Программа "Глобальное образование" глазами участников
Татьяна Эрлих
Амстердамский свободный университет (VU University Amsterdam)
Руслан Айгинин
Университет
Карнеги-Меллон
(Carnegie Mellon University)
Чуть больше года назад в России была запущена государственная программа "Глобальное образование"1 (далее – Программа), направленная на социальную поддержку россиян, которые самостоятельно поступили в ведущие иностранные вузы, и обеспечение их трудоустройства в российские организации в соответствии с полученной квалификацией (постановление Правительства РФ от 20 июня 2014 г. № 568). Она предусматривает предоставление денежных грантов обучающимся по направлениям подготовки научных, педагогических, медицинских, инженерных кадров и управленческих кадров в социальной сфере в магистратуре, ординатуре или аспирантуре одного из 288 ведущих зарубежных университетов. Программа реализуется в период с 2014 по 2016 годы, но грант предоставляется ее участникам на все годы обучения (главное – подать заявку на участие до конца 2016 года). Изначально она была рассчитана на обучение не менее 1,5 тыс. человек, однако в связи с резким ростом курса валют и, как следствие, повышением цен на образование за границей в рублевом эквиваленте, было принято решение (постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 635) увеличить сумму гранта в два раза – с 1 млн 381,8 тыс. до 2 млн 763,6 тыс. руб. в год, сократив при этом возможное количество участников Программы до 718.
"Глобальное образование" преследует две основных цели – помощь гражданам РФ в получении качественного образования, соответствующего лучшим мировым стандартам, и обеспечение приоритетных в нашей стране сфер деятельности высококвалифицированными специалистами.
О том, как Программа работает на практике, порталу ГАРАНТ.РУ рассказали победительница пилотного отбора 2014 года Татьяна Эрлих, которая с 1 сентября начала обучение в Амстердамском свободном университете по магистерской программе по клинической медицине (Geneeskunde (Medcine), VU University Amsterdam), и победитель первого этапа конкурсного отбора 2015 года Руслан Айгинин, заканчивающий в этом году обучение по магистерской программе "Магистр информационных технологий – управление разработкой программного обеспечения" в Университете Карнеги-Меллон (Master of Science in Information Technology – Software Engineering, Carnegie Mellon University).
Расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали именно этот университет.
Татьяна: Начну, наверное, с предыстории, чтобы мой выбор был понятен. Я уехала в Голландию еще четыре года назад, сразу после окончания школы. Я училась в московской гимназии № 45 имени Л. И. Мильграма по программе международного бакалавриата International Baccalaureate IB. Международный диплом, который выдается после освоения этой программы, позволяет уехать для обучения за границу непосредственно после средней школы. С российским аттестатом о среднем образовании уехать учиться в другую страну гораздо сложнее (поскольку среднее образование другой страны не всегда признается эквивалентным национальному), поэтому, как правило, люди уезжают, закончив хотя бы бакалавриат.
Я всегда хотела изучать клиническую медицину, но, к сожалению, это такой предмет, который преподается только на государственном языке страны, в которой ты учишься. У меня был выбор между Англией, Германией и Голландией. В Англии обучение стоит дорого, в Германию меня не взяли, потому что я не подходила по возрасту – мне было 17 лет, а они берут только с 19. Я выбрала Голландию и уехала учиться в Университетский колледж Амстердама (Amsterdam University College) по программе бакалавриата Liberal Arts and Sciences Program с направлением Health&Biomedical Sciences. Это направление предполагает изучение патологий, оно очень приближено к медицине, но не связано с лечением пациентов.
По окончании колледжа мне снова нужно было выбирать: заниматься исследовательской деятельностью или все же клинической медициной. У меня и мама, и бабушка – врачи, поэтому идея о клинической медицине все же взяла верх. И вот клиническая медицина – это уже национальная программа, обучение по которой осуществляется на голландском языке.
Руслан: В Университет Карнеги-Меллон я поступил в рамках программы сотрудничества Университета Иннополис [Университет Иннополис – казанский университет, специализирующийся на образовании и научных исследованиях в области современных информационных технологий. Университет Карнеги-Меллон является партнером проекта международного сотрудничества Университета Иннополис. – Ред.].
Как Вы узнали о Программе и почему решили в ней участвовать?
Татьяна: О ней узнали мои родители, когда мы с ними искали варианты получения какого-либо гранта на обучение. Дело в том, что во время обучения в колледже я получала хорошую стипендию, которой хватало на оплату собственно обучения, и деньги мне нужны были только на проживание. Магистерская программа по клинической медицине стипендий от университета не предусматривает, поэтому мы стали рассматривать возможности получения гранта на образование, причем искали и в России, и в Голландии. В процессе поиска и вышли на программу "Глобальное образование".
Руслан: Предложение принять участие в Программе поступило от Университета Иннополис, с которым я уже сотрудничал на тот момент.
Программой определено, что средства гранта расходуются не только на оплату обучения, но и на проживание, питание, проезд, медицинское страхование, а также покупку учебной литературы. На эти нужды выделяется до 690 900 руб. в год. Достаточно ли этой суммы на покрытие сопутствующих расходов?
Татьяна: В принципе, достаточно. Поскольку у меня большая доля гранта была выделена именно на обучение, существовала вероятность того, что к концу года денег на сопутствующие расходы мне не хватит. Но, как мне стало известно, сумму гранта увеличили в два раза, и этих денег точно хватит.
Руслан: Да, достаточно.
Действительно, с 1 июля текущего года максимальный размер гранта увеличен в два раза и составляет 2 млн 763,6 тыс. руб. в год. При этом оператор Программы сообщил, что сумма гранта будет пересмотрена для каждого ее участника. Вам пока не известно, с какого момента Вы будете получать эту увеличенную сумму?
Татьяна: Со мной еще никто не связывался по этому поводу. Грант мне перевели уже несколько месяцев назад, но официально я могу пользоваться им только с сентября, поскольку именно с этого момента начинается мое обучение по магистерской программе. В течение года после окончания колледжа я училась в Амстердамском свободном университете, но на так называемой подготовительной программе pre-master, которая не оплачивается по программе "Глобальное образование".
Руслан: Точно не знаю, думаю, это произойдет осенью. Пока суммы гранта хватает мне на оплату одного семестра. После пересчета суммы гранта оплачу еще один семестр.
А какие отчетные документы Вам нужно предоставлять оператору Программы – только счета, подтверждающие расходы, или еще документы об учебных достижениях?
Татьяна: У меня пока нет такой информации, полагаю, она появится непосредственно в начале обучения. Конечно, отчет необходим. Но я не думаю, что понадобится хранить все чеки по мелким расходам. Скорее всего, нужно будет предъявить такие документы, как договор с общежитием и т. д.
Руслан: Только отчет о расходах.
После окончания обучения участник Программы обязан устроиться на работу в одну из российских компаний из утвержденного перечня (на данный момент их 542) и проработать в ней не менее трех лет. В случае нарушения этого требования, а также если обучение в зарубежном вузе было завершено до получения диплома, он должен будет вернуть предоставленные ему средства и уплатить штраф – двукратный размер суммы гранта. Не страшно было соглашаться на такие условия?
Татьяна: Училась я всегда неплохо, поэтому не закончить университет не боюсь. Другое дело, что я уехала в Голландию достаточно рано, поэтому вся студенческая жизнь у меня проходит там, и уезжать будет грустно. Но я рассматриваю требование о работе в России не как какое-то наказание, а как прекрасную возможность для трудоустройства. Мне кажется, что специалисту с международным образованием здесь предложат нескучную работу с достойной заработной платой.
Руслан: Нет, поскольку Университет Иннополис гарантирует трудоустройство своим выпускникам.
Программа предусматривает, что в Москве и Санкт-Петербурге может трудоустроиться только 10% от общего количества трудоустроившихся участников, остальные должны распределиться по другим регионам. Вы уже решили, в каком регионе (городе) хотите работать?
Татьяна: Конечно, хотелось бы работать в Москве, потому что у меня здесь семья и друзья. Но если будут какие-то интересные предложения в других регионах, я буду не против их рассмотреть.
Руслан: Еще нет, рассматриваю несколько возможностей в разных городах.
А в какой организации Вы хотели бы работать?
Татьяна: Я хотела бы работать врачом, но в России мне непросто будет это сделать, поскольку я учусь тому, как лечить голландских пациентов и как общаться именно с ними. У меня всегда был интерес к организации здравоохранения, и в обучении на это сделан большой упор. В России такого нет, врачи учатся именно лечить, а другие области не затрагивают. У меня будет более глобальное представление о том, что такое медицина, поэтому хочу поработать, скорее, с медицинскими учреждениями, может быть, заняться исследовательской деятельностью.
Руслан: Для меня круг потенциальных возможностей сужается из-за необходимости работать в компании из утвержденного списка и при этом партнере Иннополиса.
Ставят ли работодатели какие-то дополнительные условия к претендентам на вакантную должность (по успеваемости, например)?
Руслан: Большое внимание обращают на имеющийся опыт работы.
Представители оператора Программы говорят о том, что организации-работодатели могут сопровождать участников Программы в время обучения. Происходит ли это на самом деле и если да, то каким образом такое сопровождение реализуется?
Руслан: Ничего такого не замечал, не считая помощи Университета Иннополис.
Что Вы могли бы посоветовать тем, кто только думает о возможном участии в Программе?
Татьяна: В соцсетях мне периодически пишут люди, которые спрашивают: "Стоит ли участвовать в Программе?". Я считаю, что стоит. Это уникальная возможность получить международное образование, и ее не нужно упускать. Я ни в коем случае не хочу сказать, что российское образование не сильное. Это не так. Но оно готовит специалистов для работы именно в России. Обучаясь за границей, можно получить не только диплом, но и другое видение какой-либо проблемы, и как следствие – найти возможность решить ее более эффективно. В этом большая ценность такого образования и для собственного развития, и для продолжения карьеры. Мне кажется, человек с международным дипломом может многого достичь в любой стране.
Кроме того, полезно международное образование и для тех, кто уже имеет опыт работы, ведь всегда полезно сравнить, как решаются конкретные проблемы в разных странах. Конечно, уезжать на какое-то время в другую страну, уже имея работу, страшнее, чем после бакалавриата, например, но если человек этого хочет, нужно перебороть свой страх. Не могу сказать абсолютно за всех, но большинство из тех, кто решился получить образование за границей, в том числе воспользовавшись программой "Глобальное образование", думаю, ни разу не пожалеют об этом своем решении.
Руслан: Я бы посоветовал заранее подумать о будущем работодателе. А также подготовиться к большой академической нагрузке – в хороших иностранных университетах она ощутимо выше, чем в российских.
***
В августе текущего года семь участников Программы завершили обучение в зарубежных вузах и вернулись в Россию. Как сообщила порталу ГАРАНТ.РУ руководитель направления программы "Глобальное образование" Московской школы управления СКОЛКОВО Анна Гетманская, это была, по сути, целевая группа, участники которой еще до отъезда на обучение знали свое будущее место работы – Университет Иннополис. Следующие "возвращения" участников Программы ожидаются не ранее 2016 года.
Участникам Программы оказывается содействие в трудоустройстве в российские компании, в том числе путем менторства со стороны потенциального работодателя во время обучения. "Сразу после начала обучения участников оператор Программы рекомендует им заполнить анкету, в которой указываются пожелания и предпочтения по работодателям и позициям. Кроме того, участник Программы готовит и направляет оператору Программы видеоролик, в котором также описывает свои ожидания относительно будущего трудоустройства. Таким образом, формируется "портфолио" участника, на основании которого будущий работодатель знакомится с участниками", – подчеркнула Анна Гетманская.
В настоящее время разработана и процедура учета трудоустройства участников.Она будет утверждена в ходе очередного заседания Наблюдательного совета Программы, запланированного на конец сентября. Также, по словам Анны Гетманской, в ходе этого заседания предполагается утвердить порядок перерасчета сумм гранта действующим и новым участникам Программы. Пересчитанные суммы будут перечислены на счета участников после утверждения этого порядка и заключения с участниками дополнительных соглашений – предположительно, в октябре этого года.