Запрет пропаганды чайлдфри и налог на бездетность: за и против
В этом материале
В последние месяцы тема демографического кризиса вновь выходит на передний план в общественном обсуждении. Бурные дебаты ведутся вокруг запрета пропаганды идеологии чайлдфри, а также возможного введения налога на бездетность.
При этом Россия, как и многие другие страны мира, сталкивается с проблемой сокращения численности и старения населения. Ученые из Финансового университета при Правительстве РФ и РАН подчеркивают, что сохранение даже простого воспроизводства населения в России – задача куда более сложная, чем кажется. За последние 32 года положительная динамика отмечалась всего 6 лет (с 2012 по 2017), а остальные годы наблюдалась ситуация, когда смертность превышала рождаемость.
В статье мы расскажем, какие меры уже приняты в этом направлении и какие вопросы обсуждаются в публичном пространстве.
Штрафы за пропаганду чайлдфри
Данная тема получила широкую огласку из-за двух законопроектов, которые были внесены в Госдуму в конце сентября (№ 724769-81 и № 724905-82). Напомним, депутаты подготовили пакет поправок, благодаря которым запрет пропаганды чайлдфри предлагалось закрепить сразу в шести законах, включая Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" и Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Изменения также планируется внести в ст. 6.21 КоАП, установив аналогичную административную ответственность, как за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений или смену пола. Для граждан штраф должен составить от 50 тыс. руб. до 400 тыс. руб., для должностных лиц – от 100 тыс. до 800 тыс. руб., для юрлиц – от 800 тыс. руб. до 5 млн руб. На сегодняшний день эти поправки уже приняты Госдумой.
МНЕНИЕ
Фото с сайта партии "Единая Россия" |
Виталий Милонов, заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей:
"Сомнительно, что это движение действительно оказывает значительное влияние на современное поколение. Однако стоит отметить, что любая идея, основанная на человеконенавистничестве, если ее не пресекать, проходит стадию от экстремизма до восприятия как нормы. Это подчеркивает необходимость запрета чaйлдфри, поскольку это идеология, выступающую против традиционных ценностей семьи.
Важно учитывать, что наиболее уязвимой группой для такой пропаганды являются подростки. Их мировоззрение еще не сформировано, и они ищут радикальные идеи для самореализации. Исходя из этого, необходим строгий запрет на идеологию чайлдфри, чтобы предотвратить ее распространение среди молодежи. Ожидать какого-либо заметного демографического эффекта от запрета не стоит, однако важно сохранить традиционные ценности и защитить общество от потенциально разрушительных идеологий".
В условиях нынешнего демографического кризиса такие меры кажутся ожидаемыми, хотя и вызывают разнообразные мнения. ВЦИОМ провел опрос об отношении россиян к штрафам за пропаганду чайлдфри. Результаты показали, что 55% россиян считают, что введение штрафов никак не повлияет на рождаемость. Многие видят в проблеме демографии более сложные социальные и экономические причины, нежели просто влияние идеологии чайлдфри. Лишь четверть опрошенных (24%) поддерживает законопроект, полагая, что такие меры могут изменить демографическую ситуацию. В то время как 10% уверены, что новые штрафы, напротив, только уменьшат стремление к родительству.
Депутат Госдумы Евгений Марченко поддерживает законодательную инициативу о запрете на пропаганду чайлдфри, в том числе активное распространение утверждений в интернете, гласящих: "не надо рожать детей". Эксперт считает, что этот шаг необходим для защиты традиционных семейных ценностей в России.
МНЕНИЕ
Фото с сайта Госдумы |
Евгений Марченко, депутат Госдумы:
"Одним из очевидных последствий такого запрета будет привлечение коучей и инфоцыган к ответственности. Специалисты, которые разжигают межполовую вражду и открыто подрывают основы семейной жизни, настраивая женщин против мужчин, могут столкнуться с юридической ответственностью за свои действия.
Несмотря на то что запрет не предоставит универсального решения всех демографических проблем, он может стать важным шагом к снятию психологических барьеров в вопросе рождения детей. Это особенно актуально для женщин и девушек в молодом детородном возрасте, которые наиболее подвержены влиянию этой пропаганды. Мужчины же обычно в меньшей степени воспринимают эти идеи, поскольку их волнуют абсолютно другие аспекты: при разводе ребенка, как правило, отдают матери (в 93% случаев по решению судов). Ограничения на пропаганду чайлдфри могут оказать значительное влияние на личные и семейные решения граждан. В сочетании с другими мерами государственной поддержки этот запрет может серьезно улучшить демографическую ситуацию в стране".
В профессиональном сообществе практикующие юристы отмечают, что применение этого закона может столкнуться со сложностями. Речь о неоднозначных формулировках, которые могут вести к различному правоприменению.
МНЕНИЕ
Фото: личный архив |
Виктория Данильченко, адвокат по семейным делам:
"Одной из основных сложностей с точки зрения правоприменения статьи о запрете пропаганды чайлдфри может быть определение критериев и границ самой пропаганды. Ведь что для одного человека может являться просто выражением собственного выбора и жизненной позиции, для другого может показаться агрессивной пропагандой, нарушающей общественные нормы и ценности. Поэтому важно четко определить, что именно имеется в виду.
Пока непонятно, какие деяния могут попасть под эту статью. Исходя из смысла понятия "запрет пропаганды чайлдфри", оно может включать в себя запрещение действий, направленных на поощрение бездетности как единственно правильного или желательного образа жизни, а также пропаганду идеи о том, что иметь детей является негативным или несовместимым с современным обществом.
При этом важно помнить, что каждый человек уникален, и решение о наличии или отсутствии детей должно быть принято индивидуально, исходя из собственных ценностей и жизненных приоритетов. Ведь есть люди, не желающие или не способные иметь детей по различным причинам, таким как медицинские показания, финансовая нестабильность, личные амбиции или экологические соображения".
Введение налога на бездетность
В качестве еще одного способа решения демографической проблемы рассматривается также возможность введения налога на бездетность. Российский государственный социальный университет провел масштабное исследование3 в области стимулирования повышения рождаемости. Вот к каким выводам пришли ученые относительно ситуации в стране.
- Семьи считают оптимальным вариантом рождение одного-двух детей. Мнение устойчиво сохраняется последние несколько лет. Установки на рождение трех детей и более выражены слабо.
- Возраст женщины, родившей первого ребенка, за последние годы сместился из возрастного диапазона 20-24 года в возрастной диапазон 25-29 лет. Оптимальный для рождения детей возраст с точки зрения российского населения находится в возрастном диапазоне 26-35 лет.
- Менее всего склонны рожать детей незамужние высокообразованные женщины, проживающие в крупных городах.
- Аборты не оказывают заметного влияния на сокращение населения и являются не причиной, а следствием ряда социальных факторов, не способствующих рождению детей.
- Мужское бесплодие встречается так же часто, как и женское. Но женское население России более ответственно подходит к этому вопросу.
- Наиболее востребована программа материнского (семейного) капитала. Ее реализация оказала положительное влияние на совокупный коэффициент рождаемости вплоть до 2015 года. Далее наблюдается некоторое эмоциональное затухание, то есть уже не воспринимается как триггер для рождения потомства.
- Введение программы семейной ипотеки в 2017 году позволило семьям получить кредит на покупку жилья по ставке 6%. Данная мера как обеспечила улучшение жилищных условий для семей с детьми, так и явилась катализатором для развития рынка недвижимости.
- Упрощение процедур получения пособий, в том числе введение в 2023 году единого ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, аккумулирующего в себе различные виды компенсационных выплат, возможность оформлять их с помощью портала госуслуг способны оказать стимулирующий эффект, однако говорить о воздействии на рождаемость преждевременно.
- Вредные привычки катастрофически отражаются на репродуктивном здоровье населения, что освещается широко и повсеместно, однако приверженность ЗОЖ отмечается менее чем у половины населения.
В исследовании ученые также предложили ряд практических мер.
Социально-финансовые меры | Инновационные меры | Потенциальные меры |
Организация системной пропаганды и агитации ценностей семьи и детства в образовательных и молодежных сообществах с резкой активизацией продвижения образов счастливой многодетной семьи в СМИ, фильмах, социальных сетях, на фестивальных площадках с акцентами на аудитории до 30 лет и 30+ | Освобождение мужчин от призыва в армию во внемобилизационном порядке, если они имеют на иждивении несовершеннолетнего ребенка, а общее число их детей – три и более (многодетные отцы); другой вариант этой меры – замена военной службы на альтернативную гражданскую | Введение (восстановление) налога на бездетных мужчин и женщин в возрасте 21-45 лет с возможностью адресации полученных доходов матерям, ожидающим/родившим третьего ребенка и последующих детей |
По мнению населения, в перечень направлений использования средств материнского (семейного) капитала нужно включить лечение матери и ребенка, ремонт жилья, выплаты наличными. Организовать финансовые выплаты (не капитал) к рождению каждого ребенка. Например, в размере годового МРОТ, дополненного региональной частью | Субсидии заявительного механизма на компенсацию процентных ставок кредитов для многодетных семей по потребительским, предпринимательским, ипотечным займам с обратной нелинейной пропорцией от метрики "дето-лет до совершеннолетия"; предоставляются только по принятым решениям о выдаче | Гарантированное упреждающее (по справке) обеспечение всех многодетных семей нормативным жильем на условиях социального найма по квотам в домах общего профиля |
Пенсионное законодательство позволяет засчитывать 1,5 года ухода матери за ребенком в стаж для назначения пенсии как максимум за четырех детей. Если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, не имея в этот период трудового стажа, размер пенсии существенно ниже в сравнении с женщиной, не имеющей детей, что обусловливает необходимость корректировки данных коэффициентов в сторону увеличения при уходе за ребенком в возрасте до 3 лет | Аналогичный механизм для компенсации понижающих коэффициентов на оплату жилищно-коммунальных услуг (закупок) для многодетных семей | Создание розничной федеральной сети социальных супермаркетов специального формата "все для жизни" с комбинированным капиталом (рабочий капитал – от местных производителей и/или предпринимательских сообществ) в виде "коопа" или ассоциации региональных сетей; функционирование по принципу социального прикрепления позволит удерживать розничную маржу, контролировать цены, продвигать товары и формировать социальные корзины не только для родителей детей, но и для любых других групп социального внимания |
Формирование конкретных поддерживающих программ для женщин "старшего" фертильного возраста 29 лет и старше, где отмечается высокая сознательность, ориентированность на семейные ценности и рождение как первого, так и второго или третьего детей | Бесплатные для клиентов практики экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с введением их в планы ОМС и покрытием оплаты государственными субсидиями; одновременное и радикальное повышение стоимости искусственного прерывания беременности в медицинских учреждениях любой формы собственности с изъятием абортов из ОМС (за исключением социальных причин, медицинских показаний и/или судебных постановлений) | Введение ограничений на занятие ряда должностей людьми, не имеющими детей; осторожный и выверенный выбор с коммуникационным продвижением таких мер (инициатив) вполне можно включить в рамки концепции гармоничного развития, представив как дополнительные свободы выбора и часть прав человека |
Законодательно ограничить свободную продажу средств для медикаментозного аборта | Введение института социальных нянь для многодетных семей в качестве госуслуги без вовлечения родителей в финансовые взаимоотношения профессиональных нянь с работодателями по схематике социальной работы или аутсорсинга | Принципиальное расширение практики домов ребенка, государственно-частных интернатов, институтов сопровождающих семей и других форматов призрения государственного, регионального, местного уровней с гарантированным профилем профессиональной подготовки, стартового трудоустройства выпускников и жилья (квотного социального или собственного на выбор) |
Что думают граждане и эксперты?
Исследовательский центр портала Superjob провел опрос среди 1600 экономически активных граждан России. Респондентов спрашивали, нужно ли вводить такой налог. Ниже приведена таблица с их ответами.
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | Ежемесячный доход, руб. | Наличие детей | |||||||
муж | жен | до 34 | 35-44 | 45 и старше | до 49999 | 50 тыс.-99 999 | от 100 тыс. | есть | нет, но планируют | нет, и не планируют | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Однозначно да | 5% | 7% | 2% | 1% | 4% | 5% | 6% | 4% | 7% | 6% | 1% | 1% |
Скорее да | 8% | 10% | 6% | 3% | 7% | 11% | 3% | 12% | 7% | 12% | 3% | 1% |
Скорее нет | 26% | 24% | 28% | 21% | 27% | 26% | 23% | 24% | 25% | 30% | 17% | 18% |
Однозначно нет | 61% | 59% | 64% | 75% | 62% | 58% | 68% | 60% | 61% | 52% | 79% | 80% |
Согласно опросу, 87% россиян против введения данного налога: из них 61% категорически против, а 26% скорее против. Женщины составляют большую часть противников по сравнению с мужчинами (92% против 83%).
Молодежь до 34 лет чаще выступает против налога на бездетность, чем люди старше 45 лет (75% против 58%). Финансовый аспект также играет роль в восприятии налога. Среди респондентов с доходом до 50 тыс. руб. 68% выступают против налога, а среди получающих более 100 тыс. руб. в месяц таких 61%. Почти все бездетные россияне не поддерживают введение налога: 96% из тех, кто планирует детей в будущем, и 98% из тех, кто вообще не планирует.
Положительного отклика данная идея не получила и у представителей научного сообщества и органов государственной власти. Большинство считают это вмешательством в частную жизнь и нарушением прав граждан.
МНЕНИЕ
Фото: личный архив |
Андрей Клишас, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, сенатор:
"Причины предложений о введении такого налога – желание авторов этой идеи получить внимание СМИ. Не считаю, что она набирает популярность.
Человек сам вправе решать, когда ему заводить детей, вмешательство в частную жизнь граждан недопустимо".
Резко отрицательное мнение высказывается и среди парламентариев, которые считают, что функцией государства для стимулирования создания семей должно быть финансовое обеспечение граждан.
МНЕНИЕ
Фото: личный архив |
Ольга Германова, депутат Госдумы:
"Я категорически возражаю против ввода налога на бездетность по ряду причин. Во-первых, многие не могут иметь детей по медицинским показаниям, и это весомый фактор. Во-вторых, такой налог нарушает права женщин и мужчин, которые вместе решают, где, когда и сколько рожать детей. Государство должно сосредоточиться на создании экономических условий, чтобы каждый человек мог быть уверен в завтрашнем дне и обеспечить своей семье полноценную жизнь".
В научном юридическом сообществе видят проблему в идее применения санкции за отказ человека от реализации права. Такой подход не соотносится с концепцией защиты прав и свобод человека.
МНЕНИЕ
Фото: личный архив |
Олег Рыбаков, д. ю. н., д. ф. н., профессор МГЮА:
"Решение о рождении ребенка – это сугубо личное право каждого, которое носит сакральный характер. По своему содержанию это субъективное право. Применение какой-либо санкции за отказ от реализации права не соотносится с концепцией защиты и гарантий прав человека, тем более не относится к предмету регулирования налогового права. Введение подобных санкций продуцирует потенциальную обязанность совершить определенные действия по деторождению. Подобными непродуманными мерами вряд ли удастся решить проблему демографического спада и повышения рождаемости. Скорее следует направить государственные и общественные усилия на охрану традиционных ценностей российского общества, к которым относятся семья, семья с детьми, пропаганду семейных ценностей, поощрение деторождаемости, заботе о подрастающем поколении. Необходимо также усилить ответственность за пропаганду идей об отказе от рождения детей. Нужны системные меры: нравственно-этические, правовые и общесоциальные, в совокупности направленные на достижение целей повышения рождаемости и воспитания, в целом решения демографических проблем".
Однако сторонники налога на бездетность считают, что данная идея все-таки может принести ощутимую социальную пользу. Так, Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, д. э. н., отмечает, что собранные средства нужно направить на поддержку семей с детьми. "Мужчины и женщины, которые не имеют детей и, как следствие, экономят средства на их содержании, должны делиться этими средствами с обществом. Сумма налога должна составлять 30-40 тыс. руб. Эта сумма соответствует затратам на нормальное содержание ребенка в месячном исчислении. Меньшая сумма не сможет обеспечить достойную поддержку для ребенка и лишь приведет к проблемам бедности," – поясняет эксперт.
Законно ли введение налога?
Возможное введение налога на бездетность в современной России затрагивает широкий спектр конституционных, налоговых и социальных прав. Рассмотрим ключевые аспекты правовой базы и возможные противоречия с действующими актами.
- Часть 2 ст. 19 гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности и других обстоятельств, включая семейное положение. Введение налога на бездетность может трактоваться как дискриминация по признаку семейного положения.
- Часть 1 ст. 38 также признает семью, материнство, отцовство и детство как важные социальные институты, находящиеся под защитой государства. Однако Конституция РФ не обязывает граждан к созданию семьи или рождению детей. Следовательно, введение налога на бездетность может восприниматься как вмешательство в личную жизнь, что нарушает ст. 23, гарантирующую право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
- Часть 3 ст. 55 гарантирует, что любое ограничение прав и свобод может быть установлено только на основе федерального закона и при условии, что оно необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Введение налога на бездетность как мера по стимулированию рождаемости может не соответствовать этим критериям.
- Действующий НК РФ основывается на принципах справедливости и соразмерности налогового бремени. Налог на бездетность может быть обременением для определенной категории граждан, не связанным напрямую с их доходами или финансовым положением.
- Налоговая система предусматривает льготы и вычеты для различных категорий граждан. Введение налога на бездетность может поставить под угрозу существующую систему льгот, нарушая баланс, достигнутый многолетней практикой налогообложения.
- Согласно Семейному кодексу РФ, государственная политика направлена на поддержку семей и детей. Введение налога на бездетность может противоречить данной политике, так как оно фактически наказывает граждан за отсутствие детей, а не поощряет их воспитание и содержание.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. "О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР" ввел налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Ученые отмечают4, что этот налог, введенный вскоре после начала военных действий на территории Советского Союза, следует рассматривать скорее как часть фискальной политики, чем как меру, направленную на улучшение демографической ситуации.
Этот налог платили одинокие и семейные граждане, не имеющие детей, в возрасте: мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет. Размер налога составлял 5 руб. в месяц при заработке до 150 руб. и 5% от заработка при доходе свыше 150 руб.
От формулировки "бездетные" отказались в официальной документации с момента принятия Указа от 8 июля 1944 года, который увеличил государственную помощь беременным женщинам и многодетным матерям и установил норматив деторождения в три ребенка. В рамках этого указа ставка налога для граждан без детей составляла 6% от дохода, для семей с одним ребенком – 1%, и с двумя детьми – 0,5%.
В современных условиях налоговое законодательство применяется для стимулирования рождения детей, обеспечивая социальную защищенность граждан через использование таких инструментов, как налоговые вычеты. В отличие от прежних налогов на бездетность, современная российская налоговая система основывается на положительном стимулировании, что подразумевает предоставление налоговых льгот семьям с детьми.
Современные подходы, такие как снижения налогообложения для семей с детьми и прогрессивное налогообложение, стали возможными благодаря историческому развитию налоговой политики.
Меры поддержки молодых семей
Материнский (семейный) капитал – это одно из ключевых направлений государственной поддержки семей. Сертификат на материнский капитал предоставляется при рождении или усыновлении первого и последующих детей. Средства можно направить на улучшение жилищных условий, оплату образования детей, формирование пенсии матери и другие нужды, предусмотренные законодательством.
Вступающий в силу с 1 января 2026 года Федеральный закон от 13 июля 2024 года № 179-ФЗ "О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей" предусматривает новую меру поддержку для работающих россиян. Она будет доступна родителям, усыновителям, опекунам и попечителям двух и более детей в возрасте до 18 лет и студентов-очников в возрасте до 23 лет. Право на получение выплаты возникнет при условии, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ. А ее размер составит разницу между полной суммой уплаченного НДФЛ за год, предшествующий году обращения за выплатой, и суммой налога, рассчитанного с того же дохода по ставке 6%.
Нельзя не сказать про ежемесячные выплаты на детей. Среди них – выплаты на детей до 1,5 лет, единое пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, а также ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Семьи, воспитывающие трех и более детей, имеют право на различные льготы, включая налоговые вычеты, компенсации части оплаты за коммунальные услуги, бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и другие региональные меры поддержки.
В 2023-2024 годах в ряде субъектов РФ были приняты законы, запрещающие склонять женщин к искусственному прерыванию беременности: в Забайкальском, Приморском краях, Пензенской, Тверской, Смоленской, Вологодской, Псковской, Новгородской, Калининградской, Курской областях, в Республиках Коми, Мордовия. Так, в законе Тверской области об административных правонарушениях предусмотрен состав административного правонарушения в ст. 56.9. За склонение беременной женщины к аборту путем уговоров, предложений, подкупа, обмана можно получить штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. руб.; для компаний – от 100 до 200 тыс. руб. При этом правонарушением не является информирование врачом беременной женщины о наличии медицинских и социальных показаний к искусственному прерыванию беременности, в том числе если беременность наступила в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 131 Уголовного кодекса.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 724769-8 "О внесении изменений в статьи 10-6 и 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 724905-8 "О внесении изменений в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 Демографическая ситуация в России: репродуктивная активность населения: аналитический доклад / рук. проекта Д.Ф. Алиев; науч. рук. проекта Д. К. Танатова. — М.: Издательство РГСУ, 2023. С. 224.
4 Asadova O.H. The Second World War in the Uzbekistan SSR: changes in tax over the years. Frontline social sciences and history journal, 2023, no. 4, pp. 44-49.