Пытать нельзя, помиловать!

Мария Баст: "Россия способна стать инициатором разработки новых стандартов противодействия пыткам"10 апреля 2014 года одновременно со специальным заседанием ОБСЕ в Вене Ассоциация Адвокатов России за Права Человека провела круглый стол, посвященный противодействию пыткам и иному бесчеловечному обращению в России.

Под пытками понимается любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Нью-Йорк, 10 декабря 1984 год).

Под бесчеловечным обращением понимается причинение сильных физических и нравственных страданий, при этом цель причинения таких страданий может отсутствовать (Постановление ЕСПЧ от 18 января 1978 г. № 5310/71 по делу "Ирландия против Великобритании"; Ireland v. United Kingdom).

Согласно ст. 5 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Однако как показывают исследования и доклады различных международных организаций, проблема пыток и иного бесчеловечного обращения не решена ни в одной стране мира, несмотря на то, что необходимость защиты прав человека декларируется всеми цивилизованными государствами. По данным специалистов Ассоциации Адвокатов России за Права Человека, ежегодно в их приемную поступает до 200 жалоб на применение пыток. 

 

    ПРИМЕР
     

    Наиболее вопиющими случаями применения пыток в России являются дела Тельмана Мхитаряна и Дениса Калинина1. Тельман Мхитарян содержится под стражей с 24 августа 2010 года по настоящее время. У подозреваемого имеется серьезное заболевание сердца, во время нахождения в следственном изоляторе ему была присвоена вторая группа инвалидности, его самочувствие заметно ухудшается, а врачами даны рекомендации о необходимости оперативного вмешательства не позднее 1 марта 2014 года. По данному факту Тельман Мхитарян обратился в Европейский суд по правам человека, который своим решением от 5 февраля 2013 года № 46108/11 "Мхитарян против России" (Mkhitaryan v. Russia) признал наличие нарушений ст. 3 и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.). Данное решение вступило в законную силу, однако до настоящего времени операция подозреваемому не проведена.

    Денис Калинин 2 марта 2012 года подвергся избиению тремя неизвестными мужчинами, впоследствии оказавшимися сотрудниками полиции. Данные люди на протяжении нескольких дней удерживали его в квартире, заставляя дать признательные показания. Затем избиения и надругательства продолжались в отделении полиции. Многочисленные опухоли и гематомы на теле молодого человека были зафиксированы врачами. При доставлении в полицию Денис Калинин не был зарегистрирован, административный арест в отношении него также не применялся, допрос и задержание проходили без участия адвоката и понятых. Несмотря на множественные нарушения закона, Денис Калинин до сих пор находится под стражей. 


 

"Россия способна стать инициатором разработки новых стандартов противодействия пыткам!", – заявила председатель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека, адвокат Мария Баст. В целях формирования новой политики, направленной на решение вопроса применения пыток и иного бесчеловечного обращения, участники круглого стола внесли ряд предложений. 

1

Провести реформу общественных наблюдательных комиссий (ОНК), расширив их полномочия и исключив из числа членов представителей силовых структур.

ОНК действуют на постоянной основе в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"; далее – Закон № 76-ФЗ). Член партии "Яблоко" Николай Кавказский высказался за необходимость передать ОНК функцию надзора (сейчас ОНК осуществляют общественный контроль), а также ограничить возможность назначения членами ОНК бывших сотрудников правоохранительных органов и иных лиц, связанных с силовыми структурами. В настоящий момент членами общественных наблюдательных комиссий не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, лица, замещающие государственные должности России, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов федерации, должности государственной гражданской службы субъектов федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления (ч. 3 ст. 12 Закона № 76-ФЗ). Решение о назначении члена общественной наблюдательной комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры принимает Совет Общественной палаты (ч. 6 ст. 10 Закона № 76-ФЗ).

 

    ЦИТАТА
     

    Валентин Гефтер, директор Российского проекта поддержки ОНКВалентин Гефтер, директор Российского проекта поддержки ОНК:

    "Я уверен, что без полноценного вневедомственного и общественного контроля ничего изжить нельзя: мы можем написать кучу хороших норм, придумать массу механизмов, но без общественного контроля пользы от этого не будет".



2

Законодательно закрепить обязательную видеофиксацию при производстве всех следственных и процессуальных действий. 

Такую инициативу внес юрист правозащитного движения "Сопротивление", член ОНК г. Москвы Максим Пешков. По его мнению, данные изменения не только помогут противодействовать пыткам и иному бесчеловечному обращению, но и ограничат сотрудников правоохранительных органов от голословных и необоснованных обвинений в их адрес. Максим Пешков особо подчеркнул важность видеозаписи, демонстрирующей реальное участие защитника по назначению: "К сожалению, на практике встречаются случаи, когда с подозреваемым (обвиняемым) проводятся процессуальные действия без участия защитника, а потом подпись последнего чудесным образом появляется на всех необходимых документах. С такими фактами надо бороться".

3

Внести изменения в законодательство, направленные на минимизацию фактов личного взаимодействия граждан с сотрудниками правоохранительных органов без участия защитника.

Действующим УПК РФ не запрещено посещение следователем подозреваемого (обвиняемого) и проведение с ним бесед, и в случае, если такое общение происходило один на один, доказывание противоправных действий с той или иной стороны становится просто невозможным. "О чем может разговаривать следователь без адвоката, кроме как склонять человека к даче необходимых показаний, оказывать психологическое давление?" – негодует Максим Пешков. 

4

Предусмотреть обязанность вести производство следственных действий с участием подозреваемого (обвиняемого), не требующих выезда на местность, в специально оборудованных следственных комнатах.

Данное предложение направлено на исключение производства следственных действий в служебных кабинетах и неразрывно связано с предыдущими: обязательной видеофиксацией при производстве всех следственных и процессуальных действий и минимизацией фактов общения граждан с сотрудниками правоохранительных органов без участия защитника. Специальные следственные комнаты предлагается оборудовать в СИЗО, ИВС и всех помещениях следственных органов, и оснастить видеокамерами.

 

    ЦИТАТА
     

    Максим Пешков, юрист правозащитного движения "Сопротивление", член ОНК г. МосквыМаксим Пешков, юрист правозащитного движения "Сопротивление", член ОНК г. Москвы:

    "Очевидно, что постоянно ходить за руку с адвокатом невозможно, да и следователь при желании может совершить противоправное деяние вне процессуальных действий, в отсутствии защитника и видеофиксации. Работа технических средств также не безупречна. И тем не менее, данные меры будут способствовать сокращению числа пыток и иного бесчеловечного обращения в местах принудительного содержания".


 

5

Наладить регулярную работу сотрудников МВД России, Следственного комитета РФ, ФСБ России, ФСКН России и ФСИН России с психологами.

Адвокат, член президиума Национального антикоррупционного комитета Павел Зайцев так высказался о проблеме: "Самая распространенная причина пыток – добросовестное заблуждение сотрудников правоохранительных органов, что они действуют в интересах общества, государства, ради благой цели. Важно нравственное воспитание сотрудников и работа с ними психологов". Для решения нравственных проблем необходимо повысить общий уровень правосознания общества, уделить особое внимание учащимся целевых вузов, кадровому составу МВД России, Следственного комитета РФ, ФСБ России, ФСКН России и ФСИН России.

6

Проведение "показательных" судебных процессов над людьми, виновными в применении пыток и иного бесчеловечного обращения, с назначением им в качестве наказания реальных сроков лишения свободы.

Павел Зайцев посетовал на то, что в России практически не возбуждаются уголовные дела против сотрудников правоохранительных органов, допустивших применение пыток и иного бесчеловечного обращения. Чувство безнаказанности позволяет им совершать все новые и новые преступления. Широкое освещение судебных процессов в СМИ заставит причастных к пыткам лиц задуматься о неотвратимости жестокого наказания.

7

Проработать вопрос доказывания данного вида преступления, в частности, повысить ответственность за недостоверное проведение медицинской экспертизы.

Как правило, доказательная база при расследовании таких дел строится на результатах медицинской экспертизы и показаниях свидетелей. "Привлечь судебного эксперта к уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения практически невозможно. Он может добросовестно заблуждаться, ошибиться, и следователю, не имеющему специальных познаний в области медицины, даже распознать факт наличия в экспертизе недостоверных выводов будет крайне трудно. Что касается свидетельских показаний, то при наличии двух противоположных мнений суд скорее поверит человеку в погонах, чем подозреваемому (обвиняемому), пусть даже ранее не судимому", – делится своими соображениями Тимур Чекуев, юрист правозащитного движения "Сопротивление", помощник члена Общественной палаты РФ Ольги Костиной.

8

Инициировать создание подразделения на базе МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФСИН России, Следственного комитета РФ, которое специализировалось бы на расследовании таких категорий дел. 

"Нередко применяются пытки, следов которых не остается, например, лишение сна человека, и если люди не являются специалистами, они не смогут доказать их применение", – поясняет свою позицию относительно создания специального ведомства Павел Зайцев. Адвокат также отметил, что для эффективного расследования дел о применении пыток и иного бесчеловечного обращения необходимо поручать производство следственных действий должностным лицам и специализированным органам, пренебрегая территориальным принципом (например, расследование преступления, совершенного в Нижнем Новгороде, поручить следователю, работающему в Рязани). 

9

Дополнить УК РФ статьей "Применение пыток"

В настоящее время в случае возбуждения уголовного дела по факту применения должностным лицом пыток данное деяние квалифицируется по ст. 286 УК РФ – "Превышение должностных полномочий" либо по ст. 302 УК РФ – "Принуждение к даче показаний", что не совсем полно и точно отражает совершаемые действия. "Те должностные лица, которые привлекаются к ответственности за совершение пыток, идут по ст. 286 УК РФ, – рассказывает Валентин Гефтер, директор Российского проекта поддержки ОНК. – Мы прекрасно понимаем, что это уловка. И возможна она именно потому, что в УК РФ нет специальной статьи по применению незаконных методов воздействия с отягчающим обстоятельством "совершение деяния должностным лицом во время исполнения им служебных обязанностей". Нужно предусмотреть специальную статью, а не давать возможность правоохранительным органам скидывать все в одну кучу, тем более, все знают, какие облегченные условия наказания применяются к таким лицам сейчас". 

 

Выдвинутые предложения лягут в основу законопроекта, направленного на противодействие пыткам и иному бесчеловечному обращению в России, а участники круглого стола войдут в рабочую группу по его разработке.

 

Документы по теме:

Новость по теме:

Общественный контроль могут разрешить осуществлять в конвойных помещениях судов – ИА "ГАРАНТ", 11 марта 2014 г. 

Материалы по теме:

Заключение под стражу, домашний арест и залог: новые правила

Заключение под стражу, домашний арест и залог: новые правила
19 декабря 2013 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога". Авторы данного документа постарались соблюсти баланс между публичными интересами, связанными с применением мер процессуального принуждения, и важностью права на свободу личности.

Миграционная политика в РФ: противоречия в теории и практике

Миграционная политика в РФ: противоречия в теории и практике
4 февраля 2014 года состоялось специальное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему "Об обеспечении прав иностранных граждан в ходе процедур экстрадиции, депортации, выдворения и получения убежища в Российской Федерации", на котором среди прочего были рассмотрены вопросы противоречий между российским и международным законодательством, а также между сложившейся практикой осуществления миграционной политики в нашей стране.

 

________________________________

1 По данным Ассоциации Адвокатов России за Права Человека, озвученным на круглом столе 10 апреля 2014 года.