Подводные камни льготирования налога на имущество предприятий
В последнее время многие предприятия активно пользуются правом на льготу по налогу на имущество, которое предоставлено подпунктом "и" ст. 4 Закона России от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон о налоге на имущество): "данным налогом не облагается имущество . организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников".
Использование данной льготы очень просто и дешево. Например, специально под приобретение недвижимости создается фирма. В штат фирмы набирают пять человек, трое из которых инвалиды. Соблюдение еще нескольких нюансов, и организация имеет право льготировать налог на имущество на все 100%. Все вроде бы достаточно легко и просто.
Однако, далеко немногие налогоплательщики осведомлены, какие подводные камни таит в себе эта норма. Правоприменительная практика знает примеры, когда организация, приобретая недвижимость, набирает в свой штат инвалидов, будучи уверена, что не должна будет платить налог на имущество с указанной недвижимости, при этом полностью полагаясь на всесилие федерального законодателя. Так ли это на самом деле?
Попробуем разобраться с данным вопросом.
Как известно, налог на имущество предприятий отнесен к числу региональных налогов, то есть именно субъекты РФ обладают исключительными полномочиями по его установлению (изменению, корректировке и т.п.). Что бы продемонстрировать большую актуальность данной нормы рассмотрим следующий пример.
ООО "Альфа" зарегистрировано в Клинском районе Московской области. ООО "Альфа" имеет в собственности нежилое здание. Основным видом деятельности ООО "Альфа" является сдача в аренду помещений этого здания. Для того, чтобы не платить налог на имущество, ООО "Альфа" ввело в штат более 50% инвалидов.
Однако, местная налоговая инспекция указала на необходимость уплаты налога на имущество предприятий, на том основании, что в Московской области действует Закон от 28 июля 1997 года N 39/97-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области". В соответствии со ст. 17 этого закона льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется организациям при наличии следующих условий:
а) среднесписочная численность пенсионеров по инвалидности в организации составляет не менее 30 процентов от общей численности работающих и доля фонда заработной платы, выплаченная пенсионерам по инвалидности в соответствующем отчетном периоде, в общей сумме фонда заработной платы организации составляет не менее 20 процентов
либо численность пенсионеров по инвалидности и старости в организации составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих и доля фонда заработной платы, выплаченная пенсионерам по инвалидности и пенсионерам по старости в соответствующем отчетном периоде, в общей сумме фонда заработной платы организации составляет не менее 35 процентов;
б) среднесписочная численность работающих в организации составляет не менее 50 человек.
в) высвобождаемые средства направляются на социальные нужды пенсионеров по инвалидности, обеспечение занятости пенсионеров по инвалидности, сохранение и увеличение числа рабочих мест для них.
Таким образом, основания для применения льготы по налогу на имущество в Московской области совершенно иные, чем предусмотрено в федеральном законе.
Получается коллизия. Федеральный закон устанавливает одни основания для применения льготы (при этом предоставляя субъектам только лишь расширять ее содержание), а закон субъекта предусматривает совершенно иные основания. Как быть?
Согласно п. 1 ст. 76 Конституции России по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).
И самое главное. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 76 Конституции РФ).
Таким образом, в приведенном примере налоговый орган совершенно прав. На территории Московской области льгота, установленная Законом России о налоге на имущество предприятий не применяется.
Кое-кто может возразить, что в Московской области нет специального закона о налоге на имущество предприятий. Да, такого закона в Московской области нет. Однако правомерность налогового регулирования по налогам, которые не имеют собственного правового регулирования на уровне субъекта, уже изучалась Конституционным Судом России.
Так в постановлении Конституционного Суда России от 21 марта 1997 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" было указано следующее: "Из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт "и" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.".
Таким образом, порядок применения льготы при налогообложении имущества предприятий в первую очередь зависит от налоговой юрисдикции налогоплательщика, поскольку в каждом субъекте Российской Федерации порядок и основания льготирования могут быть разными. Где-то сохранена федеральная льгота, где-то местное региональное законодательство устанавливает свои условия.
Тем не менее правоприменительная практика знает один способ планирования налога на имущество предприятий в подобной ситуации - создание обособленного структурного подразделения (филиала) - нечто вреде метода территориального оффшора (путем создания филиала).
Основой применения этого метода является специфика правового регулирования налога на имущество предприятий.
Дело в том, что правовое регулирования исчисления и уплаты налога на имущество на территории Российской Федерации на сегодняшний день установлено Законом о налоге на имущество (который устанавливает объект налогообложения, налоговую базу, ставку налога, налоговый период, порядок исчисления и сроки уплаты налога), а также законами корректирующими льготы по данному налогу (как, в частности, в Московской области).
Таким образом, в связи с практически повсеместным отсутствием в субъектах Российской Федерации специальных нормативно-правовых актов, устанавливающих налог на имущество, этот налог на территории таких субъектов исчисляется по правилам, установленным Законом о налоге на имущество.
Итак, каков порядок обложения имущества филиалов? Правило таково, что налог на имущество платится не в зависимости от его местонахождения, а в зависимости от того, кто является владельцем облагаемого имущества.
Так филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет являются плательщиками налога на имущество (ст. 1 Закона о налоге на имущество предприятий). При этом, исходя из ст. 2 Закона о налоге на имущество, они платят налог с имущества находящегося у них на балансе. Таким образом вопрос о применении льготы по налогу на имущество решается в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество (головного предприятия или филиала).
Несколько сложнее обстоит ситуация с филиалами без выделенного баланса и отдельного расчетного счета, которые вообще не являются плательщиками налога на имущество. За них налог платят создавшие их организации. Так, согласно ст. 7 Закона о налоге на имущество организации, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленным настоящим законом, в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств этих подразделений.
Из указанной нормы следует, что в случае когда в организации есть имущество, подлежащее налогообложению и расположенное в том субъекте России, где не применяется льгота, установленная подп. "и" ст. 4 Закона о налоге на имущество предприятий, может оказаться экономически целесообразно поступить следующим образом.
Во-первых, зарегистрировать организацию владельца имущества в том субъекте России, где льгота, установленная подп. "и" ст. 4 Закона о налоге на имущество предприятий применяется.
Во-вторых, для обеспечения эксплуатации и поддержания облагаемого имущества по месту его нахождения создать филиал, без выделенного баланса и отдельного расчетного (текущего) счета.
В-третьих, зарегистрировать имущество на головное предприятие и учитывать его на балансе указанного предприятия. Причем не следует составлять какие либо документы, свидетельствующие о наделении филиала имуществом.
В-четвертых, в положении о филиале указать, что его имущество образуется из средств, закрепленных за ним основной организацией или переданных ему по иным основаниям.
В-пятых, в местную налоговую инспекцию по месту нахождения филиала следует сдавать нулевые расчеты по налогу на имущество (с сопроводительной справкой свидетельствующей об отсутствии у филиала какого-либо имущества), в то время как в налоговый орган в котором зарегистрировано головное предприятие следует сдавать расчеты с указание всего имущества, имеющегося в организации.
Следует отметить, данная позиция отчасти подтверждается и письмом Министерства по налогам и сборам РФ от 10 мая 2000 года N 04-3-07/412, где сказано: "учитывая, что Законом РФ "О налоге на имущество предприятий" не предусмотрен порядок зачисления налога по месту нахождения недвижимого имущества, остаточная стоимость указанного в письме имущества должна быть включена в расчет среднегодовой стоимости имущества головной организации. Исчисление и уплата налога на имущество предприятий производится по месту нахождения организации".
А.А. Николаев, к.ю.н,
Консалтинговая группа "Экон-Профи"
www.econ-profi.ru
А.А. Николаев, Консалтинговая группа "Экон-Профи"