Налоговые реалии и перспективы
Еще не закончился 2009 год, но уже с полной уверенностью можно говорить о том, что он будет богат на изменения в налоговом законодательстве. Точно уже известно, что не удастся избежать замены ЕСН страховыми взносами. Для малого и среднего бизнеса увеличены лимиты, позволяющие применять упрощенную систему налогообложения. Уже со следующего года большее количество организаций и индивидуальных предпринимателей сможет перейти на специальный налоговый режим, что поможет многим удержаться на плаву в столь нелегкие времена финансовой нестабильности. В настоящее время Минфин России работает над рядом очередных изменений в налоговое законодательство, которые Государственная дума может рассмотреть уже в ходе осенней сессии. О том, какие перспективы ожидают бизнесменов в сфере налогообложения, нам рассказал Илья Вячеславович Трунин, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
Здравствуйте, Илья Вячеславович. Начнем, пожалуй, с самого главного вопроса, который волнует всех без исключения представителей бизнеса. Президент РФ подписал Федеральные законы от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ и 213-ФЗ о замене ЕСН страховыми взносами. Поясните, пожалуйста, в чем цель подобных изменений в сфере налогообложения? С какой даты планируется поменять ныне действующий порядок? Кто будет контролировать порядок расчета и уплаты взносов (налоговая инспекция, соответствующие фонды страхования и т. д.)?
Федеральными законами от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"" с 2010 года предусматривается замена единого социального налога как финансового источника системы обязательного социального страхования обязательными страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования с установлением предела для их начисления и ежегодной индексацией на основании роста заработной платы в стране.
Законом установлен единый порядок начисления и уплаты упомянутых страховых взносов для всех категорий организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от отраслевой принадлежности и применения налогового режима. Общий тариф страховых взносов в 2010 году составит 26 процентов1, начиная с 2011 года - 34 процента2. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов будут осуществлять государственные внебюджетные фонды. Таким образом, реформа единого социального налога пройдет в запланированные сроки: с 1 января 2010 года.
Согласно Налоговому кодексу практически любая организация может получить отсрочку по налогам на один год при условии единовременной или поэтапной уплаты в дальнейшем суммы задолженности (ст. 64). Для этого достаточно обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию по месту учета организации. Вместе с тем для большинства малых предприятий отсрочка на год не решит проблемы с оборотными средствами. Рассрочка и отсрочка по федеральным налогам на 3 года предоставляется уже по итогам рассмотрения заявления Правительством РФ. Выходит, для малого бизнеса перспектива получить налоговую отсрочку становится практически нереальной. Как вы это можете прокомментировать?
В настоящее время Минфином России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработан проект федерального закона о внесении изменений в часть 1 Налогового кодекса в связи с осуществлением мер по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. В целом законопроект направлен на расширение практики предоставления отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита как механизма урегулирования задолженности и поддержки налогоплательщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации.
Законопроектом предусматривается определить органы, уполномоченные подтверждать наличие соответствующих оснований предоставления отсрочки (рассрочки), а также документы, которые должны прилагаться к заявлению заинтересованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога. Пунктом 1 статьи 64 Кодекса предусмотрено, что отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий 3 лет, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.
Действующим законодательством установлены длительные сроки возмещения НДС из бюджета. Это возможно лишь после того, как декларация по налогу пройдет камеральную проверку. На нее отводится 3 месяца. Планируются ли какие-либо изменения, чтобы сократить этот срок? Если да, то какие именно?
Действительно, в соответствии с нормами Налогового кодекса3 для всех плательщиков НДС установлен единый порядок возмещения этого налога в случае превышения налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной по деятельности налогоплательщика за налоговый период. Полученная разница подлежит возмещению путем возврата или зачета на основании решения налогового органа, которое выносится по результатам камеральной проверки, проводимой в течение 3 месяцев с момента представления в налоговый орган декларации. В настоящее время в целях сокращения срока возмещения налога на добавленную стоимость заинтересованными министерствами и ведомствами готовится законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, которые предусматривают возмещение НДС до завершения камеральной налоговой проверки.
В СМИ часто появляется информация об ужесточении контроля за уплатой НДС, в частности об особой регистрации плательщиков налога, возврате к идее НДС-счетов и т. п. Насколько эти слухи обоснованы?
Налог на добавленную стоимость является одним из основных источников формирования доходной части федерального бюджета. Поэтому вопрос о совершенствовании администрирования этого налога всегда остается актуальным.
В рамках мероприятий по совершенствованию администрирования НДС рассматривались разные варианты.
Однако в настоящее время установление особой процедуры регистрации плательщиков указанного налога или введение НДС-счетов не планируется. Система специальной регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, предполагаемая ФНС России, предусматривает, что зарегистрированный плательщик налога на добавленную стоимость может лишиться этого статуса задним числом. Это становится возможным в случаях, если при налоговой проверке будет выявлено, что в прошлом он не соответствовал критериям, установленным для регистрации в качестве плательщика НДС. Соответственно, лица, приобретающие у такого налогоплательщика облагаемые налогом товары (работы, услуги), теряют право на налоговые вычеты по таким товарам (работам, услугам) также задним числом. Однако, по нашему мнению, это, безусловно, приведет к усилению административного давления на налогоплательщиков и увеличит риски налоговых претензий для добросовестных налогоплательщиков, что не является целесообразным в условиях кризиса.
Е.В. Паневина,
юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"
Представляется, что ускоренный порядок возмещения НДС, предлагаемый депутатами Государственной думы в законопроекте N 223442-5, действительно может помочь компаниям сохранить оборотные средства. Однако говорить о безоговорочном положительном экономическом эффекте сейчас преждевременно. Проверяющие не откажутся от формальных оснований для отказа в праве на вычет, также сохранятся претензии по счетам-фактурам контрагентов-однодневок. Поэтому компаниям нужно быть готовыми к необходимости по-прежнему отстаивать свое право на вычет в суде и, прежде чем обращаться с заявлением о применении ускоренного порядка возмещения налога, просчитать возможные экономические риски, опираясь на свой предыдущий опыт по спорам о праве на налоговый вычет. Применение нового порядка экономически безопасно только в отношении счетов-фактур надежных, годами проверенных контрагентов.
Налоговый орган имеет право списания недоимки и пеней в принудительном порядке, в связи с чем эффективность предлагаемых мер будет зависеть от того, будут ли суды давать компаниям обеспечительные меры на спорные суммы возвращенного налога, или нет. Сейчас решение о принятии обеспечительных мер суды выносят только в случае предоставления встречного обеспечения в виде банковской гарантии или внесения средств на депозит суда. Если практика принятия обеспечительных мер не изменится, то потеряется всякая привлекательность в использовании предлагаемой возможности. В случае вынесения решения об отказе в праве на вычет компания в общей сумме понесет расходы на получение банковских гарантий для реализации права на ускоренное возмещение НДС и для суда, уплату пеней на сумму недоимки - непризнанного вычета. Таким образом, компании попадают в ситуацию даже худшую по сравнению с обычным порядком возмещения налога на добавленную стоимость, при котором спорная сумма вычета просто выведена из оборотных средств компании. И даже если бы компания на "зависшую" на время проверки сумму налоговых вычетов взяла кредит в банке, то это оказалось бы дешевле.
Просить возмещение в виде зачета в счет предстоящих платежей, считаем, не имеет смысла. Деньги останутся в бюджете, а компания дополнительно понесет расходы на оформление банковской гарантии.
С 1 января 2010 года в статье 269 Налогового кодекса будут действовать прежние лимиты для признания процентов: исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза по рублевым кредитам и равной 15 процентам по обязательствам в валюте. Вместе с тем Банк России последовательно снижает ставку рефинансирования, от размера которой зависят налоговые лимиты признания процентов по кредитам. Не планируется ли продлить действие нормы о повышенных лимитах признания процентов по кредитам на 2010 год?
Для смягчения негативных последствий мирового финансового кризиса для плательщиков налога на прибыль организаций наряду с другими мерами статьями 4 и 5 Федерального закона от 19 июля 2009 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено следующее.
В период с 1 сентября 2008 года по 31 июля 2009 года при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. А в период с 1 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года4 предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 2 раза при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Региональные власти получили возможность дифференцировать ставку единого налога по УСН от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщика. В то же время этим правом воспользовались лишь отдельные регионы. Будет ли на федеральном уровне отслеживаться реализация данной налоговой льготы в регионах? Не придется ли корректировать налоговую политику в отношении малых предприятий?
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.20 Налогового кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
При этом на федеральном уровне осуществляется мониторинг практики использования субъектами РФ права понижения налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения. По результатам изучения практики применения данной законодательной нормы при необходимости будут внесены предложения в части корректировки вышеуказанных положений статьи 346.20 Налогового кодекса.
Беседу провела
Н.В. Горшенина,
шеф-редактор