Налог на доходы физических лиц при организации семинара
Российская некоммерческая организация организует семинар для волонтеров, который будет проходить на территории России. Волонтеры, а также лектор являются гражданами России. Проживание, проезд и питание предполагается также предоставить и физическому лицу, представителю спонсора семинара, который не является резидентом России. Какие документы необходимы для оформления мероприятия для предоставления Министерству юстиции РФ? Должна ли организация удерживать НДФЛ с гонораров лекторов, аренды гостиницы для проживания волонтеров, билетов на дорогу до места проведения семинара, питания и т.д.?
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
В соответствии с п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками (физическими лицами) как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ организации в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ. Данные лица, в целях гл. 23 НК РФ, именуются налоговыми агентами.
На основании п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, указанных в ст. 214.1, ст. 227 и ст. 228 НК РФ.
При этом в соответствии с положениями ст. 24 НК РФ налоговый агент обязан также своевременно перечислять налог в бюджет, вести учет выплаченных доходов и перечисленных налогов в бюджет персонально по каждому работнику, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога.
Таким образом, при выплате лектору денежных средств в виде гонорара, который, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, относится к доходам от источников в Российской Федерации, некоммерческая организация обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ. Ставка налога в данном случае составит 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
При этом п. 2 ст. 221 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, имеют право на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг). Поэтому лектор вправе подать письменное заявление на получение вычетов некоммерческой организации, исполняющей функции налогового агента. В этом случае, исчисляя доход, организация уменьшит сумму выплаты на документально подтвержденные расходы лектора, связанные с проведением лекции (например расходы на распечатку раздаваемых слушателям материалов).
Также организация, на основании п.п. 2 и 3 ст. 230 НК РФ, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, обязана представить в налоговую инспекцию по месту своего учета справку по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@.
Обратите внимание: если лектор является индивидуальным предпринимателем и действует в рамках предпринимательской деятельности, то исчисление и уплату налога он производит самостоятельно. В этом случае удерживать НДФЛ из его дохода не нужно (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). Подтвердить наличие статуса индивидуального предпринимателя (ИП) лектор может предъявив организации свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В отношении налогообложения сумм оплаты услуг в пользу волонтеров сообщаем следующее.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ командировочные расходы только в том случае, если они связаны с исполнением физическим лицом своих трудовых обязанностей.
При этом ст. 166 ТК РФ установлено, что служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В этом случае подлежат возмещению работнику расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Таким образом, о командировочных расходах можно вести речь только в том случае, когда командировочные расходы выплачиваются работодателем именно работнику, то есть между лицом, оплачивающим такие расходы и лицом, за которое оплачен проезд и проживание, заключен трудовой договор.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом волонтеры, слушатели семинара, работниками, с которыми заключены трудовые договоры, не являются. Поэтому для волонтеров, которым организация предполагает оплачивать проезд, проживание, питание и т.д., подобного рода предоставленные блага будут считаться доходом, полученным в натуральной форме.
Особенности определения налоговой базы при получении дохода в натуральной форме рассматриваются в ст. 211 НК РФ.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме и учитываемым при определении налоговой базы, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (письмо Минфина России от 07.04.2009 № 03-04-06-01/83).
Определение налоговой базы по НДФЛ у лица, которому предоставляется оплата проживания, питания и проезда до места проведения семинара, в этом случае осуществляется согласно п. 1 ст. 211 НК РФ как стоимость оказанных услуг исходя из рыночных цен с учетом НДС и акцизов. Налоговая ставка устанавливается в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
При этом организация вправе предоставить физическим лицам вышеуказанные услуги в виде оплаты за проживание, проезд и питание в рамках договора дарения. В этом случае стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организации, в сумме, не превышающей 4 000 руб., на основании п. 28 ст. 217 НК РФ, не подлежит обложению НДФЛ. При этом следует помнить, что данный договор должен иметь только письменную форму.
Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить об этом и сумме задолженности налогоплательщика в налоговый орган по месту своего учета (п. 5 ст. 226 НК РФ) путем подачи справки по форме № 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 13.11.2007 № 03-11-04/2/274).
Волонтеры в этом случае на основании подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязаны будут сами исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ, а также представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (то есть в том случае, если семинар будет проведен в 2010 г., декларация должна быть представлена физическим лицом не позднее 30.04.2011).
К сведению. Обращаем внимание, что распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р одобрена прилагаемая Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ (далее - Концепция).
В соответствии с п. 1 Раздела II. Основные направления содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности одной из основных задач, направленных на поддержку благотворительной и добровольческой деятельности граждан, является, в частности, исключение из налоговой базы по НДФЛ выплат добровольцам за наем жилого помещения и проезд, связанных с осуществлением добровольческой деятельности.
Отметим, что аналогичное положение встречается и в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. (одобрено Правительством РФ 25.05.2009). При этом указывается, что основанием для получения такой льготы станет факт наличия соглашения о добровольческой деятельности.
В то же время подобное положение не обнаружено нами в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.
Таким образом, как следует из представленных документов, в перспективе возможно освобождение доходов волонтеров от обложения НДФЛ. На сегодняшний же день оплата за волонтера проживания, проезда и т.д., как было указано выше, является объектом налогообложения для целей исчисления НДФЛ.
В отношении предоставления услуг по оплате проезда, проживания и питания представителю спонсора - нерезиденту РФ отметим, что в рассматриваемой ситуации будет или нет являться некоммерческая организация налоговым агентом для целей исчисления НДФЛ по отношению к данному лицу, зависит непосредственно от договорных отношений.
Иными словами, для того чтобы некоммерческую организацию можно было признать налоговым агентов в отношении доходов, полученных представителем спонсора, необходимо, чтобы оплата услуг в виде проезда, проживания, питания и т.д. считалась осуществленной именно в интересах физического лица.
В том случае, если участие представителя спонсора в семинаре будет предусмотрено соответствующим договором между некоммерческой организацией и организацией - спонсором, из которого будет следовать, что организатор семинара берет на себя обязательство по обеспечению представителя организации - спонсора вышеуказанными услугами, то при таком варианте оформления отношений услуги будут считаться приобретенными в интересах организации, направляющей своего представителя, а не физического лица.
Следовательно, некоммерческая организация (посредник) не будет являться источником выплаты дохода иностранному физическому лицу и у нее не возникнет обязанности по исполнению функций налогового агента.
В связи с этим рекомендуем точнее определить, на каких конкретно условиях будет осуществляться участие представителя спонсора в семинаре и в случае необходимости задать новый вопрос.
К сведению. Обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, возложена на некоммерческие организации п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ).
В частности, согласно подп. "а" п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, представляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Форма отчета утверждена приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (приложение № 1).
Наиболее подробную информацию о формах, сроках и порядке представления отчетности можно получить непосредственно в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (Минюсте России) или его территориальном органе.
Е. Титова, Е.В. Мельникова,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Статья опубликована в журнале
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
№ 2 январь 2011 год
Список литературы:
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
- Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций: приказ Минюста России от 29.03.2010 № 72.
- О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций: постановление Правительства РФ от 15.04.2006 № 212.
- Письмо Минфина России от 07.04.2009 № 03-04-06-01/83.
- Письмо Минфина России от 13.11.2007 № 03-11-04/2/274.
- Приказ ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@.
- Трудовой кодекс РФ.