Чудеса на виражах, или Помогут ли "невозвратные" билеты снизить цену на авиаперевозки
Как свидетельствуют данные официальной статистики, популярность авиаперелетов в нашей стране с каждым годом возрастает. Так, по информации Росстата, рост пассажирооборота воздушного транспорта в мае 2013 года составил 22,6% в сравнении с показателями мая 2012 года1. Повышение цен на услуги воздушного транспорта за 2012 год составило 10,2%, и это самый высокий показатель среди всех видов транспорта (для сравнения — автомобильный транспорт подорожал на 6,5%, а железнодорожный — на 5,2%)2.
Однако объемы пассажирских авиаперевозок в России могли бы развиваться еще более впечатляющими темпами, если бы не высокая стоимость перелета. Как отметил министр транспорта РФ Максим Соколов, выступая на посвященном вопросам развития региональной авиации совещании 13 марта 2013 года, средняя цена билетов в обе стороны в экономклассе на внутренних авиарейсах составляет 23,2 тыс. руб., что эквивалентно среднемесячной заработной плате, которая по данным Росстата составила в прошлом году 26,8 тыс. руб3. За рубежом стоимость перевозки на борту региональной авиакомпании туда и обратно не превышает 5% среднемесячной заработной платы населения4.
Из чего складывается цена на авиабилет?
Стоимость билета на самолет зависит от нескольких составляющих — пассажирского тарифа, который покрывает расходы авиакомпании на обеспечение и выполнение перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза, а также сборов, которые могут не входить в состав тарифа и взиматься отдельно от него. К таким сборам относятся: сбор за бланк билета, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированного бронирования, иностранные сборы, а также дополнительная плата за предоставление услуг повышенной комфортности (раздел II Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утв. приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. № 155 (далее — Правила формирования и применения тарифов).
Минимальный размер нормы бесплатного провоза багажа составляет 10 кг на человека. Конкретное значение этой нормы, как правило, в сторону увеличения, устанавливается перевозчиками, но летящие одним рейсом пассажиры могут потребовать рассчитать норму багажа применительно ко всей их группе (п. 122, п. 127 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (утв. приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее — Общие правила). К примеру, если у одного пассажира вес багажа составляет 3 кг, а у другого — 7 кг, то при такой схеме расчета на каждого из них будет приходиться по 5 кг багажа.
Для некоторых категорий пассажиров законодатель предусмотрел обязательное снижение тарифа на авиаперевозку:
Дети. Размер скидки при покупке билета для ребенка зависит от его возраста.
Таблица 1. Стоимость авиаперевозки несовершеннолетних пассажиров (п. 106 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (утв. приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82).
Пассажир | Стоимость перелета | |
Один ребенок в возрасте до двух лет (без предоставления отдельного места) | Внутренние рейсы | Международные рейсы |
Бесплатно | Со скидкой в размере 90% от тарифа | |
Один ребенок в возрасте до двух лет (с предоставлением отдельного места по просьбе сопровождающего) | Со скидкой в размере 50% от тарифа | |
Другие следующие с пассажиром дети в возрасте до двух лет (предоставляется отдельное место) | ||
Дети в возрасте от двух до двенадцати лет (предоставляется отдельное место) |
Обязанность перевозчика предоставить льготы при перевозке несовершеннолетних пассажиров закреплена в ч. 3 ст. 106 Воздушного кодекса РФ. В 2011 году авиакомпании "Полет", "Сибирь" и "Ютэйр" обратились в Конституционный Суд России с жалобой о неконституционности этого положения. Арбитражные суды неоднократно отказывали этим авиаперевозчикам в компенсации расходов, понесенных ими в результате льготной перевозки детей в возрасте от двух до 12 лет, за счет бюджетных средств. По мнению заявителей, такое обременение возлагает на авиакомпании социальные обязательства государства без соблюдения баланса публичных и частных интересов и приводит к принудительному отчуждению имущества для государственных нужд без какого-либо возмещения. Конституционный Суд России принял беспрецедентное решение, посчитав возможным воздержаться от конституционной оценки оспариваемой нормы. Вместе с тем, Суд указал, что выполнение коммерческими организациями обязанностей публичного характера за собственный счет не согласуется с основной целью их деятельности и при отсутствии механизма возмещения понесенных ими расходов приводит к неправомерному ограничению их конституционных прав. Фактически Суд порекомендовал законодателю самостоятельно обеспечить достижение баланса интересов, уклонившись от оценки конституционности закона (Постановление КС РФ от 20 декабря 2011 г. № 29-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Авиационная компания "Полет" и открытых акционерных обществ "Авиакомпания "Сибирь" и "Авиакомпания "ЮТэйр").
Инвалиды. Пассажиры, лишенные зрения или слуха, а также пассажиры в кресле-коляске, неспособные передвигаться самостоятельно, по согласованию с перевозчиком, могут летать без сопровождающего. Незрячий пассажир может совершать перелет в сопровождении собаки-поводыря, которая провозится бесплатно сверх установленной бесплатной нормы багажа (п. 111-113 Общих правил). 7 июня 2013 года президент подписал закон, устанавливающий дополнительные гарантии для пассажиров, являющихся инвалидами. Сейчас ч. 3 ст. 107 Воздушного кодекса РФ позволяет перевозчику расторгнуть в одностороннем порядке договор в случае, если состояние здоровья пассажира требует особых условий перевозки. Поправками уточнено, что отказ со стороны авиакомпании от перевозки правомерен только, если пассажир неспособен к самообслуживанию, имеет ограниченную мобильность и при этом следует без сопровождающего лица. Кроме того, закреплен перечень услуг, которые должны оказываться инвалидам бесплатно как в аэропорту (например, например, сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта, предоставление кресла-коляски, обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него), так и на борту самолета (предоставление кресла-коляски и т.д.) (Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации").
Сложнее дело обстоит с перевозкой больных на носилках, которые по согласованию с перевозчиком могут перевозиться без сопровождающего. Общие правила (п. 110) закрепляют, что таким пассажирам предоставляются дополнительные места с оплатой, установленной перевозчиком. Авиакомпании самостоятельно определяют размер доплаты, и она может быть довольно существенной. Так, в авиакомпании "Россия" за перевозку пассажира, нуждающегося в транспортировке на носилках, взимается плата в размере применяемого тарифа с надбавкой 500% (стоимость пяти дополнительных мест).
При отсутствии условий для перевозки больных на носилках авиакомпания может отказать ему в перевозке. Это правило в 2012 году оспаривалось правозащитниками в судебном порядке, однако Верховный Суд РФ признал его не противоречащим закону, пояснив, что отказ происходит не по причине инвалидности, а из-за отсутствия на некоторых судах соответствующих условий. Суд указал при этом, что возможность отказа в перевозке больного на носилках не освобождает перевозчика от обязанности предложить такому лицу приемлемую альтернативу (решение ВС РФ от 14 ноября 2012 г. № АКПИ12-1299). Примером может служить предоставление пассажиру места в другом самолете, оборудованным надлежащим образом.
Группы пассажиров. Правила формирования и применения тарифов устанавливают, что групповой тариф применяется для пассажиров, следующих совместно по всему маршруту перевозки и имеющих общие интересы для путешествия. При этом пассажир в возрасте старше 12 лет, занимающий отдельное место, считается одним членом группы, два пассажира — двумя членами и т.п. Если же число пассажиров в возрасте до 12 лет составляет нечетное число, то количество членов группы округляется в меньшую сторону (Раздел VII). Авиакомпании самостоятельно определяют как минимальное количество пассажиров в группе для применения специального тарифа, так и условия такого тарифа. К примеру, ОАО "Аэрофлот", ОАО Авиакомпания "ТРАНСАЭРО" и ОАО "Авиакомпания "Сибирь" предлагают особые условия для групп численностью не менее 10 человек, при этом стоимость перелета в каждом отдельном случае рассчитывается индивидуально.
Вместе с тем, дороговизна авиабилетов в целом остается очевидной, что вынуждает государство совместно с авиаперевозчиками искать пути снижения тарифов на перелеты.
Каким образом можно снизить цену билета на авиаперевозку?
При продаже авиабилетов на регулярные рейсы всегда остается риск выкупа не всех мест в салоне самолета. Так, по данным Росавиации, процент занятости пассажирских кресел у пяти крупнейших авиаперевозчиков за январь-июнь 2012-2013 гг. составил от 75,2% до 83,5%5. Чтобы не оставаться в накладе, авиакомпании повышают стоимость перевозки примерно на 30%.
15 июля 2013 года в Госдуму поступил разработанный группой депутатов законопроект, предлагающий внесение поправок в Воздушный кодекс РФ6. Одним из основных нововведений является предоставление авиаперевозчикам права устанавливать тарифы на авиаперевозки с условием невозвратности. В целом число таких тарифов не должно превышать 30% от всех от установленных им на маршруте воздушной перевозки тарифов (ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в нов. ред.). Предполагается, что поправки, разрешающие авиакомпаниям устанавливать такие специальные тарифы, позволят им снизить риски возврата пассажирами билетов, и следовательно, продавать невозвратные билеты дешевле обычных. Сейчас, если пассажир отказывается от полета, то в случае уведомления авиакомпании не менее чем за 24 часа до отправки самолета он может получить полную сумму, уплаченную за билет, а в случае отказа от полета позже этого срока из возвращаемой суммы будет удержан сбор (не более 25% от стоимости билета) (ст. 108 Воздушного кодекса РФ). При этом Роспотребнадзор подчеркнул, что билеты на чартерные рейсы не являются исключением из этого правила (письмо Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. № 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания"), что подтверждается и судебной практикой (см., например, постановление ФАС УО от 17 ноября 2009 г. № Ф09-8969/09-С1).
Среди других поправок можно отметить такие, как:
- изменение срока возврата пассажиром билета, при котором ему возвращается уплаченная за перевозку сумма в полном размере (сейчас вернуть билет на таких условиях можно не позднее чем за 24 часа до отправки судна, а в случае принятия поправок — не позднее чем за 72 часа до окончания времени регистрации на рейс). При этом если сейчас расходы возмещаются в полном объеме, то в случае принятие закона на основе предлагаемого законопроекта из суммы компенсации будут удерживаться сборы за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов (ч. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ в нов. ред.);
- дополнение перечня оснований, по которым пассажиру можно будет отказать в возмещении затрат на билеты. Сейчас при расторжении договора по инициативе перевозчика пассажиру не возвращается уплаченная за билет сумма только в одном случае — нарушения им правил поведения на борту самолета, создающего угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц. В случае одобрения законопроекта к подобным случаям будут также отнесены отказ пассажира оплатить "перевес" багажа, наличие в вещах пассажира запрещенных к воздушной перевозке предметов или вещей и т.д. (ч. 2 ст. 107 Воздушного кодекса РФ в нов. ред.).
- расширение круга оснований расторжения перевозчиком договора авиаперевозки в одностороннем порядке — к существующим основаниям добавится наличие обстоятельств непреодолимой силы (обстоятельства природного либо техногенного характера, не зависящих от перевозчика и влияющих на безопасность полетов, когда момент окончания таких обстоятельств определить невозможно). Кроме того, авиакомпания сможет отменить рейс и по иным основаниям, но с обязательным уведомлением пассажира не менее чем за 30 дней до перевозки (ч. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ будет дополнена п. 8 и 9). Если же отмена рейса или уведомление об этом произойдет позже этого срока, перевозчик обязан предложить пассажиру альтернативные варианты перевозки с аналогичными условиями, а в случае отсутствия таких вариантов или отказа от них пассажира — вернуть уплаченную за билет сумму с неустойкой в размере 10% от этой суммы (ч. 2 ст. 107 Воздушного кодекса РФ в нов. ред.).
"Невозвратные" билеты не станут новым для российского рынка авиаперевозок явлением. Их продажа практиковалась авиакомпаниями и ранее, в обход требований закона, однако ФАС России в апреле 2010 года выразила обеспокоенность такой практикой и потребовала от авиакомпаний прекратить продажу билетов по таким тарифам7.
Лоукостеры (от англ. law cost, низкая цена. — Ред.) — авиакомпании, продающие билеты по относительно низкой цене за счет предоставления пассажирам только базовых услуг по их перевозке с отдельной оплатой дополнительных услуг (питание, страховка и т.д.) по желанию пассажира. |
Введение "невозвратных" тарифов уже дало новый импульс для развития так называемых лоукостеров.
Экономия лоукостеров на затратах складывается из нескольких составляющих. Как правило, их воздушный парк состоит из самолетов одного типа (это позволяет снизить затраты на техническое обслуживание, обучение персонала и запчасти), используются отдаленные от города бюджетные аэропорты, в салонах самолетов есть только один класс (эконом), билеты часто продаются только через корпоративный сайт перевозчика (что дает возможность сократить расходы на агентскую дистрибуцию), а вес багажа, который можно провезти бесплатно, составляет минимально допустимое значение.
Банкротство лоукостеров, как правило, приводит к повышению тарифов на авиаперевозки вследствие ухода конкурентов, предлагающих выгодные продукты, с рынка. Так, в итоге прекращения деятельности лоукостеров ООО "Авианова", ЗАО "СкайЭкспресс" и ОАО "Авиакомпания "Континент", которые прекратили полеты с октября 2011 года, более 90% рынка пришлось на крупные авиакомпании. Последние не замедлили относительно синхронно и единообразно снизить квоту самых недорогих тарифов в несколько раз, а доля самых дорогих тарифов, наоборот, показала значительный рост. ФАС России пришла к выводу, что эти перевозчики, занимающие доминирующее положение на рынке, установили монопольно высокие цены (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2013 г. № 15АП-5358/13 по делу № А53-35635/2012).
Прекратившие деятельность авиакомпании были российскими лоукостерами, хотя основная масса таких компаний на нашем рынке представлена перевозчиками иностранного происхождения (AirBerlin, Niki, GermanWings и другие). Иногда в погоне за снижением издержек лидеры лоукоста выдвигают совершенно непривычные для российского пассажира идеи — например, организовать стоячие места в салоне или взимать плату за посещение туалета во время полета (Ryanair), которые, правда, пока не получили воплощения, но обсуждались совершенно серьезно.
Купить билеты авиакомпаний-лоукостеров можно на специализированных сайтах, например: http://www.low-cost-airline-guide.com/ru Как и "обычные", низкобюджетные билеты лучше покупать заранее. http://tvoipolet.ru/category/rasprodazhi-aviabiletov/ Но лучше всего приобретать билеты непосредственно на сайтах лоукостеров, так как многие из них экономят на агентском обслуживании и распространяют билеты только прямыми продажами. Ознакомиться со списком лоукостеров можно, например, здесь: http://www.lowcostroutes.com/ru/airlines |
Вхождение западных лоукостеров на российский рынок авиаперевозок затруднено тем, что они вынуждены согласовывать цены на свои услуги с отечественными авиакомпаниями в соответствии с заключенными еще в 90-х годах международными соглашениями. ФАС России уже заявляла о намерении отменить это правило8.
Первый шаг на пути к возрождению российского лоукоста в сфере авиаперевозок состоялся совсем недавно, в начале октября текущего года. Авиакомпания "Аэрофлот" заявила о создании низкобюджетного перевозчика со стопроцентным участием ОАО "Аэрофлот"9. Лоукостер получил название "Добролет". Как поясняет пресс-служба ОАО "Аэрофлот", именно так называлось акционерное общество, созданное в 1923 году и являющееся предшественником современного Аэрофлота.
Предполагается, что цены на ее авиабилеты будут снижены в среднем на 20-40% в сравнении с обычными тарифами за счет использования узкофюзеляжных самолетов (это дает большее количество мест в салоне самолета благодаря уменьшению шага между креслами и неоткидывающимся спинкам сидений), исключительно прямых продаж билетов, а также введения дополнительной платы за билет с комфортным местом, регистрируемый багаж, приоритетную посадку и питание на борту.
Первые полеты "Добролет" должен выполнить уже весной следующего года. В 2014 году планируется эксплуатация восьми самолетов, в дальнейшем флот будет наращиваться в среднем на восемь воздушных судов в год. Как сообщалось ранее, первые два года новый лоукостер будет заниматься организацией перевозок на европейской части России с последующим расширением географического охвата и выходом на зарубежные рынки10.
Правда, в сфере международных перевозок "дочке" ОАО "Аэрофлот" предстоит выдержать серьезную конкуренцию с иностранными лоукостерами. Так, стоимость перелета "Москва-Лондон" у авиакомпании "Аэрофлот" составляет около 13 тыс. руб. (с учетом скидки в размере 20% - примерно 10 тыс. руб., а если скидка составит 40% - чуть меньше 8 тыс. руб.). Если же пассажир воспользуется услугами британского лоукостера "EasyJet", перелет обойдется ему в районе 5-5,5 тыс. руб., а нередко слетать в столицу Великобритании можно и за 3 тыс. руб.
Стоит сказать и о специальных предложениях и распродажах российских авиакомпаний, действующих в течение определенного периода времени и, преимущественно, на международных маршрутах. Так, на сегодняшний день авиакомпания "Сибирь" дает возможность сэкономить на перелете Москва-Генуя-Москва, заплатив за это около 11 тыс. руб., а авиакомпания "Аэрофлот" предлагает долететь до Вены за 79 евро. Со всеми спецпредложениями можно ознакомиться на корпоративных сайтах перевозчиков в соответствующих разделах. Посетить такие разделы имеет смысл также и потому, что при бронировании билета в обычном порядке информация о подобных предложениях показывается не всегда.
Сэкономить можно также, купив билеты на чартерные, то есть не имеющие постоянного расписания, рейсы. Такие рейсы организуются по заказу (например, турфирм) и обычно менее затратны для пассажиров по сравнению с регулярными рейсами.
Некоторый вклад в обеспечение доступности авиаперелетов принадлежит государству. Так, уже несколько лет в России субсидируются региональные полеты с Дальнего Востока, г. Калининграда и Забайкалья в европейскую часть страны и в обратном направлении, а с 1 апреля 2013 года — и на территории Приволжья в рамках пилотного проекта, который продлится до 1 октября текущего года11. Это позволило снизить плату за перелет для отдельных категорий граждан. Правда, возможность воспользоваться льготными тарифами имеют молодые люди в возрасте до 23 лет, пенсионеры, инвалиды I-й группы любого возраста и сопровождающие их лица, а также лица, сопровождающие ребенка-инвалида, то есть те граждане, для которых перелет даже с учетом субсидии является довольно накладным.
Что препятствует снижению цен на авиабилеты и изменит ли эту ситуацию введение "невозвратных" билетов? Стоимость авиаперевозок складывается из множества других составляющих, помимо заложенной в цену билета страховки от возможного его возврата. К примеру, результаты проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» показывают, что подавляющая часть затрат в стоимости авиаперевозок этой авиакомпании (53%) направлена на собственно полет воздушного судна (в том числе 31,9 % — ГСМ и 21,2% — аэропортовое и аэронавигационное обслуживание), а 26,6% расходов идет на содержание самолетов в исправном состоянии. Еще 9,5% трат обеспечивает проведение рекламных акций и иных административных мероприятий, и только 10,8% расходов приходится на обслуживание пассажиров и обработку грузов12.
Компании, выполняющие аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, являются монополистами на рынке, и тарифы на их услуги утверждаются государством в отношении каждого из обслуживаемых аэропортов (постановление Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. № 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей"). Несмотря на это, ФАС России постоянно привлекает такие компании к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (см., например, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 г. № 06АП-2321/13, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2012 г. № 11АП-8030/12, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2011 г. № 15АП-11994/11, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2011 г. № 15АП-11994/11и т.д.).
Перевозчики часто ссылаются также на дороговизну и постоянный рост цены авиационного топлива. Действительно, продавцы топлива нередко имеют возможность диктовать цены по своему усмотрению. Вместе с тем, повышение взимаемого с пассажиров топливного сбора авиакомпаниями нередко оказывается непропорциональным реальному увеличению стоимости топлива. К примеру, прирост цены 1 тонны авиатоплива в аэропортах г. Москвы и г. Ростова-на-Дону с января 2011 года по август 2012 года составил от 5,4% до 34,5%. Наряду с этим в 2011-2012 годах авиакомпания "Аэрофлот" повысила размер топливного сбора уже на 50%, а авиакомпания "Сибирь" — на 80% что послужило резервом для повышения прибыли от оказания услуг по перевозке пассажиров (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2013 г. № 15АП-5358/13 по делу № А53-35635/2012). Сказанное применимо ко всем авиакомпаниям — так, известные результаты проведенной в 2010 году проверки обоснованности тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом ФАС России показали, что цены на авиатопливо в разных аэропортах Российской Федерации снизились в 1,5 раза по сравнению с максимумом в период кризиса. По причине снижения цен на топливо и вследствие модернизации авиапарка доля авиатоплива в затратах авиакомпаний снизилась с 40-45% до 24%. Однако это не привело к снижению цен на авиабилеты13.
Хочется надеяться, что авиакомпания "Добролет" действительно покажет значительное снижение цен на авиаперевозки, а введение "невозвратных" билетов даст стимул к учреждению лоукостеров и другими российскими авиакомпаниями.
Новости по теме:
- Общественная палата РФ откроет горячую линию для авиапассажиров — ИА "ГАРАНТ", 2 августа 2013 г.
- Установлены дополнительные гарантии для инвалидов при пользовании воздушным транспортом — ИА "ГАРАНТ", 11 июля 2013 г.
- Минтранс предлагает распространить программу субсидирования авиаперевозок на все федеральные округа — ИА "ГАРАНТ", 28 марта 2013 г.
- Дмитрий Медведев выступил за возрождение региональных авиа- и железнодорожных перевозок — ИА "ГАРАНТ", 18 мая 2011 г.
Документы по теме:
- Воздушный кодекс РФ
- Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
- Приказ Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. № 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации"
_________________________
1 Транспорт в I полугодии 2013 года. Оперативная информация Росстата.
2 ТРАНСПОРТ РОССИИ. Информационно-статистический бюллетень. Январь-декабрь 2012 года (Минтранс России).
3 Россия’ 2013. Статистический справочник (Росстат). С полной версией можно ознакомиться по ссылке.
4 Данные были озвучены на совещании у Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева 13 марта 2013 года, посвященном вопросам развития региональной авиации. Источник: Официальный сайт Минтранса России
5 Основные показатели работы гражданской авиации России за январь-июнь 2012-2013 годов. С полной версией результатов можно ознакомиться по ссылке .
6 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 315979-6.
7 Источник: Официальный сайт ФАС России.
8 Источник: Официальный сайт ФАС России.
9 Источник: Корпоративный сайт ОАО "Аэрофлот".
10 Источник: Корпоративный сайт ОАО "Аэрофлот".
11 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. № 1095 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении", от 17 декабря 2012 г. № 1321 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении", от 16 января 2013 г. № 1 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году", от 27 марта 2013 г. № 265 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов", от 18 июня 2013 г. № 509 "О предоставлении в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации".
12 По материалам проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии». Источник:официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации.
13 Источник: Официальный сайт ФАС России