Новости и аналитика Аналитические статьи Антикризисный план: основные меры правительства и предложения экспертов

Антикризисный план: основные меры правительства и предложения экспертов

Антикризисный план: основные меры правительства и предложения экспертовВ конце января Правительство РФ представило антикризисный план, который должен обеспечить финансовую и социальную стабильность России в 2015 году (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р). Документ предусматривает семь основных направлений: поддержка импортозамещения, развитие малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, оптимизация бюджетных расходов, поддержка социально незащищенных категорий граждан, обеспечение стабильности банковской системы и снятие напряженности на рынке труда. Большинство из этих мер планируется реализовать уже в феврале-марте текущего года. Интересно, что некоторые из них включены в план "задним числом", так как уже были реализованы в прошлом году.

Стоит отметить, что документ, несмотря на важную задачу, сам по себе мало отличается от типового плана законопроектной деятельности, который обычно утверждает правительство на текущий календарный год. По сути он включает в себя набор экономических инициатив, которые кабмин планирует воплотить в жизнь, но при этом не содержит их обоснования и оценки последствий. Некоторые из предложенных правительством мер носят скорее декларативный и абстрактный характер, но есть вполне конкретные и практические. Разберем основные предложения правительства, а также рассмотрим иные важные меры поддержки экономики, на которых настаивают многие эксперты, но которые в план не вошли.

 

Малый и средний бизнес

Одна из немногих сфер, которая нашла свое отражение в плане и при этом содержит четкие, понятные показатели, – это поддержка малого и среднего бизнеса. Практически все запланированные мероприятия касаются снижения налоговой нагрузки на эту категорию предпринимателей.

Во-первых планируется расширить круг предприятий, которые относятся к категории малых и средних, за счет двукратного увеличения предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг). Для микропредприятий они вырастут с 60 млн до 120 млн руб., для малых предприятий – с 400 млн до 800 млн руб., а для средних предприятий – с 1 млрд до 2 млрд руб. Соответственно, после реализации этой меры на государственную поддержку сможет претендовать более широкий круг организаций и индивидуальных предпринимателей. 

Во-вторых, принятый в конце прошлого года закон о двухлетних налоговых каникулах планируется распространить на всех впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, оказывающих производственные и бытовые услуги. Напомним, что на данный момент для применения этой льготы предусмотрены ограничения по видам деятельности, объемам выручки и доле доходов по видам деятельности, в отношении которых применялась нулевая ставки в рамках УСН и ПСН. Окончательное решение о введении такой налоговой льготы на своей территории принимает регион. 

Помимо этого, правительство намерено существенно расширить полномочия регионов по предоставлению налоговых преференций малому и среднему бизнесу. Главный минус в том, что на регионы не будут обязаны применять такие послабления, а лишь приобретут право это сделать, причем воспользуются им далеко не все. Причины для отказа могут быть разные: начиная от перспективы снижения доходов местных и региональных бюджетов, и заканчивая просто нежеланием "заморачиваться". При таком подходе поддержка малого бизнеса по стране окажется неравномерной и будет во многом зависеть от того, насколько предпринимателям "повезло" с регионом.

 

МНЕНИЕ

Сергей Катырин

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ: 

"Мне кажется чрезвычайно опасной попытка переложить решения любых послаблений для малого бизнеса на региональные власти. У нас многие регионы достаточно серьезно "закредитованы" [речь о бюджетных кредитах, предоставляемых субъектам РФ за счет федерального бюджета. – Ред.]. Естественно, очень непросто в ситуации, когда ты концы с концами свести не можешь, еще и "отрубить" часть своих доходов, создав преференции предпринимателям. Не каждый регион на это решится. Поэтому было бы лучше принять такое решение на федеральном уровне, чтобы поддержка работала реально во всех субъектах РФ. Иначе в регионах, где и так непросто живется, для малого бизнеса все станет еще сложнее или останется на прежнем уровне, а вперед пойдут регионы, у которых есть для этого возможность, и которые сами по себе динамично развиваются".


 

Так или иначе, планируется, что субъекты РФ получат право снижать ставки по УСН с объектом налогообложения "доходы" с 6% до 1%, а также максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн до 500 тыс. руб.), и ставки ЕНВД для отдельных видов деятельности (с 15% до 7,5%.). 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Навстречу малому бизнесу: налоговые каникулы и патенты для самозанятых
О патентах для самозанятых читайте наш материал "Навстречу малому бизнесу: налоговые каникулы и патенты для самозанятых" (по состоянию на первое чтение).

Кроме того, правительство намерено реализовать провалившуюся в Госдуме в декабре прошлого года инициативу о введении патентов для самозанятых граждан (теперь в п. 29 Плана она позиционируется как антикризисная мера). Напомним, что по изначальной задумке одновременно с приобретением такого патента физическое лицо автоматически приобретает статус индивидуального предпринимателя, а после истечения срока действия патента также без каких-либо действий со своей стороны снимается с учета.

Кроме того, на этот раз планируется предусмотреть особый порядок исчисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов самозанятых в государственные внебюджетные фонды – при первой попытке реализовать идею о патентах для самозанятых за это выступали бизнес-омбудсмен Борис Титов и Общественная палата РФ, но в финальный законопроект Минэкономразвития России данные предложения тогда не вошли. 

Не обойдет вниманием правительство и вопросы государственного контроля и надзора за малыми предприятиями. Так, планируется сократить количество оснований, по которым ФАС России вправе осуществлять внеплановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой. Наряду с этим, на них не будут распространятся некоторые запреты, предусмотренные антимонопольным законодательством – запрет на злоупотребление доминирующим положением, заключение несущественных антиконкурентных соглашений. 

 

Импортозамещение 

Несмотря на то, что на тему импортозамещения в последнее время говорится очень много на самом высоком уровне, а проведение данной политики преподносится как основной плюс введенных в отношении России санкций, в плане на эту тему не сказано ничего конкретного. 

Правительство намерено утвердить отраслевые программы импортозамещения, установить особенности планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом и требования к ним. Российским поставщикам и производителям планируется передать некие ресурсы и технологии, необходимые для начала производства (какие именно и в каком объеме – не уточняется). Также будет усовершенствована система государственных гарантий в целях поддержки экспорта. Экспортеров либо освободят от обязанности представлять документ, подтверждающий отсутствие в отношении товара запретов и ограничения, либо максимальное упростят его получение. 

При этом правительство не дает никакой конкретики в плане сфер и категорий товаров в отношении которых планируется проводить импортозамещение. Таким образом, оно на данный момент по большому счету остается красивым лозунгом. На отсутствие четкого понимания, что и чем необходимо замещать, указывает и президент ТПП РФ Сергей Катырин.

"Все говорят об импортозамещении. Назовите хотя бы одного человека, который бы сказал: я точно знаю, что можно заместить? Все хотят заниматься импортозамещением, но никто не понимает, что надо заместить. Те компании, которые сегодня этот импорт используют, должны обозначить себя и свои проблемы, а мы тогда будем искать тех, кто способен производить комплектующие здесь, на российской основе", – отметил он. 

Наряду с этим, промышленным предприятиям, реализующим проекты импортозамещения, планируется предоставить субсидии из федерального бюджета на общую сумму 20 млрд руб. Целевое назначение таких выплат – компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым в российских банках. 

 

Социальная сфера 

Одна из самых знаковых инициатив правительства в социальной сфере – это возможность получить часть средств материнского капитала наличными, в виде единовременной выплаты в сумме 20 тыс. руб. Потратить их, соответственно, можно будет на любые цели. Напомним, по общему правилу средства материнского капитала предоставляются и расходуются только в безналичной форме и строго на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком или на формирование накопительной часть пенсии матери (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"). 

Помимо этого, в плане предусмотрена и уже произведена 1 февраля 2015 года индексация страховых пенсий на уровень роста потребительских цен за 2014 год – на 11,4%. Правда, эта индексация и так должна происходить каждый год именно в привязке к потребительским ценам и как раз 1 февраля (ч. 10 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Так что в данном случае отнесение правительством своей текущей обязанности к разряду антикризисных мер не вполне корректно. 

Отдельным блоком в плане идет регулирование цен на лекарства. Как отметил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в ходе совещания об антикризисных мерах в сфере здравоохранения, в целом ряде регионов рост цен на лекарственные препараты уже превышает 15%, а всего по итогам года стоимость медикаментов вырастет приблизительно на 20%. В связи с этим планируется принять ряд мер, чтобы не допустить "вымывания" с рынка дешевых лекарственных препаратов. 

Так, правительство собирается предусмотреть в законодательстве возможность разовой индексации цен на лекарства нижнего ценового сегмента, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (лекарства для лечения диабета, язвенной болезни желудка, препараты кальция, витамины и др.). Также в рамках государственных и муниципальных закупок планируется ввести ограничения на допуск иностранных лекарств при наличии двух и более заявок на поставку лекарств российского производства от разных поставщиков1(аналогичные меры в части медицинских изделий уже утверждены постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102). 

Из более абстрактных мер – улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших инвалидов войны и других, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В чем именно будет это улучшение заключаться – неясно. 

Помимо этого планируется выдавать социальные ипотечных кредиты отдельным категориям граждан на специальных условиях в рамках программы "Жилье для российской семьи". Речь идет о так называемом жилье экономического класса, стоимостью до 30 тыс. руб. за один кв. м. для граждан с низкими доходами, нуждающихся в переселении из аварийного жилья и др. Основные условия данной программы утверждены постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 404. 

 

Банковская сфера 

Одна из основных, но при этом наиболее спорных мер поддержки экономики, предусмотренных планом, – выделение средств системно значимым кредитным организаций на сумму 1 трлн руб (докапитализация) (Федеральный закон от 26 декабря 2014 г. № 448-ФЗ). Несмотря на то, что данная мера включена в антикризисный план, она, как и многие другие, была разработана еще в конце 2014 года. Докапитализация будет осуществляться через госкорпорацию Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и коснется 27 банков

Эти банки должны в течение трех лет увеличивать совокупный объем ипотечного кредитования, кредитования субъектов малого и среднего бизнеса или организаций, работающих в наиболее важных отраслях экономики, не менее чем на 1% в месяц. Кроме того, им придется увеличить собственные средства на 50% от размера полученных от АСВ денег за счет своей прибыли или средств акционеров, а также в течение трех лет не повышать вознаграждение руководству и размер фонда оплаты труда иных работников. 

При этом многие эксперты считают, что такого рода поддержку стоило распределить среди гораздо более широкого круга кредитных организаций. Так, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян предложил направить упомянутую сумму 150-200 банкам, в том числе в регионах. По его словам, ситуация, когда к господдержке имеют доступ только крупные игроки, не способствует развитию конкуренции на рынке и диверсификации российской экономики.

Президент Сергей Катырин также высказался за распределение 1 трлн руб., выделенного на докапитализацию банков, не только крупным кредитным организациям, но и банкам "второго уровня" и региональным банкам. По его словам, многие проекты реализуются в регионах как раз через такие банки, и если до них средства не дойдут, то это осложнит жизнь очень большому количеству предприятий. Кроме того, глава ТПП РФ считает, что при распределении средств на докапитализацию банков должно быть четко определено, сколько из этих средств пойдет на поддержку малого бизнеса в части обеспечения доступа к кредитным ресурсам. 

Аналогичную позицию в части региональных банков сформулировал и Совет Федерации (постановление Совета Федерации от 4 февраля 2015 г. № 27-СФ "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по обеспечению кредитования промышленности, малого и среднего бизнеса и агропромышленного комплекса").

Помимо этого, также планируется целевая докапитализация банков на сумму 250 млрд руб. с целью реализации инфраструктурных проектов и поддержка для Внешэкономбанка на сумму до 300 млрд руб. (обе меры будут проведены за счет средств Фонда национального благосостояния).

Еще одна заметная инициатива правительства для поддержки экономики через банковский сектор – создание банка (агентства) "плохих долгов". Данная структура будет выкупать проблемные активы банков, долги организаций. "Это существенная поддержка банкам, но она очень важна и для самих клиентов, чтобы банк, очистившись от этой составляющей, мог работать с клиентами, а клиенты были уверены, что банк не тянут на дно "токсичные" займы. На каких условиях государство будет выкупать эти займы и как будет работать с ними, нам еще предстоит услышать в ближайшее время", – прокомментировал инициативу Гарегин Тосунян. 

Из других мер, предусмотренных антикризисным планом в банковской сфере, – увеличение объемов государственных гарантий по кредитам юридических лиц, в том числе на осуществление инвестиционных проектов, и финансирование реструктуризации текущей задолженности (на эти цели планируется выделить 200 млрд руб.).

 

Госзакупки 

Достаточно большой блок плана затрагивает вопросы, связанные с государственным и муниципальным заказом, посредством которого также будет оказываться поддержка отечественным предприятиям. По мнению Сергея Катырина, заказы государственных органов и госкомпаний в условиях кризиса – это один из серьезнейших источников финансирования, в том числе и для малого бизнеса. 

Правительство РФ намерено прописать случаи и порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам и их списания. В отношении договоров, срок которых истекает в этом году, появятся механизм пересмотра сроков их исполнения, цен и количества товаров, работ, услуг (п. 9 Плана). 

Кроме того, заказчики смогут устанавливать авансовые платежи по отдельным договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг – до 80% суммы договора (для оборонного заказа – до 100%) (п. 11 Плана). Сейчас в основном размер аванса ограничен 30% от суммы договора (п. 22 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2013 г. № 1213). Также предусматривается создание механизма заключения долгосрочных госконтрактов при условии создания и развития поставщиком производства на территории России (п. 15 Плана). 

 

За рамками плана  

Ряд авторитетных экспертов предлагают и другие меры по поддержке экономики России, в том числе в качестве дополнения к антикризисным мерам. Одно из наиболее популярных предложений – понижение ключевой ставки Банка России, которая сейчас составляет 15%. Напомним, в середине декабря прошлого года она была резко увеличена Банком России (с 10,5% до до 17%) в середине декабря, а в начале февраля – снижена до 15%. 

По словам академика РАН, заведующего кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС Абела Аганбегяна, ключевую ставку необходимо снизить до 8%, так как, по прогнозу Банка России, инфляция в 2015 году запланирована именно в таком объеме. При этом он отмечает, что при действующей ключевой ставке экономический рост и развитие невозможны, а рецессия будет очень глубокой. 

Аналогичное мнение высказал и Гарегин Тосунян: по его словам, проблема ключевой ставки стоит не столько перед банковской системой, сколько перед заемщиками. При действующей ключевой ставке кредитование фактически заморожено, и его объемы существенно упали и в сегменте потребительского рынка, и в сегменте коммерческих кредитов. Согласно позиции главы АРБ, снижение ключевой ставки должно быть значительным, в то время как изменение на 1-2% эффекта не даст.

По мнению Сергея Катырина, в идеале размер ключевой ставки, с учетом российских реалий, должен составлять 5%. При нынешней ставке, отметил он, у предприятий возникнут сложности в процессе реализации уже запущенных проектов, а новые программы не смогут быть реализованы без компенсации процентной ставки со стороны государства. 

"Для реального производственного бизнеса – это запретительная ставка. Никто такие кредиты, я полагаю, взять не сможет за редким исключением (например, компании, которые имеют возможность продавать свою продукцию за рубежом, получать валюту, менять ее на рубли и возвращать такого рода кредиты). Для малого и среднего бизнеса это точно невозможно", – пояснил эксперт. 

Еще одна мера, которая часто предлагается, но при этом не нашла отражение в плане, – отмена ограничений на ввоз в Россию продовольственных товаров из стран ЕС. Многие эксперты сходятся в том, что эти ограничения способствуют росту цен внутри страны. Как отметил Абел Аганбегян, отмена ответных санкций, во-первых, станет жестом доброй воли для нормализации отношений с ЕС, а во-вторых, позволит остановить рост цен на продовольствие и улучшить снабжение населения. 

По словам академика, из-за ответных мер в 2014 году даже в условиях рекордного урожая цены на продовольствие выросли на 17% , в то время как в 2013 году, когда санкций не было, рост цен составил 7%. При этом он убежден, что снятие ограничений не причинит вреда отечественным производителям. 

"Иностранные компании, чтобы произвести продовольствие, должны тратить евро. Однако продают товары они в России за рубли, и им очень трудно возместить свои затраты в евро при нынешнем курсе. Поэтому импорт сейчас сократился на 15% в месяц, но не из-за санкций, а в основном из-за курса евро. Наши производители сейчас защищены фактически больше, чем любой пошлиной", – пояснил он. 

За отмену ограничений на импорт продовольствия из ЕС ранее высказывался также финансовый омбудсмен Павел Медведев. По его мнению, ответные меры России являются основной причиной роста цен на продовольственные товары. Тем не менее, правительство и без этого обещает стабилизировать цены на продукты в течениедвух-трех месяцев. 

Говоря о возможности дополнения антикризисного плана, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский также отметил, что одной из главных задач является снижение инфляции, которая в 2015 году может составить 12-20%. При этом научный совет при комитете выступил за то, чтобы проблемой инфляции занимался не только Банк России, а совместная комиссия Правительства РФ и Банка России, одновременно с подготовкой программы сокращения инфляции.

 

МНЕНИЕ

Абел Аганбегян

Абел Аганбегян, заведующий кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:

"Банк России демонстрирует, что он неспособен справиться с инфляцией. Это не его вина, не низкая квалификация персонала, а объективное обстоятельство. Инфляция от Банка России зависит, грубо говоря, на 1/3. На 2/3 инфляция зависит от Правительства РФ: от того, как повышаются тарифы, от того, как ведут себя государственные монополии, от антимонопольного законодательства, от бюджета и государственных внебюджетных фондов. Если мы хотим сократить инфляцию, нужен новый подход – создание и деятельность совместной комиссии Правительства РФ и Банка России".


 

С этим мнением солидарен и Гарегин Тосунян, который отмечает, что инфляция в России имеет немонетарный характер и в значительной мере зависит от тарифов государственных монополий, подконтрольных правительству, а не Банку России.

 

МНЕНИЕ

Гарегин Тосунян

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков: 

"Инфляция связанна с нашей тарифной политикой. Госмонополии создавались и существуют во всех странах для того, чтобы в нарушение условий конкуренции сохранять низкие тарифные ставки, чтобы свой производитель был в более выгодной конкурентной среде. А у нас тарифы госмонополий – как раз главный источник инфляции, и мы удивляемся и все время почему-то киваем на кредитный рынок и монетарным методом пытаемся бороться с инфляцией, когда наша инфляция имеет отнюдь не монетарное происхождение. Уровень монетизации России остается низким. В этом смысле требуется как раз не борьба с кредитным рынком и его сжатие и сокращение, а стимулирование кредитования, борьба с высокими процентными ставками экономическими методами и с высокими тарифами административными методами, а также диверсификация экономики".


 

*** 

В целом же факт появления плана поддерживают практически все эксперты. Однако этого нельзя сказать о его содержании, которое никак не соответствует серьезной задаче вывода из кризиса экономики России. В плане отсутствует целый ряд важных моментов, а многие его положения аморфны. Эксперты сходятся на том, что план направлен на смягчение кризиса, а не на выход из него и развитие российской экономики. Вместе с тем, документ скорее всего будет дорабатываться. Свои предложения по антикризисным мерам есть как у обеих палат Федерального собрания РФ, так и, например, у РСПП и ТПП РФ.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме:

Новости по теме:

 

Материалы по теме:

 

Санкции: банкротство или стимул к развитию?
Санкции: банкротство или стимул к развитию?

ВС РФ не удовлетворил заявление Мурманского рыбокомбината об отмене продуктового эмбарго, введенного Россией в ответ на санкции Запада.

Сергей Пепеляев

Сергей Пепеляев: "Санкции приходят и уходят, а кушать хочется всегда"
Интервью с Управляющим партнером юридической компании "Пепеляев Групп". 

Исследование:

Лоукостеры в России и мире

78% опрошенных одобряют санкции на ввоз определенных продуктов в Россию
В ответ на западные санкции с прилавков исчезнут на год многие импортные продукты из США, стран ЕС и ряда других государств. Мы опросили наших читателей о том, как они относятся к запрету на ввоз в Россию определенных продуктов.

______________________________

1 Материалы по проекту постановления Правительства РФ опубликованы на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (ID: 00/04-18147/09-14/16-13-3 ).