Проект Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы: "да" малому бизнесу, "нет" льготам?
21 апреля 2014 года Минфин России опубликовал проект Основных направлений налоговой политики (далее – Проект)1. Конечно, этот документ не является нормативным актом, однако изменения налогового законодательства проводятся именно на его основе – так же, как и планирование бюджетов всех уровней.
Хорошей новостью является то, что власти не планируют увеличивать налоговую нагрузку на бизнес. Более того, эту политику обещают продолжить и после 2017 года.
Посмотрим, какие изменения в сфере налогов могут произойти в ближайшие три года.
Налоговые льготы
Проект содержит отдельный раздел, посвященный общим подходам к установлению налоговых льгот.
В Основных направлениях налоговой и бюджетной политики, на основе которых составляется проект федерального бюджета, предлагается приводить оценку эффективности действующих налоговых льгот, а также расходов бюджета на их предоставление.
Такая сводная справка приложена и к самому Проекту. Она наглядно показывает, что с каждым годом "выпадающие доходы" бюджета, образующиеся вследствие предоставления налоговых льгот, только возрастают. Если в 2010 году размер "выпадающих доходов" составил 1,2 трлн руб., то в 2012 году этот показатель вырос до 1,8 трлн руб. (приблизительно 14% от общего объема доходов федерального бюджета за 2012 год).
Кроме того, при принятии каждой новой налоговой льготы инициаторы идеи должны будут обосновать "источники" бюджетных средств, за счет которых будут покрываться выпадающие доходы. Разработчики Проекта полагают, что такими "источниками" могут стать в том числе неэффективные налоговые льготы, которые закреплены сегодня в действующем законодательстве.
Еще одним новшеством может стать правило о том, что каждая новая налоговая льгота первоначально принимается на временной основе. Постоянную "прописку" в НК РФ она будет получать только после анализа эффективности ее применения по окончании пилотного периода.
МНЕНИЕ
Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев Групп":
"В других странах используется принцип предоставления налоговых льгот на временной основе – это один из способов бороться с их неконтролируемым размножением. Дело в том, что если льгота появляется в налоговой системе, то "выкорчевать" ее потом практически невозможно. Правительство, понимая это, подготовило методику оценки эффективности льгот с целью их дальнейшей ревизии и сокращения.
На мой взгляд, ситуация со льготами настолько сложная, что парой простых рецептов здесь не обойтись.
Ставить вопрос об обоснованности введения льгот можно и нужно. Но такая постановка вопроса, при которой инициатор льготы должен обосновать источник выпадающих доходов бюджета, мне представляется неправильной.
Если взять налоговые льготы, предназначенные для поддержки определенных слоев населения и реализации социальных товаров, то они не создают новых источников, у них другая задача – компенсационная.
Если же говорить о так называемых стимулирующих льготах, направленных на развитие новых видов деятельности, то и они в первые годы всегда приводят к уменьшению налоговых поступлений. На мой взгляд, такие льготы можно рассматривать как своего рода государственные инвестиции и для их введения требовать от инициатора "инвестиционный план", который бы включал в себя макроэкономические расчеты по выходу на бюджетную "прибыль". Такой "инвестплан" должен открыто обсуждаться, "защищаться" на обсуждениях в законодательных органах власти."
Стимулирование малого предпринимательства
Меры налоговой поддержки малого бизнеса авторы Проекта предлагают осуществлять с помощью совершенствования введенной в 2013 году патентной системы налогообложения (гл. 26.5 НК РФ), а также довольно неожиданного решения о налоговых льготах.
Читайте также: Выйти из сумрака: о патентах для физических лиц, не являющихся ИП |
Патентную систему налогообложения планируется распространить не только на ИП, как сейчас (ст. 346.44 НК РФ), но и на самозанятых граждан, не имеющих наемных работников. Получение такими гражданами патента на один из видов деятельности автоматически повлечет постановку их на учет в качестве ИП, а истечение срока действия патента – снятие с учета. Нетрудно предвидеть, что налоговое администрирование этих процессов будет весьма затратным и сложным, ведь патент можно получить и на один месяц (п. 5 ст. 346.45 НК РФ).
Этой мерой государство пытается компенсировать последствия необдуманного резкого повышения страховых взносов для ИП – вследствие этого в 2013 году многие предприниматели прекратили свою деятельность или просто "ушли в тень". Напомним, один вид патентов для физлиц уже действует (правда, вне рамок патентной системы налогообложения), он предназначен для трудовых мигрантов (ст. 227.1 НК РФ).
Еще одним нововведением, которое имеет шансы появиться в НК РФ, может стать предоставление регионам права закреплять налоговые льготы в виде "каникул" на период 2015-2018 годов для вновь зарегистрированных ИП. При этом налогоплательщик должен будет осуществлять свою деятельность в строго определенных сферах (производственная, социальная, научная), а также применять упрощенную или патентную систему налогообложения.
Субъекты федерации смогут также устанавливать предельные значения годового дохода предпринимателя, количества наемных работников и других показателей, при превышении которых право на "налоговые каникулы" утрачивается.
К слову, это предложение уже воплощено в законопроекте Минфина России, который в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения2. Другой вопрос – результативность такой инициативы, поскольку вряд ли регионы, и так часто страдающие из-за дефицита бюджета, будут массово отказываться от источника налоговых поступлений.
МНЕНИЕ
Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев Групп":
"Полагаю, что это скорее изображение деятельности по поддержке малого бизнеса и серьезного эффекта оно не даст. Во-первых, большинство регионов испытывают серьезные трудности с наполнением своих бюджетов – их совокупный дефицит составляет почти 1,5 трлн. руб. – а значит, не имеют реальных возможностей для введения новых льгот.
Во-вторых, круг получателей серьезно ограничен.
Но самое главное – эта мера не позволит вернуть утраченное доверие граждан к действиям государства. Для многих повышение налоговой нагрузки в 2013 году стало последней каплей, но лишь для некоторых ее снижение станет стимулом зарегистрироваться в качестве предпринимателя, т.к. существует еще много других барьеров и сложностей. На мой взгляд, большая часть "ИП", например, таксисты, швеи, репетиторы, слесари, носильщики, экскурсоводы, по сути предпринимателями не являются – это ремесленники, точнее, самозанятые граждане. И не стоит их "загонять" в прокрустово ложе ИП с присущим этой форме деятельности риском безакцептного взыскания недоимок, другими требованиями и многочисленными обязанностями. Нужно поскорее решить вопрос о введении патентов на осуществление деятельности без регистрации в качестве предпринимателей".
Акцизы
Акцизам посвящен отдельный раздел Проекта, что неудивительно – последние несколько лет лет политика государства в отношении алкоголя, сигарет и предметов роскоши постепенно ужесточается.
Так, с 2007 года по 2013 год уровень налоговой нагрузки в части акцизов на алкогольную продукцию и сигареты возрос в полтора раза (с 0,95% ВВП в 2007 году до 1,52% ВВП в 2013 году). Ставки акцизов, устанавливаемые ежегодно, индексировались со значительным превышением темпов инфляции – к примеру, если в 2011 году размер акциза на один литр спирта в водке был равен 31 руб., то в 2012 году его повысили более чем в восемь раз, до 254 руб. (сейчас – 500 руб. за литр спирта (п. 1 ст. 193 НК РФ).
Конечно, эти меры способствуют наполнению бюджета и борьбе с алкоголизмом, но существуют и факторы, сдерживающие рост ставок акцизов такими стремительными темпами. Так, значительная часть оборота алкоголя может стать нелегальной в ответ на последующий за увеличением акцизов рост цен на горячительные напитки. Кстати, по данным февральского опроса ВЦИОМ именно такие последствия дальнейшего повышения акцизов на алкоголь прогнозируют 39% россиян, а более половины (52%) граждан уверены, что возрастет потребление некачественного, суррогатного алкоголя3.
Кроме того, отмечают специалисты Минфина России, необходимо учитывать, что в отдельных государствах-членах Таможенного союза ставки акцизов намного меньше, чем в России. Например, если ставки акцизов в Республике Беларусь составляют примерно 80-90% от уровня ставок российских ставок акцизов, то разрыв с Республикой Казахстан все еще остается существенным, несмотря на недавнее повышение акцизных ставок в этой стране.
Читайте также: "Антитабачный" закон привел к снижению потребления табака |
Поэтому с 2017 года планируется повышать акцизы на алкоголь уже в рамках официального уровня инфляции – на 4-5% в год.
Акцизы на табачную продукцию также активно росли – с 2007 года по 2013 год ставка акциза на сигареты с фильтром повысилась в девять раз (с 115 руб. до 1040 руб. за 1 тыс. штук). Минфин России планирует гармонизировать акцизные ставки на сигареты в едином таможенном пространстве.
Власти предполагают начать борьбу и со спиртосодержащими средствами "двойного назначения" – не секрет, например, что иногда спиртовые настойки используются не только по прямому назначению, но и служат альтернативой выпивке. Из НК РФ может быть исключено положение об отмене освобождения от акцизов спиртосодержащих лекарственных средств (пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ), за исключением изготавливаемых аптеками по рецептам врачей, а также лекарственных средств, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Некоторые эксперты уже выразили опасения по поводу возможного исчезновения из аптек всех настоек на спирту.
МНЕНИЕ
Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев Групп":
"Акцизы на алкоголь и сигареты – это не только финансовый барьер, но и способ изъятия сверхприбыли, образующейся в связи с продажей товаров повышенного спроса. Этот повышенный спрос возникает в связи с формирующейся довольно сильной привязанностью к этим товарам. С другой стороны, полезными для здоровья эти товары не назовешь – их потребление приводит к многочисленным заболеваниям, на лечение которых расходуются государственные средства. Поэтому с точки зрения ст. 3 НК РФ здесь есть экономическое основание для взимания повышенного налога и решения бюджетных проблем.
Чтобы бы ни говорили лоббисты алкогольных и табачных компаний, но цена выступает серьезным препятствием на пути к товарам. Другое дело, что ценовой порог эффективно работает тогда, когда у потребителей нет доступа к другим "заменяющим" товарам. Доля нелегального алкоголя по-прежнему велика. В связи с ростом акциза на табачные изделия в 2013 году на рынке зафиксировано увеличение контрафактной продукции, в основном из соседних стран. Поэтому увеличение акцизов может привести к резкому падению доли легального рынка, с которого государство и получает налоги, т.е. уменьшится налоговая база, а пить и курить люди меньше не станут. На мой взгляд, без согласованной и гармонизированной с Казахстаном, Белоруссией, Китаем и другими соседними странами политики в этой сфере дальнейшее резкое повышение ставок акцизов опасно".
Налогообложение на отдельных территориях
Читайте также: Неоднозначные поправки: кто выиграет от изменений в НК РФ и кого обяжут платить больше |
Проект показывает, что государственная политика интенсивного развития так называемых территорий опережающего развития (Дальний Восток, Восточная Сибирь) только набирает обороты. Новым предприятиям, создаваемым на этих территориях, планируется предоставить пятилетние налоговые каникулы по основным налогам: налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу и НДПИ (за исключением случаев добычи нефти и газа).
По региональным и местным налогам каникулы также возможны, но окончательное решение остается за соответствующими органами власти субъектов РФ и муниципальных образований.
Механизм отбора инвестиционных проектов, для реализации которых будут предоставлены каникулы, а также характер и размер льгот по страховым взносам еще предстоит определить в законодательстве.
Важно, что состав территорий опережающего развития будет расширен за счет включения в них Красноярского края, Хакасии, Крыма и города федерального значения Симферополя.
Деофшоризация экономики
Общемировой, в том числе и российской, проблемой, является на сегодняшний день уклонение крупных компаний от уплаты налогов с использованием офшоров. Активное противодействие этому процессу началось осенью 2013 года. Тогда под председательством России в Большой двадцатке был одобрен План действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения, а чуть позже появился аналогичный Национальный план по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных собственников.
Проект также предлагает ряд мер, направленных на деофшоризацию:
Раскрытие информации о бенефициарных владельцах компании. Курс на достижение этой цели был взят более года назад, когда в "антиотмывочном" законодательстве появилось определение бенефициарного владельца как физического лица, которое в конечном счете прямо или через третьих лиц имеет преобладающее участие более 25% в капитале клиента-юридического лица либо имеет возможность контролировать действия клиента (ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). Предполагается, что компании будут вести реестр своих бенефициарных владельцев и обеспечивать доступ к нему контролирующим органам.
Развитие безналичного денежного оборота. В частности, по сообщениям некоторых СМИ, осенью текущего года Минфин России планирует внести в Госдуму законопроект, обязывающий торговые сети принимать к оплате банковские карты.
Закрепление в законе определения налогового резидентства юридических лиц. Напомним, сегодня в НК РФ термин "налоговое резидентство" применяется только в отношении физических лиц (п. 2 ст. 207 НК РФ). Авторы Проекта подчеркивают, что в зарубежных странах это понятие распространяется и на организации, и предлагают считать налоговыми резидентами:
- юридические лица, которые учреждены на территории России в соответствии с российским законодательством;
- юридические лица, органы управления которых находятся в России.
Кроме того, планируется создать механизм налогообложения прибыли так называемых контролируемых иностранных организаций (юридических лиц, в которых участвует российский гражданин или российская компания) и усовершенствовать процедуру обмена информацией по налоговым вопросам.
Документы по теме:
Налоговый кодекс Российской Федерации
Новости по теме:
- Подписана новая "дорожная карта" по налоговому администрированию – ИА "ГАРАНТ", 11 февраля 2014 г.
- Эксперты разработали предложения по основным направлениям налоговой политики – ИА "ГАРАНТ", 13 января 2014 г.
- Правительство РФ одобрило проект основных направлений налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов – ИА "ГАРАНТ", 13 мая 2013 г.
- Общая налоговая нагрузка в России не будет увеличиваться до 2018 года – ИА "ГАРАНТ", 18 марта 2013 г.
Материалы по теме:
НДС: изменения 2013-2014
В 2013 году законодатель принял ряд поправок в главу 21 Налогового кодекса1. Теперь премии и бонусы не влияют на порядок исчисления НДС, за исключением случаев, когда изменение стоимости товаров из-за таких поощрений предусмотрено договором. Также с 1 января 2014 года декларации по НДС представляются только в электронной форме.
Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года
Одним из спорных моментов взаимодействия предпринимателей и налогового органа является истребование документов и информации у контрагента проверяемого налогоплательщика. Налоговые органы, а впоследствии и суды, неоднозначно оценивают неисполнение соответствующего требования инспекции с точки зрения квалификации налогового правонарушения, отдавая предпочтение ст. 129.1 НК РФ или ст. 126 НК РФ. О том, каким образом будет разрешен этот вопрос с 1 января 2014 года, как изменился круг субъектов налогового правонарушения, какие еще возникают спорные ситуации при истребовании документов и информации у контрагента проверяемого налогоплательщика и какова практика их разрешения, читайте в нашем материале.
Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: что может измениться?
В скором времени поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении могут стать не только материалы налоговиков, но и сообщения других лиц, в том числе правоохранительных органов. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы Президентом РФ. В данной статье мы рассмотрим, что может измениться для бизнеса в случае принятия указанного документа.
Актуальные налоговые и бухгалтерские изменения с 1 января 2014 года
С нового года налоговое законодательство подвергнется значительным изменениям. Будут скорректированы положения НК РФ об уплате НДС, налоговом контроле и налоговой ответственности, правилах начисления амортизации, налоге на имущество и налоге на прибыль. Подробнее об изменениях, а также о законодательных инициативах, которые могут обрести юридическую силу уже в начале 2014 года читайте в нашем материале.
Страховые взносы для ИП: перезагрузка
С начала 2013 года численность индивидуальных предпринимателей сократилась почти на 20% в результате существенного повышения тарифов страховых взносов. 23 июля Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон № 237-ФЗ, направленный на снижение нагрузки по уплате платежей во внебюджетные фонды для самозанятых граждан. О том, как изменятся правила расчета страховых платежей и сколько будут обязаны уплачивать самозанятые граждане, какие последствия наступят в результате несвоевременного направления налоговой отчетности, а также об иных инициативах в сфере социального страхования для данной категории плательщиков, читайте в нашем материале.
Инфографика:
Как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя
Ежемесячно налоговые органы регистрируют в качестве ИП десятки тысяч человек. Так, по данным ФНС России на 1 октября текущего года было зарегистрировано свыше 320 тыс. предпринимателей, и это несмотря на то, что взносы на обязательное пенсионное страхование в этом году были повышены более чем в два раза. Каждому потенциальному предпринимателю необходимо знать, какие нормы регламентируют эту процедуру. Можете ли вы зарегистрироваться в качестве ИП, какие для этого нужны документы и какие установлены ограничения, как выбрать систему налогообложения, узнайте из нашей инфографики.
____________________________
1 Текст Проекта Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов можно скачать с официального сайта Минфина России.
2 С текстом законопроекта "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" можно ознакомиться на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
3 Данные опроса ВЦИОМ, проведенного 15-16 февраля 2014 года (опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России). С полными результатами опроса можно ознакомиться на корпоративном сайте ВЦИОМ.