На пороге электронного государства
Государственное управление и государственные услуги медленно, но верно переходят в электронную форму. Можно утверждать, что это уже сложившийся тренд, который имеет одновременно и политическое, и экономическое значение. Население утомлено бесконечными бумажными процедурами, а бюрократическая нагрузка на бизнес очевидно не способствует конкурентоспособности отечественной экономики и темпам технического прогресса в современном мире.
Несмотря на то, что переход к электронному правительству в России затянулся, он все же неизбежен. Обратного пути - дороги в бумажное прошлое - уже нет. В крупном плане задача должна быть решена на четырех уровнях:
- законодательство,
- базовая инфраструктура,
- информационные системы,
- организация широкого доступа граждан к электронным услугам.
Информация о текущем состоянии электронного правительства на каждом из этих уровней доступна для широкого круга экспертов. Регулярно проходят представительные дискуссии о том, как и когда начнет функционировать электронное правительство в России. На одном из последних форумов, организованном "Ведомостями", можно было из первых уст получить ответы на вопросы об электронных государственных услугах гражданам и бизнесу, прогнозы внедрения, передовой опыт.
Важно, что на уровне законодательства в последние годы были осуществлены значимые действия по формированию нормативной базы электронного правительства. Принят закон, обязывающий органы власти размещать информацию о своей деятельности в СМИ и в сети Интернет. В ближайшее время в Думе пройдет второе чтение Закона о государственных услугах, а в осеннюю сессию - второе чтение нового Закона об электронной подписи.
Базовая инфраструктура электронных государственных услуг для населения и бизнеса также активно развивается. Основной провайдер общенациональной инфраструктуры связи - "Ростелеком" определен единственным исполнителем работ в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства. Его представители сообщают о готовности к эксплуатации сети протяженностью 150 тыс. км.
Таким образом, на уровне законодательства и инфраструктуры прогресс очевиден. С большой вероятностью нормативно-правовая база, центры обработки данных, сетевые, аппаратные и иные инфраструктурные возможности будут в достаточной мере соответствовать электронным амбициям нашего государства уже в ближайшем будущем.
По существу, наиболее дискуссионные вопросы - какой будет российская модель электронного государства на уровне информационных систем и организации доступа населения к электронным услугам. Можно выделить две основные концепции, которые защищают разные группы экспертов:
- "Одна точка доступа к госуслугам" предполагает наличие единого портала государственных услуг, за интерфейсными кулисами которого будут выстроено все функциональное и территориальное многообразие информационных систем органов государственной власти. Портал будет размещен по единому адресу в сети Интернет, широкий доступ к нему обеспечат "многофункциональные инфоматы", установленные в общественных местах. Предполагается, что иных возможностей получить доступ к госуслугам быть не должно.
- "Множество каналов доступа к госуслугам" предполагает необходимость максимально широкого использования уже сформировавшихся на практике точек доступа, каналов распределения, сервисных региональных сетей операторов электронных услуг. Межведомственное взаимодействие и интеграция баз данных при этом, безусловно, также имеют важное значение. При этом многообразие каналов распределения должно стать фактором прогресса всей отрасли и обеспечить максимально широкое вовлечение населения в электронное государство.
Что лучше?
Идея одной точки доступа, несомненно, впечатляет свой масштабностью. В то же время, по мнению экспертов, развитие единого портала - более долгий и сложный путь и его преодоление может занять годы. Особое внимание уделяется также риску "последней мили" - ставка на пассивное общение через инфоматы может привести к ограниченному внедрению электронных услуг. Использование множества каналов распределения и активного предложения электронных услуг населению выглядит более гибким и реалистичным решением. Сторонники этой идеи ссылаются на накопленный отечественный и зарубежный опыт. Например, широкое внедрение электронной отчетности в контролирующие органы и внебюджетные фонды (более 50% налогоплательщиков уже сдают отчетность в электронной форме) сегодня в большой степени обеспечено операторами электронных услуг, организующих активное обращение к клиентам. При этом цена услуг по обеспечению юридически значимого электронного документооборота остается вполне подъемной даже для малого бизнеса. Удалось найти решение проблемы обеспечения доступа к услугам даже в небольших городах, удаленных от административных центров.
Как видно, каждая из позиций имеет свои достоинства и недостатки, может быть разумно аргументирована. И каким все же будет электронное государство на самом деле, покажет время.
Генеральный директор компании
"Электронный экспресс"
Алексей Пауков
По материалам международного форума "Государственные электронные услуги приоритеты и условия реализации в России", организованного газетой "Ведомости"