Нотариат: завтра не такой, как вчера
Текущий год ознаменовался серьезными изменениями в работе нотариата. В частности, с 1 сентября нотариусы удостоверяют решения и состав общих собраний участников непубличных обществ (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Кроме того, с 1 июля начала работу Единая информационная система нотариата, которая содержит информацию о совершении нотариальных действий всеми нотариусами на территории страны.
Однако на этом новости об изменениях в области нотариата не заканчиваются. 29 декабря Президент РФ Владимир Путин подписал закон, предусматривающий ряд новелл в области нотариата (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Закон). Любопытно, что разработанный депутатами Госдумы Сергеем Гавриловым и Владимиром Афонским законопроект, на основе которого был принят Закон, при внесении в Госдуму состоял всего из двух статей и назывался "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Ко второму чтению законопроект содержал уже 11 статей, а его объемы возросли более чем в 30 раз. Примерно в таком виде он и был принят в третьем чтении.
Рассмотрим, как менялся законопроект от чтения к чтению и что ждет нотариат с 1 января 2015 года.
Первое чтение
При рассмотрении законопроекта в первом чтении к его авторам присоединились депутаты Владимир Гутенев и Анатолий Выборный.
Парламентарии предложили наделить нотариусов правом внесения данных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц). Дело в том, что предпринимателям для внесения сведений в этот реестр необходимо иметь электронную подпись. В результате организации вынуждены каждый год тратить на ее получение от 3 тыс. руб. Таким образом, данная мера освободит бизнес от дополнительной финансовой нагрузки. В результате принятия Закона юридическое лицо может занести данные в указанный реестр самостоятельно, с использованием своей электронной подписи, или воспользоваться для этого услугами нотариуса. Конкретная стоимость этой услуги поправками не устанавливается, поэтому ее получателю придется заплатить за совершение "прочих нотариальных действий" – размер соответствующего тарифа составляет 100 руб.
Аналогичные по содержанию поправки предусмотрены для арбитражных управляющих – они сталкиваются с такой же проблемой при внесении данных в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее – реестр сведений о банкротстве) и реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Что касается нотариусов, то они уже применяют электронные подписи, например, для внесения информации в Реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Сегодня такая нотариальная услуга стоит 300 руб. (п. 12.1 ч. 1 ст. 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Второе чтение
Ко второму чтению наименование законопроекта изменилось – он стал называться "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". И это понятно: ведь им предлагалось изменить уже восемь законодательных актов и признать несколько норм утратившими силу1. Эти поправки перешли и в текст Закона, рассмотрим их более подробно.
Порядок получения статуса нотариуса.
Документ предусматривает создание Реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен – напомним, сегодня уже существует Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой. С помощью нового реестра граждане могут убедиться в квалификации нотариуса перед тем, как обратиться к нему, а лица, сдававшие экзамен дистанционным способом, – узнать свои результаты.
Однако с учетом новых требований Закона стать нотариусом будет еще сложнее, чем до его принятия: требования к лицам, желающим получить статус нотариуса, ужесточены. Раньше кандидатам в нотариусы необходимо было иметь высшее юридическое образование, пройти годовую стажировку в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса, сдать квалификационный экзамен и получить лицензию на право нотариальной деятельности.
Закон ограничивает минимальный и максимальный возраст нотариусов (с 25 до 75 лет). По словам президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика, такая новелла позволит повысить статус профессии. "Не вижу никаких проблем в установлении возрастного ценза. Сейчас едва ли кто-то становится нотариусами раньше 25 лет. Что касается верхнего порога в 75 лет – сложно судить, много это или мало. Но такой ограничитель должен быть, потому что нотариус – это не свободная, творческая профессия, а деятельность от имени государства. И такая деятельность должна осуществляться качественно, разумно и напряженно", – заявил эксперт.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кроме того, Закон отменил лицензию на право нотариальной деятельности и оставил только квалификационный экзамен (и это при том, что 1 января 2015 года вступит в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ, увеличивающий госпошлину за выдачу такой лицензии с 2,6 тыс. до 100 тыс. руб.). Вместо стажировки предусмотрен минимальный стаж работы по юридической специальности в пять лет. Помимо этого, стать нотариусами смогут лишь лица, которые закончили вуз, имеющий государственную аккредитацию.
Разработчики Закона посчитали необходимым изменить порядок сдачи квалификационного экзамена: теперь он проводится с использованием автоматизированной информационной системы. Претенденты на должность нотариуса смогут сдавать его удаленно.
Требования к лицам, обеспечивающим деятельность нотариуса.
Закон повысил требования не только к кандидатам на получение статуса нотариуса, но и к стажеру нотариуса – им может стать лишь юрист, получивший высшее образование в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию (до этого требования к государственной аккредитации вуза не было установлено). А помощником нотариуса может стать гражданин, сдавший квалификационный экзамен, получивший высшее юридическое образование в имеющем государственную аккредитацию вузе и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет (раньше для занятия должности помощника нотариуса достаточно было иметь лицензию на право нотариальной деятельности).
Помимо этого, Закон позволяет предусмотреть в законодательстве о нотариате дополнительные основания прекращения трудового договора с помощником нотариуса. Кроме стажера и помощника, нотариус получил возможность нанимать других лиц, обеспечивающих его деятельность.
Принятие Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.
Собрание представителей нотариальных палат должно будет принять Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. Сегодня существует лишь Кодекс профессиональной этики нотариуса, занимающегося частной практикой, – в результате его положения не распространяются на нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. В новом кодексе будут установлены требования к поведению нотариуса, а также основания и порядок привлечения нотариусов к дисциплинарной ответственности.
Работа нотариусов в малонаселенных и труднодоступных местностях.
Закон предусматривает меры поддержки нотариусов, работающих в таких местностях. Если экономическое развитие региона не позволяет нотариусу самостоятельно и независимо осуществлять свою деятельность, ему может быть оказана материальная поддержка за счет средств региональных нотариальных палат или Федеральной нотариальной палаты. Для получения поддержки нотариусу необходимо будет подать ходатайство.
При отсутствии нотариуса в таких местностях прием граждан будет осуществляться путем регулярных выездов нотариусов, работающих в других населенных пунктах.
Формирование компенсационного фонда.
Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими профессиональной деятельности, нотариальные палаты обязаны формировать компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты за счет отчислений от членских взносов. Напомним, причиненный нотариусом вред сегодня возмещается за счет выплаты по договору страхования ответственности нотариуса (в том числе по договору коллективного страхования), а также за счет личного имущества нотариуса. Если эти ресурсы не покрывают убытки клиента, последний может получить выплату из компенсационного фонда.
Тарифы за совершение нотариальных действий.
Изменилась структура нотариальных тарифов и их размер. До принятия Закона размер тарифа для сделок с недвижимостью выражался в процентном отношении к цене сделки и не мог составлять меньше определенной законом суммы. Новеллой Закона является исчисление нотариального тарифа в фиксированном размере и суммирование его с определенным процентом от цены сделки.
По словам члена Правления Московской городской нотариальной палаты, нотариуса г. Москвы Ильи Радченко, Закон разработан таким образом, что за удостоверение сделки по отчуждению имущества небольшой стоимости нотариус сможет получить большую плату, чем раньше. Но при удостоверении сделки по отчуждению дорогой недвижимости плата нотариусу будет меньше, чем до внесения поправок. Это связано с введением максимального размера платы за такую нотариальную услугу, а также уменьшением размера взимаемого процента от цены договора.
Кроме того, Закон позволяет нотариусам применять кадастровую стоимость при исчислении платы за удостоверение сделок с недвижимостью. Дело в том, что сегодня некоторые граждане занижают цену сделки для уменьшения платы за нотариальные услуги. Данные кадастровой стоимости нотариусы могут узнать, направив запрос в Росреестр. "Сейчас недобросовестные люди, скрывающие реальную стоимость жилья, платят за услуги нотариуса меньше, чем добросовестные. Это неправильная ситуация, ее нужно менять", – делится своим мнением Илья Радченко.
ПРИМЕР
Продавец и покупатель, не являющиеся родственниками, решили удостоверить договор купли-продажи квартиры стоимостью 4 млн руб. Рассчитаем, сколько им пришлось бы заплатить до принятия Закона за удостоверение такой сделки.
За удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества стоимостью от 1 000 001 руб. до 10 млн руб. включительно, нотариальный тариф составлял 10 тыс. руб. + 0,75% от суммы договора, превышающей 1 млн. руб. (п. 1 ч. 1 ст. 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Соответственно, формула для расчета тарифа выглядит следующим образом:
10 000 + 0,75% * (4 000 000 – 1 000 000) = 32 500 руб.
Следовательно, сторонам рассматриваемой сделки пришлось бы заплатить за услуги нотариуса 32,5 тыс. руб.
После принятия Закона тариф на удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества стоимостью свыше 1 млн руб. и до 10 млн руб. включительно, составляет 7 тыс. руб. + 0,2% суммы сделки, превышающей 1 млн руб.
Соответственно, формула для расчета тарифа будет выглядеть следующим образом:
7000 + 0,2% * (4 000 000 – 1 000 000) = 13 000 руб.
Следовательно, сторонам рассматриваемой сделки придется заплатить 13 тыс. руб.
Информационное взаимодействие нотариусов с государственными органами.
По запросу нотариуса ему будут передаваться из Росреестра сведения о правах на объекты недвижимого имущества, содержании правоустанавливающих документов, признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, а также о правах наследодателя на имеющиеся у него объекты недвижимости.
Оперативность работы нотариусов.
Закон сократил срок государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов с пяти до трех рабочих дней. Если же нотариус передает на регистрацию документы в электронной форме, госрегистрация прав на недвижимость должна будет проводиться не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов. Предполагается, что при наличии таких коротких сроков оформления документов покупатели недвижимости будут чаще пользоваться услугами нотариусов для удостоверения сделки.
Доказывание обстоятельств, подтвержденных нотариусом.
Важное изменение предусмотрено Законом в части доказывания в гражданском процессе. Согласно тексту документа, обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания в суде, если не опровергнута подлинность нотариально оформленного документа или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия.
Все поправки, которые предлагались в первоначальной версии законопроекта, ко второму чтению были сохранены и также перешли в текст Закона.
Третье чтение
Процесс рассмотрения документа нижней палатой парламента вызывает много вопросов. На это указывает в том числе и Комитет Госдумы по вопросам собственности. В своем заключении он отметил, что положения, внесенные в законопроект ко второму чтению, по существу предлагают изложить в новой редакции Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. "Такие изменения проекта, во-первых, выходят за рамки принятой концепции и, во-вторых, <...> по своему содержанию и объему в части нотариальной деятельности являются предметом регулирования самостоятельного правового акта", – указано в заключении Комитета.
Как отмечал КС РФ, "изменение концепции акта не может происходить на этапе внесения поправок к нему, чтобы имеющие принципиальное значение изменения не появлялись в результате случайных, не связанных с обсуждением концепции решений. Нарушение же требований к чтениям в законодательной процедуре, приводящее к искажению изначального волеизъявления и тем самым влияющее на судьбу акта в целом <...> свидетельствует о неконституционности такого акта не только по порядку принятия, но, в конечном счете, и по его содержанию" (Постановление КС РФ от 5 июля 2001 г. № 11-П).
Несмотря на это, текст законопроекта, представленного к третьему чтению, практически не изменился. По замыслу его разработчиков, большая часть норм принятого на его основе Закона вступит в силу уже с 1 января 2015 года.