Блогеров начали маркировать. Первые итоги нового закона
Владельцы популярных каналов продолжают подавать уведомления в Роскомнадзор. В специальный перечень уже вошли аккаунты журналистов, ведомств, депутатов Госдумы, СМИ и деятелей культуры. По данным Минцифры России, только за первые 4 дня на госуслугах было направлено более 13 тыс. заявлений.
Однако, несмотря на активную регистрационную кампанию, правила ведения указанного реестра, объем предоставляемых блогерами сведений и порядок размещения пользователями на странице в соцсетях отметки об уведомлении Роскомнадзора по-прежнему нормативно не определены.
В этой статье мы расскажем о том, кого коснулись ноябрьские нововведения, как сейчас проходит процедура регистрации, что грозит за неуведомление и какие обязанности могут еще появиться у блогеров и владельцев социальных сетей.
Кого коснулись изменения?
Теперь каждый блогер, имеющий персональную страницу в соцсетях, на которую подписаны более 10 тыс. человек, обязан предоставить в Роскомнадзор сведения о себе (ч. 1.1 ст. 10.6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", далее – Закон об информации). Такая обязанность появилась еще с 8 августа 2024 года, однако фактически ее исполнить стало возможно только с ноября.
Новые правила затронули всех владельцев страничек в соцсетях. Если подписчиков 9999 и меньше, можно не волноваться. Но как только их число "перевалит" за указанную цифру, владелец странички автоматически становится обязанным исполнить требования закона. Правовой статус владельца при этом значения не имеет. Рассматриваемые требования в равной степени относятся и к обычным гражданам, и к индивидуальным предпринимателям, и к компаниям. Тематика блога тоже не важна. Если он собирает 10 тыс. и больше подписчиков, значит, подпадает под действие новых правил.
У ведомства обязанность вести перечень персональных страниц с указанным объемом аудитории появилась только с 1 ноября 2024 года. С этой же даты Минцифры России анонсировало новый сервис на портале госуслуг по регистрации блогов с более 10 тыс. подписчиков. Рекомендуем воспользоваться им как можно скорее.
Каналы в каких социальных сетях теперь нужно регистрировать?
Минцифры России в своих разъяснениях недавно указывало, что новые обязанности по уведомлению Роскомнадзора касаются только пользователей социальных сетей, включенных в официальный реестр.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Напомним, сейчас в реестре Роскомнадзора содержится 14 ресурсов, среди них: ВКонтакте, Одноклассники, TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, Пикабу, Pinterest, Дзен, RuTube, Twitch, Discord (сейчас заблокирован) и Yappy.
Это означает, что владельцам страниц в заблокированной на территории РФ соцсети X (ранее Twitter), а также в запрещенном Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ) не нужно регистрироваться в ведомстве.
В сводном отчете регулирующего воздействия к проекту правил предоставления блогерами сведений в Роскомнадзор1 отмечалось, что новые требования затронут в:
- Одноклассниках – более 100 тыс. пользователей;
- Вконтакте – более 415 тыс. пользователей;
- Дзен – более 11 тыс. пользователей;
- Likee – более 100 тыс. пользователей;
- Yappy – 738 пользователей;
- Rutube – 703 пользователей;
- LiveJournal – 320 пользователей;
- Пикабу – 135 пользователей.
Точно проверить, включена ли социальная сеть в реестр, можно на сайте ведомства.
Как уведомить Роскомнадзор?
Сейчас владельцам популярных страниц доступен только один способ регистрации, через госуслуги. То есть без подтвержденной учетной записи на портале уведомить Роскомнадзор не получится. Обязанность нужно исполнить в течение 10 рабочих дней со дня, когда число подписчиков превысило 10 тыс. человек. Алгоритм регистрации для граждан и компаний предусматривает несколько шагов:
Блогер заполняет специальную форму о себе и своем канале, указав контактные данные.
Важно! Если владельцем канала является несовершеннолетний, сведения о такой странице может подать родитель или другой законный представитель.
В течение 3 дней в закрепленном сообщении или описании канала/страницы он указывает уникальный номер заявки, который присвоят на госуслугах.
По этому номеру Роскомнадзор в течение 10 рабочих дней проверит, что канал/страница принадлежит автору заявки и направит уведомление в личный кабинет на портале госуслуг.
После включения в перечень блогер должен разместить в описании канала или страницы ссылку на запись в реестре Роскомнадзора. По ней пользователи и потенциальные рекламодатели смогут понять, что канал идентифицирован.
Например, у Минцифры России маркировка канала сейчас выглядит так.
Отметим, что Минцифры России также говорило, что на данный момент прорабатывается также возможность подачи сведений по предварительной записи в центральном аппарате Роскомнадзора или в одном из его территориальных управлений. Но пока это лишь на уровне обсуждения. При этом проект постановления разрешает также отправку сведений еще на сайте Роскомнадзора (www.530-fz.rkn.gov.ru) и в специальной программе взаимодействия владельцев соцсетей и ведомства. Но пока эти оба варианты пользователям соцсетей недоступны. Сама процедура в проекте не отличается от уже действующей.
Эксперты же считают, что новый порядок уведомления вызывает еще много вопросов. В частности, не очень понятно, как будет проходить проверка достоверности заявленных блогером сведений. "Пока не совсем ясно, будет ли Роскомнадзор осуществлять ее самостоятельно либо станет запрашивать информацию у владельцев соцсетей. Проект приказа Роскомнадзора2 предусматривает возможность продления срока проверки данных на 7 рабочих дней в случае, если для принятия решения о включении сведений о персональной странице в реестр необходимо получить информацию и документы. Вопрос важный, так как от успешного прохождения этой проверки зависит включение пользователя в реестр", – отмечает старший IT-юрист RTM Group Карина Маргарян.
Какие сведения нужно предоставить?
На данный момент владельцам персональных страниц в соцсетях в заявлении на портале госуслуг потребуется указать:
- название соцсети и канала или страницы;
- ссылку на канал или страницу;
- электронную почту и телефон, к которым привязан канал или страница, а также телефон администратора.
Заявление необходимо подать в течение 10 рабочих дней с момента, когда количество подписчиков канала или страницы превысило 10 тыс.
Важно! Блоги в разных соцсетях нужно регистрировать отдельно. На каждый канал потребуется подать самостоятельное заявление.
Стоит отметить, что в проекте постановления Правительства РФ состав представляемых сведений указан в зависимости от правового статуса блогера. Помимо наименования и указателя страницы, необходимо сообщить о себе следующее.
Гражданин | ИП | Российская компания | Иностранная компания | Иностранец или лицо без гражданства |
ФИО создателя или администратора | ОГРНИП создателя | Полное и сокращенное название | Полное и сокращенное название | ФИО |
Номер телефона создателя и адрес его электронной почты, которые он указал при создании блога, а впоследствии использовал в процессе его ведения | ФИО создателя или администратора | Организационно-правовая форма | Страна, в которой компания зарегистрирована | Место его постоянного проживания |
Номер телефона и электронный адрес администратора, которыми он пользуется для ведения страницы | Номер телефона создателя и адрес его электронной почты, которые он указал при создании блога, а впоследствии использовал в процессе его ведения | ОГРН | Налоговый идентификатор и идентификатор в торговом реестре страны регистрации | Номер телефона создателя и адрес его электронной почты, которые он указал при создании блога, а впоследствии использовал в процессе его ведения |
Номер телефона и адрес электронной почты, по которым можно связаться с создателем | Номер телефона и электронный адрес администратора, которыми он пользуется для ведения страницы | Номер телефона и электронный адрес того, кто непосредственно создал страницу | Номер телефона и электронном адрес администратора, которыми он пользуется для ведения страниц | |
Номер телефона и адрес электронной почты, по которым можно связаться с каждым из администраторов | Номер телефона и адрес электронной почты, по которым можно связаться с создателем | Номер телефона и электронный адрес представителя юрлица, создавшего страницу | Номер телефона и адрес электронной почты, по которым можно связаться с создателем | |
_ | Номер телефона и адрес электронной почты, по которым можно связаться с каждым из администраторов | Контакты (тоже номер телефона и электронная почта) всех администраторов страницы
| Номера телефонов и адреса электронной почты, по которым можно связаться с каждым из администраторов |
Какие еще обязанности могут появиться у блогеров?
После внесения данных в перечень персональных страниц и размещении ссылки на своем канале обязанности блогера по регистрации заканчиваются. Однако, согласно разрабатываемым правилам, владельцем персональных страниц также придется уведомлять Роскомнадзор об изменениях заявленных сведений.
Об этом нужно будет сообщить в течение 10 рабочих дней. Сделать это можно одним из тех же способов, какие предусмотрены для первичной регистрации. В этом случае Роскомнадзор инициирует также проверку. Результатом проверки будет принятие решения о внесении изменений в сведения о персональной странице. В уведомлении, которое направляется в адрес владельца, укажут обновленную ссылку на страницу в перечне.
Кого могут исключить из перечня?
Страница попадает в перечень не навсегда. Она может быть из него исключена по разным основаниям. А именно:
за нарушение пользователем требований Закона об информации. Каких именно – не уточняется (это основание предусмотрено в проекте приказа Роскомнадзора);
в связи с удалением ее владельцем;
если число подписчиков станет меньше 10 тыс. человек;
Данный пункт вызывал у специалистов сомнения в плане возможности его реализации. Однако Миницифры России недавно разъяснило, что при снижении количества подписчиков владелец канала может сам подать через госуслуги заявление об исключении его из перечня. При этом Роскомнадзор при обнаружении такого факта вправе сделать это и самостоятельно.
репост из канала с более чем 10 тыс. подписчиков, не включенного в перечень Роскомнадзора.
Чем грозит неуведомление Роскомнадзора?
С 1 января 2025 года за нарушения новых требований законодатель предусмотрел несколько правовых последствий. Во-первых, вся информация, размещенная на странице блогера, который не уведомил Роскомнадзор, будет запрещена для перепостов другими пользователями (ч. 9.1 ст. 10.6 Закона об информации). Во-вторых, такой блогер не сможет просить о донатах для развития своего канала. В-третьих, он может столкнуться с ограничением доступа пользователей к своей странице. Роскомнадзор может потребовать от владельца соцсети создать такое ограничение – п. 14 ч. 1 ст. 10.6 Закона об информации. В-четвертых, он не сможет размещать на своей странице рекламу (ч. 10.6 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе").
Минцифры России также разъясняло, что размещение рекламы в популярном канале, который не включен в перечень, повлечет за собой штраф для рекламодателя и рекламораспространителя в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП. Для граждан он составит от 2 000 до 2 500 руб.; должностных лиц – от 4 тыс. до 20 тыс. руб.; компаний – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Вместе с тем, некоторые специалисты полагают, что ажиотаж по поводу вводимых новшеств скоро утихнет, и в целом никаких особых перемен в блогосфере не произойдет. "Наиболее вероятный вариант развития событий таков: волна возбуждения по поводу законодательных изменений быстро пройдет, а структура отечественного рекламного рынка в Telegram или других соцсетях останется, по большей части, неизменной, – заявляет Георгий Бахтин, руководитель проектов digital-агентства "Интериум", – крайне маловероятно, что произойдет драматическое падение числа репостов или просмотров у блогеров с 10 тыс. подписчиков, хотя цена рекламы и привлеченного с ее помощью пользователя вполне может немного вырасти. Не стоит ожидать и того, что администраторы каналов начнут повально дробить собственные анонимные каналы на части в целях избегания коммуникации с Роскомнадзором".
Зачем вводится регистрация блогов?
Представители органов государственной власти считают, что верификация каналов-десятитысячников повысит доверие аудитории к владельцам каналов. Она также позволит защититься от блогеров-двойников и наладить контроль за работой участников рынка рекламы.
Большинство юристов относятся к данному нововведению скорее положительно. Эксперты сходятся во мнении, что рассматриваемые изменения должны помочь в борьбе с правонарушениями, совершаемыми с помощью интернета, в том числе соцсетей, а также обеспечить прозрачность работы крупных блогеров в сложившихся геополитических условиях.
МНЕНИЕ
Фото: личный архив эксперта |
Олег Матюнин, руководитель Рабочей группы по новым медиа при Уполномоченном по защите прав предпринимателей г. Москвы
"Не факт, что правило идентификации инфлюенсеров вводится раз и навсегда в том виде, с тем набором условий, взаимодействий и ответственностью, как это сейчас настроено в законодательстве. Информационное право в России с 2010 года преобразилось очень сильно и, вне всяких сомнений, процесс огосударствления инфополя не остановится. Я полагаю, в недалеком будущем регистрация любых пользователей в соцсетях станет возможной только через госуслуги. Не знаю, как это реализуют на независимых и гарантирующих анонимность пользователей площадках, таких как Telegram, но уверен, что реализуют, и тогда базовый вопрос идентификации человека в публичном интернет-пространстве будет хотя бы законодательно снят. Что касается десятитысячников, я отношусь к этому пока как к эксперименту, в котором Роскомнадзор прежде всего сам для себя должен будет понять свои возможности и верность подхода в целом. Стратегически это лишь один из шагов в направлении полного отказа от анонимного распространения информации".
Напомним, первоначально внесенный законопроект вообще не предполагал поправок в Закон об информации. Их добавили только в рамках второго чтения. Как поясняет Марина Цуранкова, советник департамента оценки перспектив и предотвращения корпоративных рисков юридической компании "Золотое правило", инициатива, прежде всего, была направлена на пресечение бесконтрольного использования телефонных номеров, особенно для иностранных граждан. Законодатель изначально пытался взять под контроль пресечение массовых правонарушений, которые могут иметь место при влиянии иностранных элементов, которых трудно привлечь к реальной ответственности, в том числе когда решение суда становится почти неисполнимо. К слову, в Госдуме сейчас уже рассматривается предложение наказывать уехавших граждан за действия против России.
Многие эксперты также отмечают значимость в этом вопросе финансового фактора. "Новые требования о регистрации популярных блогеров – это дополнительный контроль за соблюдением налогового законодательства, ведь санкции за нарушение порядка уведомления связаны с правом на размещение рекламы и продвижением каналов посредством репостов," – напомнила IP/IT юрист ASB Consulting Group Карина Галынская. Похожее мнение разделяют и другие юристы.
МНЕНИЕ
Фото: личный архив эксперта |
Карина Маргарян, старший IT-юрист RTM Group
"Многомиллионные споры с налоговой службой или уголовные дела в отношении известных блогеров у всех на слуху и уже не удивляют. Однако "за кадром" остаются еще и гражданские споры продавцов "успешного успеха" с покупателями сомнительных курсов. Эти споры не всегда доходят до суда, так как это невыгодно самим блогерам: если потянуть за нитку, раскроется клубок многочисленных нарушений законодательства. Инициатива направлена на повышение прозрачности рынка, отслеживание нарушений, в частности налогового и рекламного законодательства, выявление случаев незаконного предпринимательства".
Что изменится для владельцев социальных сетей?
На данный момент никаких глобальных изменений для владельцев соцсетей не введено. Сейчас, согласно разъяснениям Минцифры России, блогеры самостоятельно размещают в описании канала ссылку на запись в реестре Роскомнадзора. Однако согласно проекту постановления Правительства РФ3 в скором времени обязанность по маркировке страниц, включенных в перечень Роскомнадзора, может перейти к владельцам соцсетей. По новым правилам они будут должны размещать на страницах блогеров отметку в виде буквы "А" и знака "плюс", а также прикреплять ссылку с фразой "Включена Роскомнадзором в перечень персональных страниц". Подпись размещается в соответствии с требованиями:
- информация должна быть указана в верхней части страницы рядом с названием и описанием;
- шрифт нужно сделать контрастным по отношению к окружающему фону, размер шрифта нельзя делать меньше, чем тот, которым написано название;
- сведения не должны отображаться поверх других текстовых сообщений и изображений.
Сделать это потребуется в течение 2 календарных дней с момента получения уведомления ведомства о включении блогера в перечень.
_____________________________
1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления пользователем социальной сети, объем аудитории персональной страницы которого составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети, сведений, позволяющих его идентифицировать" (ID: 02/07/09-24/00150808) и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
2 С текстом проекта приказа Роскомнадзора "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня персональных страниц пользователей социальной сети, объем аудитории каждой из которых составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети" (ID: 02/08/10-24/00151326) и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
3 С текстом проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил размещения на персональной странице, объем аудитории которой составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети, информации о включении в перечень персональных страниц, объем аудитории каждой из которых составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети" (ID: 02/07/09-24/00150809) и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.