Новости и аналитика Аналитические статьи Нюрнбергский процесс в отношении Германа Геринга

Нюрнбергский процесс в отношении Германа Геринга

Нюрнбергский процесс в отношении Германа Геринга

Допрос подсудимого Геринга

Фото из Сборника материалов "Нюрнбергский процесс. Том II" (Государственное издательство юридической литературы, Москва, 1954), под ред. К.П. Горшенина, Р.А. Руденко и И.Т. Никитченко.

Герман Вильгельм Геринг – политический, государственный и военный деятель нацистской Германии, рейхсминистр Имперского министерства авиации, рейхсмаршал Великогерманского рейха. Много лет Геринга называли "вторым человеком" после Гитлера. Однако в апреле 1945 года между ним и фюрером произошел разлад, и Гитлер публично объявил Геринга виновным в том, что он не смог организовать противовоздушную оборону страны. По приказу Мартина Бормана Геринг был арестован отрядом СС (военизированным формированием Национал-социалистической немецкой рабочей партии) по обвинению в государственной измене, лишен званий и наград. 5 мая 1945 года отряд СС передал охрану Геринга подразделениям Люфтваффе, и Геринг был немедленно освобожден. А 8 мая 1945 года Герман Геринг добровольно вместе с женой и дочерью сдался в плен армии США и был арестован американскими войсками в Берхтесгадене, после чего предстал перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге как главный военный преступник.

 

Обвинительное заключение

Обвинительное заключение представляли Роман Андреевич Руденко, Хартли Шоукросс, Роберт Хьюаут Джексон и Франсуа де Ментон от СССР, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, США и Французской Республики соответственно. Герман Вильгельм Геринг обвинялся в преступлениях против мира, в военных преступлениях, в преступлениях против человечности и в создании общего плана или заговора для совершения этих преступлений. Согласно обвинительному заключению, обвиняемый Геринг в период с 1922 по 1945 год был членом нацистской партии, верховным руководителем войск СА, генералом войск СС, членом и президентом рейхстага, министром внутренних дел Пруссии, начальником прусской полиции и прусской государственной тайной полиции, председателем прусского государственного совета, уполномоченным по четырехлетнему плану, имперским министром авиации, главнокомандующим военно-воздушными силами, председателем совета министров по обороне государства, членом тайного совета, главой промышленного комбината "Герман Геринг" и назначенным преемником Гитлера. 

В книге Германа Геринга "Восстановление нации", написанной им в 1934 году, есть такие слова: "Каждая пуля, вылетевшая из дула пистолета полицейского, есть моя пуля; если кто-то называет это убийством, значит, это я убил".

Обвиняемый Геринг использовал вышеуказанные посты, свое личное влияние и тесную связь с фюрером следующим образом: он способствовал приходу к власти нацистских заговорщиков и укреплению их власти над Германией; проводил военную и экономическую подготовку к войне; участвовал в планировании и подготовке нацистскими заговорщиками агрессивных войн и войн, нарушающих международные договоры, соглашения и заверения; санкционировал, направлял и принимал участие в военных преступлениях и в преступлениях против человечности, включая многочисленные преступления против отдельных лиц и собственности.

21 ноября 1945 года состоялось утреннее заседания Международного Военного Трибунала, на котором проводился опрос Германа Геринга о признании или непризнании им своей вины. Подсудимый заявил, что не признает себя виновным в том смысле, в каком ему предъявлено обвинение.

 

Допрос подсудимого

18 марта 1946 года состоялся первый допрос подсудимого Геринга Международным Военным Трибуналом. Тогда вопросы задавал Роберт Хьюаут Джексон, главный обвинитель от США на Нюрнбергском процессе. Геринг признался, что имел отношение к свержению Веймарской республики, уничтожению парламентарного правительства в Германии, выступал за запрет и уничтожение всех оппозиционных партий, стремился создать все условия для сосредоточения власти в руках фюрера. При этом Геринг заявил, что не поддерживал Гитлера в вопросе нападения германской армии на Советскую Россию, так как считал нападение несвоевременным и полагал целесообразным его отложить. Также подсудимый отрицал свою причастность к поджогу рейхстага и пообещал, что попросит очной ставки с Францом Гальдером, начальником штаба сухопутных войск в германской армии, чтобы прояснить этот вопрос.

21-22 марта 1946 года допрос Германа Геринга проводил главный обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе Роман Андреевич Руденко. Тогда Геринг признал, что действительно долгое время являлся ближайшим человеком к фюреру, наравне с Йозефом Геббельсом, Мартином Борманом, Генрихом Гиммлером. По словам допрашиваемого, все основные внешнеполитические и военностратегические решения в окончательном их виде принимал непосредственно Гитлер, но в некоторых вопросах фюрер привлекал к обсуждению вышеназванных лиц. Кроме того, по вопросам внешней политики Гитлер спрашивал суждения Иоахим фон Риббентропа, по вопросам стратегического порядка высказывался генерал-полковник Альфред Иодль, по военно-организационным вопросам – Эрих Редер, Карл Дениц.

В допросе Геринга прокурором Р.А. Руденко подсудимый признал, что в ноябре 1940 года при его участии был разработан план действий германской авиации против Советского Союза в связи с вариантом "Барбаросса". На вопрос гособвинителя: "Признаете ли Вы, что целями войны против Советского Союза был захват советских территорий до Урала, присоединение к империи Прибалтики, Крыма, Кавказа, Волжских районов, подчинение Германии Украины, Белоруссии и других областей?" Герман Геринг ответил: "Я этого ни в коей степени не признаю". При этом согласно протоколу совещания у Гитлера от 16 июля 1941 года цели войны против СССР были определены следующим образом: "Крым должен быть освобожден от всех чужаков и населен немцами. Точно так же австрийская Галиция, вся Прибалтика, Волжские районы должны стать областью Германской империи. Бакинская область должна стать немецкой концессией, военной колонией. Финны хотят получить Восточную Карелию. Однако ввиду большой добычи никеля Кольский полуостров должен отойти к Германии. Со всей осторожностью должно быть подготовлено присоединение Финляндии в качестве союзного государства. На Ленинградскую область претендуют финны. Фюрер хочет сравнять Ленинград с землей, с тем чтобы затем отдать его финнам". В допросе Геринг особо подчеркнул, что не разделял эти безграничные предположения и считал их преждевременными. На войне против Советского Союза подсудимого беспокоили практические вещи: обеспечение безопасности путей сообщения и запасов продовольствия в той мере, в какой это необходимо для экономики.

Герман Геринг подтвердил под протокол, что он руководил подготовкой и разработкой планов экономической эксплуатации всех оккупированных территорий, а также их реализацией; был ответственным за экономику в оккупированных странах. Геринг также признался в достоверности заявлений, высказанных им на совещании 6 августа 1942 года перед рейхскомиссарами оккупированных областей и представителями военного командования: "Вы должны быть как легавые собаки. Там, где имеется еще кое-что, в чем может нуждаться немецкий народ, – это должно быть молниеносно извлечено из складов и доставлено сюда"; "Я не хочу хвалить гаулейтера Заукеля – в этом он не нуждается, но то, что он сделал за этот короткий срок для того, чтобы быстро собрать рабочих со всей Европы и доставить их на наши предприятия, – это является единственным в своем роде достижением". При этом на вопрос Р.А. Руденко: "Вы не отрицаете, что речь идет о миллионах насильственно угнанных в Германию на рабский труд?" Геринг ответил: "Рабство я отрицаю. Принудительный труд, само собой разумеется, частично использовался".

Главный обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе представил суду и всем собравшимся Директиву о военной подсудности в районе "Барбаросса" от 13 мая 1941 года, которая предоставляла немецким офицерам право без суда и следствия расстреливать любое лицо, подозреваемое в неприязненном отношении к немцам. Эта директива объявляла безнаказанность немецкого солдата за преступления, совершенные против местного населения. В ответ на это Герман Геринг заявил, что с данным документом знаком не был, своим войскам подобных указаний не давал и поэтому несет лишь формальную ответственность за действия подчиненных ему служебных инстанций. Для подтверждения своих слов подсудимый ходатайствовал о вызове в качестве свидетеля главного судьи военно-воздушных сил.

Еще один документ, датированный 16 сентября 1941 года, устанавливал, что "за жизнь немецкого солдата, как правило, подлежат смертной казни 50-100 коммунистов". По словам Германа Геринга, первоначально в этом приказе было указано "5-10" человек, но фюрер лично добавил к этим цифрам нули. При этом на допросе подсудимый утверждал, что ему не докладывали о существовании этого документа, также как не докладывали и о Приказе верховного главнокомандования вооруженных сил начальникам лагерей о клеймении советских военнопленных. Геринг дал показания о том, что ничего не знал о Распоряжении об обращении с советскими военнопленными во всех лагерях военнопленных, согласно которому по совершающим побег военнопленным следует стрелять без предупредительного оклика, и о документе 854-ПС (записи для доклада) от 12 мая 1941 года, согласно которому политические руководители в войсках не считаются пленными, в тыл не эвакуируются и должны уничтожаться, самое позднее, в транзитных лагерях. Геринг отрицал существование директивы об истребления славян, а также приказов об уничтожении Ленинграда, Москвы и других городов Советского Союза. На вопрос Р.А. Руденко о так называемой "теории высшей расы" Геринг заявил, что никогда не ставил одну расу в качестве расы господ выше другой и указывал только на различия между расами.

Во время допроса фельдмаршала германской армии Эрхарда Мильха 11 марта 1946 года последний признался, что по его впечатлениям Герман Геринг не желал воевать с Россией. На это Р.А. Руденко задал уточняющий вопрос, почему Геринг отрицательно относился к такой войне, ведь в Германии ее считали оборонительной. На что Эрхард Мильх ответил: "Он лично отрицательно относился ко всякого рода войнам". В зале раздался смех.

Из показаний Геринга Высокому суду следовало, что его мнение расходилось с мнением Гитлера по поводу захвата Чехословакии, по еврейскому вопросу, относительно сроков нападения на Советский Союз, в оценке "теории высшей расы", по факту расстрела английских военнопленных летчиков. На главный вопрос государственного обвинителя Р.А. Руденко, считает ли Герман Геринг себя ответственным за организованные в государственных масштабах убийства миллионов ни в чем не повинных людей, подсудимый ответил: "Нет, так как я ничего не знал о них и не приказывал их проводить".

Французский обвинитель сделал заявление о том, что для целей сокращения судебного разбирательства французское обвинение согласовало с американским обвинителем (судьей Джексоном) и с английским обвинителем (сэром Файфом) вопросы подсудимому Герингу. Эти вопросы были заданы и ответы на них получены. Со слов обвинителя от Франции, сторона защиты не смогла ни в малейшей степени вызвать сомнение в бесспорных доказательствах обвинения и убедить кого-то в том, что второе лицо в германской империи не несет никакой ответственности за развязывание войны и ему не было ничего известно о зверствах, совершенных людьми, которыми он с такой гордостью руководил. Франсуа де Ментон полагал, что выдвинутые обвинения ни в малейшей степени не были поколеблены, и отказался от дополнительных вопросов подсудимому.

 

 Заключительная речь главного обвинителя от СССР

В заключительной речи главного обвинителя от СССР Р.А. Руденко, произнесенной им 29-30 июля 1946 года, сказано: "Подсудимый Геринг являлся в гитлеровской Германии вторым после фюрера лицом, его первым преемником. Он взял себе огромные полномочия и захватил самые ответственные должности. Геринг энергично принялся за уничтожение политических противников фашизма, для чего производил массовые аресты членов неугодных нацизму политических партий. Он организовал концентрационные лагери, куда без суда направлял людей, не согласных с фашистами; создал гестапо, в котором установился кровавый террористический режим. Подсудимый требовал от всех должностных лиц лагерей и гестапо не останавливаться ни перед чем; дикие расправы над людьми, изувечение их и убийства под его руководством стали основным методом работы. Судебное следствие подтвердило виновность Геринга в планировании и подготовке всех агрессивных войн гитлеровской Германии. С полной несомненностью установлено активное участие Геринга в подготовке агрессии против СССР. В отчете о совещании от 29 апреля 1941 года по вопросу о структуре экономического штаба "Ольденбург", в отчете о совещании у генерала Томаса от 28 февраля 1941 года, а также в показаниях самого Геринга в судебном заседании 21 марта 1946 года Трибунал найдет доказательство того, что Геринг уже с ноября 1940 года активно участвовал в разработке плана нападения на СССР. С именем Геринга связано начало организованного подавления и истребления еврейского населения. Именно он подписал человеконенавистнические нюрнбергские законы, декреты о лишении евреев собственности, о наложении штрафа на евреев в один миллиард и другие. На суде Геринг отрицал, что являлся сторонником расовой теории, между тем в 1935 году он произнес в рейхстаге речь в защиту нюрнбергских расовых провокаторов. Тогда он громогласно заявил: "Бог создал расы, он не хотел равенства, и поэтому мы энергично отвергаем всякую попытку извратить концепцию чистоты расы...". Нет ни одного мероприятия фашистской партии, ни одного шага гитлеровского правительства, в котором не участвовал бы Геринг. И за все свои действия он должен понести должное наказание".

В конце своего выступления Р.А. Руденко обратился к Высокому Суду и присутствующим с такими словами: "Выступая на этом Суде от имени народов Союза Советских Социалистических Республик, я считаю полностью доказанными все обвинения, предъявленные подсудимым. И во имя подлинной любви к человечеству, которой исполнены народы, принесшие величайшие жертвы для спасения мира, свободы и культуры, во имя памяти миллионов невинных людей, загубленных бандой преступников, представших перед судом передового человечества, во имя счастья и мирного труда будущих поколений – я призываю Суд вынести всем без исключения подсудимым высшую меру наказания – смертную казнь. Такой приговор будет встречен с удовлетворением всем передовым человечеством".

  

 Приговор Международного военного трибунала

Геринг обвиняется по всем четырем разделам обвинительного заключения (в совершении преступлений против мира, военных преступлений, преступлений против человечности и в создании общего плана или заговора для совершения этих преступлений). Установлено, что после Гитлера он являлся наиболее влиятельным деятелем нацистского режима. Он показал, что фюрер информировал его по всем важным военным и политическим вопросам. Геринг способствовал захвату национал-социалистами власти в 1933 году и прилагал все усилия к тому, чтобы укреплять эту власть и расширять военную мощь Германии. Он организовал гестапо и создал первые концентрационные лагери. В 1936 году Геринг стал уполномоченным по четырехлетнему плану и фактически экономическим диктатором Германии. Подсудимый был одним из пяти ведущих руководителей, присутствовавших на "совещании Госсбаха" 5 ноября 1937 года. Во время аншлюсса Австрии он фактически был центральной фигурой и верховодил событиями. При захвате Судетской области он сыграл свою роль в качестве главы воздушного флота. Подсудимый командовал воздушными силами при нападении на Польшу и во время агрессивных войн, которые последовали за этим.

Даже если Герман Геринг и возражал против планов Гитлера в отношении Норвегии и Советского Союза, как он это утверждал, у суда не возникло сомнений относительно того, что он делал это только по стратегическим соображениям, и когда фюрер решил этот вопрос, он последовал за ним без колебаний. Геринг принимал активное участие в подготовке и проведении югославской и греческой кампаний. "После его собственных признаний перед Трибуналом, при учете положения, которое он занимал, характера совещаний, на которых он участвовал, публичных речей, которые он произносил, не может оставаться никакого сомнения в том, что Геринг был движущей силой агрессивной войны, уступая в этом только Гитлеру. Он был составителем плана и его главным исполнителем во время военной и дипломатической подготовки к войне, к которой стремилась Германия".

Герман Геринг о решении Трибунала (31 августа 1946 года): "Победитель всегда является судьей, а побежденный – осужденным. Я не признаю решения этого судилища… Я рад, что меня приговорили к казни… ибо тех, кто сидит в тюрьме, никогда не производят в мученики".

Геринг издал директивы об использовании советских и французских военнопленных в промышленности; был активным руководителем разграбления захваченных территорий. Геринг преследовал евреев в Германии и на захваченных территориях. По мнению суда, он был не безучастен к их учничтожению, хотя и отрицал это при допросе. Согласно Декрета от 31 июля 1941 года, Геринг предложил Гиммлеру и Гейдриху "полностью закончить решение еврейского вопроса в германской сфере влияния в Европе".

Суд не находит смягчающих вину обстоятельств, поскольку Геринг почти всегда был движущей силой событий, уступая первое место в этом только фюреру. По делу не установлено никаких обстоятельств, которые могли бы оправдать этого человека.

1 октября 1946 года Трибунал признал подсудимого Германа Вильгельма Геринга виновным по всем четырем разделам обвинительного заключения и приговорил его к смертной казни через повешение.

 

Исполнение приговора 

9 и 10 октября 1946 года в Берлине состоялось 42-е чрезвычайное заседание Контрольного Совета, на котором были рассмотрены просьбы о помиловании, представленные обвиняемыми, осужденными Международным Военным Трибуналом в Нюрнберге 1 октября 1946 года, или их защитниками. Среди прочих была и просьба о помиловании Германа Геринга, а также его ходатайство о замене казни через повешение расстрелом, поданное на случай, если его просьба о помиловании будет отклонена. Контрольный Совет принял решение отклонить и просьбу, и ходатайство.

16 октября 1946 года Четырехдержавная комиссия по заключению главных военных преступников сообщила, что Геринг Герман Вильгельм совершил самоубийство в 22 часа 45 минут 15 октября 1946 года. В качестве официально уполномоченных свидетелей от немецкого народа присутствовали: министр-президент Баварии Вильгельм Хогнер, главный прокурор г. Нюрнберга Фридрих Лейснер, которые видели труп Германа Вильгельма Геринга.

 

 

Документы по теме: