Новости и аналитика Аналитические статьи Новые экологические требования к промышленным предприятиям

Новые экологические требования к промышленным предприятиям

Новые экологические требования к промышленным предприятиям - Аналитика: ГАРАНТ.РУ
© Elnur_ / Фотобанк Фотодженика

В этом материале

Из шести целевых показателей, достигнуть которых необходимо к 2030 году в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", половина – экологические. Это, напомним:

  • создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) для обеспечения сортировки 100% отходов, двукратное сокращение объема направляемых на полигоны отходов;
  • снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза;
  • ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, экологическое оздоровление водных объектов.

Данные показатели отражены и конкретизированы в реализуемых государственных программах в сфере экологии, в частности в госпрограмме "Охрана окружающей среды" и национальном проекте "Экология" (актуальная версия паспорта нацпроекта размещена на официальном сайте Минприроды России: mnr.gov.ru/activity/np_ecology/). Также экологический блок включен в Перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года.

В прошлом году, как сообщила заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко (вице-премьер координирует работу органов власти по экологическим вопросам) в ходе состоявшегося в Госдуме в апреле правительственного часа, на реализацию мероприятий госпрограмм и федеральных проектов в рамках нацпроекта было направлено около 293 млрд руб., кассовое исполнение – более 99%, все основные показатели, установленные на 2022 год, были достигнуты. В этом году на реализацию мероприятий, предусмотренных госпрограммами и нацпроектом, из бюджета будет выделено 286 млрд руб.

О результатах, достигнутых в сфере обращения с ТКО по состоянию на конец прошлого года, а также о первых итогах реализации новых норм, касающихся отходов I и II классов опасности, ГАРАНТ.РУ писал ранее. Сейчас расскажем, как идет работа по ликвидации объектов накопленного вреда, проанализируем законодательные изменения, направленные на предотвращение появления новых таких объектов, а также нововведения, касающиеся эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ, и поделимся информацией о том, что предположительно будет включать в себя единый проект по оздоровлению водоемов, который планируется запустить в 2025 году.


Ликвидация накопленного вреда окружающей среде

По статистическим данным, которыми оперирует Правительство РФ, ежегодно в России образуется почти 8,5 млрд тонн отходов, большую часть из которых составляют отходы недропользования – более 8 млрд тонн. Объем ТКО, которые являются одним из самых обсуждаемых видов отходов, – около 50 млн тонн, промышленных отходов – более 110 млн тонн.

Законодательные изменения, касающиеся промышленных отходов, обсуждаются не так широко, но являются не менее важными. Например, в соответствии с так называемым усольским законом – Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ (далее – Закон № 446-ФЗ) – существенно меняется порядок ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду в связи с эксплуатацией опасных производственных объектов. Поскольку большая часть его положений вступит в силу с 1 сентября 2023 года, считаем целесообразным рассмотреть наиболее важные из них.


"Усольский" закон: ликвидация вреда, причинного за время эксплуатации промышленного объекта, за счет его владельца

Итак, с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) дополняется гл. VII.1, закрепляющей особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации отдельных производственных объектов. В частности – необходимость реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации объекта при выводе его из эксплуатации (консервации или ликвидации).

Соответствующий план мероприятий, документы, подтверждающие финансовое обеспечение их реализации, сведения о заключении государственной экологической экспертизы плана, а также о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации предусмотренных планом мероприятий должны будут представляться в Росприроднадзор следующими субъектами.

 

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которым принадлежат отдельные производственные объекты, – не позднее чем за пять лет до истечения срока эксплуатации объекта, указанного в проектной документации (п. 3 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ). До 1 марта 2035 года к таким объектам будут относиться: 1) объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды (за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами), а также угольные шахты, на которых ведутся горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых (то есть объекты, включенные в государственный реестр опасных производственных объектов в соответствии с подп. "д"-"ж" п. 1, п. 5 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"); 2) объекты размещения отходов I и II классов опасности (ч. 10 ст. 7 Закона № 446-ФЗ).

После указанной даты отдельными производственными объектами, до вывода из эксплуатации которых их владельцам необходимо будет реализовать план мероприятий по ликвидации загрязнения окружающей среды, будут считаться объекты, включенные в специальный реестр, вести который будет Росприроднадзор (п. 1 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ)

 

Владельцами угольных шахт – не позднее чем за пять лет до истечения наиболее раннего из установленных лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или срока разработки месторождения полезных ископаемых, предусмотренного техническим проектом разработки месторождений (п. 4 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ).

Информацию о сроках эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами, сроках пользования участками недр, разработки месторождений полезных ископаемых владельцы таких объектов обязаны будут сообщать в Росприроднадзор в течение шести месяцев со дня их ввода в эксплуатацию (п. 6 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ). В отношении объектов, введенных в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года, то есть до вступления в силу новых требований, такие сведения должны быть поданы до 1 марта 2025 года (ч. 3-4 ст. 7 Закона № 446-ФЗ).

При реконструкции объектов, изменении сроков их эксплуатации, продлении сроков пользования участком недр или разработки месторождения полезных ископаемых соответствующее уведомление должно быть направлено в Росприроднадзор – с реквизитами заключения государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию и разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированных зданий и сооружений либо реквизитами лицензии на пользование недрами, решения о согласовании технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых соответственно. В таком случае план мероприятий и документы, которые должны подаваться в Росприроднадзор вместе с ним, направляются не позднее чем за пять лет до истечения измененного срока эксплуатации, пользования или разработки (п. 5-6 ст. 56.2 Закона № 7-ФЗ).

Все самые важные документы в сфере промышленной безопасности, экологии, охраны труда, технического регулирования и стандартизации, метрологического обеспечения – в Справочнике промышленника системы ГАРАНТ.

Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Требования к содержанию плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, порядок проведения проверки сметной стоимости предусмотренных им мероприятий, выдачи заключения по ее итогам и определения размера платы за проверку предстоит определить Правительству РФ (п. 2-3 ст. 56.2 Закона № 7-ФЗ).

Документами, подтверждающими финансовое обеспечение предусмотренных планом мероприятий, могут быть независимая гарантия уплаты необходимых для их реализации сумм, поручительство по обязательству об уплате этих сумм, документ о создании резервного фонда, средств которого достаточно для реализации мероприятий (стоит подчеркнуть, что размещаться данные средства будут на счетах эскроу). Может предъявляться как один из этих документов, так и все они вместе – главное, чтобы совокупный размер финансового обеспечения соответствовал сметной стоимости реализации предусмотренных планом мероприятий, которая признана обоснованной (п. 1 ст. 56.3 Закона № 7-ФЗ). Выдавать в указанных целях независимые гарантии, заключать договоры поручительства, открывать счета эскроу смогут организации, отвечающие требованиям, которые установит Правительство РФ, – они будут включены в специальный перечень (п. 3 ст. 56.3 Закона № 7-ФЗ).

За два месяца до наступления того срока, когда план мероприятий и направляемые одновременно с ним документы и сведения (перечисленные в п. 3-4 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ) должны быть представлены в Росприроднадзор, служба будет направлять владельцам отдельных производственных объектов предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований – разумеется, если данная обязанность еще не исполнена. Невыполнение этой обязанности в течение трех месяцев с момента наступления установленного срока представления указанных документов и сведений может считаться индикатором риска нарушения обязательных требований (п. 9 ст. 56.2 Закона № 7-ФЗ).

Владельцы, не исполнившие установленные п. 3-4 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ требования, будут обязаны уплатить компенсационный платеж в размере, который определит Росприроднадзор по итогам проведения внеплановой выездной проверки с учетом степени загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации соответствующего объекта (ст. 56.4 Закона № 7-ФЗ). Методику его расчета предстоит утвердить Правительству РФ.

Срок для уплаты компенсационного платежа – три месяца со дня предъявления Росприроднадзором соответствующего требования. Если в течение двух месяцев с указанной даты владелец отдельного производственного объекта все же представит необходимые документы и сведения, он освобождается от уплаты компенсационного платежа.

В случае неисполнения организацией или ИП обязанности по уплате платежа в добровольном порядке, он взыскивается через суд. Правом на подачу соответствующих исков наделяются должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль (п. 1 ст. 66 Закона № 7-ФЗ в редакции Закона № 446-ФЗ).

Обязательно нужно обратить внимание на положение, закрепляющее последствия неисполнения решения суда об уплате компенсационного платежа акционерным обществом: согласно п. 6 ст. 56.4 Закона № 7-ФЗ такое АО не вправе принимать решение о выплате дивидендов по акциям, а в случае принятия такого решения – выплачивать объявленные дивиденды до исполнения указанного обязательства.

После принятия решения о выводе объекта, в отношении которого уплачен компенсационный платеж, из эксплуатации он приравнивается к объектам накопленного вреда окружающей среде и включается в государственный реестр таких объектов, который ведет Минприроды России, в течение 30 рабочих дней со дня поступления от владельца объекта уведомления о принятом решении и подтверждающего уплату компенсационного платежа документа. Ликвидацией накопленного вреда на таких объектах будет заниматься уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п. 9 ст. 56.4 Закона № 7-ФЗ).

Важно иметь в виду, что уплата компенсационного платежа не освобождает владельца отдельного производственного объекта от обязанности компенсировать вред, причиненный окружающей среде в результате аварии на нем (п. 10 ст. 56.4 Закона № 7-ФЗ).

Итоги реализации мероприятий по охране окружающей среды при выводе отдельных производственных объектов из эксплуатации
Дизайн: Анастасия Сторчеус

С 1 сентября 2023 года начнут также действовать следующие изменения.

 

Особенности совершения сделок по отчуждению отдельных производственных объектов, а также проведения реорганизации юридических лиц – владельцев таких объектов. Если продажа объекта или реорганизация организации (за исключением преобразования) происходит за пять и менее лет до истечения срока эксплуатации объекта, юридическое лицо либо ИП – потенциальный покупатель, а также организация – правопреемник реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, должны представить в Росприроднадзор документы и сведения, указанные в п. 3-4 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ. Если в отношении объекта уплачен компенсационный платеж, в ведомство направляются документы, подтверждающие его уплату (п. 8 указанной статьи).

Если отчуждение отдельного производственного объекта или реорганизация его владельца осуществляются более чем за пять лет до истечения срока эксплуатации, претендующее на приобретение объекта лицо или правопреемник реорганизованной организации должны представить в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (какой, пока неясно, вероятно, это будет уточнено подзаконным нормативным актом) подтверждение своей финансовой обеспеченности – порядок ее определения также установит кабинет министров (п. 9-10 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ).

В обоих указанных случаях покупателю или правоопреемнику будет выдаваться заключение о финансовой обеспеченности юридического лица или ИП – Росприроднадзором или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом власти (в течение 20 рабочих дней со дня получения документов и сведений, указанных выше). Выдавший заключение орган должен будет направить его в Росреестр и ФНС России в течение трех рабочих дней со дня выдачи (п. 12 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ).

Не нужно будет получать заключение о финансовой обеспеченности нового владельца отдельного производственного объекта, если он отчуждается юридическим лицом своему дочернему обществу или одним дочерним обществом организации другой ее дочке более чем за пять лет до истечения срока эксплуатации. В таком случае в уполномоченный орган представляются информация о сделке и документы, подтверждающие доли владения основного общества в уставном капитале дочерних обществ, а он в течение 20 рабочих дней с момента их получения направляет уведомление о сделке в ФНС России и Росреестр (п. 11-12 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ). Стоит иметь в виду, что основное общество несет субсидиарную ответственность за реализацию новым собственником отдельного производственного объекта мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате его эксплуатации.

 

В сведения о юридических лицах и об ИП, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, будет включаться информация о том, что лицу принадлежит отдельный производственный объект (то есть объект, указанный в п. 1 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ), в связи с чем отчуждение такого объекта и реорганизация его собственника, за исключением преобразования (для юридических лиц) будут возможны только при наличии заключения о финансовой обеспеченности или уведомления о сделке, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды (подп. "х" п. 1, подп. "с" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

 

Сведения об отнесении объекта недвижимости к производственным объектам, указанным в п. 1 ст. 56.1 Закона № 7-ФЗ, отчуждение которых возможно при наличии заключения о финансовой обеспеченности юридического лица, ИП или уведомления о сделке, предусмотренных этим законом, будут включаться в кадастр недвижимости (п. 30 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Непредставление такого заключения или уведомления будет являться основанием для приостановления регистрация перехода прав на отдельный производственный объект (п. 64 ч. 1 ст. 26 данного закона).

 

В сообщении о продаже предприятия должника в рамках банкротства будет содержаться информация о том, что в случае, если продается отдельный производственный объект или предприятие, в состав имущества которого он входит, продажа допускается только при наличии у покупателя заключения о финансовой обеспеченности или уведомления о сделке, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды. Продать часть имущества должника, относящегося к производственному объекту, будет невозможно (абз. 16 п. 10 ст. 110, п. 6 ст. 111 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Разработка законодательных изменений, устанавливающих особенности ликвидации накопленного вреда окружающей среде на выводящихся из эксплуатации объектах промышленной инфраструктуры, осуществлялась в соответствии с подп. "е" п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 2 августа 2020 г. № Пр-1210, утвержденного по итогам совещания об экологической ситуации в Усолье-Сибирском, – поэтому Закон № 446-ФЗ и стал известен как усольский. В городе, напомним, действовал режим чрезвычайной ситуации в связи с состоянием промышленной площадки, на которой хранились отходы химического производства (образованные за время работы химического предприятия "Усольехимпром", производственная деятельность которого прекратилась в 2010 году). Отменен он был 1 июня 2022 года (Указом губернатора Иркутской области от 25 мая 2022 г. № 96-уг) в результате выполнения первоочередных мероприятий по приведению в безопасное состояние подвергшихся загрязнению объектов – ликвидация накопленного вреда осуществляется на основании упомянутого перечня поручений главы государства за счет федерального бюджета. Согласно утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2020 г. № 2819-р дорожной карте все работы по устранению загрязнений должны быть завершены до конца 2024 года. Помимо мероприятий по ликвидации накопленного вреда, планируется построить в Усолье-Сибирском экотехнопарк по обращению с отходами I и II классов опасности. Он будет специализироваться на переработке ртутьсодержащих отходов – об этом ГАРАНТ.РУ рассказывал здесь.

Таким образом, реализация перечисленных новых положений, введенных Законом № 446-ФЗ, должна предотвращать такие ситуации, когда при выводе промышленного объекта из эксплуатации вред, накопленный за время его деятельности, не ликвидируется владельцем непосредственно или путем внесения компенсационного платежа в необходимом размере.

Кроме того, следует напомнить, что Законом № 446-ФЗ был закреплен принцип окрашивания экологических платежей. Целевой характер носят средства, внесенные в бюджет в виде:

  • платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16.6 Закона № 7-ФЗ);
  • административных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (ст. 75.1 Закона № 7-ФЗ);
  • платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения обязательных требований, а также по искам о возмещении такого вреда (ст. 78.2 Закона № 7-ФЗ).

Эти средства направляются исключительно на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации вреда, иные мероприятия по предотвращению или снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Средства, зачисленные в региональные и местные бюджеты, используются в соответствии с региональными планами мероприятий, которые разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с Минприроды России. Правила разработки и согласования этих планов, а также перечень мероприятий, которые могут в них включаться, утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2022 г. № 1370.

Внесенные в федеральный бюджет средства направляются на указанные выше виды природоохранных мероприятий на основании отдельных решений Правительства РФ.

Целевыми будут и средства, зачисляемые в федеральный бюджет в виде компенсационных платежей, – они будут направляться на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов (п. 7-8 ст. 56.4 Закона № 7-ФЗ).


Ликвидация объектов накопленного вреда за счет государства

Масштабная работа по ликвидации объектов накопленного вреда проводится в настоящее время в соответствии с федеральным проектом "Чистая страна" (входит в нацпроект "Экология"). Предусмотренные в рамках проекта мероприятия реализуются по двум направлениям.

  1. Ликвидация наиболее опасных объектов: заброшенных промышленных предприятий, полигонов, хвостохранилищ и пр. В прошлом году были ликвидированы восемь таких объектов в Московской и Челябинской областях, республиках Бурятия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Таким образом, целевой показатель в 74 наиболее опасных объекта, ликвидированных к концу 2022 года, достигнут, сообщила1 Виктория Абрамченко. В этом году, по словам вице-премьера, планируется ликвидировать четыре объекта, в том числе завершить рекультивацию полигона "Ядрово" в Московской области (площадь: более 30 га, закрыт в 2020 году). На проведение этих мероприятий из бюджета выделено 6,8 млрд руб. Всего до конца 2024 года должно быть ликвидировано 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда, что позволит улучшить качество жизни почти 7,2 млн человек (такие целевые показатели установлены в паспорте нацпроекта "Экология").
  2. Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов. В прошлом году, по данным Правительства РФ, завершена рекультивация 19 свалок общей площадью более 140 га в 14 регионах: Калининградской, Калужской, Кировской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Тверской областях, Кабардино-Балкарской, Чеченской и Чувашской республиках, республиках Ингушетия и Крым. Всего за период реализации федерального проекта "Чистая страна" ликвидировано 58 несанкционированных свалок общей площадью более 500 га – эти площади возвращены в хозяйственный оборот. В 2023 году должны быть ликвидированы еще 53 свалки – на это в бюджете предусмотрено 22,7 млрд руб. К концу 2024 года число ликвидированных несанкционированных свалок должно составить 191, это позволит улучшить качество жизни более 20,4 млн человек.

Кроме того, ликвидация объектов накопленного вреда, в том числе несанкционированных свалок, заброшенных скважин, затопленных кораблей, осуществляется в рамках федерального проекта "Генеральная уборка" (в прошлом году он был включен в государственную программу "Охрана окружающей среды"). Всего за время реализации проекта – до 2030 года – предполагается ликвидировать 1929 таких объектов. Как сообщается в материалах с официального сайта Правительства РФ, на первый этап – 2022-2024 годы – из федерального бюджета планируется выделить 20 млрд руб. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета для софинансирования расходов регионов на реализацию соответствующих природоохранных проектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1132.

Отдельно предусмотрены правила субсидирования мероприятий по подъему затонувших судов в Дальневосточном федеральном округе (Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. № 1222). До конца 2024 года планируется утилизировать 213 таких судов – на эти цели из федерального бюджета будет выделено около 1 млрд руб.


Чистый воздух

Главная цель федерального проекта "Чистый воздух" (входит в нацпроект "Экология") – кардинальное снижение уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах России. Изначально участниками проекта были 12 городов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. В них с 1 января 2020 по 31 декабря 2026 года проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения воздуха (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ; далее – Закон № 195-ФЗ). Для каждой территории эксперимента Правительство РФ по представлению высшего должностного лица соответствующего региона утверждает комплексный план мероприятий по снижению выбросов. Комплексный план включает в себя:

  • целевые показатели, которые должны быть достигнуты в ходе его реализации;
  • перечень мероприятий по снижению выбросов от всех источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: не только промышленных предприятий, но и объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также показатели снижения выбросов;
  • список иных мероприятий, позволяющих улучшить качество атмосферного воздуха;
  • сроки выполнения мероприятий, источники и объемы их финансирования;
  • сведения об ответственных за выполнение указанных мероприятий органах власти и местного самоуправления, юридических лицах и ИП.

При запуске эксперимента (о нем портал ГАРАНТ.РУ писал здесь) планировалось, что он завершится 31 декабря 2024 года, но в прошлом году было принято решение о его продлении на два года.

По данным Правительства РФ, мероприятия, реализуемые в рамках федерального проекта "Чистый воздух", позволили по итогам 2022 года снизить выбросы в атмосферный воздух на 11%.

Нужно отметить, что регионы получают на эти цели трансферты из федерального бюджета – распределение бюджетных ассигнований в 2022 и 2023 годах происходит на основании Распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2021 г. № 1577-р.

Совсем недавно были утверждены условия льготной кредитной программы для предприятий топливно-энергетического комплекса, расположенных в 12 городах – участниках федерального проекта (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2023 г. № 709). До 31 декабря 2024 года за счет средств федерального бюджета будут субсидироваться ставки по кредитам, взятым организациями или ИП после 1 января 2023 года на срок не более 10 лет в целях проведения на объектах электроэнергетики и теплоснабжения мероприятий по проектированию, строительству или реконструкции установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых опасных загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух. Максимальная ставка по таким льготным кредитам до конца следующего года будет составлять 3% годовых.

С 1 сентября текущего года в перечень территорий эксперимента по квотированию выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха войдут еще 29 городских поселений и городских округов в Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях, республиках Бурятия, Дагестан, Тыва, Хакасия, Астраханской, Иркутской, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Ростовской, Сахалинской областях (их список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 7 июля 2022 г. № 1852-р; возможность расширения перечня территорий эксперимента закреплена в ч. 3 ст. 1 Закона № 195-ФЗ). Для них эксперимент продлится до конца 2030 года. Целевой показатель его проведения – снижение на территориях этих поселений и округов выбросов приоритетных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза по по сравнениями с показателями 2020 года.

Стоит упомянуть также о том, что с 1 января 2024 года вступит в силу требование об оснащении стационарных источников выбросов, которые расположены на квотируемых объектах, являющихся объектами I и II категорий (то есть оказывающих значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду), системами автоматического контроля по предусмотренным Законом № 7-ФЗ правилам с учетом особенностей создания и эксплуатации таких систем на квотируемых объектах, которые определит Правительство РФ (ч. 18-19 ст. 5 Закона № 195-ФЗ).

Сроки оснащения такими системами источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ таковы:

  • в 12 городах, которые первоначально являлись участниками эксперимента по квотированию выбросов, – до 31 декабря 2025 года;
  • в поселениях и округах, на которые эксперимент распространяется по решению Правительства РФ, – в течение двух лет и шести месяцев после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.

Для загрязняющих веществ, не являющихся приоритетными, система автоматического контроля выбросов будет создаваться в сроки и по требованиям, установленным п. 9-10 ст. 67, п. 3 ст. 85 Закона № 7-ФЗ (ч. 5.1-5.3 ст. 11 Закона № 195-ФЗ).


Оздоровление водных объектов

Нацпроект "Экология" включает в себя три водных проекта:

  • федеральный проект "Оздоровление Волги", предусматривающий, в частности, сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в Волгу. По экспертным оценкам, Волга является водным объектом с самой высокой антропогенной нагрузкой: на берегах реки и ее основных притоков проживает около 60 млн человек, в бассейне Волги сосредоточено 45% промышленного и 50% сельскохозяйственного потенциала. Как сообщила Виктория Абрамченко, в рамках реализации проекта уже введено в эксплуатацию 93 очистных сооружения на территории 15 волжских регионов, что позволило снизить объем сброса неочищенных стоков в реку в 1,4 раза;
  • федеральный проект "Сохранение озера Байкал", одна из главных целей которого – сохранение и восстановление биоресурсного потенциала и биологического разнообразия водных объектов Байкальской природной территории, снижение антропогенной нагрузки на экосистему Байкала. "Для сохранения озера Байкал работаем единой командой с депутатами прибайкальских регионов на площадке соответствующей правительственной комиссии, – подчеркивает Виктория Абрамченко. – Наша задача – убрать с территории несанкционированные свалки, внедрить комплексный мониторинг и, самое главное, ликвидировать наследие бывшего целлюлозно-бумажного комбината в городе Байкальске". По словам вице-премьера, на данный момент ликвидировано уже девять несанкционированных свалок площадью 29 га в пределах центральной экологической зоны Байкала, продолжается реконструкция канализационных очистных сооружений в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия;
  • федеральный проект "Сохранение уникальных водных объектов", предполагающий проведение с участием населения экологических мероприятий по очистке берегов водных объектов, русел рек. В прошлом году, по сообщенным Викторией Абрамченко данным, было реализовано около 22 тыс. таких мероприятий, в них приняли участие более 1 млн волонтеров.

Тем не менее указанными проектами охвачены далеко не все водоемы, нуждающиеся в защите и восстановлении. Поэтому в 2025 году будет запущен единый федеральный проект по экологическому оздоровлению водных объектов. Как сообщается на официальном сайте Правительства РФ2, в него планируется включить, помимо Волги, реки Иртыш, Дон, Амур, Урал, Нева, Волхов, Терек, озеро Ильмень.

Заинтересованным ведомствам совместно с регионами поручено провести своего рода инвентаризацию водных объектов, выявить ключевые проблемы, сформировать перечень необходимых для их устранения мероприятий.

Минстрою России предстоит оценить состояние ливневых и очистных сооружений в населенных пунктах, Росприроднадзору – представить сведения о программах по модернизации очистных сооружений предприятиями, относящимися к объектам I и II категории, Минпромторгу России – информацию о действующих и разрабатываемых механизмах поддержки промышленных предприятий по переходу на наилучшие доступные технологии, Минсельхозу России – разработать предложения по снижению объемов диффузного стока с сельскохозяйственных полей (который ведет к попаданию в водоемы агрохимикатов и биогенных соединений).


***

Как видно, работа и по ликвидации опасных объектов накопленного вреда и предотвращению появления новых таких объектов, и по снижению выбросов загрязняющих веществ в воздух, и по оздоровлению водных объектов ведется активно, так что установленные Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 целевые экологические показатели действительно должны быть достигнуты к 2030 году. 

______________________________

1 На оперативном совещании Председателя Правительства РФ с вице-премьерами (government.ru/news/47825/). 
2 Информация о совещании, проведенном для обсуждения подготовки единого федерального проекта по экологическому оздоровлению водных объектов (government.ru/news/48091/). 

Документы по теме:

Читайте также: