IT
Новости и аналитика Аналитические статьи Зарубежные интернет-покупки: кому поможет пересмотр беспошлинного лимита

Зарубежные интернет-покупки: кому поможет пересмотр беспошлинного лимита

Зарубежные интернет-покупки: кому поможет пересмотр беспошлинного лимитаВ последние годы все, что касается услуг по доставке международных почтовых отправлений, заслуживает не самых лестных отзывов со стороны граждан. Длительные сроки доставки, потерянные посылки, внештатные ситуации вроде многотонных завалов в аэропортах и пожара в месте международного почтового обмена в Москве. Все это не улучшало настроение не только россиянам, но и продавцам иностранных магазинов, массово добавлявших Россию в список стран, куда доставка не производится.

Справедливости ради стоит отметить, что после смены в апреле 2013 года руководства Почты России, ситуация стала налаживаться. Однако не успели граждане прийти в себя и привыкнуть к хорошему, как государство решило привести их в чувство. Был поставлен вопрос о снижении нормы беспошлинного ввоза почтовых отправлений с действующих €1000 и 31 кг в месяц до €150 и 10 кг в месяц. Размер пошлины планировалось оставить прежним – 30% от таможенной стоимости товара.

Первоначально данная идея была озвучена в ноябре 2013 года руководителем ФТС России Андреем Бельяниновым. Главный аргумент – борьба с предпринимателями, которые ввозят по международным почтовым каналам товары на продажу без уплаты таможенных пошлин. Предложенная мера должна была компенсировать выпадающие доходы бюджета. Также планировалось, что это ускорит доставку международных отправлений и повысит конкурентоспособность российских производителей и продавцов.

Стоит отметить, что схожие по сути идеи выдвигались ФТС России и ранее – вплоть до ограничения в одну посылку в месяц на человека. Однако серьезно этот вопрос стал прорабатываться и обсуждаться в СМИ только на этапе появлении цифры в €150.

В ответ на подобные инициативы на сайте Российской общественной инициативы вскоре появилось голосование с требованием не вводить подобных ограничений. В середине июля оно набрало 100 тыс. голосов, необходимых для рассмотрения ее специальной правительственной комиссией, но до настоящего момента решение по нему не принято. Также 8 февраля текущего года в Москве прошел митинг против ограничения интернет-торговли, организованный МОО "Общество защиты прав потребителей" и рядом других общественных организаций и политических партий.

Однако инициативу по снижению норм беспошлинного ввоза в своем послании Федеральному Собранию РФ поддержал Президент РФ Владимир Путин. Глава государства заявил, что средства, вырученные от упорядочения интернет-торговли, могут пойти на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для жилищной застройки. Иными словами, в очередной раз удивительным образом получилось, что изменения служат великой цели и возражать против них неприлично – вроде как недовольные граждане выступают против строительства жилья.

Впоследствии предложение ФТС России после проработки Минфином России было смягчено. Теперь порог в €150 планируется установить на каждое отправление, а не на месяц. При этом главой государства подписан Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 114-ФЗ, который наделяет Правительство РФ правом регулировать подобные вопросы. Следом был вынесен на общественное обсуждение проект постановления Правительства РФ, в котором и содержатся конкретные нормы беспошлинного ввоза1.

Ниже рассмотрен порядок перемещения международных почтовых отправлений в адрес физических лиц и возможные последствия его пересмотра. Поскольку инициатива была горячо поддержана главой государства, нет сомнений, что она будет принята.

  

Доставка международной почтой 
 

    ДЛЯ СПРАВКИ

    Международные почтовые отправления – почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории таможенного союза, поступающие на таможенную территорию таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза (подп. 16 п. 1 ст. 4 ТК ТС). 

    Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом (подп. 36 п. 1 ст. 4 ТК ТС). 

    Организации федеральной почтовой связи – организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи"). 

    Место международного почтового обмена – объект федеральной почтовой связи, осуществляющий обработку поступающих от иностранных почтовых администраций международных почтовых отправлений, принятых в Российской Федерации и пересылаемых открытым транзитом, а также их отправку по назначению (п. 2 ч. I Правил оказания услуг почтовой связи).


 

Таможенный контроль международных почтовых отправлений осуществляется в местах международного почтового обмена (ст. 3 Соглашения об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (далее – соглашение о международных отправлениях). Последние относятся к объектам федеральной почтовой связи, операторами которой могут быть только государственные унитарные предприятия и учреждения, созданные на базе федерального имущества. Такой организацией является ФГУП "Почта России" (см. распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2002 г. № 1227-р).

На данный момент порядок перемещения международных почтовых отправлений в адрес физических лиц регулируется гл. 44 и гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее – соглашение о перемещении товаров).

Так, согласно п. III приложения № 3 к соглашению о перемещении товаров, товары для личного пользования (за исключением неделимых товаров), пересылаемые в международных почтовых отправлениях, можно ввозить без пошлины, но при соблюдении определенных условий. Таможенная стоимость таких товаров в течение календарного месяца в адрес одного физического лица не должна превышать сумму, эквивалентную €1000, и общий вес в 31 кг.

В противном случае пошлина уплачивается по единой ставке 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее €4 за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой нормы (см. п. III приложения № 5 к соглашению о перемещении товаров). Таможенная пошлина уплачивается физическим лицом при получении отправления у оператора почтовой связи (п. 46 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях).

При этом таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием сопровождающих документов, которые утверждены актами Всемирного почтового союза (ч. 2 ст. 314 ТК ТС). В связи с этим получателю не требуется подавать декларацию на товары, за исключением некоторых случаев (подп.1-4 п.3 ст. 314 ТК ТС). Необходимые ФТС России документы уже прикреплены к самому почтовому отправлению.

Так, в качестве декларации на товары принимаются таможенные декларации CN 22 или CN 23, сопроводительный адрес СР 71, бланк-пачка СР 72, бланк Е1 (или его эквивалент – ярлык ЕМS). Их можно встретить почти на всех почтовых отправлениях из зарубежных интернет-магазинов, будь то мелкий пакет или посылка (см. Инструкцию о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации).

Такой механизм существует на сегодняшний день. Однако в сноске к приложению № 3 к соглашению о перемещении товаров уточняется, что законодательством государства – члена таможенного союза могут устанавливаться более жесткие нормы ввоза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей. Именно этим положением и воспользовалось Правительство РФ, обеспечив принятие Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 114-ФЗ и подготовив проект постановления о пересмотре норм беспошлинного ввоза.

Представители ФТС России и Почты России неоднократно отмечали, что описанный выше порядок сложен в администрировании, так как трудно отследить стоимость отправлений и их вес в адрес одного отправителя за месяц. Поэтому данная норма на практике фактически не действовала. По словам заместителя Министра финансов РФ Сергея Шаталова, ни одно из трех государств таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) не сумело наладить администрирование таким образом, чтобы отслеживать и ценовые, и весовые параметры доставляемых товаров в отношении каждого получателя.

 

Специфика экспресс-перевозчиков

Помимо международной почты широкое распространение в плане доставки заказов товаров получили также экспресс-перевозчики типа FedEx, DHL, UPS, SPSR. Однако стоит отметить, что данные компании, даже при наличии лицензии на оказание услуг почтовой связи, не имеют доступа к местам международного почтового обмена. Как уже отмечалось выше, это прерогатива федерального оператора почтовой связи (ФГУП "Почта России"). Между тем, международные почтовые отправления признаются таковыми для таможенных целей, только если они прибывают в место международного почтового обмена (ст. 9 соглашения о международных отправлениях). В противном случае, они имеют статус не почты, а груза.

В результате, доставка подобных отправлений регулируется нормами ТК ТС и соглашения о перемещении товаров, которые касаются грузов, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица. Для них установлены такие же лимиты, как и для международной почты (€1000 в месяц и 31 кг). Однако в отличие от международных почтовых отправлений, сопроводительная документация, не принимается таможенными органами по умолчанию вместо декларации на товары. Таким образом, грузополучателю или его представителю требуется эту декларацию заполнить и подать.

Тем не менее, в определенных случаях в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы (п. 4 ст. 180 ТК ТС). В данном случае речь идет, в частности, о соблюдении порога таможенной стоимости товара в €200, который часто воспринимается гражданами, как личная инициатива экспресс-перевозчиков. Между тем, данное правило предусмотрено Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.

Так, в качестве декларации на товары могут использоваться документы, которые идут вместе с экспресс-грузом, помещаемым под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • общая таможенная стоимость декларируемых товаров не превышает суммы, эквивалентной €200, а в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза, – суммы, эквивалентной €1000;
  • товары перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному внешнеторговому договору (контракту), заключенному при совершении внешнеэкономической сделки или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки;
  • перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве;
  • товары одновременно предъявлены одному таможенному органу.

В таможенный орган перевозчик подает реестр экспресс-грузов, который содержит перечень всех накладных, информацию о грузоотправителе и грузополучателе и прочие данные. При соблюдении описанных выше требований, необходимости участия в процессе таможенного оформления у грузополучателя не возникает. В противном случае ему придется заполнять и подавать декларацию самостоятельно или через представителя.

Тем не менее, ситуация в перспективе может измениться, так как ФАС России и Минкомсвязь России рассматривают возможность организации доступа негосударственных операторов почтовой связи к местам международного почтового обмена. ФАС России с августа 2013 года разрабатывается проект соответствующего постановления Правительства РФ2.

 

К чему могут привести изменения

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) на данный момент в России 30 млн человек покупают товары онлайн, что составляет 50% от общего числа пользователей Интернета. Прирост за прошлый год составил 13% (4 млн человек). В свою очередь покупки в иностранных интернет магазинах составляют 20% от объема всей интернет-торговли (двойной рост за 2013 год). Это самый быстрорастущий сегмент рынка интернет-торговли. В 2013 году через Почту России было доставлено 37 млн международных отправлений3. По данным самого предприятия, средняя стоимость мелких пакетов (отправления весом до 2 кг) – €60, посылок (отправления весом до 20 кг) – €250 (последние составляют 15% от общего входящего потока международной почты). Согласно исследованию, проведенному в августе-сентябре 2013 года компанией GfK, 36% опрошенных делали покупки в зарубежных интернет-магазинах в течение года. При этом из них 34% осуществляли также совместные заказы.

Предлагаемые Правительством РФ изменения затронут как международные почтовые отправления, так и экспресс-грузы, доставляемые перевозчиками. Новые беспошлинные лимиты – €150 и не более 10 кг веса на каждое отправление. Таким образом, с одной стороны, снимается месячное ограничение – можно получать отправления на любую сумму, но при этом каждое из них не должно превышать указанные предельные значения. Размер пошлины остается на прежнем уровне – 30% от таможенной стоимости товаров. Естественно, это осложнит дорогостоящие покупки, прежде всего различной электроники. Также осложнятся и покупки "в складчину", когда несколько человек объединяются, чтобы приобрести товары по более низкой цене и сэкономить на доставке.

"Это серьезно затрагивает интересы многих потребителей. Многие слои населения, в том числе и малообеспеченные, например, семьи с большим количеством детей, заказывали детские вещи и прочие товары, причем в складчину, чтобы сократить затраты на пересылку. То есть в одну посылку формировали сразу несколько заказов. Соответственно сейчас это все сделать будет невозможно", – отмечает между тем председатель МОО "Общество защиты прав потребителей" Михаил Аншаков.


    МНЕНИЕ

    Виталий Жигулин

    Виталий Жигулин, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли:

    "Пересмотр параметров беспошлинного ввоза товаров в России является необходимой мерой. По данным Почты России в 2013 году было доставлено 37 млн. посылок из-за рубежа. Вместе с тем, по информации Ассоциации компаний интернет-торговли 30-40% данного канала используется недобросовестными участниками рынка. Такой масштаб злоупотреблений связан с тем, что в России действует самый высокий в мире порог беспошлинного ввоза товаров (€1000 в месяц на человека) для собственных нужд, который позволяет активно использовать канал трансграничной торговли для беспошлинного ввоза коммерческих партий товаров, уклоняясь от уплаты таможенных и налоговых платежей в бюджет Российской Федерации. По данным компании eBay, средний чек покупок в зарубежных интернет-магазинах составляет $45, таким образом, лимит в €150 не затронет права добросовестных потребителей. Предлагаемое введение норматива в €150 сблизит российские значения беспошлинного ввоза товаров с мировой практикой, хотя и будет выше, чем во многих странах, в том числе в ЕС".


 

Основной аргумент, который приводится Правительством РФ, – зарубежный опыт. Так, согласно пояснительной записке к проекту постановления, в большинстве стран беспошлинный порог составляет 100-150 единиц национальной валюты. Хотя исходя из этой логики, в России он должен составлять 100-150 руб. Однако представляется, что ссылки на иностранный опыт не вполне корректны, так как в той же Европе, США и Китае у гражданина есть реальная возможность приобрести большинство товаров на внутреннем рынке в широком ассортименте и по низким ценам. Для граждан этих стран потребность в онлайн-покупках за границей не настолько актуальна. Однако в России ситуация принципиально иная, так как внутренний рынок не удовлетворяет потребности граждан ни в плане цен, ни в плане ассортимента. 

Естественно, для этого существуют как объективные предпосылки, так и не очень: проблема параллельного импорта, дистрибуция, курсы валют. Однако это забота не покупателя, а государства, которое при принятии решений должно учитывать такие нюансы. Ввести подобные ограничения – значит отдать потребителя целиком в руки отечественного ритейла. Надеяться, что российские предприниматели, окрыленные таким шикарным бонусом от государства, снизят цены – бессмысленно. Вот повысить цены, зная об отсутствии у покупателя альтернативы, – могут. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что зачастую даже с учетом пошлины товары из зарубежных интернет-магазинов выходят дешевле, чем в России. Тем не менее, для некоторых граждан пошлина в 30% от таможенной стоимости товара будет ощутимой. 

Рассматриваемые изменения также проводятся под лозунгом о защите российский продавцов и производителей. При этом в ходе обсуждения данного вопроса в Госдуме ни глава профильного комитета нижней палаты Леонид Симановский, ни заместитель Министра финансов РФ Сергей Шаталов не смогли представить депутатам каких-либо финансово-экономических обоснований с точки зрения поступлений в бюджет и указать на круг производителей, которых защитит данная мера. Отсутствуют такие данные и в материалах к проекту постановления Правительства РФ. Таким образом, оправданность ограничений находится под вопросом.  

 

    МНЕНИЕ

    Михаил Аншаков

    Михаил Аншаков, председатель МОО "Общество защиты прав потребителей":

    "Какого отечественного производителя поддержат эти меры? У нас что, смартфоны и электроника производятся? Тут ни о каком отечественном производителе речи быть не может. Кто такой отечественный предприниматель? Эта мера однозначно выгодна крупному ритейлу и оффлайну. Крупный ритейл можно весьма условно назвать отечественными предпринимателями. Большинство таких компаний либо с иностранным капиталом, либо это оффшорные фирмы. Может быть, конечные бенефициары и российские граждане, но они капиталы хранят в иностранных юрисдикциях. Они получают сверхприбыли и не хотят конкуренции с зарубежными интернет-магазинами. Стоит ли нам поддерживать "отечественного" спекулянта и при этом снижать жизненный уровень населения? Вопрос достаточно спорный".


 

По задумке Правительства РФ снижение беспошлинного порога защитит отечественных бизнесменов, прежде всего, за счет того, что будет перекрыт канал серого импорта, когда товары для реализации ввозятся под видом почтовых отправлений для физических лиц. Однако каких либо данных, подтверждающих масштабность данной проблемы, Правительством РФ также не приведено. На это указали ряд депутатов при рассмотрении Госдумой Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 114-ФЗ (тогда еще законопроекта). 

"Где финансово-экономическое обоснование того, что бюджет получит большие преференции или, наоборот, потеряет из-за того, что мы разрешаем покупать эти «бэушные» вещи, или хотя бы конкретные примеры того, что вы накрыли огромную базу контрабандистов, которые создали сеть и получают, используя вот эти несовершенные схемы, огромные доходы? Этого же ничего нет!", – заметил депутат Госдумы Сергей Иванов

На тему контрабандистов также возникает вопрос: почему борьбу с недобросовестными предпринимателями, которые уклоняются от уплаты таможенных пошлин, необходимо осуществлять за счет добросовестных физических лиц? Представляется, что проблемы в сфере предпринимательской деятельности должны решаться путем комплексного совершенствования соответствующих нормативных актов и работы налоговых, таможенных и правоохранительных органов. Последнее, естественно, сложнее, чем просто снизить порог по цене и весу. 

Кроме того, с введением ограничения на одно отправление в €150, одновременно снимаются ограничения по весу и стоимости в месяц. Мера, очевидно, ударит по тем, кто получает товары редко и на большие суммы и, напротив, в определенной мере облегчают задачу тем, к кому они идут сотнями, но на суммы меньше €150. Соответственно, пресловутая проблема дробления партий недобросовестными предпринимателями не только не пропадает, а, напротив, может получить дополнительное развитие. Кроме того, пошлины не коснутся покупок, совершаемых юридическими лицами. 

 

    МНЕНИЕ

    Михаил Аншаков

    Михаил Аншаков, председатель МОО "Общество защиты прав потребителей":

    "Эти меры не решают нисколько проблему борьбы с "серым" импортом, поскольку это приведет, на наш взгляд, к распространению "серых" схем. Ведь на юридических лиц эти ограничения не распространяются. Если юридическое лицо ввозит, то оно платит таможенные сборы, но на некоторые позиции они вообще нулевые, в частности на ряд детских вещей, на некоторые они минимальные – значительно ниже тех пошлин, которые вводит государство для физических лиц. То есть сейчас будут появляться аналоги потребительских кооперативов, распространятся фирмы-посредники, когда заказывать они будут на юридическое лицо, а фактическими получателями будут физические лица. Все это, очевидно, приведет к распространению "серых" схем".


 

    МНЕНИЕ

    Виталий Жигулин

    Виталий Жигулин, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли:

    "Предлагаемые изменения в регулировании трансграничной торговли положительным образом скажется на состоянии конкуренции на рынке интернет-торговли, поскольку сейчас добросовестные компании, в том числе крупнейшие производители, находятся в заведомо худших конкурентных условиях, а "серый" товар в отдельных категориях занимает доминирующее положение. Наведение порядка на рынке трансграничной торговли позволит сократить долю "серых" игроков и сделать рынок интернет-торговли более прозрачным. При этом, по мнению Ассоциации компаний интернет-торговли, необходимо было сохранить лимит по стоимости отправлений в месяц в качестве меры, направленной против недобросовестных участников рынка. Однако при должном администрировании со стороны таможенных органов массовых злоупотреблений можно избежать".


 

Также стоит отметить, что вопрос о пересмотре норм ввоза был решен на уровне федерального закона и постановления Правительства РФ, поскольку в рамках таможенного союза не все государства хотят идти на снижение беспошлинного порога. В отличие от России и Белоруссии, Казахстан по-прежнему будет применять прописанные в соглашении нормы в €1000 и 31 кг в месяц. В связи с этим в ходе рассмотрения данного вопроса в Госдуме ряд депутатов прогнозировали, что нововведения приведут к тому, что товары дороже €150 будут переправляться в Россию через Казахстан. 

Таким образом, вместо пополнения бюджета, поддержки отечественного производителя и борьбы с недобросовестными предпринимателями может произойти просто перенаправление потоков международных почтовых отправлении и экспресс-грузов, которые в Россию будут попадать уже с территории таможенного союза без всяких ограничений и пошлин. В связи с этим депутаты отметили, что для ликвидации данного пробела все равно потребуется проводить переговоры с Казахстаном и Белоруссией и вносить изменения непосредственно в соглашение. 

"Давайте так: вам легко прийти в Госдуму и взять себе полномочия, мы это уже поняли, а вы на другом поле попробуйте поиграть – между Казахстаном и Белоруссией, чтобы мы видели компетенцию правительства, умение договариваться. Прийти в Госдуму и за счет граждан России решить вопрос, который вы не можете там отрегулировать, – это, я думаю, не совсем корректно", – прокомментировал инициативу Правительства РФ депутат Сергей Катасонов

К вопросу о неспособности Правительства РФ договариваться нельзя не упомянуть, как проходило "обсуждение" проекта постановления на портале regulation.gov.ru в ходе подготовительного этапа. На том самом ресурсе, который призван обеспечить реализацию прав граждан на участие в управлении государством, и повысить информационную открытость последнего. На все мнения экспертов, независимо от их сути, Минфином России давался один и тот же типовой комментарий. Это абзац из пояснительной записки к проекту, в котором идет ссылка на международный опыт, – пошлину в размере 100-150 единиц национальной валюты. Иными словами, даже в формате общественного обсуждения, ответы на критику пока не прозвучали, необходимость принятия постановления так и остается недоказанной. 

Наконец, очевидно, что снижение порога с €1000 до €150 увеличит время, затрачиваемое на таможенное оформление международных почтовых отправлений. Раньше отправления до €1000, по данным ФТС России, проходили таможенное оформление примерно за 30 секунд. Теперь, когда все отправления в диапазоне от €150 до €1000 будут требовать оформления таможенного приходного ордера и бланка почтового перевода (ф.112), с которыми они отправятся в почтовые отделения, это время увеличится. Иными словами прогнозируемого главой ФТС России уменьшения сроков прохождения международных почтовых отправлений может и не произойти. Правда на данный момент ведомство совместно с Почтой России разрабатывает специальную автоматизированную систему для оформления пошлин, которая должна минимизировать данные проблемы.

 

***

Таким образом, с одной стороны, инициатива Правительства РФ не так страшна: все-таки порог в €150 устанавливается не на месяц, а на одно отправление. С другой стороны, очевидно, в плане покупок свыше этой суммы граждане почувствуют затруднения. Причем проблема даже не в самих ограничениях. Они будут обходиться путем разделения покупок, занижения реальной стоимости товаров продавцами, в конце концов, через тот же Казахстан. Массово поддерживать отечественного производителя тоже никто не побежит. Остается не понятным главное – зачем все это нужно, кто с учетом реалий получит от изменений выгоду и получит ли вообще? Стало традицией, что государственные органы даже не утруждают себя тем, чтобы обосновать необходимость принятия тех или иных нормативных актов. Абстрактные пояснительные записки и выступления разработчиков соответствующих проектов в стиле "за все хорошее, против всего плохого" ситуацию не проясняют. Однако наверняка легче не станет ни таможне с почтой, ни покупателям, ни даже крупному ритейлу, так как очевидно, что граждане от зарубежных онлайн-покупок не откажутся. 

 

Документы по теме: 

______________________________

1 Текст проекта размещен на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
2 Там же. Уведомление о подготовке проекта Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре почтовой связи".
3 Текст исследования размещен на сайте АКИТ.