Справка участникам СВО: как получить онлайн и для чего она нужна
В этом материале
С ноября в России упрощен порядок подтверждения участия в специальной военной операции. Теперь военнослужащим и членам их семей не придется собирать комплект бумажных документов в различных организациях. Будет достаточно запросить лишь одну справку, причем сделать это можно и дистанционно – через портал госуслуг. Система бездокументационного подтверждения статуса уже заработала по всей стране. Об этом в начале месяца сообщило Минцифры России.
Порядок выдачи справки, подтверждающей факт участия граждан РФ в специальной военной операции на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, урегулирован несколькими документами:
- постановлением Правительства РФ от 9 октября 2024 г. № 1354;
- приказом Министра обороны РФ от 11 октября 2024 г. № 612;
- приказом МВД России от 23 октября 2024 г. № 634;
- приказом ФСИН от 25 октября 2024 г. № 753.
Рассказываем, кто и где может получить справку, какие документы и сведения для этого нужны, когда в ее выдаче вправе отказать.
Зачем нужна справка?
Согласно принятому 9 октября этого года постановлению Правительства РФ № 1354, справка нужна для подтверждения участия граждан РФ в СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Причем подтвердить статус участника могут не только те бойцы, которые до сих пор находятся в зоне СВО, но и те, кто принимал участие в военных действиях ранее.
Справка пригодится при обращении военнослужащих и членов их семей за предусмотренными для них мерами социальной поддержки и льготами. Речь идет как о федеральной, так и о региональной помощи.
Однако есть ограничение – использование такой справки не допускается для целей реализации или получения мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах". Этому есть объяснение – ветеранам боевых действий выдают специальное удостоверение, которое служит подтверждением их права на получение положенных мер социальной поддержки. Такой документ позволяет получать федеральные и региональные выплаты, пользоваться льготами регионов. А удостоверение, оформленное в электронном виде, дополнительно можно использовать и как банковскую карту для оплаты товаров и услуг.
Кто может получить справку участника СВО?
Запросить справку могут не только сами участники спецоперации, но и члены их семей, а именно:
- дети;
- супруги;
- родители;
- лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими участника СВО;
- те, кто находится на его иждивении.
А в случае гибели бойца или если у него нет других родственников, направить заявление на получение справки вправе также полнородные и неполнородные братья и сестры. Более того, от имени заявителя за справкой может обратиться его представитель (либо законный представитель – родитель, опекун, попечитель, либо представитель по оформленной на него доверенности).
Кто выдает справку и как ее получить?
Справку выдают те федеральные органы исполнительной власти (федеральные госорганы), которые направили (привлекли) гражданина для участия в СВО. В Минобороны России работу по оформлению и выдаче справки организуют: федеральное казенное учреждение "Военно-социальный центр" Минобороны России (далее – ФКУ ВСЦ Минобороны России); военные комиссариаты; воинские части. Получить у них справку вправе военнослужащие, добровольцы, контрактники, мобилизованные.
Документ, подтверждающий факт участия в СВО, можно получить несколькими способами:
- в ФКУ ВСЦ Минобороны России;
- в военном комиссариате или воинской части;
- в любом МФЦ во всех регионах РФ;
- в электронном виде через единый портал госуслуг.
В ФКУ ВСЦ Минобороны России через МФЦ, единый портал госуслуг, в военный комиссариат или воинскую часть могут обратиться: сам участник СВО; его дети, достигшие 14-летнего возраста; супруга (супруг); родители; родитель несовершеннолетнего ребенка гражданина, действующий как его законный представитель. В ФКУ ВСЦ, в военный комиссариат или воинскую часть – дети, супруги, родители, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также остальные родственники – лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими граждан, лица, находящиеся на их иждивении, представители заявителя, члены семьи участника СВО в случае его гибели (смерти). При личном обращении в ФКУ ВСЦ, в военный комиссариат или воинскую часть нужно заранее ознакомиться с графиком (режимом) их работы.
При использовании портала госуслуг сформировать заявление на получение справки СВО можно, заполнив интерактивную форму. Дополнительной подачи заявления в иной форме не требуется. Сформированный и подписанный документ направляется в ФКУ ВСЦ Минобороны России в электронной форме.
Отметим, первый способ доступен для тех, кто находится в Москве, так как сам Военно-социальный центр Минобороны России организован в столице. Напомним, он создан в 2024 году для соблюдения прав и соцгарантий военнослужащих и членов их семей (начиная от обеспечения денежным довольствием, социальными и компенсационными выплатами, медицинского, жилищного и страхового обеспечения, санаторно-курортного лечения, и заканчивая прохождением военной службы). В нем сформирован специальный отдел, который будет адресно разбирать все возникающие вопросы. Он поможет оперативно подтвердить в воинской части или федеральном органе власти необходимые сведения и запросить недостающие для подтверждения участия в выполнении задач в зоне СВО документы.
Вторым и третьим способами могут воспользоваться жители всех регионов России. А последним – только те, у кого имеется подтвержденная учетная запись на портале госуслуг. К слову, новый сервис для получения онлайн справки об участии в СВО по линии Минобороны России заработал на портале с 1 ноября. Через него сами участники СВО могут заказать справку об участии в спецоперации, а члены их семей – справку о статусе участника СВО. О новом сервисе рассказало на своем официальном сайте Минцифры России.
Так, справку на портале госуслуг могут получить:
- сам участник СВО: военнослужащий; доброволец; заключивший контракт с организациями, содействующими выполнению задач СВО; мобилизованный;
- члены его семьи, если участник СВО жив и родство подтверждено российскими документами (родители, супруг или супруга, дети с 14 лет, бывшая супруга или супруг в интересах совместного ребенка до 18 лет).
В МФЦ вправе обратиться те же категории лиц, а дополнительно – и члены семьи участника СВО, родство которых подтверждено в том числе иностранными документами. А в военкомат, воинскую часть и ВСЦ могут обратиться все те же заявители, а также полнородные и неполнородные братья и сестры участника СВО или его иждивенцы.
Также Минобороны России в своем телеграм-канале упомянуло, что оформить справку военнослужащим и членам их семей помогут и в региональных филиалах госфонда "Защитники Отечества".
По данным ведомства, только за первую неделю функционирования системы бездокументационного подтверждения статуса участника СВО, справки через единый портал госуслуг и МФЦ получили уже более 52 тыс. граждан. Сейчас Военно-социальным центром Минобороны России собрано порядка 100 тыс. обращений. Основная их часть – от участников СВО, чьи данные отражены в информационной базе. Остальные заявления пока рассматриваются, в том числе находятся на проверке в соответствующих госорганах.
Следует учитывать, что для отдельных категорий участников СВО действует отдельный порядок получения справок. Это касается:
- сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан РФ, уволенных со службы в ОВД или с федеральной гражданской службы, и членов их семей (приказ МВД России от 23 октября 2024 г. № 634);
- граждан из числа работников уголовно-исполнительной системы РФ и лиц, ранее проходивших службу (работу) в учреждениях и органах УИС (приказ ФСИН России от 25 октября 2024 г. № 753).
Например, для сотрудников ОВД предусмотрена выдача справок только на бумажном носителе и нет возможности обратиться с заявлением через портал госуслуг. Получить справку можно, подав в произвольной письменной форме рапорт (заявление) в кадровое подразделение органа, организации, подразделения МВД России, в котором участники проходят (проходили) службу, работают (работали), или в кадровое подразделение территориального органа МВД России, по месту дислокации которого проживают, или через МФЦ. Рапорты (заявления) рассматриваются дольше, чем в Минобороны России, – в течение 5 рабочих дней со дня подачи. Заявители получают справки там же, куда подавали рапорт (заявление) при личном обращении.
В свою очередь, в учреждениях и органах УИС справка оформляется подразделениями по работе с личным составом. Основанием для ее оформления и выдачи служат приказы о подтверждении факта участия в СВО (о выполнении задач в ходе СВО) на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Подать заявление можно в том числе через МФЦ и портал госуслуг. Его рассмотрят в течение 4 рабочих дней, начиная с рабочего дня, следующего за днем подачи.
Какие документы нужны для получения справки об участии в СВО?
Комплект документов зависит от того, кто подает заявление на выдачу справки – сам участник СВО или члены его семьи:
Сколько готовят справку и надо ли за нее платить?
Справку выдают в течение 4 рабочих дней, начиная с рабочего дня, следующего за днем подачи заявления. Но если по запросу придется уточнять какие-то сведения, то срок могут продлить до 30 дней. Причиной такого продления может стать проведение дополнительной проверки в связи с:
- отсутствием информации о гражданине, указанном в заявлении, в электронной базе данных, в которой осуществляется начисление денежного довольствия военнослужащих;
- отсутствием признаков участия гражданина в СВО, позволяющих сделать вывод о возможности выдачи справки, при наличии информации о гражданине в электронной базе данных.
Плата за выдачу справки не взимается.
Когда заявление не станут рассматривать и в выдаче справки откажут?
Заявителю (представителю заявителя) могут вернуть заявление о выдаче справки без рассмотрения, если:
- не установлена личность лица, обратившегося за получением справки (например, у заявителя при себе не оказалось паспорта или он отказался предъявить документ, удостоверяющий личность);
- предъявлен паспорт с истекшим сроком действия, или недействительный по иным основаниям документ (в частности, изготовленный на поддельном бланке, паспорт с нарушенными элементами защиты бланка, не дающими установить его подлинность, поврежденный документ и т. д.);
- представлены не все документы (сведения), необходимые для оформления справки, в том числе отсутствует нотариально удостоверенный перевод на русский язык документов, представленных на иностранном языке;
- не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя.
Что касается оснований для отказа в выдаче справки, то ими являются:
- представление заявителем (его представителем) сведений или документов, которые противоречат сведениям, полученным в ходе межведомственного электронного взаимодействия;
- невозможность подтвердить: родство между заявителем и гражданином; полномочия представителя заявителя; участие гражданина в СВО;
- невозможность подтвердить по документам, представленным на личном приеме: нахождение заявителя на иждивении у гражданина; факт воспитания или содержания гражданина.
Но в случае отказа в выдаче справки заявитель (его представитель) может повторно обратиться с аналогичным заявлением или обжаловать отказ в выдаче, в том числе через портал госуслуг. В последнем случае следует приложить к заявлению документы, подтверждающие доводы заявителя, и иные необходимые для своевременного рассмотрения заявления сведения, а также указать свой контактный номер телефона и адрес электронной почты (при наличии). Жалобу рассмотрят и примут по ней решение в течение 15 календарных дней со дня ее поступления. Об это заявителя уведомят тем способом, который он сам укажет при подаче жалобы.
Итоги первой недели выдачи справки об участии в СВО в упрощенном порядке показали, что предварительные отказы в выдаче справки в ходе межведомственных проверок в автоматическом режиме получили те заявители, у которых не было подтверждено родство с участником СВО, которые допустили ошибки при заполнении документов. Также частая причина отказа – отсутствие сведений об участии в СВО в подразделениях Минобороны России.
По какой форме оформляется справка и какие сведения в ней отражаются?
С 1 ноября этого года действуют единые формы справок для участников СВО и членов их семей. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 9 октября 2024 г. № 1354.
Так, в справке о подтверждении факта участия в спецоперации на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, выдаваемой участнику СВО, отражаются:
- фамилия;
- имя;
- отчество (при наличии);
- дата рождения;
- паспортные данные гражданина РФ;
- категория участника (мобилизованный, военнослужащий-контрактник, доброволец и т. п.).
В форме также указываются реквизиты заявления о выдаче справки, должность и Ф. И. О. лица, подписавшего ее. На справке должна быть не только подпись или электронная цифровая подпись должностного лица, но также дата и печать – она ставится при оформлении справки непосредственно в федеральном органе исполнительной власти (федеральном госоргане) для заверения подписи лица, подписавшего справку. При наличии технической возможности в правом верхнем углу документа указывается QR-код, который действует 30 дней.
В справке о подтверждении факта участия в СВО, выдаваемой по заявлению члена семьи бойца, помимо указанной информации, прописываются сведения о заявителе – его Ф. И. О., дата рождения, данные паспорта или свидетельства о рождении. На такой справке тоже может быть QR-код.
Как проверить справку?
Подтвердить подлинность справки поможет указанный на ней QR-код. Для этого нужно предъявить справку проверяющему – он отсканирует QR-код при помощи сервиса "Госкан". QR-код действителен 30 календарных дней.