На государство надейся, но и сам не плошай – несколько способов повлиять на размер будущей пенсии
Сегодня Правительство РФ приняло Распоряжение от 30 сентября 2014 г. №1930-р1
О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на защиту прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Этот законопроект предлагает продлить на 2015 год мораторий на направление страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в управляющие компании и НПФ при реализации застрахованными лицами права выбора варианта пенсионного обеспечения. Временное продление моратория на формирование накопительной части пенсии является компромиссным решением, сегодня все чаще звучат более радикальные идеи – то полностью отменить накопительную часть пенсии и вернуть только страховую, то оставить накопительную часть пенсии, но сделать ее добровольной. Громче всех звучат призывы развивать, наравне с государственным, добровольное пенсионное обеспечение. Это позволит снять с государства часть ответственности за будущие пенсии граждан.
Если решение об отмене накопительной части пенсии и будет принято, обязательства по сохранению и выплате уже аккумулированных средств накопительной части пенсии у государства останутся. Эти средства не могут быть произвольно изъяты. То есть при установлении нормы, что с 2016 года все 22% страховых взносов будут идти на страховую часть пенсии, что в принципе длится уже два года – с первого моратория на 2014 год, накопительная часть пенсии за предыдущие годы остается и будет выплачиваться при выходе на пенсию. Возможно, государство предложит способ оптимизировать эту часть, каким-либо образом присоединив ее к страховой, но все это должно происходить исключительно в добровольном порядке. С 2014 года участие работников в формировании пенсионных накоплений перестало быть обязательным, хотя сама накопительная часть пенсии осталась. Возникает вопрос – что делать с теми работниками, которые воспользовались своим правом и перевели 6% взносов на накопительную часть пенсии в НПФ? С одной стороны, устранение накопительного элемента из пенсионной системы должно распространяться на всех. С другой – работник выразил свою волю и заключил договор с НПФ, за размещение и выплату этих средств государство уже не несет ответственности. Если оставить все как есть, такие работники окажутся в худшем положении, чем остальные – на гарантированную государством страховую часть пенсии у них будет направляться всего 16%, а не 22%. Можно предположить, что им будет предоставлен выбор – сохранить имеющееся положение дел, соглашаясь на свой страх и риск только на 16% взносов на гарантированную государством страховую часть пенсии, или перейти на 22% в ПФР, по своему желанию продолжив участие в НПФ сверх обязательного взноса.
При таком неопределенном положении дел, когда за последние несколько лет прошла уже не одна пенсионная реформа, а кардинального улучшения ситуации с пенсионным обеспечением так и не произошло, стоит задуматься о своей будущей пенсии уже сейчас. Рассмотрим, что можно предпринять, чтобы обеспечить себе достойную старость.
Государство давно предпринимало меры по стимулированию граждан самостоятельно вкладываться в будущую пенсию. Еще в 2008 году была создана Программа государственного софинансирования пенсии (Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"). Согласно этой Программе, граждане вносят дополнительные средства на формирование накопительной части пенсии, от 2 тыс. руб. в год, а государство удваивает эту сумму, не превышая, однако, предел в 12 тыс. руб. в год. Взносы можно вносить как единоразовым платежом каждый год, так и перечислять определенную сумму ежемесячно, главное чтобы итоговая сумма за год была не менее 2 тыс. руб. Для участников Программы есть возможность уплачивать эти взносы через работодателя – нужно написать заявление и передать его в бухгалтерию. По желанию работодатель тоже может принять участие в софинансировании будущей пенсии работника. Программа для каждого участника длится 10 лет, начиная с первого личного взноса. Накопления можно будет получить после выхода на пенсию в виде единовременной суммы или надбавки к основной пенсии. Надбавка может выплачиваться как в течение определенного срока, но не менее 10 лет, так и пожизненно. В первом случае минимальная прибавка к пенсии составит чуть больше 3 тыс. руб. в месяц при условии ежегодного взноса в рамках Программы в течение 10 лет в размере 12 тыс. руб. При тех же условиях пожизненная прибавка к пенсии составит 1700 руб. 1 октября 2013 года прием новых участников в Программу был прекращен, но для вступивших в нее участников (более 15 млн человек) до этого момента действие Программы продолжается. Как сообщается на сайте ПФР, в настоящее время Правительство РФ рассматривает возможность реализации в ближайшем будущем аналогичной программы.
Два года назад была принята Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р. Согласно этой стратегии, пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели:
- первый уровень - трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;
- третий уровень - частная пенсия, формируемая самим работником.
Таким образом, Стратегия предусматривает два уровня негосударственного пенсионного обеспечения в виде частных пенсионных накоплений работника и корпоративных пенсионных программ.
Формирование самостоятельных пенсионных накоплений работника уже сейчас возможно путем взаимодействия с НПФ. Помимо обязательных взносов в размере 22% от официальной заработной платы, перечисляемых работодателем, работник вправе самостоятельно заключить договор с тем или иным НПФ и производить отчисления. Для участия в программе негосударственного пенсионного обеспечения гражданин заключает договор с НПФ. Пенсионный договор можно заключить как в свою пользу, так и в пользу третьих лиц, например, родителей, супруга или ребенка. Однако, будьте внимательны – при выплате негосударственной пенсии по договору в пользу третьего лица, с суммы негосударственной пенсии будет ежемесячно удерживаться НДФЛ в размере 13% ( п. 2 ст. 213.1 НК РФ). После заключения такого договора гражданин может выбрать – либо уплачивать взносы самому, либо предъявить этот договор в бухгалтерию той организации, где он работает, и написать заявление о ежемесячном перечислении определенной суммы в НПФ. Также стоит отметить, что при заключении договора негосударственного пенсионного обеспечения, как в свою пользу, так и в других лиц, гражданин имеет право на получение социального вычета в сумме уплаченных в налоговом периоде пенсионных взносов по такому договору (п. 4 ст. 219 НК РФ). Что важно – частные пенсионные накопления, в отличие от государственных, наследуются – условие о наследовании указывается в договоре с НПФ.
Корпоративные пенсионные программы (КПП), согласно рассматриваемой Стратегии, предусмотрены только для работников с уровнем дохода выше среднего. При этом в действующем законодательстве нет определения ни "среднего дохода", ни "дохода выше среднего". КПП является дополнительным негосударственным пенсионным обеспечением, то есть получение корпоративной пенсии идет параллельно с получением государственной. Как правило, такие программы использует крупный бизнес. "Компании чаще всего обращаются к КПП в рамках внутренних программ лояльности сотрудников, для привлечения и удержания ценных специалистов. Повышается и престиж компании на рынке труда, когда предлагаемые соцпакеты содержат еще и программы негосударственного пенсионного обеспечения", – приводит пример председатель совета НПФ "Согласие" Евгений Добровольский.
НАША СПРАВКА
На сегодняшний день существует несколько вариантов формирования корпоративной пенсии. Некоторые компании готовы платить взносы по личному договору работника с НПФ. Например, ОАО "Лукойл" предлагает сотрудникам открыть личный счет в НПФ и самостоятельно перечислять туда взносы, размер которых неограничен. К моменту достижения работником пенсионного возраста, компания формирует на его счете дополнительный пенсионный капитал, эквивалентный средствам, вложенным самим работником. Вклад компании покрывает сумму взносов работника в размере 4% от его заработной платы. Для получения такой корпоративной пенсии работник должен уйти на пенсию именно из ОАО "Лукойл". Но более распространен тот случай, когда договор с НПФ заключает сам работодатель. Условие об участии в КПП может содержаться как в трудовом договоре, так и в коллективном договоре, а также определяться локальными нормативными актами работодателя. Наиболее частой формой установления отношений "работодатель – работники" является "Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников компании", которое разрабатывается каждой организацией самостоятельно. В таком Положении устанавливаются принятые в КПП пенсионные планы и для каждого из них – условия участия, финансирования, когда работник приобретает право на получение корпоративной пенсии. В некоторых организациях для участия в КПП необходимо проработать в организации не менее трех лет. Другие компании готовы удвоить самостоятельные накопления работника по прошествии, например, 10 лет – то есть работник сам направляет определенные средства на формирование корпоративной пенсии, а перед выходом на пенсию компания увеличивает их на ту же сумму. Также могут быть прописаны варианты распределения средств в случае, например, увольнения работника, которые могут различаться в зависимости от основания увольнения.
К сожалению, система корпоративных пенсий на сегодняшний день в законодательстве не упоминается. Как устанавливает Стратегия, в 2014-2015 годах планируется установление правовых основ создания и функционирования КПП. План-график подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р) предусматривает подготовку законопроекта о корпоративных пенсиях к июню 2015 года.
МНЕНИЕ
Евгений Добровольский, председатель совета НПФ "Согласие":
"Если говорить о вовлеченности граждан в негосударственное пенсионное обеспечение, то сложно назвать какие-то конкретные цифры. Одно можно сказать точно – количество клиентов корпоративных пенсионных программ в разы превосходит количество частных клиентов".
На сегодняшний день корпоративные пенсии облагаются НДФЛ в размере 13% (подп. 7 п. 1 ст. 208, абз. 1 п. 2 ст. 213.1 НК РФ). Несколько раз высказывалось предложение освободить этот вид дохода граждан от налога, Минтруд России в этом году уже приступил к разработке законопроекта. Но приведет ли отмена НДФЛ с корпоративных пенсий к росту их популярности? Ведь участие в КПП зависит не только от работника. Решающим фактором выступает позиция работодателя – будет ли организация участвовать в КПП и на каких условиях, решает именно он. Следует учитывать, что работодатель, помимо софинансирования корпоративной пенсии, все также должен отчислять 22% на государственное пенсионное обеспечение в ПФР.
Однако, пока результаты привлечения работников в систему негосударственных пенсий неудовлетворительные – они не очень активно участвуют в формировании своей будущей пенсии. По данным ЦБ РФ, на конец третьего квартала 2013 года общее число участников негосударственных пенсионных программ составило 6,7 млн человек. Из них дополнительную негосударственную пенсию уже получали более 1,52 млн человек. Как отметил Евгений Добровольский, количество граждан, участвующих в программах негосударственного пенсионного обеспечения невелико, особенно по сравнению с теми, кто перевел в НПФ накопительную часть пенсии – таких людей уже более 20 млн по данным ЦБ РФ. "Поэтому многие НПФ вообще развивают только направление обязательного пенсионного страхования", – уточнил он.
Кроме того, это вопрос менталитета – российские граждане не готовы вкладывать средства в финансовые проекты с таким отдаленным будущим. Для аккумулирования средств есть более понятные инструменты – банковские вклады и депозиты, например.
***
Таким образом, для того, чтобы действительно сделать сектор негосударственного пенсионного обеспечения привлекательным как для работников, так и для работодателей, государству необходимо разработать систему поощрительных мер для всех субъектов. Для работников уже предусмотрены социальные вычеты и освобождение от НДФЛ для самостоятельных пенсионных накоплений, рассматривается вопрос о снятии налога и с корпоративных пенсий. Следует оценить возможность освобождения от НДФЛ и пенсий, сформированных в пользу третьих лиц. Государству не стоит останавливаться на половинчатых мерах, необходимо стимулировать бизнес принимать на себя социальную ответственность, в том числе и в виде негосударственного пенсионного обеспечения. Не лишними будут, например, налоговые льготы для тех организаций, которые софинансируют пенсионные накопления своих работников, по аналогии с социальными вычетами для граждан.