Перед сдачей декларации по НДС, проверьте ее по контрольным соотношениям
До 27 апреля 2015 года включительно организациям-налогоплательщикам НДС нужно будет сдать декларацию за I квартал 2015 года (п. 5 ст. 174 НК РФ). Форма декларации новая, и, хотя ФНС России рекомендовала использовать ее уже при сдаче годовой отчетности за 2014 год, немногие компании последовали совету. Но отчетность за 2015 год все же придется сдавать уже по новой форме.
В помощь налогоплательщикам ФНС выпустила письмо с контрольными соотношениями, позволяющими бухгалтерам проверить себя при заполнении декларации (письмо ФНС России от 23 марта 2015 года № ГД-4-3/4550@). Часть соотношений уже есть в самой декларации – это всем известные итоговые поля с указанием в скобках строк, данные по которым необходимо суммировать. Мы же рассмотрим наиболее интересные и полезные соотношения, которые в декларации не отражены.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Раздел 3. Расчет суммы налога по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2-4 ст. 164 НК РФ
По данному разделу предусмотрено несколько очень важных контрольных соотношений. Так, прежде всего, налоговая служба предлагает проверить соотношение налоговой базы к сумме исчисленного налога.
Для этого нужно определить общую налоговую базу по реализации товаров (работ/услуг) и разделить на сумму этого же показателя и стоимость реализованных товаров (работ/услуг) без налога (то есть по операциям, не облагаемым налогом). Полученное соотношение должно быть равно соотношению общего размера НДС по всем реализованным товарам (работам/услугам) с учетом всех ставок к сумме этого же показателя и размера НДС, уплаченного контрагентам налогоплательщика при приобретении им товаров (работ/услуг) и не подлежащего вычету. Формула для проверки выглядит так:
Если равенство не соблюдается, то организации стоит перепроверить правильность применения налоговых вычетов.
Второе примечательное контрольное соотношение также направлено на проверку обоснованности применения налоговых вычетов.
Сумма НДС, исчисленная продавцом с суммы оплаты (частичной оплаты), которая подлежит вычету у продавца, должна быть не больше суммы налога по реализации товаров (работ/услуг) по всем ставкам. Если НДС с предоплаты окажется больше, то, возможно, продавец либо неправильно рассчитал налоговые вычеты, либо занизил налоговую базу, поскольку сумма авансов по уже отработанным (закрытым) сделкам не была включена в раздел по реализации.
Еще одно контрольное соотношение предназначено для проверки отражения строительно-монтажных работ (далее – СМР) для собственного потребления. Для этого нужно сравнить НДС с выполненных СМР и НДС с СМР, подлежащий к вычету. Если первый показатель больше или равен второму, то расчет произведен правильно. В обратном случае организации нужно перепроверить обоснованность применения налоговых вычетов при выполнении СМР.
Раздел 4. Расчет суммы налога по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена
Для этого раздела также предусмотрено одно соотношение.
Если из суммы налоговых вычетов по операциям, по которым применение 0% ставки по НДС документально подтверждено, и суммы НДС, ранее исчисленного по операциям, применение нулевой ставки по которым документами подтверждено не было, вычесть сумму НДС, ранее принятую к вычету, которую нужно будет восстанавливать, то полученная разница должна быть равна НДС, исчисленному к возмещению в связи с применением 0%. Если полученная разница окажется больше НДС к возмещению, то это значит, что организация завысила НДС, подлежащий вычету.
Раздел 5. Расчет суммы налоговых вычетов по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)
Поскольку в этом разделе операции с применением ставки 0% указываются по отдельности, предусмотрено два контрольных соотношения: для проверки общего итогового показателя и для проверки суммы показателей по каждой операции.
Так, сумма НДС, принимаемого к вычету по операциям, по которым есть документальное подтверждение применения нулевой ставки, должна равняться сумме налоговых вычетов по каждой операции с имеющимися подтверждающими документами.
Вторая формула позволяет проверить правильность применения вычетов по операциям, применение нулевой ставки по которым документами не подтверждено. Для этого также нужно сложить суммы налоговых вычетов по каждой "бездокументарной" операции. Получившаяся сумма должна совпадать с итоговым значением.
Если в каком-либо соотношении равенство нарушается, это свидетельствует о том, что организация завысила подлежащие вычету суммы НДС.
Раздел 6. Расчет суммы налога по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена
Аналогично предыдущему разделу здесь также есть две формулы для проверки итоговых показателей.
Так, общая сумма НДС, исчисленного по ставкам 10% и 18%, должна равняться сумме налога, исчисленного по каждой операции отдельно. Если равенство не выполняется, значит организация либо неправильно применила ставки по НДС, либо занизила исчисленный НДС из-за неполного отражения налоговой базы.
Вторая формула проверяет налоговые вычеты. Так, итоговый размер вычетов должен быть равен сумме вычетов по каждой операции, по которой нет документов, подтверждающих применение ставки 0%.
При невыполнении равенства организации стоит проверить, все ли операции, подлежащие обложению по нулевой ставке, но документально не подтвержденные, она отразила, и не возникло ли завышение НДС, подлежащего вычету.
С другими соотношениями можно ознакомиться в письме ФНС России от 23 марта 2015 года № ГД-4-3/4550@.
Действия проверяющих
Бывает, что организация обнаружила неточности в декларации, когда документ уже был отправлен в налоговую инспекцию. Паниковать в этом случае не стоит, ведь налоговики, проводя камеральную проверку, сначала проверяют декларацию на соответствие по контрольным соотношениям. Если проверяющие выявили какие-либо ошибки в отчетности и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, они обязаны направить специальное сообщение налогоплательщику с просьбой представить пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ). На корректировки и дачу пояснений организации дается пять рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 3 ст. 88 НК РФ). Если успеть в этот срок исправить ошибки или дать пояснения, то компания штрафоваться не будет. В обратном случае, когда представить пояснения или подать уточненную декларацию в установленный срок компания не успела, проверяющие составят акт камеральной проверки с указанием нарушений. Также акт будет составлен и в том случае, когда пояснения представлены, но инспектор выявил нарушения налогового законодательства (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если же налогоплательщик при этом заявил сумму НДС не к уплате, а к возмещению (заполнена строка 050 раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика"), то проверяющие в обязательном порядке истребуют подтверждающие правомерность применения вычетов документы (п. 1, 9, 10 ст. 172 НК РФ).