10 сюрпризов учителю
5 октября отмечается Всемирный день учителей, учрежденный ЮНЕСКО в 1994 году. В СССР День учителя с 1965 года отмечался в первое воскресенье октября. В 1994 году в России праздник был перенесен на 5 октября (впрочем, в этом году это как раз и есть воскресенье). Некоторые постсоветские страны по-прежнему отмечают праздник по советскому графику, а в ряде государств День учителя закреплен за какой-либо знаменательной датой. Так, в Аргентине это 11 сентября – день смерти педагога, писателя и военного деятеля Доминго Фаустино Сармьенто, а в Китае – день рождения Конфуция 28 сентября. Но практически во всех странах мира праздничная дата приходится на осень.
Школа в целом – довольно консервативное учреждение, многие традиции в ней остаются нетронутыми, несмотря на смену эпох и режимов. Однако кое-что все-таки меняется. Мы составили обзор 10 нововведений, с которыми российские учителя проведут 2014-2015 учебный год.
Изменение первое: под одну гребенку
Прежде всего, конечно, стоит отметить окончательную победу сторонников школьной формы. С момента отмены советской формы в начале 1990-х годов в России не затихали споры относительно ввода нового варианта обязательной для учеников одежды. Кто-то отстаивал право детей и родителей самостоятельно выбирать одежду, кто-то требовал возврата советского варианта, а кто-то предлагал изобрести нечто новое. Отдельные школы по согласованию с родителями ввели форму, не дожидаясь, пока вопрос будет решен на государственном уровне. Но в большинстве учебных заведений школьникам до недавних пор разрешали приходить на занятия в обычной одежде.
Наконец этим летом был принят Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который наделяет региональные власти правом устанавливать типовые требования к школьной форме на территории субъекта РФ. Далее каждая школа может несколько модифицировать правила, чтобы ее ученики немного отличались от детей из других школ.
Конечно, за два месяца, прошедшие с момента принятия закона, не все региональные власти и не все школы успели определиться с формой. Однако как минимум ученики младших классов во многих учебных заведениях уже в этом году начали одеваться в соответствии с общими правилами.
Как это влияет на учителей? У них прибавилась новая забота: с одной стороны, они не имеют фактически никаких законных инструментов для принуждения школьников к ношению формы, а с другой стороны — как-то поддерживать решение руководства и властей они все-таки обязаны. Кстати, некоторые родители в Интернете предлагают одеть в форму и самих педагогов. Кто знает, не прислушаются ли к этому совету чиновники?
Изменение второе: кто оплатит классное руководство?
В текущем учебном году может быть решена проблема, возникшая у учителей годом ранее. С 2006 года федеральные власти выделяли регионам субсидии на доплату классным руководителям в размере 1 тыс. руб. Выплата осуществлялась на основании постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя". Однако 1 января 2014 года данный документ утратил силу, и поощрение классных руководителей оставили на усмотрение регионов. Таким образом, гарантированную федеральными властями доплату педагоги потеряли.
В сентябре 2014 года группа депутатов внесла в Госдуму законопроект1, закрепляющий право классных руководителей на получение доплат из федерального бюджета. Причем размер выплаты должен быть увеличен до 3 тыс. руб. Дата рассмотрения документа пока не назначена.
Изменение третье: здравствуй, юный сочинитель
В первую среду декабря 2014 года ученики выпускных классов впервые со времен введения ЕГЭ будут писать итоговое сочинение. Его будут оценивать по системе зачет-незачет, причем получение зачета будет необходимо для допуска к ЕГЭ. Эту практику решили ввести на фоне выступлений критиков ЕГЭ, утверждающих, что тестовая система не приучает школьников мыслить. По мнению критиков, современных школьников тренируют правильно заполнять тестовые бланки, но они не могут связать двух слов для отстаивания той или иной позиции.
Впрочем, условия получения зачета весьма просты: сочинение должно обязательно соответствовать заданной теме и быть аргументированным, а также (одно из трех на выбор) — являться логичным и композиционно выдержанным, демонстрировать качество письменной речи либо отличаться грамотностью (каким образом речь может быть качественной, но неграмотной, в Минобрнауки России не уточняют). При написании школьники могут пользоваться орфографическим словарем. В феврале и апреле-мае 2015 года сочинение можно будет пересдать.
О том, что сочинение не обязательно должно быть грамотным, заявил глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов. По мнению министра, такие требования будут сдерживать поток мысли учеников. Это заявление встретило масштабную критику. Так, в ходе опроса на нашем портале Ливанова поддержали лишь 7% респондентов. Тем не менее, учителя в какой-то степени могут быть довольны: теперь им не придется всерьез подтягивать грамотность школьников к декабрю, отвлекаясь от подготовки к ЕГЭ.
Конкретные темы сочинений ученикам объявят непосредственно перед написанием (причем они будут различаться по часовым поясам), но пять общих направлений уже оглашены: "Недаром помнит вся Россия…" (к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова), "Вопросы, заданные человечеству войной", "Человек и природа в отечественной и мировой литературе", "Спор поколений: вместе и врозь" и "Чем живы люди?" (вероятно, имеется в виду сказка "Чем люди живы", переданная сказителем Василием Щеголенком и записанная Львом Толстым).
Изменение четвертое: употребляем?
Этим летом был утвержден порядок тестирования школьников на наркотики (Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования"). Согласно документу, тестирование будет проходить в два этапа: социально-психологический и медицинский (сдача анализов). На первом этапе проводить исследование будет комиссия, составленная из учителей. Когда будет начата эта работа и как часто будут проводиться проверки, пока не объявлено.
Для школьников участие в тестировании будет добровольным: за учеников младше 15 лет этот вопрос решат родители, ученики старше 15 лет выразят свою волю сами. Им предложат заполнить анкеты, оценивающие уровень эмоциональной напряженности и выявляющие психологические проблемы. В любой момент школьник может отказаться продолжать заполнять анкету и покинуть аудиторию. Более того, на мероприятии могут присутствовать родители. Тестирование будет анонимным, но с указанием школы, класса и возраста.
Интересно, что непосредственно наркотиков вопросы, приведенные в анкетах, не касаются. Вероятно, Минобрнауки России негативно расценило опыт некоторых субъектов РФ, где тестирования проводились по инициативе региональных властей. Родителям очень не понравились анкеты, в которых шестиклассников спрашивали, когда они в последний раз курили травку и всегда ли пользуются презервативами при половом акте. Федеральные анкеты составлены таким образом, что вряд ли кого-то шокируют. Правда, теперь не совсем ясен их практический смысл.
О каких-либо доплатах педагогам, которые будут участвовать в работе комиссий, органы власти не сообщали.
Изменение пятое: к вам едет ревизор
В текущем учебном году Рособрнадзор собирается провести серию национальных исследований качества образования. 28 октября 2014 года пройдет проверка уровня математического образования в 5-7 классах с участием 45 тыс. школьников, на апрель 2015 года запланирована проверка качества начального общего образования по русскому языку с участием 60 тыс. детей. Кроме того, в следующем учебном году, в октябре 2015 года, пройдет проверка качества образования в области информатики и информационно-коммуникативных технологий в 8-9 классах с участием 45 тыс. подростков.
В Рособрнадзоре подчеркивают, что исследования должны лишь продемонстрировать общую картину, а также помочь выявить талантливых детей. В целом их результаты не будут иметь последствий для конкретных педагогов, учеников, школ и государственных органов.
Изменение шестое: школам для малолетних заключенных грозит опасность
Эксперты утверждают, что из-за нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу 1 сентября 2013 года, оказались под угрозой деградации школы в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Сейчас в России насчитывается 41 такая колония, в них функционируют 46 школ. Общая штатная численность этих учебных заведений составляет 420 человек.
В прошлом и школами в воспитательных колониях, и вечерними школами в колониях для взрослых руководили чиновники ФСИН России. Согласно новому закону, они отданы в ведение региональных властей. Эксперты полагают, что для взрослых школ это еще не критично, а вот детские школы ожидает крах. В воспитательной колонии школа – это учреждение, которое посещают все заключенные, она тесно встроена в общую систему воспитания и исправления. Если отдать образовательный процесс "на аутсорсинг" посторонним для пенитенциарной системы чиновникам, в каждой школе вскоре останется лишь два-три педагога, и те будут работать по совместительству.
Депутат Ольга Баталина на этой неделе внесла в Госдуму законопроект2, возвращающий школы в воспитательных колониях под контроль ФСИН России. Теперь 420 педагогам, работающим с самыми трудными российскими подростками, остается только надеяться на принятие этого документа.
Изменение седьмое: продленка для богатых
Еще один недостаток нового закона "Об образовании", который стал очевиден к этому учебному году, – возможность взимания платы за продленку, которая в прошлом относилась к числу бесплатных услуг. К настоящему времени этой возможностью воспользовались многие школы, цена одного месяца продленки в разных регионах составляет от 2 до 7 тыс. руб.
Для многих семей это стало большой неприятностью. Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин заявил, что теперь небогатые родители поставлены перед выбором: либо семья платит за продленку, либо один из супругов увольняется с работы. В обоих случаях уровень доходов семьи уменьшается. Третий вариант – отпустить ребенка в свободное плавание, что может привести к несчастным случаям и пагубным зависимостям.
Стоит добавить, что небогатыми является большинство семей, пользующихся продленкой – в обеспеченных семьях мать, как правило, является домохозяйкой либо детям нанимают няню. При этом льготы по оплате продленки существуют лишь для самых бедных семей, имеющих официальный статус малообеспеченных.
В сентябре глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов выступил с критикой платной продленки и порекомендовал школам аккуратнее вводить эту практику. Однако никаких попыток изменения самого закона пока предпринято не было.
Изменение восьмое: кадеты под угрозой
Дума Ставропольского края обратила внимание, что в новом законе "Об образовании" не упомянуты кадетские классы, функционирующие не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах. Из-за этого создавать новые такие классы стало невозможно, а существующие оказались под угрозой роспуска.
В Думе Ставропольского края отмечают, что только в данном регионе действуют 262 таких класса, в которых учатся более 5 тыс. детей. Чаще всего такие классы являются казачьими. В июле 2014 года ставропольские депутаты внесли в Госдуму законопроект 3, возвращающий эти классы в правовое поле.
Педагогам, которые воспитывают кадетов в общеобразовательных школах, остается надеяться, что в течение года они услышат новость о принятии этого законопроекта, а не о лишении своих воспитанников привычного статуса. Пока дата первого чтения проекта не назначена.
С другой стороны, некоторые родители в начале этого учебного года писали в Интернете, что в их школах некое подобие кадетских классов пытаются сформировать принудительно. Якобы военные приходят на родительские собрания и крайне настойчиво предлагают взять класс под патронаж, обещая воспитать из детей "будущую элиту России".
Изменение девятое: учебники по-современному
С 1 января 2015 года все издательства обязаны выпускать учебники не только в бумажном, но и в электронном виде. На экспертизу в Минобрнауки России должны будут в обязательном порядке направляться обе версии. Читать электронные учебники школьники смогут как с школьных компьютеров, так и с личных планшетов.
Структура электронных учебников должна соответствовать бумажному аналогу. Но при этом в них должно быть включено достаточное число дополнительных интерактивных и мультимедийных элементов (таких как видеоролики или обучающие игры). Наконец, они должны создаваться с использованием общедоступных форматов и соответствовать требованиям безопасности. Это – лишь базовые требования, более подробный регламент еще только разрабатывается.
Никаких документов касательно использования таких учебников пока не принято. Видимо, пока принимать решение о работе с бумажными или электронными книгами будут сами педагоги. Ну, или руководство школ.
Изменение десятое: цветы не в моде
Это нововведение – инициатива не властная, а общественная. В августе 2014 года преподаватель московского лицея № 1553 Ася Штейн объявила в Интернете об акции "Живые дети вместо мертвых цветов". Штейн предложила родителям 1 сентября не тратить деньги на цветы для учителей, а перевести деньги в любой благотворительный фонд (помогающий сиротам, инвалидам, старикам или животным). По словам Штейн, ее давно не радуют подаренные учениками букеты. Лишь немногие из них учителя забирают домой, большая часть цветов гниет в ведрах в учительской. При этом родители часто тратят на букет 1-2 тыс. руб. Штейн считает, что эти деньги можно употребить разумнее.
Заявление учительницы вызвало широкий резонанс. Кто-то из интернет-пользователей поддержал ее идею и заявил, что дарение цветов учителям – пошлая, никому не нужная традиция, которая иногда превращается в хвастливую демонстрацию финансовых возможностей родителей. Кто-то начал отстаивать святость традиций и вспоминать, как трогательно выглядят первоклашки с букетами. Наконец, нашлись люди, которые предложили дарить учителям недорогие цветы (возможно, срезанные на собственной даче или даже собранные ребенком самостоятельно на природе), а одновременно помогать сиротам, инвалидам и кому угодно. Причем не раз в году в ходе флешмоба, а регулярно и продуманно.
Так или иначе, но некоторые учителя в результате этой акции получили меньше цветов на 1 сентября, нежели обычно. Пока неясно, получит ли данная инициатива развитие, и как педагогов будут поздравлять с предстоящим Днем учителя. Остается только пожелать, чтобы праздник прошел весело и оставил приятные воспоминания – с цветами или без цветов.