Совместные проверки: встречаем гостей
В конце сентября вступил в силу регламент о совместных проверках бизнеса налоговыми инспекторами и сотрудниками органов внутренних дел. Цели таких проверок, заявленные в документе, — предупреждение, выявление и пресечение налоговых правонарушений и преступлений. О том, чего ожидать компаниям от нового порядка, нам рассказал Иван Николаевич Соловьев, начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, заслуженный юрист РФ, д. ю. н., профессор.
Новый регламент во многом повторяет положения ранее действующего приказа МВД России и ФНС России от 22 января 2004 года N 76/АС-3-06/37. Однако есть в нем ряд новых норм. Например, к материалам налоговой проверки отныне могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел. О каких материалах в данном случае идет речь?
К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел. Отмечу, что исчерпывающего перечня таких документов нет, он является открытым и зависит от конкретных обстоятельств выявленного противоправного действия в сфере налогообложения. В основном это документы, полученные сотрудниками органов внутренних дел в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности. Немаловажно в данном случае, что органы внутренних дел являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, поэтому доказательства совершения противоправных действий в сфере налогообложения могут быть получены также и в результате осуществления указанной деятельности, а также реализации полномочий органов внутренних дел, закрепленных в Законе РФ "О милиции"1.
Такими документами могут быть:
- документы, полученные в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности: корешки приходных кассовых ордеров, накладные и квитанции, акты приема-передачи объектов недвижимости, платежные поручения, гарантийные письма, объявления на взнос наличными, денежные чеки на получение наличных, ксерокопии спецификаций, копии контрактов, заявления на перевод, заявки на покупку иностранной валюты;
- черновые записи, изъятые и осмотренные в процессе оперативно-розыскных мероприятий;
- показания лиц, ответственных за ведение финансово-хозяйственной деятельности в организации;
- материалы контрольной закупки;
- заключения эксперта и т. д.
Возможность приобщения таких материалов обеспечивает их надежное доказательственное значение, так как нередко налогоплательщики оспаривают допустимость представления налоговым органом в качестве доказательств документов, собранных вне рамок налоговой проверки.
Можно ли говорить о том, что налоговикам уже не потребуется проводить допрос свидетелей,а можно будет обойтись иной информацией, представленной сотрудниками органов внутренних дел? И что это за информация?
Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях, относятся к компетенции налоговых органов2. Органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций. Таким образом, самостоятельно взыскать сумму сокрытых налогов и соответствующие штрафные санкции органы внутренних дел не вправе. Такие материалы должны быть направлены в налоговые органы.
У налоговых органов и органов внутренних дел различные методы выявления противоправных деяний в сфере налогообложения. У первых они контрольные, у вторых — оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные. В тоже время их сочетание на основе действующего законодательства и принципа соблюдения прав и законных интересов граждан и предпринимателей может дать наибольший эффект и результат.
Из нового регламента исчезло упоминание о том, что сотрудники налоговых органов и органов внутренних дел должны строго соблюдать закон и корректно и внимательно относиться к проверяемым, а также соблюдать налоговую тайну. Чем это можно объяснить?
Новый регламент отказался от некоторых декларативных норм в пользу наполнения его конкретными положениями, обеспечивающими эффективное взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел, в частности, по установлению более жестких требований к качественному и содержательному наполнению материалов, которые указанные органы направляют друг другу, учету новых требований и условий, в которых отныне работают правоохранительные и контролирующие органы.
Однако при этом никто не отменял и содержащихся в иных нормативных правовых актах требований по корректному и вежливому обращению с гражданами и налогоплательщиками, а также обязанности соблюдать налоговую тайну. Так, деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности3.
Нормы Кодекса4 профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ предписывают сотруднику органов внутренних дел вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними. Кроме того, в обязанности налоговых органов входит соблюдение налоговой тайны и обеспечение ее сохранения5, а налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением специально оговоренных в законе случаев6.
В новом регламенте сказано, что при совместной проверке милиции и налоговой у компании могут изъять оригиналы документов. В то время как раньше речь шла о копиях документов. Чем вызвано такое изменение?
В новом регламенте ничего впрямую не говорится об изъятии именно оригиналов документов. Так, пункт 14 Инструкции7 говорит лишь о том, что в случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производится истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные налоговым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.
Как мы видим, все вышеуказанные действия, в том числе истребование у лица необходимых документов и их выемка, производятся на основании Налогового кодекса и Закона "О налоговых органах"8.
В то же время действующее законодательство предусматривает возможность изъятия подлинных документов при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 293-ФЗ изложил пункт 1 части 1 статьи 15 Федерального закона9 "Об оперативно-розыскной деятельности" в новой редакции, согласно которой "...если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе.
В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе".
Если документы содержат коммерческую тайну, то как сотрудники внутренних обеспечат сохранность этих сведений?
Статья 1 Федерального закона10 "О коммерческой тайне" регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). Частью 2 данной статьи закрепляется, что положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.
В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке11.
Важный отличительный признак информации, составляющей коммерческую тайну, закрепляет подпункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 98-ФЗ, обязывающий обладателя конфиденциальной информации наносить на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации.
В случае необходимости изъятия носителей (документов), содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, в ходе предварительного расследования по уголовному делу производится выемка, которая совершается на основании судебного решения12.
В каком порядке производится выемка документов? Могут ли проверяющие изымать документы в отсутствие руководящих лиц компании? Если, по мнению руководства компании, выемка документов прошла с нарушениями, то куда следует обращаться?
Выемка документов производится в порядке, установленном статьей 94 Налогового кодекса. Согласно части 3 указанной статьи выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. Главой 19 Налогового кодекса определен порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Так, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд13.
Как узнать, заведено в отношении руководства компании-контрагента (например, поставщика) административное или уголовное дело? Предоставляют ли такую информацию третьим лицам?
Необходимо учитывать, что персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация — защищены Конституцией РФ и иными законами РФ14.
Учитывая изложенное, теоретически информацию о привлечении лица к административной ответственности или судимости лица получить возможно, но только с его согласия. Такой вывод следует из положений статьи 24 Конституции РФ, которая устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Заявление об обжаловании итогов совместной выездной проверки надо направлять в налоговые органы, в органы внутренних дел или сразу в суд?
В зависимости от того, чьи конкретно действия обжалуются и к чьей компетенции относится рассмотрение заявления. Напомню, что в соответствии с пунктами 12 и 13 Инструкции15 на всех этапах подготовки, проведения и оформления результатов выездной налоговой проверки проверяющие действуют в пределах прав и обязанностей, предоставленных им законодательством РФ:
- должностные лица налоговых органов при проведении проверки совершают действия по осуществлению налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом и Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации";
- сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Законом РФ "О милиции", Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, если обжалуются действия сотрудников органов внутренних дел, действовавших в рамках Закона РФ "О милиции" и (или) Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", то лицу, которое считает, что проверяющими были нарушены его права, следует обращаться в орган внутренних дел, в котором проходят службу сотрудники милиции, чьи действия обжалуются, или сразу в вышестоящий орган внутренних дел или суд.
Если обжалуются действия сотрудников налоговых органов, то в соответствии со статьей 138 Налогового кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Необходимо также учитывать, что в соответствии с новым регламентом проверок координация проводимых совместных мероприятий возлагается на руководителя проверяющей группы, которым может быть только сотрудник налогового органа. При этом устанавливается, что взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий.
Беседу провела
Н.В. Горшенина,
шеф-редактор
1 Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-I
2 ст. 82, 101 НК РФ
3 ст. 3 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-I
4 п. 3 ст. 8 Кодекса профессиональной этики, утв. приказом МВД России от 24.12.2008 N 1138
5 подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ
6 п. 2 ст. 102 НК РФ
7 утв. приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 г. N 495/ММ-7-2-347
8 Закон РФ от 21.02.1991 N 943-I
9 Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
10 Федеральный закон от 29.07. 2004 N 98-ФЗ
11 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ
12 ч. 3 ст. 183 УПК РФ
13 ст. 138 НК РФ
14 Федеральные законы от 27.07.2006 N 152-ФЗ, от 27.07.2006 N 149-ФЗ
15 утв. приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347