Новости и аналитика Аналитические статьи Персонифицированный учет: порядок и ответственность

Персонифицированный учет: порядок и ответственность

С 2010 года изменились правила представления сведений персонифицированного учета в отделения ПФР. Теперь их необходимо подавать дважды: отдельно за полугодие и год. Кроме того, с 1 июня вступила в силу новая Инструкция, регламентирующая порядок ведения такого учета1. К сдаче этого отчета бухгалтерам лучше подготовиться заранее.

В 2010 году отчетными периодами для сдачи сведений персонифицированного учета являются полугодие и календарный год2. Крайний срок представления отчета в первом случае — 2 августа 2010 года, во втором — 1 февраля 2011 года. Даже если в организации работникам не выплачивалась заработная плата, нужно подать в отделение ПФР "нулевой" отчет в указанные сроки.
При подготовке индивидуальных сведений следует руководствоваться новым порядком, разработанным Минздравсоцразвития России. Правила сдачи отчета практически не изменились. Нововведения следующие: появилось больше понятий; более подробно регламентирована процедура представления сведений в отделения ПФР и ее особенности, если происходит реорганизация или ликвидация компании; установлен порядок сдачи информации о страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии. Рассмотрим алгоритм подачи сведений персонифицированного учета и ответственность за их непредставление.

Подготовительный этап сдачи отчета

Перед сдачей сведений персонифицированного учета бухгалтеру следует сначала провести сверку поступивших страховых пенсионных взносов за отчетный период в отделение ПФР с данными своего учета. Проверяющие обычно представляют распечатку таких платежей. В данном документе указываются даты зачисления страховых взносов на счет фонда, номер платежного поручения, КБК и поступившие суммы. Далее необходимо сравнить свои банковские выписки и платежки со сведениями в распечатке. При этом проверяются возможные ошибки в КБК, назначении платежа и т. д. Если данные не совпадают, то следует обратиться в отделение ПФР для уточнения сумм платежей, чтобы не было проблем при сдаче индивидуальных сведений.
Сложности могут возникнуть в том случае, если у сотрудника организации нет страхового свидетельства. Напомним, этот документ является обязательным при приеме на работу. В случае его отсутствия по причине поступления на работу впервые работник может получить страховое свидетельство через работодателя3. Кроме того, специалист вправе обратиться к работодателю с заявлением об обмене данного документа или выдаче его дубликата, если у сотрудника изменились фамилия, имя, отчество, дата или место рождения, пол либо страховое свидетельство утеряно. Страхователю отводится 2 недели на передачу заявления в отделение ПФР, которое, в свою очередь, в течение месяца должно принять одно из следующих решений: об обмене страхового свидетельства или выдаче его дубликата либо об отказе в обмене страхового свидетельства или выдаче его дубликата.

Порядок

Отчет по персонифицированному учету, представляемый организацией в отделение ПФР, содержит информацию не только о суммах начисленных и уплаченных взносов, но и о стаже работы сотрудника (подробнее о порядке заполнения бланков персонифицированного учета и формирования пачек читайте на с. 32). Эти сведения заполняются на основании приказов и других документов, подтверждающих трудовую деятельность работника, а также данных бухучета. Отметим, что Инструкция предусматривает также представление работодателем своему сотруднику копии индивидуальных сведений в течение недели с даты их приема отделением ПФР.
Фирма может сдать отчет в фонд в письменной либо электронной форме с применением электронно-цифровой подписи. Последнюю форму компания может использовать только при наличии гарантий достоверности передаваемых данных и их защиты от несанкционированного доступа и искажений. Право на сдачу отчета в электронном виде организация приобретает после заключения соответствующего соглашения с отделением ПФР. Обратите внимание: с 2011 года общества обязаны представлять сведения по электронным каналам связи, если среднесписочная численность сотрудников компании составляет 50 и более человек.
Если вы решите переслать отчет по почте, то датой его представления в ПФР будет день отправки.
При обнаружении ошибки в сданном отчете бухгалтер должен в двухнедельный срок представить исправленные формы в фонд и одновременно выдать работнику копию уточненных индивидуальных сведений4.
Если же ошибку выявили проверяющие, то в течение 14 дней со дня обнаружения нарушений они возвращают документы или их копии компании. Фирме отводится 2 недели на устранение недочетов, обнаруженных фондом. В противном случае отделение ПФР самостоятельно производит корректировку индивидуальных сведений. О своем решении оно должно сообщить организации в течение 7 дней с момента его принятия5.
При увольнении сотрудника в последний день его работы работодатель должен выдать ему сведения персонифицированного учета, которые еще не были представлены им в контролирующий орган6.
При ликвидации (реорганизации) компании необходимо представить в отделение ПРФ сведения персонифицированного учета на работавших в ней сотрудников в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (передаточного акта либо разделительного баланса). Но в любом случае сделать это надо не позднее дня представления в налоговую инспекцию, которая занимается регистрацией, документов для государственной регистрации при ликвидации (реорганизации) компании7. Если же реорганизация общества происходит в форме присоединения, то фирма обязана сдать данные об уволенных сотрудниках в фонд не позднее дня представления в налоговую документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Ответственность за несдачу отчетности по персонифицированному учету

За непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений по персонифицированному учету организация привлекается к ответственности. Размер санкции составляет 10 процентов от суммы причитающихся за расчетный период страховых взносов в ПФР8. При исчислении штрафа в расчет принимаются платежи в отношении только тех застрахованных лиц, сведения о которых не представлены или поданы не в полном объеме9.

Отметим, что само взыскание указанной суммы производится фондом исключительно в судебном порядке10.


Е.Н. Гвоздицкая,
ведущий консультант
пресс-службы ПФР

В случае если у страхователя в форме АДВ-11 за 2009 год содержатся данные об излишне уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, то такая сумма страховых взносов по действующим правилам подлежит возврату страхователю или зачету. По вопросам зачета или возврата излишне уплаченных на 1 января 2010 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователю необходимо обращаться в налоговые органы.
После принятия налоговыми органами решения о зачете или возврате страхователю сумм излишне уплаченных страховых взносов сведения о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных страховых взносов отражаются страхователем в форме АДВ-11 за тот отчетный период, в котором зачет или возврат произведен. В форме АДВ-11 за отчетный период, в котором такой зачет или возврат произведен, в графе "Уплачено страховых взносов в расчетном периоде" сумма возвращенных (учтенных) страховых взносов указывается со знаком минуса.

Авторы статьи:
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
И.А. Михайлов,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
юрисконсульт


1 утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее — Инструкция)
2 п. 30 Инструкции
3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ
4 п. 34 Инструкции
5 п. 41 Инструкции
6 п. 35 Инструкции
7 п. 37 Инструкции
8 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ
9 пост. ФАС МО от 21.05.2008 N КА-А40/3980-08; письмо ПФР от 28.06.2006
N КА-09-26/6784; п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 N 79
10 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ