векселедержателя возможности требовать денежных средств по простому векселю, ведь в ст. 53 Положения как раз говорится о том, что векселедержатель теряет свои права в отношении индоссантов и векселедателя, а акцептант существует лишь в векселе переводном. К сожалению, и суды нередко отказывают в исках по этому основанию (ниже будет приведен конкретный пример). Однако подобное утверждение неверно и не учитывает иные нормы Положения о переводном и простом векселе. Дело в том, что согласно ст. 78 Положения векселедатель по простому векселю обязан так же, как и акцептант по переводному векселю. Это означает, что в простом векселе в любом случае обязанным лицом продолжает оставаться векселедатель как главный должник. Соответственно в случае непредъявления в установленное время простого векселя сроком "по предъявлении" (или с иным сроком) векселедержатель утрачивает свои права в отношении всех обязанных лиц, кроме векселедателя. Права в отношении последнего сохраняются у векселедержателя в течение всего срока давности, установленного ст. 70 Положения переводном и простом векселе, то есть в течение трех лет со дня наступления срока платежа. Причем этот срок установлен именно для осуществления прав, вытекающих из векселя, а не для защиты этих прав, следовательно, это пресекательный срок, а не срок исковой давности. Поэтому истечение трех лет со дня срока платежа погашает само право требовать платеж по векселю (см., например, п.п. 25, 26 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 июля 1997 г. N 18 "Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте").

Рассмотрим для наглядности конкретный пример.

Допустим, что сегодня 01 сентября 2001г. и у векселедержателя имеется вексель, составленный 05 мая 1999г., со сроком платежа "по предъявлении". Соответственно срок платежа наступает 06 мая 2000 г., поскольку при его исчислении не учитывается день, от которого этот срок начинает течь (в нашем случае не учитывается 05 мая 1999г. - ст. 73 Положения).

Возникает вопрос . может ли векселедержатель в настоящее время требовать оплаты по векселю.

Сразу заметим, в анализируемом нами случае упущены как сроки для предъявления векселя к платежу, так и сроки для совершения протеста (согласно ст. 44 Положения протест векселя со сроком "по предъявлении" должен быть совершен в сроки, установленные для предъявления переводного векселя к акцепту, то есть в течение одного года).

Между тем, как уже указывалось выше, согласно ст. 78 Положения векселедатель по простому векселю обязан так же, как и акцептант по переводному векселю, при этом права в отношении последнего сохраняются у векселедержателя в течение срока давности, установленного ст. 70 Положения переводном и простом векселе, то есть в течение трех лет со дня наступления срока платежа. Таким образом, если срок платежа наступил 06 мая 2000 года, то давностный срок истекает 07 мая 2003 г. Соответственно до этого момента векселедержатель простого векселя вправе требовать исполнения обязательства по векселю.

Указанное подтверждается и судебной практикой.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 апреля 1999 г. N 191/99 было указано на ошибочность выводов судов первой и апелляционной инстанции по исчислению сроков давности, поскольку согласно ст.ст. 53,78 Положения о переводном и простом векселе векселедержатель простого векселя сохраняет право требования к векселедателю в течение установленного ст. 70 Положения срока давности, как в случае пропуска срока на предъявление векселя, установленного ст. 34 Положения, так и в случае несовершения протеста.

Тем не менее, векселедержателям необходимо соблюдать сроки для предъявления векселя к платежу, так как несоблюдение таких сроков влечет для них ряд неблагоприятных последствий.

Так, пропуск срока для предъявления векселя к платежу лишает векселедержателя права предъявлять свои требования к другим участникам вексельного правоотношения и, в частности, к индоссантам, которые являются "вторичными" должниками. Поэтому, если плательщик как главный должник оказывается неспособным оплатить вексель (а это случается сплошь и рядом), то векселедержатель уже не имеет другого выбора и вынужден иметь дело только с ним.

Кроме того, уменьшается объем требований векселедержателя по векселю. Так, при пропуске сроков векселедержатель, скорее всего, сможет взыскать только основной долг, то есть вексельную сумму без процентов и пени, предусмотренных ст. 48 Положения о переводном и простом векселе. Это объясняется тем, что кредитор сам способствовал возникновению просрочки, а согласно ст. 406 Гражданского кодекса РФ по денежному обязательству должник не обязан платить проценты (и тем более неустойку) за время просрочки кредитора. Более того, просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые ни он сам, ни те лица, на которых в силу закона или иных нормативных актов либо поручения кредитора было возложено принятие исполнения, не отвечают.

На указанное было обращено внимание в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 апреля 1999 г. N 191/99, где Президиум отметил, что при удовлетворении иска не учтен факт предъявления векселя к платежу за пределами срока, установленного Положением. Однако данное обстоятельство является существенным для определения периода начисления процентов по векселю и должно быть учтено при новом рассмотрении спора.

С проблемой пропуска срока на предъявление векселя к платежу тесно связана и проблема пропуска срока на протест векселя (более того, зачастую эти два срока неоправданно смешиваются).

Согласно ст. 44 Положения протест векселя со сроком "по предъявлении" должен быть совершен в сроки, установленные для предъявления переводных векселей к акцепту, то есть в течение одного года. Протест же в неплатеже векселя сроком на определенный день или во столько-то времени от составления или предъявления должен быть совершен в один из двух рабочих дней, которые следуют за днем, в который простой вексель подлежит оплате.

Зачастую эти сроки также пропускаются. Возникает вопрос о правовых последствиях такого упущения. В принципе вопрос здесь решается также как и с ситуацией, когда пропущен срок для предъявления простого векселя к платежу. Соответственно право на иск в отношении векселедателя простого векселя не зависит от того, был ли совершен протест и своевременно ли он был совершен (ст. ст. 53, 77, 78 Положения).

В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24 февраля 1998 г. N 1278/96 отмечается, что протест является необходимым условием сохранения за векселедержателем права на иск против обязанных по векселю лиц, за исключением главных должников. По простому векселю это векселедатель и его авалист. Таким образом, непротестованный вексель сохраняет свою силу по отношению к векселедателю простого векселя и его авалисту, которые являются ответственными в течение трехлетнего срока давности.

В этом же Постановлении Президиум ВАС РФ сделал также еще один очень важный вывод: главными должниками считаются не только сами векселедатели, но и их авалисты. Таким образом, в случае неосуществления протеста векселя векселедержатель вправе требовать оплаты по векселю не только от самого плательщика по векселю, но и также от его авалиста, что, несомненно, повышает шансы держателя векселя на получение денежных средств.

В то же время следует учитывать, что несовершение протеста векселя также влечет ряд неблагоприятных последствий для векселедержателя. Так, в частности, при пропуске срока для совершения протеста в неакцепте или неплатеже векселедержатель теряет свои права против индоссантов и других обязанных лиц, за исключением векселедателя и его авалиста (ст. 53 Положения о переводном и простом векселе).

Кроме того, согласно ст. 125-2 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в случае, если требование кредитора основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, то в этом случае может быть выдан судебный приказ. Указанное является весьма важным обстоятельством, поскольку, как известно, процедура выдачи и исполнения судебного приказа является гораздо более простым и быстрым процессом, чем обычное исковое производство. Кроме того, заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере 50 процентов ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в порядке искового производства.

 

 Максим Смирнов,
юрист пресс-службы компании "Гарант"


Максим Смирнов, юрист пресс-службы компании "Гарант"
Читать ГАРАНТ.РУ в и