Новости и аналитика Аналитические статьи Организация раздает печатную продукцию - как рассчитать налоги?

Организация раздает печатную продукцию - как рассчитать налоги?

M.П. Бойкова

Актуализировано на 12 февраля 2003г.

Статья предназначена для:

  • руководителей
  • бухгалтеров
  • налоговых консультантов и юристов

 

Безвозмездная передача или реклама?

Пожалуй, ни одно современное рекламное мероприятие не обходится без бесплатной раздачи фирмами своей печатной продукции - газет и журналов. Однако бывает и так, что, раздавая печатную продукцию, организация не преследует рекламных целей. В том и другом случае организация осуществляет по сути одну операцию - безвозмездную передачу имущества, однако налогообложение в каждом из них будет различным.

Итак, ваша организация, будь то торговая или промышленная организация, аудиторская компания, издательство и т.д., изготовила и распространила печатную продукцию (газеты, журналы). Чтобы верно рассчитать налоги по этой операции, прежде всего надо определить, была она проведена в рекламных целях или нет.

Главное отличие безвозмездной передачи газет и журналов от их раздачи в рамках проведения рекламной кампании заключается в следующем. В первом случае организация, неся расходы, связанные с такой передачей, не ставит перед собой цель получения доходов. Например, издательство передало коммерческому вузу несколько экземпляров выпускаемой газеты.

Во втором же случае расходы непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Ведь реклама призвана формировать или поддерживать интерес к определенному физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе"). Например, то же издательство распространяет газету на специализированной выставке. Или же сеть продуктовых магазинов распространяет выпускаемую газету с информацией о товарах, ценах и адресах магазинов среди своих потенциальных клиентов.

Также хотим обратить внимание бухгалтера на такой немаловажный момент. Любая хозяйственная операция, проводимая организацией, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете должна быть оформлена оправдательными документами (ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому, прежде чем организация будет раздавать печатную продукцию, будь то в рамках рекламной кампании или нет, руководителю целесообразно оформить такое решение приказом по предприятию. В документе следует указать количество бесплатно распространяемых печатных изданий.

Налоги по безвозмездной передаче.

Безвозмездная передача печатных изданий влияет на два налога - налог на прибыль и НДС.

Налог на прибыль. Расходы на изготовление безвозмездно переданных газет и журналов, а также расходы, связанные с такой передачей, налогооблагаемую прибыль не уменьшают (п. 16 ст. 270 НК РФ).

НДС. При безвозмездной передаче печатных изданий организация должна начислить НДС. Объектом обложения НДС признаются операции по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг), в том числе и на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Данная норма в полной мере относится и к готовой продукции, которой являются печатные издания, поскольку товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). А реализацией товаров признается передача права собственности на них на возмездной либо безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

НДС не будет лишь при безвозмездной передаче печатной продукции в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Порядок определения налоговой базы при безвозмездной передаче товаров регулируется пунктом 2 статьи 154 НК РФ. Налоговая база определяется как стоимость товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном в статье 40 НК РФ, без НДС и налога с продаж. Другими словами, НДС рассчитывается исходя из рыночных цен переданных печатных изданий.

Налоговая база определяется на день передачи печатных изданий (п. 6 ст. 167 НК РФ). НДС по периодическим печатным изданиям, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением рекламного и эротического характера), рассчитывается по ставке 10 процентов (подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ). Если же ваше издание к таковым не относится, налог нужно начислить по ставке 20 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Пример

Издательством принято решение о безвозмездной передаче 10 экземпляров выпускаемой газеты коммерческому учебному заведению города[1]. Продажная цена в розницу одного номера газеты составляет 15 руб. (без НДС и налога с продаж). Затраты на издание 10 экземпляров газет (согласно калькуляции) составляют 80 руб. без НДС.

1. Рассчитаем сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при безвозмездной передаче 10 экземпляров газеты. Налог исчислим исходя из ее рыночной цены:

15 руб. х 10 экз. х 10% = 15 руб.

2. Для целей исчисления налога на прибыль затраты на издание 10 экземпляров газеты в сумме 80 руб. учтены не будут.

Исчисленную сумму НДС со стоимости безвозмездно переданной печатной продукции организация не вправе учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль по подпункту 1 пункта 1 ст. 264 НК РФ. Данная норма позволяет включить в состав расходов суммы налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством РФ о налогах и сборах в порядке (за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ). Однако в нашем случае уплата НДС связана с расходами по безвозмездной передаче продукции, которые не учитываются при налогообложении прибыли. Следовательно, и сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет при безвозмездной передаче, также не может признаваться расходами, принимаемыми в целях налогообложения прибыли.

Что касается сумм налога, уплаченных организацией при приобретении товаров (работ, услуг), которые использованы при производстве безвозмездно переданной печатной продукции, то их можно принять к вычету в полном объеме (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Ведь безвозмездная передача облагается НДС.

Рекламная акция.

Налог на прибыль. Если организация распространяет газеты и журналы в рекламных целях, то расходы на их издание уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом расходы на издание учитываются в пределах 1 процента от выручки от реализации. Нормирование связано с тем, что бесплатная раздача печатных изданий в рамках рекламной кампании, в том числе на выставке, в составе ненормируемых расходов на рекламу не поименована (п. 4 ст. 264 НК РФ). При определении норматива нужно учитывать, что выручка определяется по правилам, прописанным в статье 249 НК РФ.

Что касается расходов на рекламу сверх норм, то они налогооблагаемую прибыль организации не уменьшают (п. 44 ст. 270 НК РФ).

НДС. Перейдем к порядку исчисления НДС. Объектом налогообложения по этому налогу в том числе является передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Бесплатная раздача периодических изданий в рекламных целях не будет облагаться НДС на основании указанной нормы только при условии, что их стоимость принимается к вычету при исчислении налога на прибыль.

Если расходы по бесплатной передаче периодических изданий будут превышать установленную норму (1 процент от выручки от реализации), то они будут являться объектом обложения НДС. В этой ситуации налоговая база определяется как стоимость печатных изданий, исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) изданий, действовавших в предыдущем налоговом периоде. Если в предыдущем налоговом периоде такой реализации не было, то налоговая база определяется исходя из рыночных цен без НДС и налога с продаж (п. 1 ст. 159 НК РФ).

При этом налоговая база по передаче товаров для собственных нужд возникает на день совершения указанной передачи товаров (п. 11 ст. 167 НК РФ).

Пример.

В рамках рекламной кампании издательство приняло решение о бесплатной раздаче на выставке 100 экземпляров издаваемого журнала: 50 экземпляров N 1 за 2003 год и 50 экземпляров N 7 за 2002 год. Все журналы бесплатно переданы посетителям выставки.

Расходы на рекламу (себестоимость всех бесплатно переданных журналов по калькуляции) - 9000 руб. Рекламные расходы на проведение выставки - 38 400 руб., в том числе НДС - 6400 руб.

Выручка от реализации за I квартал 2003 года без НДС составила 800 000 руб.

Налоговый период по НДС - квартал.

Продажная цена в розницу аналогичных номеров журнала составила:

N 1/2003 - 150 руб.;

N 7/2002 - 100 руб.

Рассчитаем сумму НДС, подлежащую уплате по расходам на рекламу за I квартал 2003 года.

1. Предельный размер рекламных расходов, принимаемых при налогообложении прибыли в I квартале 2003 года, составит:

800000 руб. х 1% = 8000 руб.

2. Общая сумма расходов на рекламу за I квартал:

9000 руб. + 32000 руб. = 41000 руб.

3. Сумма расходов на рекламу, не принимаемая при налогообложении прибыли:

9000 руб. - 8000 руб. = 1000 руб.

4. Удельный вес расходов на рекламу, не принимаемых при налогообложении прибыли, в общей сумме нормируемых расходов на рекламу:

1000 руб. : 9000 руб. х 100% = 11,1%.

5. Продажная цена в розницу без НДС и налога с продаж журналов, идентичных бесплатно переданным:

50 х 150 руб. + 50 х 100 руб. = 12500 руб.

6. Налоговая база по НДС, определяемая исходя из стоимости идентичных журналов и удельного веса нормируемых рекламных расходов, не принимаемых при налогообложении прибыли:

12500 руб. х 11,1% = 1388 руб.

7. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет:

1388 руб. х 10% = 139 руб.

При расчете налогооблагаемой прибыли будут учтены рекламные расходы в сумме:

38400 руб. - 6400 руб. + 8000 руб. = 40000 руб.

Исчисленная сумма НДС при бесплатной раздаче печатных изданий в рамках рекламной кампании так же, как и просто при безвозмездной передаче, не учитывается при исчислении налога на прибыль (см. "Налоги по безвозмездной передаче").

Входной НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), которые использованы при производстве рекламной печатной продукции, налогоплательщики вправе принять к вычету. Размер такого вычета ограничен и должен соответствовать установленному нормативу расходов на рекламу, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ). Суммы НДС в части превышения установленной нормы к вычету не принимаются и на расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль, не относятся.

В заключение хотелось бы обратить внимание еще на один принципиальный момент. Для целей исчисления налога на прибыль окончательный размер нормируемых и ненормируемых рекламных расходов организация сможет определить только по истечении налогового периода, то есть в конце года (п. 4 ст. 264 НК РФ, ст. 285 НК РФ). Ведь исчисление налога на прибыль производится нарастающим итогом с начала года. Поэтому в конце года у организации может возникнуть необходимость скорректировать налоговую базу по НДС по передаче газет и журналов в рекламных целях, а также, возможно, придется скорректировать сумму входного НДС.

Статья опубликована в газете "Учет. Налоги. Право" N 4, 4 - 10 февраля 2003г.


[1] Пример справедлив не только для издательства, но и для любой другой организации, которая выпускает свою печатную продукцию. При этом ставка НДС 10 процентов будет применяться только к периодическим печатным изданиям (за исключением рекламного и эротического характера) и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением рекламного и эротического характера) (п. 2 ст. 164 НК РФ)

19 февраля Учебный центр "Экон-Профи" проводит семинар "Амортизируемое имущество в бухгалтерском и налоговом учете (с учетом последних изменений законодательства)" Лектор - Бойкова М.П.


М.П. Бойкова, зам. генерального директора ЗАО Консалтинговая группа "Экон-Профи"