О блокировке копий ("зеркал") пиратских сайтов
Помимо очевидной пользы, которую приносит сеть Интернет, она также является благодатной почвой для нарушения авторских и смежных прав. Одним из самых распространенных нарушений является создание так называемых пиратских сайтов, на которых без разрешения правообладателей размещаются объекты авторских и смежных прав (фильмы, музыка, электронные и аудиокниги и т.п.) или ссылки, обеспечивающие доступ к данным объектам.
В свое время данная проблема получила настолько широкое распространение, что законодатель был вынужден принять ряд законов, направленных на борьбу с пиратством в сети Интернет. В частности, в 2013-2014 гг. были приняты поправки в ГК РФ, процессуальные кодексы (АПК РФ, ГПК РФ) и в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон об информации), которые в том числе определили порядок ограничения доступа к контенту, распространяемому с нарушением авторских и (или) смежных прав.
Однако, как отмечают эксперты1, данные поправки, названные "антипиратским законодательством", являются недостаточно эффективными, поскольку при удалении нелегального контента или блокировке пиратских сайтов появляются новые информационные ресурсы, наполненные теми же объектами авторских прав. Так, например, сразу после ограничения доступа к пиратскому сайту в большинстве случаев появляется его "зеркало" – практически идентичный сайт, который также обеспечивает нелегальный доступ к контенту, а иногда и несколько подобных копий. Масштабы проблемы таковы, что за последние два года Роскомнадзор заблокировал почти 25 тысяч "зеркал" пиратских сайтов2.
Для решения этой проблемы в 2017 г. была введена упрощенная процедура блокировки копий заблокированных пиратских сайтов. Так, в отличие от оригинального пиратского сайта, который блокируется на основании решения суда, доступ к его "зеркальному" сайту ограничивается в административном порядке на основании решения федерального органа исполнительной власти (ст. 15.6-1 Закона об информации). В настоящий момент таким органом является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Таким образом, правообладателям, которые хотят ограничить доступ к копии заблокированного пиратского сайта, нужно обращаться не в суд, а в Минцифры России. Однако при обращении с соответствующим заявлением нужно иметь в виду, что само по себе сходство наименований сайтов и совпадение размещенной на нем информации еще не дает оснований считать сайты копиями и не гарантирует, что Минцифры России признает сайт таковым.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1225, сайт могут признать копией, если он сходен до степени смешения с сайтом в сети Интернет, доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения, с использованием сети Интернет.
С признанием сайта копией (зеркалом) заблокированного пиратского сайта принимаются во внимание, в частности, следующие критерии:
- внешнее сходство заблокированного пиратского сайта и его предполагаемой копии (шаблон, цветовая гамма, расположение элементов);
- сходство наименований и доменных имен сайтов;
- совпадение полностью или в части размещенной на сайтах информации: объектов авторских (смежных) прав или ссылок, которые обеспечивают доступ к ним;
- совпадение учетных записей (аккаунтов) пользователей, которые используются для их аутентификации и предоставления доступа к их личным данным и настройкам;
- наличие признаков технического взаимодействия между сайтами, например, автоматическая переадресация пользователей с заблокированного сайта, синхронизация индекса положений копии заблокированного сайта и заблокированного сайта в поисковой выдаче, использование одной системы управления, резервирование имен на сетевом адресе;
- совпадение контактных данных администраторов копии заблокированного сайта и заблокированного сайта.
Решение о признании спорного сайта копией заблокированного принимается на основании экспертизы, которую проводят специалисты в составе не менее 3-х человек.
В настоящее время действует следующая процедура ограничения доступа к сайту-зеркалу.
В случае обнаружения в сети Интернет зеркального сайта федеральный орган исполнительной власти или правообладатель направляет в Минцифры России соответствующую информацию. Информацию можно направить в том числе в электронном виде, авторизовавшись на Госуслугах и заполнив соответствующую форму (https://156-fz.mi№svyaz.ru).
Минцифры России в течение суток принимает мотивированное решение о признании спорного сайта копией заблокированного или отказывает в удовлетворении заявления.
В случае признания спорного сайта зеркалом заблокированного пиратского сайта, Минцифры России направляет копию соответствующего решения в Роскомнадзор.
Роскомнадзор в течение суток уведомляет оператора связи (провайдера хостинга, операторов поисковых систем). Последние обязаны в течение суток ограничить доступ к сайту-зеркалу и прекратить выдачу сведений о нем в поисковой системе.
Однако практика показала неэффективность такого порядка и его чрезмерную сложность.
В этой связи в январе 2024 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 537002-8 "О внесении изменений в статью 15-6-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав)3. Целью поправок в Закон об информации является совершенствование и оптимизация механизма защиты авторских прав в сети Интернет, связанного с ограничением доступа к сайтам-зеркалам (копиям уже заблокированных "пиратских" сайтов).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в первую очередь планируется оптимизировать процедуры межведомственного взаимодействия Минцифры России и Роскомнадзора, а именно передать полномочия по принятию решения о признании сайта "зеркалом" пиратского ресурса и направлению такого решения владельцу сайта-зеркала непосредственно Роскомнадзору как регулятору. В результате оптимизации процесс ограничения доступа к сайтам-зеркалам сократится с трех до двух суток.
Кроме того, поправки направлены на устранение правового пробела, касающегося прекращения выдачи сведений о зеркальном сайте в поисковой системе. Речь идет о ситуации, когда обязанность прекратить в поисковой системе выдачу сведений о сайтах-зеркалах возлагается исключительно на операторов поисковых систем, распространяющих рекламу, которая ориентирована на российских потребителей. Соответственно, операторы поисковых систем, работающие в российском сегменте сети Интернет, но прекратившие распространять рекламу, направленную на привлечение внимания российских потребителей, не подпадают под названные требования Закона об информации.
Предлагаемые поправки к Закону об информации позволят распространить обязанность по прекращению выдачи сведений о сайте-зеркале в поисковой выдаче на всех операторов поисковых систем безотносительно распространения ими рекламы для отечественных потребителей.
Правительство РФ поддержало законопроект, при этом отметив в официальном отзыве на необходимость уточнения информации в пояснительной записке о сокращении процесса ограничения доступа к зеркалам до двух суток, поскольку положениями законопроекта предусматривается сокращение временных затрат при межведомственном взаимодействии, а не самого процесса ограничения доступа.
Кроме того, Правительство РФ обратило внимание на необходимость внесения корреспондирующих изменений в нормы Закона об информации, касающиеся операторов поисковых систем, т.к. в данном законе понятие оператора системы дается через конкретизацию аудитории российского сегмента сети Интернет. Очевидно, что такая доработка необходима в целях обеспечения унифицированного подхода в законодательном регулировании вопроса.
Также в отзыве указано на целесообразность предусмотреть в уведомлении, которое направляется владельцу копии заблокированного сайта, информации о принятом мотивированном решении о признании сайта в сети Интернет копией заблокированного сайта. В новой редакции ст. 15-6-1 Закона об информации предусмотрено, что такое уведомление будет направляться в электронном виде на русском и английском языках. Это также соответствует решению о распространении единообразного подхода к деятельности всех операторов поисковых систем, независимо о того, распространяют ли они рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации или нет.
Поправки были приняты, законопроект успешно прошел все процедуры и в итоге 22 июня 2024 г. был опубликован Федеральный закон от 22 июня 2024 г. № 158-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ст. 11 и 15 Федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации" (далее – Закон 158-ФЗ).
Однако в отраслевом сообществе поправки получили неоднозначную оценку. Так приветствуется сокращение временных затрат при процедуре блокировки до двух дней за счет передачи Роскомнадзору соответствующих функций. Эксперты отзываются о таком решении, как о рациональном и техническом, отмечая, что у Роскомнадзора хватает кадров на то, чтобы проводить процедуру блокировки самостоятельно, включая принятие соответствующего решения.
Вместе с тем есть опасения, что при ускоренной процедуре исключительно силами и по решению Роскомнадзора под блокировку могут попадать сайты, которые только внешне или по написанию похожи на запрещенные ресурсы. Понятно, что владелец такого сайта сможет обжаловать решение о блокировке, однако на это потребуется определенное время, что в итоге повлияет на посещаемость сайта и приведет к потере части его аудитории.
Кроме того, критикуется подход к решению проблемы, поскольку само по себе сокращение сроков блокировки не влияет на оперативность, с которой создаются бесчисленные "зеркала", а также на доступность пиратского контента на торрентах. В этой связи упрощение процедуры выглядит полумерой, недостаточной для решения проблемы в целом.
Еще больше критики вызывают поправки, которые обязывают все поисковые платформы, включая иностранные, блокировать ссылки с нелегальным контентом и удалять зеркала из поисковой выдачи. Опасения экспертов связаны с тем, что большие поисковые платформы с большим количеством пользователей, например, такие как Google, Yahoo, Bi№g, Microsoft могут быть не только не заинтересованы, но и не готовы к подобной работе. Поэтому даже при желании выполнить требования Роскомнадзора, они, возможно, не смогут так оперативно блокировать доступ к сайтам. Такое положение дел создаст юридическое обоснование для применения санкций за неисполнение предписаний ведомства.
Согласно статье 3 Закона 158-ФЗ он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением изменений в Закон об информации, которые вступят в силу с 1 октября 2024 г.
_____________________________
1 Гончаров А.И., Иншакова А.О., Матыцин Д.Е. Имплементация цифровых технологий в правовое регулирование оборота результатов интеллектуальной деятельности и совершенствование защиты прав их авторов // Юрист. 2022. № 2. С. 15-28..
2 https://www.p№p.ru/social/roskom№adzor-zablokiroval-25-tysyach-kopiy-piratskikh-saytov-za-dva-goda.html (дата обращения: 02.07.2024)
3 https://sozd.duma.gov.ru/bill/537002-8
С.А. Зуйков,
патентный поверенный РФ, евразийский патентный поверенный