Конкурентные способы определения поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 18
Екатерина Иванова,
председатель Фондового арбитража Федерального арбитражно-третейского суда, к. ю. н.
Большая часть госзакупок проводится посредством конкурсов, аукционов и других конкурентных способов определения поставщика. При этом у участников торгов возникает масса вопросов по применению того или иного способа. Председатель Фондового арбитража Федерального арбитражно-третейского суда, доцент Кафедры предпринимательского права ГУ-ВШЭ, к. ю. н. Екатерина Иванова ответила на самые злободневные из них.
Нет, не обязан. Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу только в части заключения контракта. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу (ч. 7 ст. 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее – Закон № 44-ФЗ). Соответственно, продлевается только этот срок – срок для подачи заявок не меняется.
Нет, неправомерно. Нормы Закона № 44-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 января 2014 года. К отношениям, возникшим до этой даты, Закон № 44-ФЗ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу (ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до 1 января 2014 года, сохраняют свою силу.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Отношения между муниципальным казенным учреждением и участниками аукциона сложились еще в 2013 году, значит, и закрепивший их контракт сохраняет свою силу. Но в части новых прав и обязанностей по этому контракту, возникших после 1 января 2014 года, должен применяться Закон № 44-ФЗ. Это касается и обязанности участника аукциона заключить с муниципальным казенным учреждением контракт. Соответственно, заключение контракта по нормам Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" необоснованно.
БЛАНКИ
Уведомление участника закупки, подавшего заявку на участие в закрытом аукционе, о принятом аукционной комиссией решении
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (аукцион признан несостоявшимся в связи с отказом в допуске к участию в аукционе всех участников закупки)
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (аукцион признан несостоявшимся в связи с признанием участником аукциона только одного участника закупки)
Протокол предквалификационного отбора для участия в конкурсе с ограниченным участием (конкурс признан несостоявшимся в связи с признанием участником конкурса только одного участника закупки)
Протокол предквалификационного отбора для участия в конкурсе с ограниченным участием
Другие бланкиУпомянутое Вами постановление Правительства РФ применяется только к торговым организациям, утилизирующим транспортные средства. Кроме того, данный документ не предусматривает никаких преференций по приобретению новых транспортных средств – он содержит лишь норму о компенсации расходов по перевозке транспортных средств в пункт утилизации (п. 5 постановления Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 153).
Если Вы все же решили осуществить закупку по программе утилизации автомобилей, напоминаю, что данная программа прекратила свое действие с 1 января 2015 года (Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств). 19 марта председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил о подписании постановления Правительства РФ, продлевающего программу по утилизации старых автомобилей на 2015 год. Однако до настоящего времени данный документ не представлен на сайте Правительства РФ. Как только программа по утилизации автомобилей начнет работать, Вы сможете воспользоваться ей при осуществлении закупки автомобиля.
Да, Вы можете провести повторный электронный аукцион, поскольку запрета на его проведение Закон № 44-ФЗ не содержит.
Вы можете провести запрос предложений (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Заказчик вправе поступить таким образом вне зависимости от того, по какому основанию электронный аукцион был признан несостоявшимся:
- на участие в повторном электронном аукционе была подана только одна заявка;
- не было подано ни одной заявки;
- по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия отказала в допуске к участию в таком аукционе всем участникам закупки или признала участником аукциона только одного участника закупки.
Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд: |
Выбор порядка действий зависит от вида локального акта. Если таким локальным актом выступает Положение о закупках, то его утверждение не является обязанностью заказчика. Положение о закупке утверждается:
- высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;
- руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;
- наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;
- советом директоров (общим собранием акционеров, коллегиальным исполнительным органом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество;
- общим собранием участников (советом директоров, коллегиальным исполнительным органом) общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью;
- органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Если Вы спрашиваете о Положении о контрактной службе, то данный локальный акт утверждается заказчиком – в Вашем случае муниципальным казенным учреждением – на основе Типового положения (регламента) о контрактной службе (ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). При этом обязанность по разработке и утверждению этого документа лежит на заказчике с совокупным годовым объемом закупок более 100 млн руб.
Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.
Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.