"Антипиратский" закон – 2015. Перезагрузка
1 мая вступят в силу очередные "антипиратские" положения (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", далее – Закон № 364-ФЗ). В частности, речь идет о возможности досудебного урегулирования споров между правообладателями и владельцами сайтов, о бессрочной блокировке сайта-нарушителя, а также о расширении перечня объектов авторских прав, которые попали под защиту. Новый закон, в первую очередь, отразится на владельцах интернет-сайтов, нарушающих исключительные права при размещении контента, – им грозят не только юридические, но и репутационные риски за несвоевременное реагирование на жалобы правообладателей. Рассмотрим внесенные изменения подробнее и разберемся, какие трудности могут возникнуть при реализации новых норм.
Основные нововведения
Закон № 364-ФЗ вносит сразу несколько существенных поправок в действующее законодательство.
Так, расширен перечень объектов интеллектуальной собственности, подлежащих защите в особом порядке, – путем оперативного ограничения доступа к ним. Закон № 364-ФЗ защищает от "пиратства" не только видеоконтент, как сегодня (ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), но и книжную продукцию, музыку, программное обеспечение и т. д. Исключение составляют фотографии и аналогичные им произведения (п. "б" ч. 2 ст. 1 Закона № 364-ФЗ). "Один только книжный рынок ежегодно теряет миллиарды рублей из-за пиратства", – отметил около месяца назад на заседании Совета по культуре председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Спикер также уточнил, что подобным образом обстоят дела и в других творческих сферах: "Речь идет фактически обо всем творческом спектре, который активно тиражируется в Сети без оглядки на права авторов".
Некоторые изменения претерпела и процедура ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав (таблица 1).
Таблица 1. Процедура ограничения доступа к информации, размещенной с нарушением исключительных прав (ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации")
Этап | Действие (до 30 апреля 2015 года) | Действие (с 1 мая 2015 года) | Срок совершения |
---|---|---|---|
Единичное нарушение | |||
1. | Правообладатель на основании вступившего в законную силу судебного акта обращается в Роскомнадзор с заявлением об ограничении доступа к сайту, распространяющему объекты авторских прав или информацию, необходимую для их получения | Не ограничен | |
2. | Роскомнадзор:
| Три рабочих дня с момента получения заявления от правообладателя | |
|
| ||
3. | Провайдер хостинга должен уведомить владельца интернет-ресурса о необходимости удалить информацию | Провайдер хостинга должен уведомить владельца интернет-ресурса о необходимости ограничить доступ к информации | Один рабочий день с момента получения уведомления от Роскомнадзора |
4. | Владелец интернет-ресурса должен удалить информацию | Владелец интернет-ресурса должен удалить информацию или ограничить доступ к ней | Один рабочий день с момента получения уведомления от провайдера хостинга |
5. | Если владелец сайта не принимает необходимых мер, провайдер хостинга обязан ограничить доступ к интернет-ресурсу | Три рабочих дня с момента получения уведомления от Роскомнадзора | |
6. | При непринятии необходимых мер провайдером хостинга оператор связи получает от Роскомнадзора информацию, необходимую для ограничения доступа к сайту | Не ограничен | |
7. | Оператор связи обязан ограничить доступ к интернет-ресурсу | Оператор связи обязан ограничить доступ к незаконно размещенной информации, а при отсутствии технической возможности ограничить доступ к такой информации – ограничить доступ к такому интернет-ресурсу | Одни сутки с момента получения информации о сайте-нарушителе |
Повторное нарушение | |||
8. | Не предусматривается | Сайт, который неоднократно (два раза и более) разместил нарушающий исключительные права контент, может быть заблокирован на постоянной основе. Для этого:
|
Один день с момента получения информации о судебном решении |
| Один день с момента получения уведомления |
Нововведение об ограничении доступа к сайту на постоянной основе (абз. 4 п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 364-ФЗ) вызвало немало споров среди специалистов. Юрист практики интеллектуальной собственности Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Мария Демина не видит причин для беспокойства и считает, что указанные последствия не коснутся широкого круга интернет-ресурсов: "На данный момент большинство решений, вынесенных в пользу правообладателей, связаны со страницами, на которых доступен файлообмен. Поэтому под постоянную блокировку в основном попадут сайты, размещающие протоколы для обмена файлами (торренты)".
А вот сопредседатель Ассоциации пользователей Интернета и ведущий юрист общественного движения "Роскомсвобода" Саркис Дарбинян убежден, что перманентная блокировка ресурса в принципе недопустима: "Подобное положение в законодательстве несет риск блокировки любого сайта в сети. Это противоречит духу гражданского законодательства, в соответствии с которым неблагоприятные последствия в виде гражданско-правовой ответственности должны носить имущественный и компенсационный характер. Даже более строгая административная и уголовная ответственность имеют срок погашения наказания, однако меры ответственности владельца сайта за нарушение законодательства об авторском праве, установленные в Законе № 364-ФЗ, носят пожизненный характер. Это, несомненно, является чудовищным нарушением фундаментальных прав человека на разумное и соразмерное наказание за совершенное правонарушение".
ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Вместе с тем действующее законодательство не запрещает владельцам заблокированных на постоянной основе интернет-ресурсов создавать новые сайты – и в случае размещения на них информации, нарушающей исключительные права, процедуру постоянной блокировки нужно будет начинать по новой.
Наконец, поправками регламентирован досудебный порядок рассмотрения споров по защите нарушенного авторского и (или) смежного права. Закон № 364-ФЗ позволяет урегулировать в таком порядке все возникающие противоречия. Для этого правообладатель сможет в письменной или электронной форме обратиться к владельцу сайта и потребовать удалить незаконно размещенный контент. А владелец интернет-ресурса, в свою очередь, в течение суток обязан выполнить указанное требование, если не сможет предоставить доказательства правомерности размещения спорного контента (абз. 6 п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 364-ФЗ). Если стороны не договорятся, конфликт будет разрешаться в судебном порядке. При этом невыполнение владельцем сайта заявленного правообладателем требования может быть учтено судом при рассмотрении дела (суд может расценить нежелание идти навстречу правообладателю без объяснения причин как свидетельство нарушения им исключительных прав).
Возможные проблемы при реализации новых требований
Указанные нововведения еще не вступили в законную силу, но уже вызывают у юристов много вопросов. Вот несколько основных трудностей, которые могут возникнуть при реализации положений Закона № 364-ФЗ.
Увеличение нагрузки на суд. Сегодня Мосгорсуд – единственный в России суд, который может принимать обеспечительные меры до подачи правообладателем искового заявления по существу спора (ст. 144.1 ГПК РФ). В соответствии с базой данных Мосгорсуда, с момента вступления в силу "антипиратского" закона (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ) – с августа 2013 года по настоящее время (т. е. чуть больше чем за полтора года) Мосгорсуд рассмотрел 267 дел по заявлениям о принятии предварительных обеспечительных мер. Расширение с 1 мая перечня подлежащих защите объектов авторских и смежных прав повлечет за собой существенное увеличение нагрузки на суд.
Перспектива блокировки сайта не только за наличие неправомерно размещенного контента, но и за наличие информации, необходимой для его получения (гиперссылки, репосты и т. д.). "Социальные сети сегодня позволяют поделиться любым понравившимся контентом с другими пользователями (перепостить, ретвитнуть, отправить по E-mail другу и т. д.), что также может быть рассмотрено законом в качестве нарушения авторского права, а следовательно, явиться причиной блокировки сайта с многомиллионной аудиторией", – делится Саркис Дарбинян. По мнению эксперта, контролировать весь поток гиперссылок и контента, размещаемых на сайте, особенно на крупном интернет-ресурсе, практически невозможно. "Чтобы полностью избежать правовых рисков в связи с заявлением правообладателя о принятии обеспечительных мер по ограничению доступа к веб-сайту, надо переводить все интернет-площадки на режим премодерации контента с привлечением большого количества специалистов и юристов. Конечно, это нереально, и Закон № 364-ФЗ может серьезно ударить по целому ряду крупных сетевых ресурсов, в том числе, привести на деле к блокировке Википедии, многих поисковых сервисов, файлообменников, агрегаторов, социальных сетей и других крупных веб-сайтов", – комментирует он.
Организационные сложности. Среди них можно выделить достаточно короткие сроки для ограничения доступа к информации провайдером хостинга, владельцем сайта или оператором связи (как было указано выше, этот срок составляет лишь сутки). Кроме того, патентный поверенный и руководитель практики интеллектуальной собственности Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Павел Садовский отмечает: "По-прежнему не конкретизирован порядок действий в тех случаях, когда оператором связи и хостинг-провайдером являются иностранные лица, которые не знакомы с российским законодательством и поэтому могут не понимать содержание полученного от Роскомнадзора уведомления". Если российский сайт размещен на зарубежном хостинге, то формально провайдер и оператор связи должны подчиняться российскому законодательству. Незнание этими лицами российских законов и (или) нежелание их соблюдать, а также отсутствие регламентированного порядка действий Роскомнадзора в таких случаях могут создать препятствие для реализации предусмотренного законом требования. Кстати, данный пробел, в свою очередь, может также повлечь за собой злоупотребления со стороны владельцев интернет-ресурсов, которые, воспользовавшись существующим пробелом в законодательстве, решат перенести свои сайты на иностранные хосты.
Возможность блокировки даже тех интернет-ресурсов, на которых не были незаконно размещены произведения авторского и (или) смежного права. Это связано с тем, что часто на одном блокируемом IP-адресе наряду с сайтом-нарушителем может находиться сразу несколько других сайтов. "Сайт может быть заблокирован различными способами, один из них – блокировка по IP-адресу. По данным Роскомсвободы, за последние полтора года было неправомерно заблокировано 1612 веб-сайтов, не имеющих никакого отношения к нарушению исключительных прав правообладателей", – делится Саркис Дарбинян.
Как будут решены все эти проблемы и насколько широко будут применяться положения Закона № 364-ФЗ, пока не ясно. Прояснить ситуацию сможет только правоприменительная практика.
***
Таким образом, Закон № 364-ФЗ уже сегодня представляется спорным. Эксперты видят в нем как преимущества, так и недостатки.
Так, Павел Садовский отмечает положительную роль принятого закона в международном плане: "За рубежом популярна точка зрения, что законодательная база и практика, направленные на противодействие нарушениям авторских прав в Интернете, надлежащим образом в России не развиты. В этой связи остается надеяться, что факт принятия новых "антипиратских" поправок и практическая реализация этих норм положительно скажется на имидже России на международной арене".
Мария Демина считает, что Закон № 364-ФЗ станет эффективным инструментом для защиты широким кругом правообладателей своих прав: "Это дает стимул для крупных интернет-площадок идти навстречу правообладателям и вводить самостоятельно и в добровольном порядке меры не только пресекательного, но и предупредительного характера (в частности, меры по самостоятельной идентификации противоправного контента)".
Однако Саркис Дарбинян не разделяет оптимистичных взглядов коллег и подчеркивает, что новый закон не соответствует современным потребностям граждан в условиях становления информационного общества, уровню технического прогресса, реалиям современных социальных сетей, снижает инвестиционную привлекательность российского Интернета для разработчиков новых интернет-сервисов, а также создает еще большую опасность для владельцев сайтов.
Подвести итог и конкретизировать роль Закона № 364-ФЗ можно будет уже в самое ближайшее время – до вступления закона в силу остались считанные часы.