Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 6
Из этого материала вы узнаете, как правильно составлять и публиковать планы-графики, в чем разница между подготовкой документации для закупки товаров различной стоимости, всегда ли необходимо предоставлять банковскую гарантию, как заключать государственный контракт об оказании услуг связи.
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Георгий Сухадольский.
Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд: |
Правительством РФ установлен Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), а высшим исполнительным органом государственной власти субъекта федерации устанавливается дополнительный перечень при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд данного субъекта. В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в эти перечни, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, товары, работы, услуги, включенные в аукционный перечень, можно закупать и путем проведения запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с российским законодательством учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ установление обеспечения исполнения контракта при проведении конкурсов и аукционов является обязательным. Способ обеспечения исполнения контракта (банковская гарантия или денежные средства) определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Заказчиком должно быть предоставлено право выбора одного из предусмотренных законодательством способов.
Обеспечение исполнения контракта не применяется в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением; осуществления закупки услуги по предоставлению кредита; заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (ч. 8 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее – Закон № 147-ФЗ) к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, перечисленные в Перечне услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам. Таким образом, в случае отнесения услуг связи к общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи заказчик вправе проводить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), основываясь на положениях п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может проводиться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147-ФЗ.
В случае осуществления организацией регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод она обязана руководствоваться Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ). Для того, чтобы перейти на работу по Закону № 44-ФЗ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
- доля государства или муниципалитета в уставном капитале организации в совокупности не должна превышать 50%;
- общая выручка от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от регулируемых видов деятельности не должна превышать 10% от всех видов осуществляемой организацией деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (сейчас – на официальном сайте zakupki.gov.ru) (ч. 2.1. ст. 1 Закона № 223-ФЗ).
В ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ установлено, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ.
Таким образом, при обеспечении государственных и муниципальных нужд нормы гражданского и бюджетного законодательства могут применяться лишь в части, не противоречащей Закону № 44-ФЗ, а значит, даже при совершении покупки в 100 руб. необходимо заключать контракт.
Законом № 44-ФЗ запрета на совмещение должностей контрактного управляющего и председателя комиссии по закупкам не установлено. Ограничения к составу комиссии по осуществлению закупок установлены в ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ. С учетом соблюдения указанных требований, назначение контрактного управляющего председателем комиссии по закупкам – это право заказчика.
Частью 2 и ч. 3 ст. 63 Закона № 44-ФЗ предусмотрены различные сроки размещения в информационной системе извещения о проведении электронного аукциона в зависимости от размера начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Так, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Кроме того, размер обеспечения заявки также зависит от того, превышает ли начальная (максимальная) цена контракта 3 млн руб. или нет. В соответствии с ч. 14 ст. 44 Закона № 44-ФЗ по общему правилу размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта, а в случае, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., установлен твердый размер обеспечения заявки – 1% начальной (максимальной) цены контракта.
Исполненные договоры подлежат оплате. Сведения об исполнении необходимо внести в реестр контрактов.
До 1 января 2014 года размещение заказов производилось в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Закупки 2013 года должны были быть отражены в плане-графике размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2013 год в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27 декабря 2011 г. "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков". Таким образом, сведения о заказах, размещенных в 2013 году, в план-график на 2014 год не включаются, и договоры, заключенные в 2013 году в соответствии с лимитами 2014 года, не учитываются в совокупном годовом объеме закупок 2014 года, который исчисляется в соответствии с планом-графиком размещения заказов на 2014 год.
Согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе (до введения ее в действие – на официальном сайте zakupki.gov.ru) планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, установленных совместным приказом Минэкономразвития России № 544 и Казначейства России № 18н от 20 сентября 2013 г. "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы".
Порядок размещения в Интернете планов-графиков установлен приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27 декабря 2011 г. "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков".
Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.
Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
- Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы"
Новости по теме:
- Сельскохозяйственные товаропроизводители могут стать участниками системы госзакупок – ИА "ГАРАНТ", 19 февраля 2014 г.
- Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ИА "ГАРАНТ", 17 февраля 2014 г.
- Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ИА "ГАРАНТ", 13 февраля 2014 г.
- Нарушения законодательства РФ в сфере закупок будут выявлены в ходе ведомственного контроля – ИА "ГАРАНТ", 12 февраля 2014 г.
- Запущен портал "ГосЗатраты", предназначенный для мониторинга всех государственных и муниципальных закупок – ИА "ГАРАНТ", 5 февраля 2014 г.
- Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу – ИА "ГАРАНТ", 16 января 2014 г.
- C 1 января 2014 года участие в электронных аукционах стало бесплатным – ИА "ГАРАНТ", 16 января 2014 г.
- Установлены случаи указания в документации о закупке формулы и максимального значения цены контракта – ИА ГАРАНТ", 15 января 2014 г.
- В России создадут ситуационный центр для контрактной системы – ИА "ГАРАНТ", 29 ноября 2013 г.
- Утвержден порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту – ИА "ГАРАНТ", 28 ноября 2013 г.
- Сведения о недобросовестных поставщиках будут включаться в специальный реестр – ИА "ГАРАНТ", 27 ноября 2013 г.
- Премьер-министр РФ дал министерствам ряд указаний по повышению эффективности бюджетных расходов – ИА "ГАРАНТ", 1 ноября 2013 г.
- Законопроект о штрафах за нарушение правил госзакупок внесен в Госдуму – ИА "ГАРАНТ", 29 октября 2013 г.
- Премьер-министр РФ дал ряд поручений по совершенствованию общественного контроля госзакупок – ИА "ГАРАНТ", 16 сентября 2013 г.
- Определен орган, ответственный за организацию единой информационной системы в сфере закупок – ИА "ГАРАНТ", 3 сентября 2013 г.
- Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере госзакупок – ИА "ГАРАНТ", 30 августа 2013 г.
- Поставщики отечественных товаров для государственных нужд получат преференции – ИА "ГАРАНТ", 5 июня 2013 г.
- Малый и средний бизнес получит больше заказов от естественных монополий – ИА "ГАРАНТ", 4 июня 2013 г.
- Подписан новый закон о государственных и муниципальных закупках – ИА "ГАРАНТ", 8 апреля 2013 г.
Материалы по теме:
Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.
Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.
Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 5
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.
Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 4
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.
Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3
Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.
Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.
Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.
Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.
Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова.
Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.
Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).
Мнение:
Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок...
Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры"