Новости и аналитика Аналитические статьи Старые проблемы новых региональных сборов

Старые проблемы новых региональных сборов

Из двух зол мы выбираем третью, или Чего ожидать от новых региональных сборовНалоговые инициативы властей последних месяцев не раз заставили насторожиться и предпринимателей, и граждан. В частности, среди возможных нововведений, которые не самым благоприятным образом скажутся на бизнесе, упоминались повышение ставки по НДС, введение налога с продаж, резкое повышение "алкогольных" и "табачных" акцизов и другие. Резонансные предложения касались и физических лиц – так, обсуждалось увеличение как основной ставки по НДФЛ, так и ставки на дивиденды от участия в организациях. 

Официальные комментарии по этому поводу дал 19 сентября текущего года премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая встречу с представителями деловых кругов в рамках XIII Международного инвестиционного форума "Сочи-2014". С одной стороны, его заявления немного прояснили позицию законодателя, но с другой – породили еще больше вопросов.

Рассмотрим, какие меры были все же отвергнуты властями, что было предложено взамен и как это может отразиться на налогоплательщиках.

 

Повышение ставки по НДС

Перспективу увеличения ставки по этому налогу на два процентных пункта налоговые эксперты расценивали как вполне реальную (ведь расходы на налоговое администрирование в этом случае не возрастают) а некоторые СМИ уже успели приписать ей одобрение со стороны президента – что, впрочем, позже было главой страны опровергнуто.

Однако эти опасения не оправдались. По словам Дмитрия Медведева, рост налоговой нагрузки за счет НДС действительно обсуждался, но на этот шаг власти не пошли. "В такой ситуации, когда экономика развивается очень слабо, плохо перекладывать на предпринимателей бремя государственных расходов", – добавил он.

 

Введение налога с продаж

Не менее популярной темой для обсуждений была и вероятность введения налога с продаж – как и НДС, он является косвенным налогом, то есть расходы по его уплате перекладываются с налогоплательщика на его контрагентов и конечных потребителей. Напомним, этот налог уже существовал в нашей налоговой системе и был отменен чуть более 10 лет назад, с 1 января 2004 года (Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ).

По сути, налог с продаж – это и есть НДС с той только разницей, что налогоплательщик при уплате налога не может применить вычет в сумме налога, который уплатил сам при приобретении сырья или продукции для перепродажи. Налогообложение в этом случае происходит на этапе конечного потребления товара, а не в процессе его изготовления. Кстати, по этой причине налог с продаж в первую очередь ударил бы по рядовым покупателям.

Медведев признался, что идея введения этого налога также обсуждалась – как и раньше, он должен был стать региональным, и все доходы от его взимания предлагалось направить в бюджеты субъектов. Однако и эта инициатива была правительством отвергнута.

Впрочем, проблему дефицита региональных бюджетов это не отменило, поэтому премьер-министр предложил третий вариант пополнения казны.

 

Региональные сборы

Заверив, что введения новых косвенных налогов или роста ставок по действующим не предвидится, руководитель кабмина рассказал об альтернативной инициативе государства. Предполагается, что регионы получат право устанавливать и взимать сборы за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристические или курортные сборы.

Это высказывание, пока не конкретизированное, тем не менее привело экспертов в недоумение. В ходе пресс-завтрака "Новые тренды в экономической политике России. Взгляд экспертов на главные новостные поводы этой осени", организованного 23 сентября текущего года юридической компанией "Пепеляев Групп", управляющий партнер компании Сергей Пепеляев рассказал о проблемных моментах таких платежей:

1

Предлагаемые названия сборов крайне некорректны.

Можно сказать, что термины "сбор за право торговли", "сбор за право осуществления деятельности в области общественного питания" прямо противоречат Конституции РФ – ведь ст. 34 основного закона закрепляет свободу предпринимательской деятельности и свободное использование своих возможностей. Статья 17 Конституции РФ, в свою очередь, говорит о том, что основные права неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

"Идеологически такие названия сборов означают, что человек должен купить у чиновника право, которое и так ему дано Конституцией", – отметил Пепеляев.

2

Непонятно, как эти сборы соотносятся с существующей налоговой системой.

Например, одним из региональных платежей должен стать сбор за право предоставления услуг такси. Но если посмотреть, какая налоговая нагрузка возложена на таксистов уже сейчас, то возникают вопросы.

Эта нагрузка складывается из двух основных платежей: сбор за выдачу лицензии (если в машине восемь и более мест в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), а также ЕНВД – именно он чаще всего применяется для этого вида деятельности (ст. 346.29 НК РФ). При этом за выдачу лицензии уплачивается госпошлина. Очевидно, что предлагаемый сбор никакого отношения к государственной пошлине иметь не должно, следовательно, это какой-то налог.

Размер базовой доходности по ЕНВД в отношении услуг такси составляет 1,5 тыс. руб. за одно посадочное место. Владелец легковой машины на четыре посадочных места в месяц будет уплачивать около 6 тыс. руб. (с учетом повышающих местных коэффициентов, которые разнятся от местности к местности).

Если региональный сбор будет составлять 500 руб. в день (именно такой размер, по словам Сергея Пепеляева, обсуждается властями), то за 20 рабочих дней в месяц таксист заплатит 10 тыс. руб., что означает увеличение налогового бремени более чем в два раза.

"Вроде это сопоставимо с размером ЕНВД, но возникает вопрос: это что, второй налог? Или это вместо ЕНВД? Или для тех таксистов, которые не перешли на ЕНВД, а платят налог на прибыль? Или как? Еще одни вопрос – будет ли этот сбор относиться к расходам, которые уменьшают расходы по налогу на прибыль", – выразил недоумение Сергей Пепеляев и добавил: "Возможен вариант, что этот налог – назовем его "медведевский" – вводится по принципу "с паршивой овцы хоть шерсти клок". То есть мы возьмем этот налог в 500 руб. в день, учтем его в затратах, и если затраты все же будут больше – таксист доплатит налог на прибыль".

3

Не учитывается опыт прошлых лет.

Эти и другие недавно появившиеся сборы не новы – они уже существовали в нашей налоговой системе, причем в какой-то период времени регионы имели право устанавливать любые сборы по своему усмотрению.

Если изучить законодательство начала 90-х, можно найти и сбор за парковку, и сбор за право торговли, и сбор за право вести предпринимательскую деятельность (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Забавно, но в то время действовали также налог за перепродажу персональных компьютеров и сбор с владельцев собак (хозяева кошек содержали своих питомцев бесплатно).

Со временем возникло много трудностей с взиманием этих платежей – и сложности с администрированием, и злоупотребления со стороны регионов, и массовое уклонение от их уплаты – из-за которых и было принято решение об отказе от подобных налогов.

4

Эти сборы преподносятся как неналоговые платежи, хотя фактически являются именно налогами.

Действительно, основной признак, который отличает налоги от прочих платежей – периодичность уплаты – у некоторых сборов (например, тот же сбор с таксистов), очевидно, будет присутствовать. Кстати, в начале 90-х сам законодатель признавал эти сборы налогами, о чем свидетельствовало и название соответствующей статьи Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 21 "Местные налоги").

Сейчас, скорее всего, новые сборы будут представлены как неналоговые платежи, но их природы это не меняет.

Эксперт усмотрел в инициативе Медведева и определенное стремление к финансовой децентрализации. Действующая налоговая система, по его словам, – это налоговая система унитарного государства, а возможности регионов в налоговой сфере крайне ограничены. По сути, они сводятся к установлению ставки налога и порядка и сроков уплаты налога, если они не установлены на федеральном уровне.

22 сентября текущего года состоялось заседание Комитет по бюджету и налогам Госдумы, на котором рассматривался вопрос о налоге на имущество физических лиц. Но речь шла об изменениях не только в особенную, но и в общую часть НК РФ, а именно – в ст. 12 ("Виды налогов и сборов в Российской Федерации"). Если поправки получат одобрение, регионам будет предоставлено право определения порядка налоговой базы.

"Мне сложно пока давать этому оценку, но есть вот какой риск. Сейчас депутаты Госдумы говорят об этом изменении применительно к налогу на имущество. Но если эта норма появится в ст. 12 НК РФ, она она будет применима вообще к любым налогам. И как это может сказаться на изменении условий взимания других налогов (того же налога на землю, налога на имущество предприятий), пока еще никто не просчитал, в том числе и авторы этой поправки", – резюмировал Сергей Пепеляев. 

 

ЦИТАТА

Сергей Пепеляев

Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании "Пепеляев Групп":

"Мы так стремительно "сползаем" в 90-е годы со всеми их проблемами. Я не говорю о том, какие проблемы с администрированием могут вызвать эти четыре платежа. Кто-то из классиков, наших замечательных дореволюционных ученых-налоговиков, сказал: "Чем глубже идет распад народного хозяйства, тем очевиднее возврат к налоговым практикам предыдущих эпох".

Поэтому когда мы видим, что появился какой-то платеж, который когда-то уже применялся, мы должны посмотреть, в каких условиях он применялся. Наверняка у нас те же самые проблемы, которые существовали в то время.

Нельзя бросать политический посыл "купите у нас право торговать, купите у нас право открывать ресторан".

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме: Новости по теме:

 

Материалы по теме:

Проект Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы: "да" малому бизнесу, "нет" льготам?

Проект Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы: "да" малому бизнесу, "нет" льготам?
Планируется ужесточить требования к налоговым льготам, замедлить рост акцизных ставок и предоставить дополнительные преференции малому бизнесу. 

НДС с подарков и другие разъяснения ВАС РФ

НДС с подарков и другие разъяснения ВАС РФ
В одном из последних Постановлений ВАС РФ разъяснил спорные вопросы, возникающие при проведении налоговой проверки НДС.

Упрощают ли очередные поправки в НК РФ жизнь налогоплательщиков?

Упрощают ли очередные поправки в НК РФ жизнь налогоплательщиков?
С 2015 года не нужно будет вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур и считать суммовые разницы. Об этих и других изменениях в НК РФ читайте в нашей статье. 

Неоднозначные поправки: кто выиграет от изменений в НК РФ и кого обяжут платить больше

Неоднозначные поправки: кто выиграет от изменений в НК РФ и кого обяжут платить больше
Закон, которые первоначально был направлен на совершенствование налогового администрирования, в окончательной редакции существенно увеличил налоговое бремя малого бизнеса.