Комиссия по легализации объектов налогообложения
Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях.
Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:
- полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
- высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
- минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
- применения льгот по налоговым платежам и пр.
Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:
- камеральная налоговая проверка;
- выездная налоговая проверка.
Цели комиссий и их правомерность
Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.
При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.
Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.
- Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:
- об основных дебиторах и кредиторах;
- о доходах и расходах и их структуре;
- о количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);
- об основных средствах;
- о денежных средствах на расчетных счетах.
Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций. Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года. Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www.nalog.ru). - С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.
- В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.
Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.
Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 31
<...> 1 Налоговые органы вправе:
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах <...>
Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.
Что делать?
Алгоритм действий достаточно прост.
Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.
Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.
Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.
Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:
- Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:
- фирма только что начала работать.
- Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:
- фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;
- фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;
- фирма планирует расширяться, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;
- фирма осваивает новые направления бизнеса.
- Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:
- снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;
- искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.
Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать). Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).
Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:
- инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;
- позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.
Сноски:
1 утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@