Равные среди равных: новые гарантии для людей с ограниченными возможностями
По данным Минтруда России, по состоянию на начало декабря 2014 года в нашей стране насчитывается 12,8 млн инвалидов, из них более 2,5 млн находятся в трудоспособном возрасте. При этом в настоящее время не трудоустроено по разным причинам около 1,75 млн лиц с ограниченными возможностями. Одна из главных проблем, с которой связаны столь низкие показатели вовлечения инвалидов в трудовую и социальную жизнь, наряду с нежеланием работодателей по разным причинам брать на работу таких сотрудников, – недостаточная доступность транспортных, торговых, бытовых и прочих услуг и объектов инфраструктуры.
Вместе с тем, в последние месяцы уходящего года произошли изменения, призванные исправить эту ситуацию. Рассмотрим, какие новые гарантии появились у людей с ограниченными возможностями или могут появиться в ближайшем будущем.
Факсимиле для слабовидящих
С 21 октября 2014 года инвалиды по зрению могут использовать факсимиле при совершении операций по обмену, приему или размену денежных средств (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 267-ФЗ).
НАША СПРАВКА
Факсимиле – штамп, обеспечивающий точное воспроизведение собственноручной росписи. С точки зрения права факсимиле признается идентичным оригинальной подписи только в тех случаях, если использование факсимиле прямо предусмотрено законом или соглашением сторон (ч. 2 ст. 160 ГК РФ).
Но получить факсимиле недостаточно – нужно удостоверить его тождественность с собственноручной подписью инвалида по зрению. Сделать это могут нотариус или консульское должностное лицо, которые должны выдать инвалиду соответствующее свидетельство (ст. 84.1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I, п. 12 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации"). В законодательстве отдельной нормы, устанавливающей размер тарифа за выдачу такого свидетельства, не предусмотрено, поэтому стоимость услуг нотариуса составит 100 руб. (как за "совершение прочих нотариальных действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма"), а консула – $10 США (п. 26 ч. 1 ст. 333.24 НК РФ, подп. 20 п. 4 ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий).
Использовать факсимиле инвалид по зрению может в следующих случаях:
- при приеме, выдаче, размене и обмене денежных средств в банке;
- при приеме и выдаче денежных средств юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и индивидуальными предпринимателями, например, при внесении инвалидом вклада в уставной капитал компании, выдаче сотруднику-инвалиду денежных средств на хозяйственно-операционные нужды и т. д. (ст. 14.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; далее – закон о социальной защите инвалидов).
Чтобы осуществить любую из перечисленных операций с помощью факсимиле, слабовидящий гражданин должен предоставить:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, удостоверение личности военнослужащего, паспорт моряка и т. д.);
- свидетельство тождественности подписи и ее факсимильного воспроизведения;
- справку, подтверждающую инвалидность по зрению.
При этом сотрудники организаций, производящих операции с деньгами, обязаны устно довести до сведения инвалида информацию как о характере, так и о сумме производимой операции.
Повышение доступности услуг и объектов инфраструктуры для инвалидов
Уровень приспособленности объектов городской инфраструктуры под нужды инвалидов и качество оказываемых им социальных услуг, особенно в регионах, оставляют желать лучшего. Программа "Доступная среда", которая начала действовать в 2011 году (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297), сдвинула ситуацию с мертвой точки. Но тем не менее, до сих пор значительная часть насущных для лиц с ограниченными возможностями проблем остается неразрешенной.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
1 декабря 2014 года Президент РФ подписал закон, задача которого – эту ситуацию изменить (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"; далее – Закон № 419-ФЗ). Принятый документ устанавливает требования к доступности объектов и услуг различного уровня (транспорта, жилых и общественных зданий, учреждений культуры, участков для голосования, медицинских учреждений, сайтов государственных органов и т. д.). Так, предполагается, что страдающим слепотой людям администрацией соответствующего учреждения будут выделены сопровождающие для перемещения по территории объекта, а вся необходимая информация о работе учреждения будет продублирована для инвалидов по зрению на специальных стендах шрифтом Брайля. Сотрудников учреждений обязали также беспрепятственно пропускать в здание собак-проводников – при условии, что у владельца животного есть сертификат, подтверждающий ее обучение.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
По данным Департамента социальной защиты населения г. Москвы, за два прошлых года в столице были адаптированы для инвалидов около 300 подъездов (из нескольких сотен тысяч) в многоквартирных домах и 32 внеуличных, подземных и наземных, перехода (из как минимум 200). Общее количество низкопольных автобусов и троллейбусов, приспособленных для нужд инвалидов на креслах-колясках, составило 5269 и 948 единиц соответственно. Около 30 станций метро из 196 были оснащены лифтами.
Аналогичные правила будут действовать на транспорте. Так, пассажиры-инвалиды в поездках дальнего следования смогут бесплатно провезти собаку проводника или потребовать кресло-коляску у администрации вокзала. Вокзалы должны быть оборудованы низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости и текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи – предполагается, что соответствующие затраты понесет перевозчик.
Разумеется, все учреждения должны быть оборудованы пандусами. Правда, законодатель пошел на хитрость: действовать это правило будет в отношении только тех объектов, которые сдаются в эксплуатацию (в том числе после реконструкции и модернизации) с 1 июля 2016 года. В каком порядке будут оборудоваться пандусами уже функционирующие учреждения – пока непонятно, это будет отражено в подзаконных актах, которые только предстоит разработать (ч. 3 ст. 26 Закона № 419-ФЗ).
Кроме того, Закон № 419-ФЗ содержит целый ряд важных положений.
ВАЖНО ЗНАТЬ
С претензиями и замечаниями относительно доступности инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями можно обратиться в Общественную палату РФ по телефону горячей линии 8-800-700-8-800 с понедельника по четверг с 9 до 18 часов, в пятницу – с 9 до 17 часов по московскому времени (звонок по России бесплатный).
А на портале "Учимся жить вместе", созданном при поддержке Минтруда России, можно ознакомиться с новостями о реализации программы "Доступная среда", а также изучить карту доступности объектов по регионам.
Все эти нововведения вступят в силу 1 января 2016 года (за исключением новелл, касающихся доступности объектов связи и транспортной инфраструктуры, – они вступят силу с 1 июля 2016 года). По мнению Минтруда России, данный закон позволит улучшить условия интеграции в общество не только 13 млн инвалидов, но и широкого круга других маломобильных граждан (около 40 млн).
Критерии определения инвалидности
С 23 декабря текущего года изменены критерии определения инвалидности (приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"; далее – Приказ).
Надо отметить, что положения этого приказа существенно отличаются от ранее действовавших норм (приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1013н).
Как и прежде, основанием для признания человека инвалидом является сочетание определенной степени стойких расстройств, которое приводит к ограничению той или иной категории жизнедеятельности. Под категорией жизнедеятельности понимается одна из способностей к:
- самообслуживанию;
- самостоятельному передвижению;
- ориентации;
- общению;
- обучению;
- трудовой деятельности;
- контролю за своим поведением.
Разница в том, что по новым правилам степень выраженности стойких нарушений будет указываться в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10%, а в приложении к приказу дана подробная таблица с количественной системой оценки по каждому из заболеваний. Ранее действовавшие такой конкретики не предусматривали, и это служило причиной коррупции при определении инвалидности. Ожидается, что новые критерии дадут возможность более объективно и точно определить степень имеющихся нарушений структур и функций организма.
Таблица. Критерии определения инвалидности (по приказу Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 664н (вступил в силу 23 декабря 2014 года)
Степень выраженности ограничений каждой из категорий жизнедеятельности | Степень стойких нарушений функций | Группа инвалидности |
---|---|---|
IV степень – значительно выраженные (90-100%) | 3 степень ограничения (наиболее выраженное ограничение) одной из категорий жизнедеятельности | I группа |
III степень – выраженные (70-80%) | 2 степень ограничения одной из категорий жизнедеятельности | II группа |
II степень – умеренные (40-60%) | 1 степень ограничения (наименее выраженное ограничение) нескольких категорий жизнедеятельности | III группа |
I степень – незначительные (10-30%)
|
_______________________
| Основания для признания человека инвалидом отсутствуют |
Однако есть и обратная сторона медали. Если понимать положения нового приказа буквально, то получить III группу инвалидности можно будет только в том случае, когда ограничены сразу несколько способностей человека (две и более), тогда как ранее действовавшие правила допускали возможность получить III группу при нарушении способности к трудовой деятельности без сочетания с другими категориями.
***
Все перечисленные нововведения – далеко не единственные гарантии, которые предоставлены или могут в ближайшем будущем быть предоставлены инвалидам.
Так, с 16 декабря 2014 года инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов получили право приобретать жилье экономкласса по программе "Жилье для российской семьи" (постановление Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 1278). В рамках этой программы жилая недвижимость будет продаваться по цене, не превышающей 30 тыс. руб. за кв. м или 80% зафиксированной на аукционе рыночной стоимости одного кв. м.
Кроме того, в России может появиться уполномоченный по делам инвалидов. Им, согласно законопроекту "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации"1, сможет стать гражданин не младше 30 лет, имеющий высшее образование. При этом предлагается установить запрет на назначение уполномоченным депутата Госдумы, депутата регионального законодательного органа или члена Совета Федерации. Ему также могут запретить заниматься иной оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. Задачей уполномоченного станет контроль за соблюдением в нашей стране Конвенции о правах инвалидов.
Также ОП РФ подготовила обращение в Минобрнауки России, в котором обосновала необходимость организации и проведения специальных семинаров для родителей здоровых школьников по пониманию инвалидности. Главной целью таких семинаров станет улучшение отношения родителей к обучению своих детей вместе с детьми-инвалидами – так называемому инклюзивному образованию.
Если все принятые законодательные акты и выдвинутые инициативы будут реализованы, это, без сомнения, станет новым витком в улучшении как социального, так и профессионального статуса инвалидов в нашей стране.