Новости и аналитика Аналитические статьи Маркировка товаров в 2024 году: инструкция для предпринимателей

Маркировка товаров в 2024 году: инструкция для предпринимателей

Маркировка товаров в 2024 году. Что нужно знать предпринимателям
© yunafoto / Фотобанк 123RF.com

Система маркировки продолжает "разрастаться", распространяя свое действие на все новые и новые виды товаров. За 5 лет (с 2019 года) появилось уже 17 товарных групп, подлежащих обязательному отслеживанию с помощью идентификационных знаков, и еще 7 появятся до конца этого года. В этой статье мы рассмотрим подробно:

Какие товары подлежат маркировке?

Маркировка – это опознавательный знак, который наносится на товар (его упаковку) и позволяет отследить все этапы существования этого товара. Он выглядит как особый штрих-код, его чаще всего называют контрольно-идентификационным знаком (далее – КИЗ). Знак наносят не на всю производимую или продаваемую продукцию, а только на ту, в отношении которой Правительство РФ установило требование. В настоящее время все находящиеся в обороте на территории нашей страны товары можно разделить на три группы:

  • подлежащие обязательной маркировке;
  • участвующие в эксперименте по маркировке (то есть такие товары, маркировать которые пока не обязательно, но желательно);
  • товары, не требующие маркировки.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, на сегодняшний день уже достаточно широк. К ним относятся:

  • меховые изделия;
  • сигаретная и папиросная, а также иная табачная продукция;
  • вся продукция, которая содержит никотин;
  • наполнители для электронных сигарет;
  • лекарственные препараты для применения в медицине;
  • обувь;
  • фототехника (фотоаппараты и вспышки);
  • фототовары импортного производства;
  • духи и туалетная вода;
  • парфюмерная продукция импортного производства;
  • шины и покрышки;
  • некоторые товары легкой промышленности;
  • мороженое;
  • сыр;
  • молочные продукты;
  • минеральная и другая питьевая упакованная вода, включая воду для детского питания;
  • некоторые виды медицинских изделий;
  • некоторые безалкогольные напитки, в том числе соки;
  • БАДы;
  • кресла-коляски;
  • парфюмерия;
  • пиво и слабоалкогольные напитки;
  • красная икра.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" маркировка товаров находится в ведении Правительства РФ. Все постановления кабмина, касающиеся маркировки, можно разделить на 2 вида.

1. Постановления, устанавливающие общие правила маркировки. Такие постановления применимы ко всем товарам, которые запрещено производить и реализовывать без нанесения специальных знаков. Например, сюда можно отнести постановление Правительства РФ от 26 апрель 2019 г. № 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров". Этим документом утверждены правила маркировки, а также положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.

2. Постановления, которыми определяются требования в отношении маркировки конкретных видов товаров. Например, постановление Правительства РФ от 5 июля 2019 г. № 860 "Об утверждении правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении обувных товаров".

Кроме того, узконаправленными постановлениями Правительства РФ периодически вводятся эксперименты по маркировке, т. е. создаются так называемые "пилотные группы" товаров, в отношении которых маркировка пока не обязательна, но уже может осуществляться. По окончании пробного периода кабмин издает нормативные документы, предписывающие маркировать данную продукцию в обязательном порядке.

Эксперименты по маркировке

Вид товара Окончание эксперимента
Некоторые консервы 31 августа 2024 года
Корм для животных
Пищевые растительные масла
Лекарства ветеринарного применения
Радиоэлектронная продукция
Готовые консервы или консервированные продукты
Отдельные виды товаров для детей 1 декабря 2024 года
Отдельные виды строительных материалов
Оптоволоконные товары
Некоторая парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия 28 февраля 2025 года
Отдельные виды отопительных приборов
Бакалея
Смазочные материалы и автомобильные жидкости
Пиротехнические изделия, средства пожаротушения, обеспечения пожарной безопасности
Некоторые виды медицинских изделий 31 августа 2025 года
Учебники

 
Обязательная маркировка

До конца этого года вводится обязательная маркировка в отношении:

  • велосипедов и велосипедных рамс 1 сентября 2024 года (постановление Правительства РФ от 23 мая 2024 г. № 645); 
  • любой молочной продукции с 1 сентября 2024 года Участниками оборота таких товаров, которые обязаны с указанной даты соблюдать требования по маркировке, будут новые субъекты – крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные производственные кооперативы. Ранее в списке субъектов маркировки молока и производных данные лица поименованы не были. Основание – упакованных сухих кормов – с 1 октября 2024 г. Субъектами правоотношений, связанных с проставлением опознавательных знаков на товаре, станут компании, ИП, а также филиалы зарубежных компаний, имеющие статус налоговых резидентов РФ, которые осуществляют ввод товаров в оборот, сам оборот или вывод из оборота. Основание – постановление Правительства РФ от 27 мая 2024 г. № 674;
  • некоторых средств технической реабилитации (тростей опорных и тактильных, костылей, поручней, ортезов, функциональных углов протезов)с 1 октября 2024 года. Юридическими лицами, обязанными соблюдать правила маркировки, будут те же лица, что и в предыдущем пункте. Основание – постановление Правительства РФ от 31 мая 2024 г. № 744;
  • некоторых видов пищевых и растительных масел, а также масложировой продукциис 1 октября 2024 года (для продуктов в стеклянных и полимерных потребительских упаковках). Основание – постановление Правительства РФ от 27 мая 2024 г. № 676;
  • консервов из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, а также водных растений и водорослейс 1 декабря 2024 года. Участники – те же. Основание – постановление Правительства РФ от 27 мая 2024 г. № 677;
  • лекарств, применяемых в ветеринарии. Субъекты, указанные в предыдущих четырех пунктах, обязаны предоставлять информацию о кодах идентификации начиная с 1 октября 2024 года. (постановление Правительства РФ от 27 мая 2024 г. № 675).

 

Кто должен маркировать продукцию?

Чтобы понимать, как распределяются роли в соблюдении законодательства по маркировке, важно представлять общую схему проставления знаков идентификации на товаре. Эта схема такова:

  • все начинается с производителя или импортера, т. е. с тех субъектов, которые вводят товар в оборот. Именно они должны первично зарегистрировать его в специальной электронной системе (на данный момент такой официальной государственной системой цифровой маркировки является "Честный знак"), а также получить штрих-коды и нанести их на товар;
  • следующим шагом является передача товара поставщикам (дистрибьюторам). Вместе с товаром передаются и полученные на предыдущем этапе коды. Получать новые не нужно, но следить за тем, чтобы товар был промаркирован, если законом установлено такое требование, нужно обязательно. Отсутствие кодов считается нарушением. Обязанностью поставщиков и дистрибьюторов является передача сведений регулятору (все тому же "Честному знаку") о том, когда продукция поступила к ним и какова ее последующая судьба, т. е. когда и кому ее передали;
  • от поставщиков и дистрибьюторов товар поступает в розничные сети. Коды по-прежнему сопутствуют продукции, а их отсутствие означает, что торговать товаром нельзя (если, конечно, закон вообще требует их наличия). Продавцы в свою очередь тоже должны передать регулятору информацию о товаре – дату принятия и реализации, а также вывести товар из оборота после поступления его к конечному покупателю;
  • последнее звено в цепи – конечный покупатель. Именно когда товар поступает к нему, товар выводится из оборота. Процесс аннулирования данных о товаре в системе – это обязанность продавца. Если товар реализуется через электронные торговые площадки, то эта обязанность все равно сохраняется за продавцом.

Таким образом, вопрос по первичной регистрации продукции и введению ее в оборот в основном ложится на производителей и импортеров. Но и другим участникам торговой цепочки расслабляться нельзя: в некоторых случаях маркировать продукцию придется и им тоже.

Приведем пример на конкретной ситуации: с 1 сентября 2024 года вводится обязательная маркировка велосипедов. До этого момента маркировка была не обязательна, хотя и проводился соответствующий эксперимент. Получается, что на 1 сентября в обороте могут оказаться товары, которые изначально были введены в него без маркировки, ведь закон ее еще не требовал. Такие велосипеды без КИЗ могут "зависнуть" у поставщиков или продавцов, которые после указанной даты уже не смогут реализовать их без опознавательных знаков. Если они все же рискнут и продадут их без КИЗ, управомоченные контрольные органы смогут применить к ним административную или даже уголовную ответственность (подробнее об этом расскажем дальше).

В этой ситуации у дистрибьюторов, поставщиков и продавцов выход один – заняться маркировкой самостоятельно. Это называется "маркировкой остатков", т. е. единиц немаркированного товара, не выведенных из оборота до появления требований обязательном нанесении КИЗ.

Следовательно, правила маркировки пригодятся всем участникам товарооборота (кроме, разве что, конечных розничных покупателей). Именно поэтому мы подготовили подробную инструкцию о том, как промаркировать продукцию.

 

Инструкция по маркировке

Как уже упоминалось, в настоящее время действует государственная система цифровой маркировки "Честный знак". Ее начали вводить с 2019 года. Чтобы получить с помощью нее КИЗ и в дальнейшем успешно работать с ней, нужно следующее.

1

Провести подготовительные мероприятия

  • Получить усиленную квалифицированную электронную подпись.
  • Для этого нужно обратиться в налоговый орган того региона, где зарегистрирована компания. Подать такое обращение могут руководители юридических лиц, которым разрешено действовать без доверенности (в том числе руководители филиалов или представительств иностранных компаний), а также ИП лично.
2

 Из документов для обращения нужны:

  • паспорт или другое удостоверение личности;
  • ИНН компании и СНИЛС руководителя;
  • сведения о коде причины постановки на учет;
  • носитель ключевой информации, имеющий сертификат ФСТЭК России или ФСБ России.
  • Если заявление подает руководитель иностранной компании, то ему нужна также доверенность о наделении полномочиями на территории России.
3

Приобрести принтер

  • Обзавестись онлайн-кассой (если планируется продажа в розницу).
  • Купить принтер для печати этикеток.
  • Установить товароучетную программу, например, "Мой склад".
  • Подключиться к системе электронного документооборота.
  • Приобрести сканер 2D-штрихкодов (он пригодится всем, кроме производителя). Этот сканер поможет сверять реальные данные КИЗ с теми, которые указаны производителем в документах.
4

Провести работу в системе "Честный знак"

  • Зарегистрироваться в системе "Честный знак". Для этого нужно указать данные продавца (наименование, ИНН и т. д.).
  • Вступить в ассоциацию ГС1 РУС (это нужно только производителям и импортерам). Для этого придется уплатить ежегодный взнос в размере 3000 руб.
  • Создать карточки товара в личном кабинете ГС1 РУС. Информация о товаре будет передана в "Честный знак" автоматически (на это обычно уходит около суток).
  • Запросить коды в системе "Честный знак" и распечатать их (это можно сделать как на обычном принтере, так и на специально предназначенном для печати этикеток).
  • Ввести товары в оборот последовательным выбором пунктов "Добавить" -> "Ввод в оборот", а затем добавить в список промаркированные товары с указанием КИЗ.
  • Сформировать электронные передаточные документы. В них необходимо указать в том числе КИЗ.

Маркировка – это по большей части не бесплатная функция. Формирование каждого КИЗ стоит денег, при этом цена кодов на различную продукцию может отличаться. 

Есть и исключения – товары, которые можно промаркировать бесплатно, вот они:

  • лекарства, цена которых меньше 20 руб.;
  • остатки товара, введенные в оборот до введения требований о маркировке;
  • товар, в отношении которого пока обязательная маркировка не введена, но уже проводится эксперимент. 

 

Ответственность за нарушение законодательства по маркировке

Законом введена как административная, так и уголовная ответственность за несоблюдение требований о приобретении, нанесении и использовании КИЗ в процессе производства и реализации товара. Так, ст. 15.12 КоАП РФ предусмотрено, что участники товарных отношений должны понести ответственность за производство, ввод в оборот или продажу немаркированной продукции при условии, что в отношении нее установлены соответствующие требования по маркировке. Статья различает ответственность для производителей и продавцов продукции. За производство и ввод в оборот товаров без КИЗ могут взыскать штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. с должностных лиц и в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с компаний и ИП. Сам товар при этом подлежит изъятию. Продажа немаркированного товара карается иначе. Штраф колеблется от 2 тыс. до 4 тыс. руб. для граждан, до 5-10 тыс. для должностных лиц и 50-300 тыс. руб. для компаний и ИП.

В отношении алкоголя и табачных изделий действуют повышенные ставки – 30-50 тыс. руб. для должностных лиц и 200-300 тыс. руб. для юридических лиц за производство такой продукции. Если продукция реализуется, то штрафы иные – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для граждан, от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических.

Если стоимость реализуемого немаркированного товара превышает 1,5 млн руб., то в отношении нарушителя возбудят не дело об административном правонарушении, а уголовное дело – по ст. 171.1 УК РФ. Естественно, что наказание в этом случае будет еще более суровым, вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет (максимально).

 

Нынешние проблемы и будущее маркировки

По словам директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислава Заславского, в текущих планах идеологов цифрового подхода к реализации товара – увеличение возможностей системы маркировки по двум направлениям:

  • использование информации из системы для недопущения доведения нелегальной продукции для потребителя. Здесь имеется в виду автоматическая блокировка товара, не соответствующего требованиям закона (например, если у товара истек срок годности, "пробить" его на кассе будет невозможно);
  • использование информации для реализации контрольными органами своих функций. Подразумевается, что со временем результатом внедрения системы должно привести к значительному сокращению числа проверок бизнеса, поскольку такие проверки будут попросту не нужны. В настоящее время разрабатываются специальные индикаторы риска, которые позволят в автоматическом режиме отслеживать незаконный оборот продукции с нарушением требований маркировки.

При этом, как отмечает заместитель председателя комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский, полный уход от привычной (неавтоматической) формы проверок все же не планируется. В настоящее время уже сложился подход, согласно которому проверка сотрудниками контрольных структур назначается в том случае, если по результатам автоматической проверки отклонение от нормальных показателей составляет свыше 5%.

Ежегодно контролирующие органы отчитываются о результатах ее внедрения, по которым можно делать предварительные выводы относительно того, насколько эта система себя оправдывает и к каким последствиям для товарного рынка приводит. К примеру, в мае этого года Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), являющийся оператором государственной системы маркировки "Честный знак", привел следующие статистические данные относительно результатов введения обязательной маркировки отдельных видов продукции:

  • "обеление" рынка молочной продукции на 17%, сокращение подделок молока в 60 раз, уменьшение продаж продукции с истекшим сроком годности на 81% (с 16 млн до 3 млн товарных единиц);
  • легальный рынок упакованной воды увеличился на 45%, повышение качества товаров на 88%;
  • рынок обуви "вышел из тени" на 56%, повышение качества товаров на 98%;
  • увеличение легального рынка парфюмерной продукции произошло на 37%, повышение качества товаров на 94%;
  • "обеление" рынка табака на 11%.

Однако проблем, связанных с переходом на цифровую платформу контроля за оборотом товаров, тоже немало. Региональные подразделения Роспотребнадзора регулярно отчитываются на своих сайтах о выявленных нарушениях в области маркировки. Так, 22 июля 2024 года Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю сообщило о том, что с сентября 2023 года по июнь 2024 им было выявлено почти 3000 единиц товаров с нарушениями требований маркировки, в связи с чем составлено 86 административных протоколов. Общая сумма наложенных на хозяйствующие субъекты штрафов составила 295 тыс. руб., а также по 23 постановлениям принято решение о наложении ареста на продукцию, не отвечающую обязательным требованиям о маркировке.

Среди наиболее частых нарушений, связанных с обязательным нанесением на товары идентифицирующих знаков и выявленных в I полугодии 2024 года, называют следующие:

  • реализация товаров с незарегистрированными кодами;
  • оборот товаров с несоответствующим статусом кода (при считывании кода через приложение "Честный знак" статус товара определяется как "Выбыл из оборота" с причиной выбытия – розничная реализация, при этом фактически товар находится в торговом зале);
  • повторные продажи продукции, ранее уже выведенной из оборота.

Такие сведения приводит на своем сайте Администрация Сысертского городского округа со ссылкой на Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Минфин предложил перенести маркировку импортного алкоголя на территорию России

Маркировку импортного алкоголя перенесут полностью на территорию России

Сейчас федеральные специальные марки должны быть нанесены на продукцию до ее ввоза в страну.

С 1 марта 2025 года вводится обязательная маркировка медицинских перчаток

С 1 марта 2025 года вводится обязательная маркировка медицинских перчаток

Остатки продукции можно продавать без маркировки до конца августа 2025 года.

В России стартовали эксперименты по маркировке трех новых групп товаров

Эксперименты по маркировке трех новых групп товаров стартовали в России

Речь идет об отдельных видах бакалейной продукции, смазочных материалов и пиротехнических изделий.

Правительство РФ определило правила маркировки технических средств реабилитации

Правительство РФ определило правила маркировки технических средств реабилитации

Речь идет о костылях, противопролежневых подушках, ортезах и др.