Во имя искусства, или Закон о меценатской деятельности
До 5 ноября понятие меценатской деятельности в России не было закреплено на законодательном уровне. Но все изменилось с принятием закона, который определил особенности осуществления такой деятельности (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ "О меценатской деятельности"; далее – закон о меценатской деятельности). Акт вступил в силу 5 ноября. В документе обозначен круг лиц, которые признаются меценатами, а также указаны поощрительные меры, которые в отношении них могут применяться. Рассмотрим предпосылки появления этого закона и узнаем, какие права и обязанности он накладывает на субъектов меценатской деятельности.
Меценатство и Россия
Меценатство, то есть покровительство развитию искусства и культуры, в нашей стране – явление не новое. Не ставя своей задачей получить прибыль или обрести славу, меценаты жертвуют деньги и передают имущество с одной только целью – поддержать и укрепить отечественную культуру и искусство во всех их проявлениях. Но до недавнего времени происходило это, как правило, без какой-либо поддержки со стороны властей.
НАША СПРАВКА
Слово "меценат" пришло к нам из Древнего Рима и происходит от имени Гая Цильния Мецената – государственного деятеля и покровителя изящных искусств, жившего при Октавиане Августе в I веке до н. э. Меценат отличался не только любовью к прекрасному, но и невероятным чутьем на таланты – среди тех, кому он оказал свою помощь, было немало выдающихся личностей, в том числе поэты Вергилий и Гораций.
Расцвет меценатства в России пришелся на XVIII и XIX века. В это время благодаря пожертвованиям меценатов были построены здания для многих университетов и институтов, снаряжено несколько научных экспедиций (например, промышленник А.Н. Демидов в 1837 году организовал за свой счет поездку в целях изучения природных богатств Южной России и Крыма), открыты многочисленные театры, библиотеки и музеи, а такие фамилии как А.С. Строганов, П.Б. Шереметьев, П.И. Щукин, А.А. Бахрушин, С.Т. Морозов, П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов навсегда вошли в историю. Но мало кто знает, с какими трудностями пришлось столкнуться некоторым из них.
К примеру, когда А.А. Бахрушин решил передать государству свой театральный музей, московские власти отказались от этого, сославшись на формальности, возиться с которыми в то время чиновникам не хотелось. В 1909 года выручить мецената согласилась Российская Императорская Академия наук, но и ей потребовалось четыре года, чтобы уладить все организационные вопросы.
А иногда крупные пожертвования и открытая меценатская деятельность делали явным благосостояние меценатов, что не давало покоя их конкурентам и завистникам. Например, когда известный предприниматель С.И. Мамонтов оказался в трудном финансовом положении в связи с долгами из-за приобретения нескольких заводов, которые требовали крупных капиталовложений, его быстро обвинили в незаконном присвоении денег. Это привело Мамонтова к банкротству и тюремному заключению. В суде стараниями адвоката Ф.В. Плевако мецената удалось оправдать, однако от разорения это его не спасло.
Неудивительно, что многие старались не афишировать свою меценатскую деятельность. Скромностью, если верить современникам, отличались и П.М. Третьяков (основатель Государственной Третьяковской галереи), и С.Т. Морозов, который даже специально просил не афишировать его участие в основании Художественного театра (сегодня – Московский Художественный театр имени А.П. Чехова).
Невзирая на все сложности, русские меценаты продолжали и дальше выполнять свою благородную миссию. В период существования СССР меценатская поддержка была не столь частым явлением, как в дореволюционные годы, однако в советский период из бюджета выделялись достаточно существенные суммы на развитие искусства и культуры. К концу XX века объемы государственного финансирования этой сферы существенно снизились, и, как следствие, сегодня культура и искусство нуждаются в поддержке не меньше, а, может, и больше, чем в во времена расцвета меценатства. Библиотеки, театры и музеи часто пребывают в плачевном состоянии, причем это касается даже столичных учреждений, не говоря уже об организациях культуры на местах. Кроме того, в середине XX века стала заметно ослабевать и помощь со стороны меценатов.
Поэтому стала очевидна необходимость в принятии закона, который предоставил бы меценатам ряд стимулов.
Закон о меценатстве: попытка № 1
Озаботившись состоянием современной культуры и искусства, группа энтузиастов, в числе которых оказалось немало представителей искусства (к примеру, Станислав Говорухин, Галина Волчек, Николай Губенко и др.), разработали законопроект "О меценатах и меценатстве", который был внесен в Госдуму в декабре 1997 года1.
В документе было дано определение меценатства, прописан порядок оформления договорных отношений между меценатом и получателем помощи (предполагалось, что они должны были заключить договор и заверить его у нотариуса) и приведен перечень конкретных налоговых льгот для стимулирования меценатской деятельности. Однако должной поддержки эта инициатива не нашла. В своем заключении Правительство РФ отметило, что документ противоречит действующему законодательству, и указало: "Требуется уточнить сферу применения и обеспечить терминологическое единство понятийного аппарата". Законопроект находился в "подвешенном" состоянии более 13 лет, а в конце января 2011 года было принято решение его отклонить в первом чтении .
Закон о меценатстве: попытка № 2
Обновленный состав инициаторов во главе со Станиславом Говорухиным учел все претензии и приступил к работе над второй версией законопроекта, которую внес на рассмотрение Госдумы уже в ноябре 2012 года. Спустя два года, 4 ноября 2014 года, принятый на основе этого законопроекта закон был подписан президентом. Теперь меценатство официально урегулировано действующим законодательством. Рассмотрим основные положения этого документа.
Закреплено понятие меценатской деятельности. Ею является деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области искусства (ст. 4 закона о меценатской деятельности).
"Закон полезен уже тем, что дает определение меценатской деятельности, формулирует ее цели, регулирует отношения в этой сфере. Ведь до сих пор слова "меценат" в нашем законодательном поле не было. И, кстати, даже деятели культуры частенько путают понятия „меценат“, „спонсор“, „благотворитель“", – подчеркивает главный редактор альманаха социального партнерства "Русский меценат" Аркадий Соснов.
Даже с учетом принятого закона различия меценатства и благотворительной деятельности остаются весьма условными. Для сравнения, благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; далее – закон о благотворительности). К слову, именно положения закона о благотворительности ранее фактически и регулировали деятельность меценатов.
Вместе с тем, как отметили авторы законопроекта, на основе которого был принят закон о меценатстве, современная российская меценатская деятельность носит разовый, несистемный и бесконтрольный характер, а закон о благотворительной деятельности устанавливает основы правового регулирования, по существу, только благотворительных организаций (фондов). Даже налоговые льготы в рамках благотворительности предоставляются в основном именно организациям, имеющим статус благотворительных, или лицам, получающим от таких организаций помощь (подп. 12 п. 3 ст. 149, п. 8.2, п. 10 ст. 217, п. 1 ч. 1 ст. 219 НК РФ).
Принятый закон о меценатской деятельности, устанавливая понятие меценатства, обособляет его от благотворительности, что позволяет более точно регулировать оказание меценатской поддержки с учетом всех особенностей этой деятельности. К примеру, меценатство осуществляется исключительно на безвозмездных началах, тогда как благотворительность подразумевает оказание поддержки в том числе и на льготных условиях (ст. 4 закона о меценатской деятельности, ст. 1 закона о благотворительности).
Определен круг полст. 4 закона о меценатской деятельности). По мнению авторов закона, данное положение позволит избежать злоупотреблений со стороны меценатов в связи с осуществлением меценатской деятельности – например, "отмывания" денег и получения налоговых льгот по НДФЛ по фиктивным договорам о меценатской деятельности между физическими лицами.
учателей меценатской помощи. Ими могут быть исключительно некоммерческие организации: государственные, муни ципальные или негосударственные (Кстати, физические лица получать меценатскую помощь не могут, но не все эксперты согласны с таким решением законодателя.
МНЕНИЕ
Александр Костин, юрист компании "Хренов и Партнеры":
"В число получателей меценатской поддержки не включены физические лица, осуществляющие творческую деятельность – артисты, художники и т. п. Подобное ограничение видится не вполне обоснованным, учитывая то обстоятельство, что исторически получателями меценатской помощи являлись как раз физические лица, осуществляющие деятельность в области искусства".
Также определено, что получателями меценатской помощи не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления (п. 3 ст. 5 закона о меценатской деятельности). Таким образом исключена возможность влияния властей на решение мецената об определении получателя поддержки, а также целей и содержания меценатской деятельности.
СОВЕТ
Закон не определяет вид договора, которым следует оформить отношения мецената и получателя меценатской помощи, но наиболее подходящим для этих целей является договор дарения
(ст. 572-581 ГК РФ). При этом меценат, который планирует передать свое имущество в дар, не обязан делать это немедленно - он вправе пообещать сделать это в будущем, зафиксировав свое обещание в письменной форме
(ч. 2 ст. 574 ГК РФ).
Установлена необходимость заключать с получателем меценатской помощи договор. Однако никакой конкретики данная норма не содержит. А это значит, что стороны договора должны будут сами определить его вид на основании действующего ГК РФ. Наиболее подходящим для этих целей видится договор дарения (ст. 572 ГК РФ).
Определены способы поощрения меценатов. Речь идет о присуждении наград и почетных званий, а также об установлении информационных надписей с именами меценатов на зданиях, сооружениях или территориях, принадлежащих получателям меценатской поддержки (п. 2 ст. 9 закона о меценатской деятельности). Кроме того, законом гарантировано осуществление государством мер экономической поддержки меценатов и организаций, которым они оказывают помощь (п. 1 ст. 8). При этом конкретных мер экономического стимулирования меценатской деятельности новый закон не устанавливает.
"Впервые в новейшей российской истории заявлено, что меценатство – это деятельность во благо общества, что меценатам можно присваивать государственные звания и вручать награды. Объективно закон будет способствовать возрождению и развитию меценатской деятельности в России, привлечению частных инвесторов к сохранению и умножению культурных ценностей страны. Вопрос – в какой мере он будет этому способствовать", – считает Аркадий Соснов.
Законодатель также уточнил, что меценатская поддержка не является основанием для прекращения бюджетного финансирования получателей такой помощи (п. 1 ст. 9 закона о меценатской деятельности).
Отметим, что некоторые эксперты обвиняют закон о меценатской деятельности в избыточном регулировании. Так, Александр Костин считает: "Регламентирование системы поощрения меценатов представляется излишним в связи с тем, что в ранее действовавшем законодательстве отсутствовали какие-либо препятствия для установления подобных мер поощрения". Вместе с тем юрист отметил: "Отсутствие детального регламентирования порядка оказания государственной поддержки меценатской деятельности существенно снижает практическую значимость данных положений закона".
Сегодня на рассмотрении в Госдуме находятся еще два законопроекта, непосредственно связанных с новым законом о меценатской деятельности. Каких же нововведений можно ожидать в случае их принятия?
Авторы первого законопроекта2 предлагают внести поправки в НК РФ. В частности, документ содержит положение о праве мецената включать средства, направляемые получателям меценатской поддержки, в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций в размере, не превышающем 10% (полученная прибыль исчисляется без учета указанных расходов). Одновременно предусмотрено освобождение некоммерческих организаций-получателей меценатской помощи от уплаты налога на имущество, переданное им меценатами. На данный момент законопроект проходит согласование у председателя Госдумы.
МНЕНИЕ
Аркадий Соснов, главный редактор альманаха социального партнерства "Русский меценат":
"Как бы ни были традиционно бескорыстны российские меценаты, безусловно, главная проблема, препятствующая современной меценатской деятельности, – отсутствие стимулирующих ее экономических (налоговых) льгот. Более того, в ряде случаев мы наблюдаем формально узаконенный абсурд в виде двойного налогообложения даров и пожертвований либо взимания налогов как с дарителя, так и с получателя помощи. В нынешней экономической ситуации налоговые льготы были бы не свидетельством расчетливости или корысти меценатов (как это пытаются представить злопыхатели), а необходимым условием, способствующим привлечению средств в сферу культуры, обделенную государственным финансированием".
Второй законопроект3 готовится ответственным Комитетом Госдумы к первому чтению и касается иностранных меценатов – они смогут получать многократную гуманитарную или рабочую визу для въезда в нашу страну. Кроме того, им могут предоставить льготное право на оформление въездных документов, права на работу и на получение гражданства РФ.
***
Законодательное регулирование меценатства – это, бесспорно, важный шаг на пути к созданию комфортных условий для развития меценатской деятельности. Однако принятого закона на данный момент явно недостаточно для комплексного регулирования таких отношений, поэтому крайне существенна как судьба находящихся на рассмотрении законопроектов, так и дальнейшая практика по претворению идей законодателя в жизнь.
"Год назад в разговоре со мной вице-премьер Ольга Голодец подчеркнула, что этот закон надо принимать. Принятый ныне закон о меценатской деятельности носит рамочный характер, конкретика в нем не прописана, поэтому его можно расценить как компромисс между разработчиками из Комитета Госдумы по культуре, деятелями культуры и финансистами из Правительства РФ", – отметил Аркадий Соснов. "На очереди принятие законов и подзаконных актов, экономически стимулирующих отныне официально узаконенную меценатскую деятельность. Иначе значение данного закона будет постепенно нивелироваться", – подытожил он.