Новые "антипиратские" меры в Интернете
На данный момент в Госдуму внесен и принят в первом чтении законопроект № 458668-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Документ предусматривает введение механизма блокировки любой информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав. Инициатором законопроекта изначально является депутат и первый заместитель Председателя Госдумы Сергей Железняк.
Напомним, что в настоящий момент подобный механизм действует только в отношении информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы (кинофильмы и телефильмы). Соответствующие изменения были введены в законодательство Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" (далее – "антипиратский" закон) и применяются с 1 августа 2013 года.
Таким образом, фактически речь идет о расширении сферы действия данного механизма и распространении его на все остальные объекты авторских и смежных прав (музыку, программы для ЭВМ, фотографии и пр.). Надо сказать, что внесение подобных изменений являлось только вопросом времени, так как они были запланированы уже на момент принятия "антипиратского" закона. При этом попытки реализовать их имели место и ранее со стороны депутатов – соответствующий законопроект был внесен 17 сентября 2013 года и возвращен 11 марта 2014 года в связи с нарушением регламента Госдумы1. Также аналогичный документ разработало Минкультуры России. Однако он не предусматривал защиту фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений 2.
Стоит отметить, что параллельно выдвигались и рассматривались инициативы по отмене "антипиратского закона". Так, соответствующая петиция набрала более 100 тыс. голосов на сайте Российской общественной инициативы. Тем не менее, 14 октября 2013 года экспертная рабочая группа вынесла отрицательное решение, признав внесение предлагаемых общественностью изменений в законодательство нецелесообразным со ссылкой на международные обязательства России3. Также с целью отмены "антипиратского" закона депутатом Госдумы Иваном Мельниковым 28 августа 2013 года в нижнюю палату был внесен законопроект. Документ до настоящего момента на пленарном заседании так и не рассмотрен4. Также группой экспертов при поддержке НП "Ассоциация интернет-издателей", Ассоциации пользователей Интернета, кафедры новых медиа факультета журналистики МГУ им. М. В.Ломоносова и ряда других организаций в ноябре 2013 года был подготовлен доклад, в том числе, содержащий критику "антипиратского" закона.
Несмотря на это, профильное министерство – Минкомсвязи России – положительно оценивает первые итоги реализации "антипиратского" закона.
"Прошедший год стал переломным с точки зрения борьбы с пиратством в сети. Закон реально заработал и принес результаты. Пиратский видео-контент стало найти сложнее. Число плательщиков за легальный контент увеличилось на 30%. И это уже серьезно. Уверен, что на этой цифре мы не остановимся. Наша задача на 2018 год – довести данный показатель до 30 млн человек", – заявил Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров в ходе "Правительственного часа" в Госдуме 15 января 2014 года5.
МНЕНИЕ
Саркис Дарбинян, адвокат Коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры", советник РАЕН по отделению проблем права, член "Пиратской Партии России", блоггер, правозащитник:
"Мы не разделяем оптимизма министра связи и полагаем, что осуществляется фальсификация эффективности действия "антипиратского" закона. Все заблокированные Мосгорсудом раздачи на торрент-трекерах все также легко можно найти в сети на множестве российских и иностранных сайтов. Технологии всегда опережают право. Множество торрент-трекеров запаслись целым пулом IP-адресов и доменных имен. В случае блокировки сайта по конкретному URL или IP, раздача того же самого контента в p2p может тут же появиться по другому сетевому адресу. Кроме того, существующие технические меры для обхода блокировок позволяют пользователям с легкостью обходить любые ограничения доступа к сайтам.
При этом правообладателю каждый раз надо заново проходить всю сложную бюрократическую процедуру по подаче в Мосгорсуд ходатайства о принятии обеспечительных мер. Примеры международной практики (и в частности дело непотопляемой "Пиратской бухты") подтверждают, что законодательные запреты крайне неэффективны и не решают проблему цифрового пиратства. Выбранный государственный подход к защите авторских прав, лежащих в сфере частных интересов, непродуктивен и неэффективен. Именно поэтому мы предлагаем сегодня более сбалансированный, новый подход к реформе авторских прав в цифровую эпоху.
Основные особенности законопроекта
На данный момент ст. 15.2. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон) предусматривает удаление владельцем сайта контента, нарушающего исключительные права на фильмы, после получения уведомления от провайдера хостинга. Авторы законопроекта предлагают смягчить данную норму и вместо этого закрепить обязанность ограничивать доступ, но уже к любой информации, нарушающей авторские и смежные права, а не только к фильмам.
Одновременно вводится новая норма, предусматривающая обязанность провайдера хостинга сообщить владельцу об отмене мер по ограничению доступа к информационному ресурсу и необходимости разблокировки. Провайдер хостинга должен сделать это в течение одного рабочего дня со дня получения соответствующего уведомления от Роскомнадзора. Напомним, что на данный момент ч. 6 ст. 15.2 Закона таких положений не предусматривает. При этом в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении также поднимался вопрос о закреплении обязанности владельца сайта разблокировать контент.
Помимо этого, авторы законопроекта предлагают пересмотреть механизм блокировки информационных ресурсов операторами связи (т.е. в тех случаях, когда владелец сайта и провайдер хостинга не выполнили свои обязанности по блокировке). Так, оператор связи должен будет ограничить доступ к незаконно размещенной информации в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом.
Стоит отметить, что сейчас в подобных случаях оператор обязан ограничить доступ не к незаконно размещенной информации, а к информационному ресурсу, в том числе к сайту Интернете, или к странице сайта. При этом согласно законопроекту, в случае отсутствия у оператора связи технической возможности ограничить доступ к незаконно размещенной информации оператор связи обязан ограничить доступ ко всему информационному ресурсу.
"Помимо расширения объектов охраняемых авторских прав, совершенствуется механизм блокировки нелегального контента. В соответствии с судебным актом, оператор связи должен будет ограничивать доступ не просто к месту, где размещен нелегальный контент, а к самому пиратскому материалу, с тем, чтобы после принятого решения он не появлялся на ресурсе вновь. Мы также отдельно прописали, что только в случае отсутствия у оператора связи технической возможности ограничить доступ к незаконно размещенной информации, оператор связи должен будет ограничить доступ к такому информационному ресурсу", – пояснил Сергей Железняк.
Еще одна инициатива депутатов, зафиксированная в законопроекте – положение об освобождении оператора связи от ответственности перед правообладателем и пользователем за ограничение доступа к информации. Напомним, что в настоящий момент аналогичные нормы уже действуют в отношении провайдера хостинга, владельца сайта (ч. 4 ст. 17 Закона).
Механизм принятия обеспечительных мер
Аналогичным образом расширяется и компетенция Мосгорсуда – он будет рассматривать в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой всех авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете, по которым им же ранее приняты предварительные обеспечительные меры.
"Законопроект нарушает процессуальные права правообладателей, находящихся за пределами города Москвы, изъявивших желание защищать свои права предлагаемым способом. Наделение Мосгорсуда исключительной компетенцией на рассмотрение указанных дел тем самым ограничивает права авторов и владельцев сайтов на доступ к правосудию", – отмечает Саркис Дарбинян.
Помимо этого, возникают опасения, связанные с перегрузкой Мосгорсуда заявлениями о принятии обеспечительных мер и последующими исковыми заявлениями.
Согласно статистике Мосгорсуда, за 5 месяцев 2013 года (с момента начала действия "антипиратского" закона и до конца года) им рассмотрено 116 материалов о принятии обеспечительных мер защиты исключительных прав. При этом согласно опубликованным на сайте Мосгорсуда документам, по итогам вынесено 77 определений о предварительном обеспечении защиты исключительных прав, а за первые два месяца 2014 года – 31. Однако в данном случае речь идет только о кинофильмах и телевизионных фильмах.
По оценке Председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, количество исков в Мосгорсуд по данному вопросу увеличится в тысячи раз, особенно если учитывать и те произведения, которые не подлежат государственной регистрации. По его словам, на данный момент проработкой данной проблемы занимается специальная рабочая группа из представителей Госдумы, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В частности, согласно заявлению Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексея Митрофанова, как вариант, дорогостоящие объекты защиты могут остаться под надзором Мосгорсуда, а остальные перейдут в Суд по интеллектуальным правам.
Тем не менее, стоит отметить, что 17 декабря 2013 года владельцы исключительных прав на фильмы, а также интернет-ресурсы, распространяющие соответствующие виды контента, подписали Меморандум о сотрудничестве с целью соблюдения авторских прав. Инициатором разработки документа выступил Роскомнадзор.
Меморандум предполагает досудебный порядок разрешения спорных вопросов по поводу незаконного размещения пользователями фильмов на интернет-сервисах. Правообладатели будут информировать администраторов сайтов о нарушении их пользователями исключительных прав. В случае получения соответствующего уведомления, интернет-площадки, в свою очередь, должны принять незамедлительные меры по блокировке или удалению "пиратского" видеоконтента.
Указанный документ, безусловно, может способствовать снижения нагрузки на Мосгорсуд и упрощению механизма защиты авторских и смежных прав. Однако стоит иметь в виду, что ряд крупнейших ресурсов, таких как Яндекс, Google, ВКонтакте и Рамблер Меморандум до настоящего момента не подписали.
Последствия принятия закона
Несмотря на подготовленные изменения, механизм блокировки сохраняется практически в неизменном виде. При этом очевидно, что в связи с расширением круга объектов авторских и смежных прав, охраняемых "антипиратским" механизмом, увеличится и масштаб проблем, связанных с его реализацией (например, это касается блокировки сайтов по IP-адресу, когда под ограничение попадают добропорядочные ресурсы).
МНЕНИЕ
Саркис Дарбинян, адвокат Коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры", советник РАЕН по отделению проблем права, член "Пиратской Партии России", блоггер, правозащитник:
"Несомненно, законопроект депутата Железняка вреден для общества, и, в случае его принятия, способен внести хаос в Рунете. Предлагаемый механизм для защиты исключительных прав способен ввести новый правовой инструмент для конкурентных войн в целях закрытия любого сайта в Интернете и копирайтного троллинга. Ну и конечно, закон не может выборочно охранять интересы лишь крупных корпоративных правообладателей высокобюджетного контента. Федеральный закон должен предоставлять подобную охрану всем без исключения авторам. Учитывая, что ст. 1259 ГК РФ признает в качестве объектов авторских прав любые произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, то, очевидно, "антипиратским" законом могут воспользоваться и авторы "селфи", "любительских видео", UGC, постов в социальных сетях и все те, кто хоть что-то когда-либо создал в цифровом пространстве.
Вместе с тем, законопроект способен спровоцировать отток интернет-бизнеса за пределы России, регрессировать развитие передовых средств в области коммуникации и взаимодействия интернет-пользователей, а также ограничить конституционные права и свободы граждан России на получение и распространение информации, так как даже за одно нарушение на любой объект авторского/смежного права может быть заблокирован крупный ресурс с многомиллионной пользовательской аудиторией".
Согласно опросу, проведенному информационно-правовым порталом www.garant.ru, только 12% респондентов однозначно высказались за принятие законопроекта. Еще 17% поддержали инициативу депутатов, но с оговоркой о том, что должны появиться сайты, позволяющие приобретать контент за умеренную плату и с таким же широким выбором, который в данный момент обеспечивают "пиратские" ресурсы. При этом 60% высказались однозначно против законопроекта (из них 25% считают, что он несовершенен и создаст предпосылки для злоупотреблений и ограничения доступа к добросовестным сайтам, а 35% в принципе против каких-либо запретов на распространение объектов авторских и смежных прав в Интернете). Кроме того, 5% высказали безразличное отношение к документу, и 6% затруднились с ответом.
Планируется, что расширение сферы действия "антипиратского" закона произойдет с 1 июля 2014 года. Однако в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении уже прозвучали предложения о переносе данного срока на 1 октября 2014 года, так как именно с этой даты в основном вступают в силу принятые недавно поправки в часть четвертую ГК РФ, также направленные на защиту авторских и смежных прав.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях"
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
- Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Новости по теме:
- Сайты с любым нелегальным контентом хотят блокировать – ИА "ГАРАНТ", 14 марта 2014 г.
- Изменен порядок государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации – ИА "ГАРАНТ", 13 марта 2014 г.
- В России планируется создать представительство Всемирной организации интеллектуальной собственности – ИА "ГАРАНТ", 28 февраля 2014 г.
- В России будет создана Федеральная служба по интеллектуальным правам – ИА "ГАРАНТ", 26 ноября 2013 г.
- В Госдуму внесен законопроект о защите нарушенных интеллектуальных прав в сети Интернет – ИА "ГАРАНТ", 17 сентября 2013 г.
- Депутаты предлагают отменить "антипиратский" закон – ИА "ГАРАНТ", 28 августа 2013 г.
- Закон о защите исключительных прав на фильмы в Интернете подписан Президентом РФ – ИА "ГАРАНТ", 3 июля 2013 г.
- Для информационных посредников могут быть введены штрафы за отказ от удаления пиратских фильмов – ИА "ГАРАНТ", 25 июня 2013 г.
Материалы по теме:
Новая "антипиратская" инициатива: окажутся ли под защитой все объекты авторских прав
1 августа 2013 года вступил в силу так называемый "антипиратский" закон, направленный на защиту авторских и смежных прав в Интернете. Пока он распространяется только на фильмы, однако в Госдуму уже внесен законопроект, предлагающий предоставить защиту обладателям и иных объектов интеллектуальной собственности — музыки, литературы, программного обеспечения и т. д. О том, какие объекты авторских прав окажутся под защитой, какие важные процедурные изменения предлагаются и каковы позиции всех заинтересованных сторон по поводу расширения сферы действия "антипиратского" закона, допустимо ли использовать одинаковую модель защиты для всех видов контента и т. д., читайте в нашем материале.
"Антипиратский" закон: первые итоги реализации и перспективы
По некоторым оценкам, в нашей стране насчитывается около 2,5 тыс. сайтов, распространяющих нелегальный контент. 1 августа 2013 года вступил в силу так называемый "антипиратский" закон. О том, какой порядок действий по борьбе с нарушениями авторских прав закрепили поправки и каковы ее первые результаты, пострадают ли добросовестные сайты и рядовые пользователи, что такое "облачные" технологии и "невидимый Интернет" и какие еще пути обхода законодательства придумали пираты, а также о перспективах законодательства в этой сфере читайте в нашем материале.
_____________________
1 Текст законопроекта № 342640-6 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" размещен на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет" можно ознакомиться на официальном сайте Минкультуры России.
3 Информация опубликована на официальном сайте Российской общественной инициативы.
4 Текст законопроекта № 336400-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов деятельности в сфере использования информационно-телекоммуникационных технологий" размещен на официальном сайте Госдумы.
5 Текст выступления министра опубликован на официальном сайте Минкомсвязи России.