Тахограф – панацея или бремя?

Тахограф – панацея или бремя?С 1 апреля 2014 года за управление транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров без тахографа, а также за нарушение водителем режима труда и отдыха введен штраф. Соответствующие изменения затронули ст. 11.23 КоАП РФ. До 1 апреля действие этой статьи распространялось только на международные автомобильные перевозки.

Размер штрафа за отсутствие тахографа, а также за его нерабочее состояние, или нарушение правил его эксплуатации для граждан составляет от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ).

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров, установленного режима труда и отдыха влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ).

 

Для чего нужен тахограф

Юридические лица и предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее – ТС), обязаны устанавливать тахографы (ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Категории ТС, которые необходимо оснащать тахографами, установлены приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36. Среди них ТС, используемые для перевозки:

  • пассажиров и имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2) и превышает 5 тонн (категория M3);
  • грузов и имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2) и более 12 тонн (категория N3).

Среди вышеперечисленных категорий предусмотрено исключение ряда ТС (например, ТС категории M2, M3), осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки (маршрутки и городские автобусы), пассажирские и грузовые троллейбусы, ТС органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, ТС для коммунального хозяйства и содержания дорог и др.1

Для какой же цели устанавливается тахограф? В первую очередь, установка этого прибора необходима для осуществления контроля скоростного режима ТС и контроля режима труда и отдыха его водителя, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения. В дополнение к этому современные цифровые модели тахографа позволяют собственнику ТС отслеживать все его передвижения, дальность пробега и местоположение в реальном времени. 

ТАХОГРАФ – техническое средство контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, а также о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства.

Кроме того, установка тахографа способствует соблюдению социальных норм водителей, установленных Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.). 

Например, в соответствии со ст. 7 этого соглашения, после управления в течение 4,5 часов водитель должен сделать перерыв по крайней мере на 45 минут, если не наступает период отдыха, при этом, во время таких перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы.

Помимо этого, установка тахографа способствует созданию условий равной конкуренции в сфере автоперевозок – водители уже не будут круглосуточно гнать, а время, затраченное на один и тот же маршрут, у разных перевозчиков будет одинаковое.

Требования к тахографам, устанавливаемым на ТС, разработаны с целью обеспечения непрерывной, некорректируемой регистрации информации. Эти требования утверждены приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36 (далее – Требования).

Приведем основные из них (п.п. 2-6 Требований):

  • в состав тахографа должно входить само бортовое устройство и следующие внешние компоненты:
    • карты тахографа;
    • датчик движения;
    • антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;
    • антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS;
    • комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на ТС;
  • бортовое устройство должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус;
  • устройством должна быть обеспечена регистрация информации в некорректируемом виде в защищенной памяти.

Карты тахографа, позволяющие производить идентификацию и аутентификацию, пользователей, должны разделятся на следующие типы:

  • карта водителя;
  • карта контролера;
  • карта мастерской, которая устанавливает тахограф на транспортное средство;
  • карта предприятия, эксплуатирующее ТС.

Тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки.

 

Тахограф есть, контроля нет

По данным ГИБДД за 2013 год общее количество аварий превысило 200 тыс., при этом более 27 тыс. человек погибли, а каждое пятое ДТП случается при участии коммерческого транспорта.

По мнению экспертного сообщества причиной большинства инцидентов с участием коммерческих ТС является человеческий фактор. Низкая квалификация водителей, запредельное нарушение норм времени, проведенного за рулем одним водителем в погоне за большей прибылью – все это приводит к трагическим последствиям.

2 апреля 2014 года в Общественной палате РФ прошел круглый стол "Учет и контроль рабочего времени водителя как фактор безопасности дорожного движения". На встрече присутствовали представители МВД России, Минтранса России, Ространснадзора, крупнейших перевозчиков, производителей и установщиков тахографов. Основной темой для обсуждения был вопрос степени готовности системы контроля эксплуатации тахографов к 1 апреля 2014 года и, что является сдерживающим фактором такой готовности.

Каждый участник круглого стола высказал свою точку зрения.

Так, заместитель генерального директора ФБУ "Росавтотранса" Армен Хачатрян отметил, что на территории РФ установка тахографов на вновь изготавливаемые автобусы с числом мест более 20 и грузовые ТС с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок обязательна с 1 января 1998 года. Однако, до сих пор ими оснащена лишь малая часть всех ТС указанной категории.

Участники выявили несколько основных проблем, с которыми приходится сталкиваться на сегодняшний день при реализации оснащения ТС системой тахографии.

Во-первых, недостаточно развита инфраструктура, позволяющая водителям соблюдать режим труда и отдыха. Нехватка оборудованных придорожных стоянок для большегрузного транспорта, особенно на дорогах не федерального значения.

Во-вторых, до вступления в действие ст. 11.23 КоАП РФ привлечь на практике к ответственности за несоблюдение водителем ТС режима труда и отдыха можно было только перевозчиков, занимающихся международными и регулярными пассажирскими перевозками. Поскольку деятельность по осуществлению перевозок пассажиров подлежит лицензированию, и в перечень лицензионных требований входит требование об оснащении ТС техническими средствами контроля за соблюдением режима труда и отдыха норма. При осуществлении международных перевозок размер штрафов за несоблюдение аналогичных требований в иностранных государствах превышает в десятки и даже сотни раз. Так, например, при въезде на территорию Финляндии отсутствие или нерабочее состояние тахографа может послужить основанием для отказа во въезде в страну. В случае же нарушения режима труда и отдыха внутри Финляндии водителю грозит штраф, который рассчитывается пропорционально его доходу и может составлять до 25% размера ежемесячного заработка.

Все остальные внутрироссийские перевозчики могли безбоязненно осуществлять свою деятельность при отсутствии систем тахографии и нарушать нормы труда и отдыха водителей.

В-третьих, производители тахографического оборудования обращают внимание на то, что при установки приборов мастерскими допускаются грубые нарушения – тахографы встраиваются в среду ТС некорректно, что в свою очередь сводит на нет эффективность применения системы контроля соблюдения режима труда и отдыха.

"Сегодня невозможно проконтролировать работу мастерской, потому что ФБУ "Росавтротранс" ведет только учет мастерских. Отсутствует функция аккредитации, которая позволила бы проводить регулярные проверки мастерских. Те мастерские, которые свою работу делают не должным образом, должны быть лишены соответствующей аккредитации и вычеркнуты из реестра", – отметил Алексей Макаров, президент компании "АТОЛ", являющейся одним из производителей тахографического оборудования.

Кроме того, несмотря на высокую степень защиты, существует возможность технически "обмануть" или просто отключить работу тахографа самими водителями. Как противодействие таким нарушениям, было предложено ввести уголовную ответственность за подобные нарушения, по аналогии с зарубежными странами.

В-четвертых, даже после введения штрафных санкций за нарушение установленных правил использования тахографа контролю за соблюдением этих правил препятствует отсутствие знаний и навыков у водителей грамотного обращения с прибором либо непонимание некоторых участников дорожного движения обязательности установки подобных систем.

Председатель межрегионального профсоюза "Таксист", председатель правления Общероссийского профсоюза автомобильного и общественного транспорта Ярослав Щербинин заметил, что большинство водителей просто не в курсе каких-то требований, приказов: "Очень многие водители из числа индивидуальных предпринимателей и физических лиц свято убеждены, что нормы труда и отдыха их не касаются, так как они работают на себя, соответственно они могут позволить себе по 12, 14 часов проводить за рулем, и это никого кроме них, не затрагивает".

В результате встречи был отмечен ряд предложений, необходимых, по мнению участников, для начала полноценного функционирования системы контроля режима труда и отдыха в России:

  • необходимо выстроить систему норм режимов труда и отдыха водителей в виде алгоритмов или программ, с возможностью ее дальнейшей автоматической обработки при контроле инспектирующими органами и администрацией автотранспортных предприятий;
  • определить на уровне Правительства РФ порядок проведения контроля, осуществляемого инспектирующими органами на дорогах и автотранспортных предприятиях. Инспектор должен четко понимать, где и что он может потребовать, а водитель и администратор предприятия, где и что они обязаны предоставить;
  • обеспечить качество выпускаемой в обращение тахографической продукции, для чего обеспечить ее тестирование на соответствие требованием приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36 в полном объеме, в рамках уполномоченных лабораторий по утвержденным методикам (создать центр для проведения проверки на полноту функциональности и совместимости тахографического оборудования);
  • определить требования к программам подготовки инспекторов контролирующих органов и мастеров сервисных центров, осуществляющих свою деятельность в рамках внутрироссийских перевозок, для чего расширить полномочия Минтранса России в части установления требований к объему и программе обучения специалистов мастерских и контролеров;
  • ввести механизм осуществления качества выполняемых работ, со стороны сервисных станций, поскольку в настоящее время ФБУ "Росавтотранс" осуществляется лишь учет мастерских проводимый на основании предоставленных мастерской документов. Механизм учета не позволяет осуществлять фактическую проверку соответствия требованиям учитываемых мастерских. Отсутствие фактической проверки приводит к бесконтрольности работы мастерских и снижению качества выполняемых работ. Для реализации данного предложения необходимо ввести механизмы аккредитации мастерских, что позволит уполномоченному органу осуществлять практическую проверку мастерских;
  • учитывая, что действующий ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке", разработан в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720, предъявляет требования к установке тахографа, но не содержит требований к самому тахографу и не определяет его как автокомпонент, необходимо внести изменения в ГОСТ в части детализации и синхронизации требований к тахографам, а также требований автопроизводителей к тахографу, как к автокомпоненту.

По итогам проведения круглого стола будет создана рабочая группа, задачей которой станет доработка итоговой резолюции и направление документа во все профильные ведомства.

Оснащение коммерческого транспорта тахографами, в первую очередь, участвующего в перевозках пассажиров и грузов, безусловно, позволяет значительно снизить число ДТП, происходящих по причине нарушения водителями труда и отдыха. Но только вкупе с должным участием всех звеньев системы – производителями, установщиками, перевозчиками и контрольными органами, а также эффективными мерами ответственности, можно добиться планируемого результата.

 

Документы по теме: 

Новости по теме: 

_____________________________

1 Полный перечень исключений см. приложение № 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36.