Новости и аналитика Аналитические статьи Новации в бухгалтерском учете и отчетности

Новации в бухгалтерском учете и отчетности

Один из самых неоднозначных вопросов начала 2011 года в бухгалтерском профессиональном сообществе - по каким формам представлять бухгалтерскую отчетность за I квартал текущего года. Одни утверждают, что фактически только годовая отчетность за 2011 год будет составляться по новым формам. Другие настаивают на применении новых форм уже с промежуточной отчетности за 2011 год. Прояснить ситуацию по данному вопросу, а также рассказать о предстоящих новациях в сфере бухгалтерского учета мы попросили Игоря Робертовича Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

Игорь Робертович, скажите, пожалуйста, какие формы бухгалтерской отчетности нужно применять при составлении отчетности организации за I квартал 2011 года?

Промежуточную бухгалтерскую отчетность нужно сдавать по тем же формам, что и годовую отчетность

Формы бухгалтерской отчетности применяются с того момента, который указан в приказе Минфина России № 66н1. В этом документе предусмотрено, что приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Всех интересует вопрос, по каким формам сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность в 2011 году. Смысл фразы "с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год" таков. Приказом утверждено несколько десятков различных форм, включаемых в годовую бухгалтерскую отчетность. Однако промежуточная отчетность содержит из всего этого набора только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Поэтому такой приказ никак не может вступить в силу раньше чем с годовой отчетности. В этой связи более корректно ставить вопрос не о моменте вступления в силу приказа (он и так определен), а о применимости отдельных приложений к приказу (точнее, лишь одного из приложений) к промежуточной отчетности. Здесь надо учитывать требования ПБУ 4/992 . В этом документе нет прямых норм о форматах промежуточной отчетности, но из тех норм, которые есть в документе, полагаю, прямо следует, что формат промежуточной отчетности должен соответствовать формату годовой отчетности. В связи с этим составлять промежуточную отчетность нужно по тем же формам, что и годовую отчетность.

А если бухгалтер составит промежуточную отчетность по старым формам, можно ли считать это нарушением?

Если промежуточная и годовая отчетность составлены по разным формам, то возникает несопоставимость информации

В данном случае можно говорить о том, что не соблюдены требования ПБУ 4/99 по соответствию промежуточных форм бухгалтерской отчетности и форм годовой отчетности. То есть не стоит вопрос, по правильным или неправильным формам бухгалтер составил промежуточную отчетность. Однако, когда он представит годовую бухгалтерскую отчетность, станет очевидно несоответствие форматов. А значит, не будет сопоставимости инфор¬мации, в этом и заключается нарушение.

В новой форме бухгалтерского баланса есть графа "Пояснения". Скажите, пожалуйста, что должно быть в ней отражено?
В этой графе надо указать ссылку на номер таблицы или номер раздела текста пояснительной записки. В ПБУ 4/99 есть прямая норма, которая требует от организации по каждой строке бухгалтерского баланса делать пояснения. Это требование существовало с 1999 года. Однако ссылок никто не делал, а значит, требования ПБУ 4/99 не выполнялись. Приказ Минфина России № 66н не ввел ничего нового. Он только уточнил, в каком виде должна быть информация о пояснениях к строкам баланса. Для этого добавили специальную колонку.

Графа "Пояснения" бухгалтерского баланса может быть заполнена не полностью, если нет каких-либо данных

В ней нужно проставлять номер соответствующей таблички в пояснениях. Эта колонка может быть заполнена не полностью. Если справочная информация не требуется нормативными актами или такие данные несущественны, то пояснения давать не нужно. А если нет каких-либо пояснений к строке, то и графа не заполняется.

В приказе № 66н сказано, что субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. В частности, в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. О какой информации в данном случае идет речь?

Малые фирмы должны в пояснениях к формам № 1, 2 отчетности, в частности, указывать метод определения доходов и расходов

Ответ на этот вопрос основан на профессиональном суждении. Бухгалтерская отчетность не может ограничиваться бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках. Это таблицы, которые содержат цифры, но то, как сформированы показатели, зачастую не понятно.
В связи с этим как минимум основные положения учетной политики организации, на основании которых ведется бухгалтерский учет, следует указывать в пояснениях к формам № 1 и 2 бухгалтерской отчетности.
Например, субъектам малого предпринимательства дано право применять многие ПБУ с ограничениями. В частности, субъекты малого бизнеса могут учитывать доходы и расходы по кассовому методу, а могут и по методу начисления. Так вот, в данном случае в пояснениях необходимо указать, кассовый метод или метод начисления применяет организация при определении доходов и расходов. Без знания об этом пользователь не сможет оценить представленную информацию.

Игорь Робертович, теперь несколько вопросов по проекту но¬вого закона "О бухгалтерском учете". В новом законе изменено определение понятия "отчетный период". Для чего это сделано, и какие будут отчетные периоды после вступления в силу нового закона?

С 2012 года промежуточную отчетность нужно будет составлять с той периодичностью, которая необходима собственникам фирмы

Это сделано тоже намеренно. В законе будет только установлено, что помимо годовой отчетности есть еще и промежуточная. Она составляется за период менее года. Вопрос о периодичности промежуточной отчетности находится вне области действия этого законопроекта. Его должно регулировать не бухгалтерское законодательство, а другие сферы. Если у собственников организации возникает необходимость получать промежуточную отчетность каждый месяц, то это должно быть предусмотрено во внутренних документах организации. Предполагается принятие национального стандарта, где будут установлены основные требования к промежуточной отчетности. Они будут заключаться в том, что это содержательная отчетность, а не формальная упрощенная отчетность. То есть она должна давать пользователю оперативную информацию в сравнении с годовой, акцентировать внимание на аспектах, в которых произошли изменения в сравнении с годовой. Условно говоря, если ничего не менялось в финансовом положении организации, то бухгалтерский баланс может состоять из трех строк: активы, обязательства и капитал. А если были какие-то нюансы, то именно они и будут раскрываться.

Руководитель организации - субъекта малого и среднего предпринимательства может возложить ведение бухгалтерского учета на себя. Тем не менее в новом законе устанавливаются требования к образованию и квалификации бухгалтера. Распространяются ли они и на руководителя субъекта малого бизнеса?

Требования по образованию и квалификации бухгалтера будут только для узкого круга компаний

Требования к квалификации устанавливаются не для всех. Только для главных бухгалтеров (или иных лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета) организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), а также страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов. В новом законе предусмотрено, что бухгалтерскую отчетность обязательно нужно представлять только в органы госстатистики. Ни о каких иных адресах в проекте закона не сказано. Поясните, пожалуйста, данную норму.

По новому Закону о бухучете обязательно нужно будет сдавать отчетность в госстатистику Новые стандарты будут приходить на смену ПБУ по мере их разработки

Есть идея одного окна, чтобы организация, представив отчетность по этому принципу, выполнила тем самым свою обязанность. Однако не могу сказать, что эта идея будет реализована исключительно в данном законе. Он говорит лишь о том, куда должен представляться обязательный экземпляр отчетности, то есть где-то должен быть реестр, где хранится бухгалтерская отчетность. Будет ли при этом организация представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, или инспекторы будут ее получать из органов статистики, это вопрос налогового законодательства.

Проект нового закона предусматривает национальные стандарты, которые будут регулировать порядок ведения бухгалтерского учета организациями. Работа над их созданием уже ведется, и когда они появятся?

Новые стандарты будут приходить на смену ПБУ по мере их разработки

Отмечу, что в новом законе каких-либо концептуальных моментов очень мало. В основном это закон исправляющий. То есть все вопросы и пробелы, которые накопились за 15 лет, новый закон призван устранить. Хотя, конечно, будут и новые элементы. Однако сами стандарты не являются новым элементом. Это ПБУ. Они уже существуют и будут создаваться с тем же направлением. Только теперь их будет разрабатывать не Минфин России, а субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Ведомство будет только утверждать стандарты. Поэтому стандарты как принимались, так и будут приниматься. Более того, в момент вступления в силу нового закона новые стандарты у нас не появятся одномоментно. Все существующие на сегодняшний день ПБУ сохранят свою силу до принятия новых документов.

Беседу провела
Н.В. Горшенина,
главный редактор,
налоговый консультант

____________________________________________


Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н
Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н
Читать ГАРАНТ.РУ в и