Учет доверенностей на предприятиях
Внимание! При использовании материалов с сайта
ссылка на источник www.garant.ru обязательна
Учет доверенностей на предприятиях
Письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами - именно такое определение доверенности приводится в ч. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В ходе осуществления деятельности любой хозяйствующий субъект выдает доверенности своим представителям на совершение определенных действий. Доверенность необходима в различных ситуациях: для оформления полномочий руководителя филиала юридического лица, купли-продажи недвижимого имущества, получения различных материальных ценностей, на распоряжение имуществом и при совершении иных значимых действий, в том числе и при защите интересов различных лиц (предприятий, учреждений и организаций) в арбитражном суде либо в суде общей юрисдикции и т. д.
По своему содержанию различают три вида доверенностей:
- генеральные (общие) - выдаются для совершения сделок и иных юридических действий в течение определенного периода времени;
- специальные - выдаются на совершение ряда однородных сделок или иных юридических действий;
- разовые - выдаются для совершения строго определенной сделки или иного юридического действия.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 1996 г. N 1792/96, доверенность выдается за подписью руководителя организации или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Таким образом, в период своей деятельности организация может выдать огромное количество доверенностей. Так надо ли вести их учет и что говорит по этому поводу закон?
Отвечая на поставленный вопрос, необходимо разделять доверенности по их целевому назначению. Например, если рассматривать доверенности, выдаваемые юридическим лицом, на получение товарно-материальных ценностей, то следует руководствоваться п. 3 указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а, в котором говорится, что подобные доверенности применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале "Учета выданных доверенностей". Это условие должно быть соблюдено при массовой выдаче доверенностей на предприятии, причем выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Этим же постановлением установлены и формы доверенностей - N М-2а, N М-2, а журнал можно составить по форме, приведенной в Инструкции Минфина СССР от 14 января 1967 г. N 17. Книжки доверенностей и журналы учета выданных доверенностей хранятся у лица, ответственного за регистрацию доверенностей.
Учет доверенностей гражданско-правового характера на представление интересов юридического лица и передачи полномочий доверенным лицам не регламентирован нормативными актами. Поэтому учет может вестись как в произвольной форме, так и вовсе отсутствовать.
Однако, подразумевая, что количество выдаваемых доверенностей от имени юридического лица обычно достаточно большое, да еще и с предоставлением различных полномочий доверенным лицам, ведение журнала "Учета выданных доверенностей", равно как и отслеживание срока их действия, представляется вполне разумным и обоснованным. Это позволит избежать многих ошибок, возникающих в деятельности юридических служб организаций, в работе их бухгалтерских подразделений, а также предотвратить незаконные последствия, которые могут возникнуть при получении и выдаче материальных ценностей.
Людмила Монетова, юрисконсульт компании "Гарант"
Людмила Монетова, юрисконсульт компании "Гарант"