Новости и аналитика Аналитические статьи Налог на доходы физических лиц при организации семинара

Налог на доходы физических лиц при организации семинара

Российская некоммерческая организация организует семинар для волонтеров, который будет проходить на территории России. Волонтеры, а также лектор являются гражданами России. Проживание, проезд и питание предполагается также предоставить и физическому лицу, представителю спонсора семинара, который не является резидентом России. Какие документы необходимы для оформления мероприятия для предоставления Министерству юстиции РФ? Должна ли организация удерживать НДФЛ с гонораров лекторов, аренды гостиницы для проживания волонтеров, билетов на дорогу до места проведения семинара, питания и т.д.?

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

В соответствии с п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками (физическими лицами) как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ организации в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ. Данные лица, в целях гл. 23 НК РФ, именуются налоговыми агентами.

На основании п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, указанных в ст. 214.1, ст. 227 и ст. 228 НК РФ.

При этом в соответствии с положениями ст. 24 НК РФ налоговый агент обязан также своевременно перечислять налог в бюджет, вести учет выплаченных доходов и перечисленных налогов в бюджет персонально по каждому работнику, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога.

Таким образом, при выплате лектору денежных средств в виде гонорара, который, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, относится к доходам от источников в Российской Федерации, некоммерческая организация обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ. Ставка налога в данном случае составит 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

При этом п. 2 ст. 221 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, имеют право на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг). Поэтому лектор вправе подать письменное заявление на получение вычетов некоммерческой организации, исполняющей функции налогового агента. В этом случае, исчисляя доход, организация уменьшит сумму выплаты на документально подтвержденные расходы лектора, связанные с проведением лекции (например расходы на распечатку раздаваемых слушателям материалов).

Также организация, на основании п.п. 2 и 3 ст. 230 НК РФ, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, обязана представить в налоговую инспекцию по месту своего учета справку по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@.

Обратите внимание: если лектор является индивидуальным предпринимателем и действует в рамках предпринимательской деятельности, то исчисление и уплату налога он производит самостоятельно. В этом случае удерживать НДФЛ из его дохода не нужно (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). Подтвердить наличие статуса индивидуального предпринимателя (ИП) лектор может предъявив организации свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В отношении налогообложения сумм оплаты услуг в пользу волонтеров сообщаем следующее.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ командировочные расходы только в том случае, если они связаны с исполнением физическим лицом своих трудовых обязанностей.

При этом ст. 166 ТК РФ установлено, что служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В этом случае подлежат возмещению работнику расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Таким образом, о командировочных расходах можно вести речь только в том случае, когда командировочные расходы выплачиваются работодателем именно работнику, то есть между лицом, оплачивающим такие расходы и лицом, за которое оплачен проезд и проживание, заключен трудовой договор.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При этом волонтеры, слушатели семинара, работниками, с которыми заключены трудовые договоры, не являются. Поэтому для волонтеров, которым организация предполагает оплачивать проезд, проживание, питание и т.д., подобного рода предоставленные блага будут считаться доходом, полученным в натуральной форме.

Особенности определения налоговой базы при получении дохода в натуральной форме рассматриваются в ст. 211 НК РФ.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме и учитываемым при определении налоговой базы, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (письмо Минфина России от 07.04.2009 № 03-04-06-01/83).

Определение налоговой базы по НДФЛ у лица, которому предоставляется оплата проживания, питания и проезда до места проведения семинара, в этом случае осуществляется согласно п. 1 ст. 211 НК РФ как стоимость оказанных услуг исходя из рыночных цен с учетом НДС и акцизов. Налоговая ставка устанавливается в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

При этом организация вправе предоставить физическим лицам вышеуказанные услуги в виде оплаты за проживание, проезд и питание в рамках договора дарения. В этом случае стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организации, в сумме, не превышающей 4 000 руб., на основании п. 28 ст. 217 НК РФ, не подлежит обложению НДФЛ. При этом следует помнить, что данный договор должен иметь только письменную форму.

Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить об этом и сумме задолженности налогоплательщика в налоговый орган по месту своего учета (п. 5 ст. 226 НК РФ) путем подачи справки по форме № 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 13.11.2007 № 03-11-04/2/274).

Волонтеры в этом случае на основании подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязаны будут сами исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ, а также представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (то есть в том случае, если семинар будет проведен в 2010 г., декларация должна быть представлена физическим лицом не позднее 30.04.2011).

К сведению. Обращаем внимание, что распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р одобрена прилагаемая Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ (далее - Концепция).

В соответствии с п. 1 Раздела II. Основные направления содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности одной из основных задач, направленных на поддержку благотворительной и добровольческой деятельности граждан, является, в частности, исключение из налоговой базы по НДФЛ выплат добровольцам за наем жилого помещения и проезд, связанных с осуществлением добровольческой деятельности.

Отметим, что аналогичное положение встречается и в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. (одобрено Правительством РФ 25.05.2009). При этом указывается, что основанием для получения такой льготы станет факт наличия соглашения о добровольческой деятельности.

В то же время подобное положение не обнаружено нами в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.

Таким образом, как следует из представленных документов, в перспективе возможно освобождение доходов волонтеров от обложения НДФЛ. На сегодняшний же день оплата за волонтера проживания, проезда и т.д., как было указано выше, является объектом налогообложения для целей исчисления НДФЛ.

В отношении предоставления услуг по оплате проезда, проживания и питания представителю спонсора - нерезиденту РФ отметим, что в рассматриваемой ситуации будет или нет являться некоммерческая организация налоговым агентом для целей исчисления НДФЛ по отношению к данному лицу, зависит непосредственно от договорных отношений.

Иными словами, для того чтобы некоммерческую организацию можно было признать налоговым агентов в отношении доходов, полученных представителем спонсора, необходимо, чтобы оплата услуг в виде проезда, проживания, питания и т.д. считалась осуществленной именно в интересах физического лица.

В том случае, если участие представителя спонсора в семинаре будет предусмотрено соответствующим договором между некоммерческой организацией и организацией - спонсором, из которого будет следовать, что организатор семинара берет на себя обязательство по обеспечению представителя организации - спонсора вышеуказанными услугами, то при таком варианте оформления отношений услуги будут считаться приобретенными в интересах организации, направляющей своего представителя, а не физического лица.

Следовательно, некоммерческая организация (посредник) не будет являться источником выплаты дохода иностранному физическому лицу и у нее не возникнет обязанности по исполнению функций налогового агента.

В связи с этим рекомендуем точнее определить, на каких конкретно условиях будет осуществляться участие представителя спонсора в семинаре и в случае необходимости задать новый вопрос.

К сведению. Обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, возложена на некоммерческие организации п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ).

В частности, согласно подп. "а" п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, представляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Форма отчета утверждена приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (приложение № 1).

Наиболее подробную информацию о формах, сроках и порядке представления отчетности можно получить непосредственно в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (Минюсте России) или его территориальном органе.

Е. Титова, Е.В. Мельникова,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ


Статья опубликована в журнале
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
№ 2 январь 2011 год

 

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
  2. Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций: приказ Минюста России от 29.03.2010 № 72.
  3. О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций: постановление Правительства РФ от 15.04.2006 № 212.
  4. Письмо Минфина России от 07.04.2009 № 03-04-06-01/83.
  5. Письмо Минфина России от 13.11.2007 № 03-11-04/2/274.
  6. Приказ ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@.
  7. Трудовой кодекс РФ.
Читать ГАРАНТ.РУ в и