О требованиях к счету-фактуре и вычетах НДС
Невыполнение продавцом установленных требований к оформлению счетов-фактур приводит прежде всего к тому, что при получении налогового вычета по НДС у покупателя возникают проблемы. Обсудим некоторые из них в свете изменений законодательства и последних разъяснений чиновников.
Выставленный продавцом счет-фактура должен соответствовать определенным требованиям. Только в таком случае этот документ является основанием для принятия покупателем к вычету сумм предъявленного ему НДС1. Надлежаще оформленным считается счет-фактура, в котором указаны все обязательные реквизиты2 и имеются подписи руководителя и главного бухгалтера организации (или иных лиц, уполномоченных на то распорядительным документом или доверенностью)3.
Подпись уполномоченного лица
Порядок подписания счетов фактур уполномоченными лицами в Налоговом кодексе не конкретизирован. В действующей в настоящее время форме счета-фактуры4 (эту форму и существующий порядок ее заполнения следует применять до утверждения Правительством РФ новых документов5) приведены такие обязательные реквизиты, как "Руководитель организации (подпись) (ФИО)" и "Главный бухгалтер (подпись) (ФИО)".
Какие варианты оформления подписи уполномоченного лица в полученном покупателем счете-фактуре можно считать правильными? На практике наиболее распространенным является способ, при котором после подписи уполномоченного лица вместо фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера организации указывают фамилию и инициалы лица, подписавшего счет-фактуру. Такой подход был предложен Минфином России6, и его применение не должно приводить к нежелательным последствиям при налоговых проверках, поскольку данная позиция финансистов была доведена руководством налогового ведомства до территориальных органов7. Однако, если в счете-фактуре, подписанном уполномоченным лицом, содержится также расшифровка фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера, это не может служить основанием для отказа в налоговом вычете НДС8. Налоговики в таком случае советуют под реквизитами "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер" дополнительно указывать следующие сведения: "За руководителя организации" и "За главного бухгалтера" соответственно. При этом после подписи уполномоченного лица должна стоять ее расшифровка.
Заметим, что среди чиновников нет единого мнения по поводу введения дополнительных реквизитов при оформлении подписей счетов фактур. Тем не менее налогоплательщик может выбрать любой из предложенных ими вариантов подписания счета-фактуры уполномоченным лицом, и он не будет считаться ошибочным. Продавцы же часто сталкиваются с тем, что покупатели (в соответствии с теми или иными выбранными ими рекомендациями) требуют, чтобы счет-фактура был подписан строго определенным способом. Столь пристальное внимание бухгалтеров организаций-покупателей к оформлению подписей обусловлено тем, что подписание счетов фактур не уполномоченными на это лицами является одним из признаков недобросовестности налогоплательщика. Однако обязанность по составлению счетов фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком покупателем, и отражению в них сведений, определенных статьей 169 НК РФ, возлагается именно на продавца. При этом недостатки документов, представленных налогоплательщику третьими лицами, которыми оформлены фактически совершенные хозяйственные операции, не могут служить достаточным основанием для отказа в применении налоговых вычетов9.
Законодательство РФ о налогах и сборах исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. В связи с этим необоснованную налоговую выгоду в виде неправомерно полученного вычета НДС должны доказывать налоговики.
При этом, как недавно разъяснила ФНС России10, глава 21 Налогового кодекса не содержит требований о направлении покупателю документов, подтверждающих полномочия лиц, подписывающих счета-фактуры. Соответственно, у налогового органа при проведении камеральной проверки отсутствует право требовать такие документы у покупателя для подтверждения сведений, указанных в счете-фактуре, выставленном продавцом. Если у проверяющих возникнет необходимость в получении указанного распорядительного документа (или доверенности), они могут запросить их по месту учета компании-продавца11.
Счет-фактура выставлен с нарушением срока
Минфин России в очередной раз разъяснил12, что счет-фактура, составленный по истечении пятидневного срока со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), не может являться основанием для принятия НДС к вычету. Однако в новом письме финансисты повторяют ранее приведенные аргументы13 только в связи с реализацией товаров (работ, услуг) и передачей имущественных прав до 1 января 2010 года. При этом подчеркивают, что выводы основаны на редакции пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса, действующей до этого года. Напомним аргументы чиновников. Нарушение срока выставления счета-фактуры14 приводит к невозможности выполнения требований подпункта 1 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса (этой нормой установлены такие обязательные реквизиты, как порядковый номер и дата выписки). Следовательно, такой счет-фактура не может быть основанием для вычета в силу того, что он выставлен с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 Кодекса (в ред. до 2010 г.).
С этого года проверяющие вправе отказать покупателю в вычете НДС, только если выявленные нарушения в оформлении счета-фактуры не позволяют идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС15. Тем самым налоговики лишены оснований, по которым они могли бы отказать в вычете по счетам-фактурам 2010 года, выставленным позже установленного срока. Заметим, что суды и прежде выступали на стороне компаний16.
Вычет по исправленному счету-фактуре
В каком периоде следует отражать вычет налога по исправленному счету-фактуре? Сейчас по этому вопросу нет единого мнения. Налоговым кодексом определены только условия, при выполнении которых у налогоплательщика возникает право на применение вычета по НДС17: По мнению чиновников, вычет возможен после того, как покупатель получит откорректированный счет-фактуру, то есть в периоде внесения изменений18. Однако подавляющее большинство судов приходит к другому выводу: по смыслу статей 171 и 172 НК РФ последующее исправление счетов фактур не влияет на правомерность отражения налоговых вычетов в периоде совершения хозяйственной операции (подробнее см. в "АБ" N 5, 2010, с. 34).
Но в любом случае и продавец, и покупатель вынуждены подавать уточненные декларации. Чтобы упростить процесс корректировки, отдельные компании выставляют новые счета-фактуры на суммы доплаты (или, наоборот, "отрицательные" счета-фактуры). Правомерность такого подхода признают и некоторые суды19.
В связи с этой проблемой обращаем ваше внимание на проект изменений в главу 21 Налогового кодекса (размещен на сайте Минфина России). В нем предлагается новый порядок применения налоговых вычетов при предоставлении скидок. В случае изменения цены в сторону уменьшения покупатель будет выставлять счет-фактуру продавцу на разницу в сумме налога до и после изменения цены товара (работ, услуг). Этот счет-фактура будет служить продавцу основанием для получения вычета по НДС. Заметим, что в настоящее время выставление счетов фактур на разницу при изменении цены товара (работ, услуг) не предусмотрено20.
Автор статьи:
Е.А. Аралова,
аудитор
Экспертиза статьи:
Ю.В. Волкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт
1 пп. 1, 2 ст. 169 НК РФ
2 пп. 5, 5.1 ст. 169 НК РФ
3 п. 6 ст. 169 НК РФ
4 утв. пост. Правительства РФ от 02.12.2000 N 914
5 п. 8 ст. 169 НК РФ; п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-Ф
6 письмо Минфина России от 28.01.2008 N 03-07-09/02
7 письмо ФНС России от 22.02.2008 N 03-1-03/507
8 письма Минфина России от 28.04.2009 N 03-07-09/23, от 28.01.2008 N 03-07-09/02
9 пост. Тринадцатого ААС от 03.08.2010 N А21-1746/2010; пост. Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09
10 письмо ФНС России от 09.08.2010 N ШC-37-3/8664
11 ст. 93.1 НК РФ
12 письмо Минфина России от 26.08.2010 N 03-07-11/370
13 письма Минфина России от 17.09.2009 N 03-07-09/48, от 30.06.2008 N 03-07-08/159
14 п. 3 ст. 168 НК РФ
15 абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ
16 пост. ФАС СКО от 24.08.2009 N А53-19676/2008-С5-23, ФАС ПО от 19.05.2009 N А55-12068/2008, от 19.02.2009 N А65-6288/2008
17 п. 1 ст. 172 НК РФ
18 письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-09/53, от 26.07.2007 N 03-07-15/112
19 см., напр.: пост. ФАС ЦО от 15.04.2010 N А35-5556/2009, ФАС ПО от 10.02.2010 N А55-15001/2009
20 письмо Минфина России от 20.08.2010 N 03-07-11/359