Новости и аналитика Аналитические статьи Зимние шины: когда менять и какие требования учесть

Зимние шины: когда менять и какие требования учесть

Зимние шины: когда менять и какие требования учесть
© ArchManStocker / Фотобанк Фотодженика

В период похолодания для каждого автомобилиста актуальным становится вопрос необходимости замены летних шин на зимние. Требования к шинам, содержащиеся в федеральных нормативных правовых актах, вытекают из норм Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (далее – Технический регламент). Причем вплоть до сентября 2023 года российское законодательство не содержало ответственности за нарушение установленных требований, связанных с некоторыми техническими характеристиками шин и со своевременностью их замены в зависимости от сезона. Это неблагоприятно сказывалось на практике использования шин и нередко становилось причиной дорожно-транспортных происшествий. Теперь же законодатель более серьезно подошел к этому вопросу.

Портал ГАРАНТ.РУ, ориентируясь на действующие нормы законодательства и актуальную судебную практику, решил разобраться, что учесть при выборе шин, когда заменить летние шины на зимние и чем грозит игнорирование этих правил.

 

Требования к шинам

Согласно п. 5.1 Требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации (Приложение № 8 к Техническому регламенту) (далее – Требования к ТС) транспортные средства (далее – ТС) необходимо укомплектовать шинами согласно эксплуатационной документации изготовителей. При этом каждая установленная на ТС шина должна соответствовать определенным параметрам:

  • по размерности – рекомендациям эксплуатационной документации ТС и размерности колеса, на котором она смонтирована;
  • по категории скорости, указанной в нанесенной на шину маркировке, – максимальной конструктивной скорости ТС:
Обозначение категории скорости
Максимально допускаемая скорость, км/ч
F 80
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
W 270
Y 300

 

    СПРАВКА

    Летним периодом считается период с июня по август, а зимним – с декабря по февраль. Однако государства – члены ЕАЭС с учетом характерных для них климатических и географических факторов могут установить и иной период.

  • по фактической максимальной массе, приходящейся на шину, – не превышать значения, соответствующего установленному индексу несущей способности (напомним, в зависимости от индекса от 0 до 200 максимально допускаемая масса, приходящаяся на шину, варьируется в пределах от 45 до 14 000 кг).

Сдвоенные колеса должны быть установлены так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивания шин. Что касается шин с шипами противоскольжения, то в случае их применения они должны быть установлены на все колеса ТС. Предусмотрены и некоторые запреты, например: на эксплуатацию ТС, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период; на эксплуатацию в зимний период ТС категорий М 1 и N 1, не укомплектованных зимними шинами (в данном случае зимние шины тоже должны устанавливаться на всех колесах ТС).

СПРАВКА

L – мототранспортные средства;

М 1 – легковые пассажирские ТС, имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения;

М 2 – пассажирские автобусы и троллейбусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, и технически допустимую максимальную массу не более 5 т;

М 3 – пассажирские автобусы и троллейбусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, допустимая масса которых превышает 5 т;

N 1 – ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т;

N 2 – грузовые автомобили с технически допустимой максимальной массой от 3,5 до 12 т;

N 3 – грузовые ТС с массой более 12 т;

O 1 – прицепы массой не более 0,75 т;

O 2 – прицепы массой свыше 0,75 т, но не более 3,5 т;

O 3 – прицепы с технически допустимой максимальной массой свыше 3,5 т, но не более 10 т;

O 4 – прицепы массой более 10 т (Приложение № 1 к Техническому регламенту ТР ТС 018/2011).

В Техническом регламенте прописаны также признаки, по которым шину можно признать непригодной к эксплуатации:

  • появление одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин);
  • остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) в пределах не более: 0,8 мм для ТС категорий L; 1 мм – для ТС категорий N 2O 3O 4; 1,6 мм – для ТС категорий М 1N 1O 1O 2; 2 мм – для ТС категорий М 2М 3.

Также шина считается непригодной к эксплуатации: при остаточной глубине рисунка протектора маркированных зимних шин во время эксплуатации на указанном покрытии – не более 4 мм; замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями; наличии местных повреждений шин (пробои, сквозные и несквозные порезы и прочие), которые обнажают корд, а также расслоений в каркасе, брекере, борте (вздутия), местном отслоении протектора, боковины и герметизирующего слоя (п. 5.6 Требований к ТС).

Также недопустимо устанавливать на одну ось ТС шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора. Исключение предусмотрено только для случая временной установки на ТС запасной шины (п. 5.7 Требований к ТС).

К слову, ранее в Правилах эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утв. Распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. № АК-9-р, которые действовали до конца 2007 года, были прописаны дополнительные рекомендации по частичной замене вышедших из строя шин. Доукомплектование автомобиля шинами советовали производить шинами того же размера и модели, что и установленные на автомобиле. Это обосновывалось тем, что шины одного и того же размера, но разных моделей могут отличаться по конструкции, иметь неодинаковые тип рисунка протектора, радиус качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики. А для обеспечения нормальной работы шин на сдвоенных колесах автомобиля рекомендовалось подбирать шины так, чтобы разница по величине износа протектора и величине диаметра шины была наименьшей. Несмотря на то что указанные нормы фактически уже не действуют, но указанные предписания согласуются с действующими положениями Технического регламента и не теряют своей актуальности, поэтому нелишним будет учитывать и эти советы.

Что касается применения восстановленных шин, то и здесь Технический регламент содержит некоторые ограничения. В частности, не допускается применение на передней оси ТС шин, восстановленных наложением нового протектора. Равно как запрещено и повторное восстановление шин с ранее уже восстанавливавшимся протектором, а также восстановление протектора шин, возраст которых превышает семь лет. В маркировке восстановленной шины должно присутствовать указание "Retread". Другие требования к восстановленным шинам касаются отражения на них знаков официального утверждения, запрета на указание в маркировке восстановленных шин более высоких, чем до восстановления, категории скорости и индекса несущей способности.

На задней оси ТС категории М, средней оси ТС категории М 3, средних и задней осях ТС категории N, на всех осях ТС категории O допускается применение шин с отремонтированными местными повреждениями, а в случае шин, имеющих маркировку "Regroovable", – также с рисунком протектора, углубленным методом нарезки в соответствии с документацией изготовителя шин (п. 5.8 Требований к ТС).

Напомним, требования, установленные Техническим регламентом, являются обязательными для применения и исполнения на территории ЕАЭС (п. 25 п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, Астана, 29 мая 2014 год). Аналогичные требования прописаны и в Межгосударственном стандарте ГОСТ 33997-2016 "Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки", введенном в действие Приказом Росстата от 18 июля 2017 г. № 708-ст). Действие его норм распространяется на эксплуатируемые на автомобильных дорогах колесные ТС категорий LМN и O.

Некоторые требования конкретизированы в зависимости от конкретного типа колесного ТС. Так, например, в отношении трех- и четырехколесных мототранспортных средств установлено, что давление воздуха в шинах должно соответствовать предписанному изготовителем (п. 1.4 Технических требований в отношении отдельных элементов и свойств объектов технического регулирования для оценки соответствия типов транспортных средств (шасси), Приложение № 3 к Техническому регламенту). А в числе требований к ТС категорий N и O в отношении защиты от разбрызгивания из-под колес – то, что грязезащитный кожух должен охватывать зону непосредственно перед шиной (или шинами), над ней и позади нее, а расстояние между брызговиком и задним краем шины, измеренным по горизонтали, должно быть не более 300 мм.

 

Сроки замены шин по сезону

Несмотря на то что в общих нормах содержится только указание на зимний и летний периоды – с декабря по февраль и с июня по август соответственно, наступление которого требует замены шин в зависимости от сезона, Технический регламент допускает установление и иных периодов в зависимости от характерных для государств – членов Союза климатических и географических факторов (п. 5.5 Технического регламента).

О порядке учета шин, включаемых в комплектацию транспортного средства или приобретаемых отдельно, а также об утилизации автомобильных шин можно прочитать в материале "Учет автомобильных шин (для бюджетной сферы)" в "Энциклопедии решений" системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

В национальном российском законодательстве указываются аналогичные техрегламенту периоды, но поскольку в зимнее время года нормы расхода топлива при работе автотранспорта повышаются в зависимости от климатических районов страны, то различаются и сроки перехода на зимние нормы по регионам России. Так, в республиках Калмыкия, Саха (Якутия), Астраханской, Волгоградской, Кировской, Магаданской, Оренбургской областях, в некоторых районах Красноярского и Хабаровского краев, а также в отдельных автономных округах сменить шины нужно было уже до 15 октября. В большинстве регионов России, включая Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Севастополь, республики Алтай, Бурятия, Башкортостан, Карелия, Крым, Мордовия, Татарстан и т. д., Амурскую, Брянскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Липецкую, Саратовскую, Томскую области и т. п. заменить резину на зимнюю необходимо до 1 ноября. Автомобилисты из Белгородской, Калининградской, Ростовской и Сахалинской областей (за исключением Курильского, Ногликского, Охинского, Северо-Курильского, Южно-Курильского районов) должны сделать это до 15 ноября, а из республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республик, Северной Осетии – Алании, Краснодарского и Ставропольского краев – до 1 декабря.

 

Неисправности шин, препятствующие эксплуатации ТС

Действующие ПДД содержат Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) (далее – Перечень неисправностей). Этот перечень предусматривает в том числе неисправности и условия, связанные с применением шин. Причем соответствующий раздел с 1 сентября 2023 года претерпел серьезные изменения.

Так, теперь эксплуатация ТС дополнительно запрещается, если:

  • установлены шины, размерность, категория скорости и несущая способность которых не предусмотрены изготовителем ТС в эксплуатационной документации;
  • установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август) или не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль) (последнее касается ТС категорий М 1 и N 1);
  • зимние шины, шины с шипами противоскольжения в случае их применения установлены не на все колеса ТС;
  • установлены шины с высотой протектора, равной высоте хотя бы одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин) этой шины.

Указанные ограничения действуют с 1 сентября 2023 года и являются обязательными для автомобилистов. Их нарушение грозит применением административных санкций по ст. 12.5 КоАП.

Кроме того, по-прежнему учитываются неисправности, связанные с максимальной остаточной глубиной рисунка протектора шин при отсутствии индикаторов износа, – такая глубина отличается в зависимости от категории ТС. Уточнено, что эта неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования. Это же касается остаточной глубины рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии (п. 5.4-5.5 Перечня неисправностей).

Одновременно сохранены такие неисправности, как:

  • местные повреждения шин (пробои, сквозные и несквозные порезы и т. п.), обнажающие корд, наличие расслоений в каркасе, брекере, борте (вздутия), местных отслоений протектора, боковины и герметизирующего слоя;
  • установка на одну ось ТС шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и не зимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора – эти требования не применяются в случае временной установки на ТС запасной шины (п. 5.6, п. 5.8 Перечня неисправностей).

Также Перечень неисправностей дополнен новым пунктом, посвященным установке восстановленных шин. В частности, запрещается устанавливать на передней оси ТС шины, восстановленные наложением нового протектора. Неисправностями считается и установка на других осях:

  • повторно восстановленных шин с ранее уже восстанавливавшимся протектором;
  • шин с восстановленным протектором, возраст которых превышает 7 лет;
  • восстановленных шин, в маркировке которых отсутствует слово "Retread";
  • шин с восстановленным протектором, на которых помимо маркировки отсутствует проставленный международный знак официального утверждения;
  • шин с восстановленным протектором, в маркировке которых указаны более высокие категории скорости и индекс несущей способности, чем до восстановления (п. 5.9 Перечня неисправностей).

Наконец, нарушением будет и установка шины с отремонтированными местными повреждениями, а в случае шин, имеющих маркировку "Regroovable", – применение шин с рисунком протектора, выполненным углубленным методом нарезки с нарушением предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации требований: на задней оси ТС категории М; средней оси ТС категории М 3; средних и задней осях ТС категории N; на всех осях ТС категории O (п. 5.10 Перечня неисправностей).

 

Ответственность за нарушение правил эксплуатации шин

До недавнего времени российское законодательство хоть и содержало ряд требований, касающихся установки и использования шин, но не предусматривало ответственности за некоторые нарушения. И только благодаря внесению вышеуказанных поправок в Перечень неисправностей стало возможным привлечение автомобилистов, нарушающих требования к шинам, к административной ответственности по ст. 12.5 КоАП РФ.

Так, с 1 сентября текущего года расширились случаи привлечения к ответственности за управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация ТС запрещена. Соответственно, нарушения новых требований к шинам теперь подпадают под ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ и могут повлечь предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб.

Например, теперь сотрудники Госавтоинспекции могут привлечь водителей к ответственности за езду на летних шинах в зимний период или за установку зимних шин не на все колеса автомобиля, квалифицируя такие нарушения как управление ТС, эксплуатация которых запрещена, по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Под эту статью теперь дополнительно подпадают все новые пункты соответствующего раздела Перечня неисправностей, посвященного шинам.

Следует помнить, что ответственность может грозить не только водителю, управляющему ТС с имеющимися неисправностями, но и должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию ТС. Так, выпуск на линию ТС, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 8 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ).

 

Судебная практика

ДТП, связанные с неправильной эксплуатацией шин

Как показывает судебная практика, неисправности, связанные с неправильной эксплуатацией шин, часто приводят к ДТП. И даже если нарушитель считает, что он не виновен в аварии, суд, как правило, поддержит решение инспектора Госавтоинспекции о привлечении к ответственности по ст. 12.5 КоАП РФ в силу того, что со стороны водителя нарушены ограничения, установленные Перечнем неисправностей.

Так, например, в одном из дел, рассматриваемых в Ростовской области, нарушитель, оштрафованный за то, что на задней левой оси его ТС со стороны водителя были установлены шины разных моделей с разным рисунком протектора, попытался обжаловать штраф в суде. Он старался убедить суд в том, что виновником ДТП является водитель второго автомобиля, который выехал на встречную полосу и допустил столкновение с задним колесом его прицепа, в результате чего у прицепа оторвались задний мост с колесами, а второй автомобиль выехал на обочину и перевернулся. Но поскольку штраф был назначен именно за имеющееся нарушение в части эксплуатации автомобиля с шинами с различными рисунками протектора, а в материалах дела не имелось доказательств, свидетельствующих, что шины с разными рисунками протектора были установлены временно, и истец направлялся в автосервис для их замены, суд поддержал решение сотрудника Госавтоинспекции и признал назначенный штраф обоснованным (Решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 4 сентября 2023 г. по делу № 12-33/2023).

В другом деле нарушение правил эксплуатации шин (износ протектора шин, установленных на колесах автомобиля, был выше нормы появления индикаторов износа по линии беговой дорожки) привело к наезду на пешехода. Помимо штрафа за наличие неисправности, запрещающей эксплуатацию ТС, нарушителю назначили уголовное наказание по ч. 1 ст. 264 Уголовного кодекса за нарушение ПДД или эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Виновный получил наказание в виде ограничения свободы сроком на один год с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением автомобилем, сроком на 6 месяцев (Приговор Георгиевского городского суда Ставропольского края от 17 августа 2023 г. по делу № 1-258/2023).

А в одном из дел, в рамках которого рассматривались обстоятельства ДТП, приведшего к гибели водителя такси, суд отметил, что при наличии имеющегося нарушения – остаточная глубина протектора шины задней оси слева составила 0 мм при допустимых 1,6 мм – выезд ТС на дороги общего пользования запрещен даже с целью добраться до станции технического обслуживания (Решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 28 июля 2023 г. по делу № 2-154/2023).

Другое дело было связано с предъявленным в суд регрессным требованием страховой компании, выплатившей пострадавшему в ДТП автовладельцу страховое возмещение, к реальному виновнику аварии. В ходе рассмотрения дела было доказано, что один из участников ДТП управлял ТС с изношенным протектором шин более допустимой нормы, именно на него была возложена ответственность за причиненный другим участникам аварии ущерб. Страховщику удалось взыскать с нарушителя более 131 тыс. руб. (включая сумму страхового возмещения, расходы по оплате госпошлины и услуг представителя) (Решение Улетовского районного суда Забайкальского края от 19 июня 2023 г. по делу № 2-319/2023).

 

Наличие неисправности, запрещающей эксплуатацию ТС

Другая категория дел, где фигурируют автомобильные шины, самая распространенная – она связана с наличием неисправности, запрещающей эксплуатацию ТС. Так, в одном из дел этой категории на покрышке заднего колеса тягача и на покрышках полуприцепа имелись отслоения протектора, обнажающие корд, за что нарушителю назначили штраф в сумме 500 руб. Водитель попытался обжаловать это решение в суде, ссылаясь на то, что при вынесении постановления инспектору было дано разъяснение, что обнаруженная неисправность была выявлена после погрузки на карьере, и водитель направлялся до ближайшей станции технического обслуживания для исправления неисправности, однако сотрудниками полиции были проигнорированы данные им пояснения. Однако суд эти доводы не убедили. Он напомнил, что п. 2.3.1 ПДД прямо предусматривает обязанность водителя ТС перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние автомобиля в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090. А если неисправности, с которыми запрещается эксплуатация ТС, возникли в пути, то водитель должен устранить их, а если это невозможно, – проследовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. В свою очередь, п. 11 Основных положений запрещает эксплуатацию автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, троллейбусов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, предусмотренных Перечнем неисправностей (Решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 24 августа 2023 г. по делу № 12-14/2023).

Другие дела имели аналогичный исход – привлечение к административной ответственности по ст. 12.5 КоАП РФ, но при иных условиях:

Во всех указанных случаях нарушители не смогли оспорить назначенное административное наказание в суде. Но иногда это все же удается – например, если не хватает доказательств, а в протоколе осмотра и в постановлении о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ содержатся некорректные формулировки. Так, в одном из дел нарушителю, на автомобиле которого были установлены шины, не соответствующие модели ТС, удалось доказать, что вынесенное в отношении него постановление не содержит всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, – в частности, не указано, на каких именно колесах установлены шины, имеющие размеры, не соответствующие установленным требованиям, какие шины установлены, не указаны сведения и пункты ГОСТа, которым не соответствует размер шин. При этом имеются формулировки, которые не применяются в законодательстве – "грязевая резина" и т. п. А приобщенные к постановлению фотографии не указывают на дату и место их изготовления, поэтому не свидетельствуют об относимости к рассматриваемым событиям. Суд постановил, что при таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица в силу закона подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на которых было вынесено постановление, – прекращению, поскольку протокол об административном правонарушении не составлялся, осмотр ТС и осуществление замеров в момент выявления административного правонарушения не осуществлялись, в связи с чем произвести дополнительный сбор доказательств не представляется возможным (Решение Валдайского районного суда Новгородской области от 8 августа 2023 г. по делу № 12-43/2023).

В деле с похожей фабулой – штраф назначен за то, что на автомобиле были установлены шины, по размеру не соответствующие модели ТС, – суду тоже не хватило доказательств правонарушения. Суд отметил, что описательно-мотивировочная часть постановления о привлечении к административной ответственности не содержит обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, как и мотивировку принятого решения, а содержит только цитату из диспозиции ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ без указания на фактические обстоятельства совершения правонарушения. В частности, без указания на размер шин, соответствующий модели ТС, и размер шин, фактически установленных на автомобиле на момент его осмотра инспектором ГИБДД. Суд отменил постановление сотрудника Госавтоинспекции и возвратил дело на новое рассмотрение (Решение Канского городского суда Красноярского края от 2 июня 2023 г. по делу № 12-218/2023).

В судебной практике имеются и дела, в рамках которых к ответственности привлекали должностных лиц, которые должны были следить за техническим состоянием выпускаемого на линию ТС. Так, в одном из дел санкции применены к начальнику транспортного отдела, который в силу своей должностной инструкции обязан был осуществлять организацию и проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС перед выездом на линию, контроль и проверку технического состояния автомобилей. Поскольку он выпустил на линию ТС, имеющее на задней оси шины с проявлением индикаторов износа, с которыми запрещена эксплуатация, ему назначили штраф по ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ (Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 19 июня 2023 г. по делу № 12-175/2023). А в другом – штраф получил исполняющий обязанности начальника контрольно-технического пункта технической части, который выпустил из парка воинской части машину, имеющую неисправность, – на шинах переднего левого, переднего правого и заднего правого колес автомобиля индикаторы износа по двум канавкам по всему периметру колеса сравнялись с поверхностью покрышки (Решение Калужского гарнизонного военного суда Калужской области от 25 мая 2023 г. по делу № 12-21/2023).

 

Некачественные шиномонтажные работы

Еще одна категория дел, встречающихся в судебной практике, связана с работами по замене шин, которые могут быть выполнены некачественно.

Так, в одном из дел автомобилист обратился в автосервис для шиномонтажа резины на своем автомобиле, замены летних шин на зимние. При этом был произведен ремонт одной шины. Через неделю после этого, находясь в дороге, водитель обнаружил, что спущено колесо, после чего установил запасное колесо и продолжил движение. Однако через некоторое время спустило и второе колесо, что в итоге привело к поломке диска. Осмотрев шины (летние и зимние), – к слову, за несколько месяцев до этого в той же мастерской проводилась замена зимних шин на летние – владелец автомобиля обнаружил, что все они порваны, то есть внутренний обод шин имеет повреждения. Пытаясь разобраться в причинах произошедшего, автомобилист обратился к фотографиям, сделанным во время шиномонтажа, на которых он заметил, что колесо на станке было расположено неправильно, шины не смазывались, подвергались излишнему натяжению и рвались.

Посчитав, что именно сотрудники шиномонтажной мастерской виновны в причинении ему убытков, владелец автомобиля обратился с иском к ИП – владельцу мастерской в районный суд, но получил отказ в удовлетворении своих исковых требований. Однако апелляционный суд это решение отменил и принял по делу новое, предписав взыскать с владельца шиномонтажа стоимость шиномонтажных работ в размере 1400 руб., неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя 1400 руб., убытки в сумме 71 970 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. руб. и штраф в размере 42 385 руб. Также ответчик оплатил судебные расходы, связанные с проведением дополнительной судебной экспертизы и уплатой госпошлины. Кассационный суд поддержал это решение.

Основным доказательством по делу послужило заключение эксперта, проводившего судебную техническую экспертизу. Последняя показала, что на предъявленных шинах имеются как естественные повреждения – проколы и порезы в зоне протектора и боковин, образованные в процессе эксплуатации, так и повреждения в нижней бортовой части шины, которая закрыта бортовыми закраинами обода, то есть в зоне, защищенной от воздействия внешней среды. Эксперт указал, что первый вид повреждений относится к естественному образованию в процессе эксплуатации шины (контактирование с колюще-режущими предметами), а второй вид имеет технологический характер образования (шиномонтажные работы или движение с недопустимо низким или отсутствующим давлением в шине). Также он подчеркнул, что технология шиномонтажа, отображенная на фотоснимках, имеющихся в материалах дела, нарушена (Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2022 г. по делу № 8Г-9451/2022[88-11893/2022]).

Другое дело было связано с рассмотрением иска о взыскании стоимости ремонта по устранению дефекта некачественного шиномонтажа автомобиля. Организация обратилась в шиномонтажную мастерскую за тем, чтобы заменить покрышки на всех колесах принадлежавшего ей автомобиля. Однако шины были заменены только на задних колесах, так как в процессе осмотра шин перед монтажом на одной из покрышек был обнаружен боковой порез. Истец убеждал суд в том, что до производства шиномонтажа никаких повреждений и порезов на покрышках не было, а сами покрышки год назад были заменены в той же шиномонтажной мастерской и просто хранились в гараже у истца. Для установления причины возникновения дефекта на шине истец вынужден был провести независимую экспертизу, которая показала, что критический неустранимый дефект имеет производственный характер и получен в результате несоблюдения правил эксплуатации шиномонтажного стенда при снятии или установке шины. Арбитражный суд постановил взыскать с шиномонтажной мастерской в пользу организации-истца стоимость ремонта по устранению дефекта некачественного шиномонтажа автомобиля в размере 67,9 тыс. руб., расходы за проведение экспертизы в размере 6 тыс. руб. и расходы по оплате госпошлины в сумме 2,7 тыс. руб. (Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2022 г. по делу № А07-26463/2022).

Однако с таким решением не согласился апелляционный суд. Он отметил, что, напротив, приведенные основания объективны и достаточны для выводов о том, что имущественные негативные риски ответчика не находятся в причинно-следственной связи с поведением ответчика. Он напомнил, что замена шины с дефектом не была начата, так как специалист заметил дефект на осмотре перед шиномонтажом (об этом было указано в разделе рекомендаций заказ-наряда). При этом заказчику была предоставлена возможность контролировать процесс оказания услуги через расположенное в зоне отдыха обзорное окно в сервисную зону и имеющиеся мониторы, на которые выведены камеры с каждого активного поста сервиса.

Что касается довода истца о том, что на шиномонтаж были привезены те же шины, которые он заменял в той же шиномонтажной мастерской годом ранее, то он тоже показался сомнительным для суда, ведь в деле не было никаких данных, идентифицирующих шины и позволяющих с уверенностью считать их идентичными (шины упаковываются и передаются в обычном полиэтиленовом обезличенном пакете, который завязывается на простой узел, опечатки, оклейки или иного способа специальной пайки данного мешка не производится, а следовательно, наличие заводской упаковки шиномонтажной мастерской не препятствует замене шин на другие). "Вместе с тем, учитывая обычную, сложившуюся, общепринятую практику смены шин в течение каждого летнего и зимнего сезона, все автовладельцы, для которых указанные действия не являются новыми и неизвестными, действуя разумно, осмотрительно, последовательно, не только проверяют состояние шин автомобиля до их установки на автомобиль, но и после, а также, поскольку различные производители шин, как заводы-изготовители, требуют определенных условий их хранения (влажность, температура, недопущение хранения на открытом пространстве, недопущение хранения при наложении шин друг на друга, и прочее), то также обеспечивают недопущение условий при хранении, которые влекут повышенный износ материала, из которого шины изготовлены, его преждевременное разрушение, для чего либо сами обеспечивают надлежащие условия хранения, либо обращаются к специализированным хранителям, либо, к организациям, которые оказывают услуги шиномонтажа и имеют возможности для функционала хранения", – подчеркнул суд.

Суд отметил, что сам по себе факт выполнения ответчиком шиномонтажных работ по снятию/установке зимних (летних) шин ранее не презюмирует, что спорные дефекты возникли именно в результате действий шиномонтажной мастерской.

Не понял суд и тот факт, почему в претензии истца к мастерской и в заказ-наряде указывается на порез на одной шине, а сумма предъявленных требований рассчитана уже из стоимости двух покрышек. Возникли сомнения и по поводу экспертизы, так как ответчик не был приглашен на осмотр и даже не был уведомлен о его проведении.

В итоге апелляционный суд отменил решение арбитражного суда и отказал в удовлетворении исковых требований (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 г. № 18АП-18361/22 по делу № А07-26463/2022).

 

***

Правильная эксплуатация шин – это не столько вопрос необходимости соблюдения законодательных предписаний, сколько вопрос обеспечения безопасности дорожного движения и защиты автомобилистов от угроз возникновения аварийных ситуаций. Поэтому автомобилистам не стоит игнорировать установленные правила.

Кроме того, нужно помнить, что отработанные автопокрышки и шины представляют собой ценное вторичное сырье, содержащее 45-52% натурального каучука, 25-35% технического углерода и 10-15% металла. Бюджетные учреждения, использующие в производственных и личных целях автомобильные шины, обязаны сдавать их на переработку на лицензированные предприятия, занимающиеся их централизованным сбором или утилизацией. Последовать их примеру следует и обычным автомобилистам, ведь изношенные шины, камеры, резиносодержащие отходы имеют широкое применение в производстве товарной резиновой крошки, регенерата изола, бризола, релина и иных материалов для частичной замены исходного сырья, в производстве кровельных рулонных материалов, шифера, черепицы, мастики и других гидроизоляционных материалов, изделий технического назначения (плиток для помещений и дорожных покрытий, колес для тележек, прокладок, резиновых ковриков), а также в качестве наполнителя в асфальтобетонные смеси при строительстве автомобильных дорог. К тому же, в планах федеральных властей – подумать над активным использованием переработанных резиносодержащих отходов в качестве добавок при производстве бетона, асфальтобетона и железобетона (Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 января 2018 г. № 84-р).

Документы по теме:

Читайте также: